/
Результат поиска


Давыдов И. В. (Епископ Якутский и Ленский Зосима). Якутский протоиерей Николай Миронович // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 2 (35). С. 32-51.
PDF
В статье повествуется о жизненном пути протоиерея Николая Мироновича (1895–1979), несшего свое служение в Западной Белоруссии (на территории до 1939 г., принадлежавшей Польше), в годы Второй мировой войны — в Псковской православной миссии, в Литве. После войны протоиерей Николай пережил многолетнее заключение в Норильском лагере. После освобождения в 1956 г. служил в Якутии, где оставил о себе добрую память.
Польская Автокефальная Православная Церковь, Псковская Православная Миссия, митрополит Сергий (Воскресенский), Якутская епархия
Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов И. В.)
Давыдов И. П. От иконописи — к иконике (критический анализ эпистемы православной иконологии) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 49-58.
PDF
В статье выясняется логический объем понятий «иконика», «иконоведение», «иконография», «иконология», «философия иконы», «богословие иконы», с одной стороны, и «иеротопия», «иеротопика» — с другой, а также выстраивается логически непротиворечивая эпистемологическая иерархия «изо/иконо-дисциплин» с учетом метатеоретического и междисциплинарного уровней их компетенции и определяется место православной иконологии в этой иерархии.
православная икона, иконический знак, философия иконы, богословие иконы, иконоведение, иконография, иконология, иконика, иеротопия, иеротопика
Давыдов Иван Павлович
Давыдов И. П. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 148-151. — Рец. на кн.: Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии. М.: ББИ, 2010 (Богословие и наука). 410 с.
PDF
Давыдов Иван Павлович
Давыдов И. П. Философия? Религии? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 123-128. — Рец. на кн.: Философия религии: альманах 2006—2007 / В. К. Шохин, отв. ред. Наука, 2007; Философия религии: Альманах 2008—2009 / В. К. Шохин, отв. ред. Языки славянских культур, 2010; Философия религии: Альманах 2010—2011 / В. К. Шохи
PDF
Давыдов Иван Павлович
Давыдов И. П. Сравнительно-функциональный анализ мифа и ритуала как составляющих частей мифоритуального религиозного комплекса // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 39-56.
PDF
Автор затрагивает проблему существования в системе религиоведческого знания такого направления, как ритуалистика, предмет которой — мифоритуальный комплекс — до недавнего времени не оказывался в фокусе внимания специалистов, и предпринимает попытку дать определение мифоритуала, обозначив его генезис и основные характеристики мифа и ритуала как феноменов культуры. В решении вопросов взаимосвязи мифа и ритуала в качестве основного метода выступает функциональный анализ, при этом автор опирается на достижения московской и билефельдской школ социологии религии, теории обряда / ритуала В. Н. Топорова, А. К. Байбурина и К. С. Сарингуляна, а также на философию мифа М. Элиаде и взгляды представителей кембриджской школы. В ходе сравнительного анализа 36 функций ритуала, 12 функций мифа и 24 функций религии автор приходит к выводу, что количество функций мифа, выявленных отечественными и зарубежными специалистами по социальной антропологии, этнологии и фольклористике, относительно невелико и более соразмерно количеству социальных функций религии, нежели ритуала. Делается предположение, что религия в ходе своей эволюции наследует около половины функций, присущих первичному мифоритуальному комплексу, насчитывающему 48 функций.
религия, мифоритуал, функции мифа, функции ритуала, ритуалистика, социология религии, этнолингвистика, функциональный анализ, сравнительный анализ
1. Bajburin A. K. Ritual v tradicionnoj culture. Strukturno-semanticheskij analiz vostochnoslavjanskih obrjadov (Ritual in the traditional Culture. Structural-semantical analysis of the East-Slavic Rites). Saint Petersburg, 1993.
2. Bajburin A. K. Zhilishhe v obrjadah i predstavlenijah vostochnyh slavjan (Dwelling in the Rites and Ideas of the Eastern Slavs). Мoscow, 2005.
3. Bascom W. 1957. The Myth-Ritual Theory. Journal of American Folklore, no. 70. pp. 103-114.
4. Belova O. V. Jetnokul’turnye stereotipy v slavjanskoj narodnoj tradicii (Ethnocultural Stereotypes in the Slavic folk Tradition). Мoscow, 2005.
5. Civ’jan T. V. Lingvisticheskie osnovy balkanskoj modeli mira (Linguistic Bases of the Balkan world Model). Мoscow, 1990.
6. Civ’jan T. V. Model’ mira i ee lingvisticheskie osnovy (World Model and its linguistic Bases). Мoscow, 2006.
7. Coraev Z. U. Mifi cheskij smysl i social’nyj kod (Mythical Sense and social Code). Saint Petersburg, 2007.
8. Davydov I. P. 1998. Obrjady religioznye. Prazdniki hristianskie (Religious ceremonies. Christian Holidays). Jablokov I. N. (ed.) Religiovedenie. Мoscow, 1998, pp. 430-431, 444-448.
9. Davydov I. P. 2012. Filosofija v sovremennom mire: dialog mirovozzrenij: Materialy VI Rossijskogo filosofskogo kongressa (Nizhnij Novgorod, 27–30 ijunja 2012 g.). N. Novgorod, 2012, no. 3, pp. 310-311.
10. Fontenrouz D. Obrjadovaja teorija mifa (Ritual Theory of the Myth). Saint Petersburg, 2003, pp. 123-125.
11. Golos i ritual. Materialy konferencii (maj 1995 g.) (Voice and Ritual. Material of the Conference on May 1995). Мoscow, 1995.
12. H’juman S. Obrjadovaja teorij a mifa (Ritual Theory of the Myth). Saint Petersburg, 2003, pp. 177-197.
13. Hrenov N. A. (ed.) Mif i hudozhestvennoe soznanie XX veka (Myth and artistic Awareness in XX c.). Мoscow, 2011.
14. Jeliade M. Aspekty mifa (Aspects of the Myth). Мoscow, 1996.
15. Jeliade M. Mify. Snovidenija. Misterii (Myths. Dreams. Mysteries). Мoscow, 1996.
16. Klakhon K. Obrjadovaja teorij a mifa (Ritual Theory of the Myth). Saint Petersburg, 2003, p. 165.
17. Kobzev A. I., Torchinov E. A. 1994. Titarenko M. L. (ed.) Kitajskaja filosofija (Chinese Philosophy). Мoscow,1994 , pp. 166-169.
18. Konrad L. Agressija (tak nazyvaemoe “zlo”) (Aggression (so-called “evil”)). Мoscow, 2001.
19. Kravchenko A. I. (ed.) Kul’tura i kul’turologij a: Slovar’ (Culture and Culturology: Glossary). Мoscow, 2003.
20. Kun czy. 1972. Lun' juj (The Analects). Drevnekitajskaja filosofi ja. Мoscow, 1972, no. 1, p. 143.
21. Lapteva L. P. Istorij a slavjanovedenij a v Rossii v XIX veke (History of the Slavic Studies in XIX c. Russia). Мoscow, 2005.
22. Levkievskaja E. E. Slavjanskij obereg. Semantika i struktura (Slavic Amulet. Semantics and Structure). Мoscow, 2002.
24. Malinovskij B. Magija, nauka i religija (Magics, Science and Religion). Мoscow, 1998, p. 281.
25. Meletinskij E. M. Paleoaziatskij mifologicheskij jepos. Cikl vorona (Paleo-Asian Mythological Epos. The Cicle of the Raven). Мoscow, 1979.
26. Meletinskij E. M. Pojetika mifa (Poethics of the Myth). Мoscow, 19952.
27. Merdok D. P. Social’naja struktura (Social Structure). Мoscow, 2003
28. Mirecki P., Meyer M. (eds.) Magic and Ritual in the Ancient World. Leiden, 2002.
29. Monter E. W. Ritual, Myth and Magic in Early Modern Europe. Brighton, 1984.
30. Monter U. Ritual, mif i magij a v Evrope rannego Novogo vremeni (Ritual, Myth and Magic in Early Modern Europe). Мoscow, 2003.
31. Novik E. S. Obrjad i fol’klor v sibirskom shamanizme: Opyt sopostavlenij a struktur (Rite and Folklore in the Siberian Shamanism: Experince of the Comparison of Structures). Мoscow, 2004.
32. Osipova O. V. Drevnegrechesko-russkij i latinsko-russkij slovari osnovnyh terminov religiovedenija (Old Greek-Russian and Latin-Russian Dictionaries of the basic Terms of religious Studies). Мoscow, 2007.
33. Radin P. Trikster. Issledovanie mifov severoamerikanskih indejcev s kommentarij ami K. G. Junga i K. K. Keren’i (Trickster. Study of the Myths of the North-American Indians with the Commentaries of K. Jung and K. Kerenyi). Saint Petersburg, 1999.
34. Rozhdenie rebenka v obychajah i obrjadah. Strany zarubezhnoj Evropy (The Birth of the Child in Customs and Rites in Europe). Мoscow, 1997.
35. Salamone F. A. (ed.) Encyclopedia of religious rites, rituals, and festivals. New York, 2004.
36. Sedakova O. A. Pojetika obrjada. Pogrebal’naja obrjadnost’ vostochnyh i juzhnyh slavjan (Poethics of the Rite. Funeral Rites of the Eastern and South Slavs). Мoscow, 2004.
37. Shaub I. Ju. Mif, kul’t, ritual v Severnom Prichernomor’e (VII–IV vv. do n. je.) (Myth, Cult, Ritual in the North Black Sea Region (VII-IV cc B. C.)). Saint Petersburg, 2007
38. Shhepanskaja T. B. Kul’tura dorogi v russkoj miforitual’noj tradicii XIX-XX vv. (Culture of the Road in Russian mythic-ritual Tradition of XIX-XX c.) Мoscow, 2003.
39. Shinkarenko V. D. Nejrotipologij a kul’tury (Neurotypology of the Culture). Мoscow, 2005.
40. Shinkarenko V. D. Smyslovaja struktura sociokul’turnogo prostranstva: Igra, ritual, magija (Sense Structure of social-cultural Field. Play, Ritual, Magic). Мoscow, 2005.
41. Shinkarenko V. D. Smyslovaja struktura sociokul’turnogo prostranstva: Mif i skazka (Sense Structure of social-cultural Field. Myth and Tale). М., 2005.
42. Shvedova N. Ju. (ed.) Tolkovyj slovar’, sistematizirovannyj po klassam slov i znachenij (Glossary systematized on classes of the Words and Senses). Мoscow, 2003.
43. Sreznevskij I. I. Materialy dlja slovarja drevnerusskogo jazyka (Materials for the Old-Russian Dictionary). Мoscow, 2003.
44. Stepanov Ju. S. Konstanty: Slovar’ russkoj kul’tury (Constants: Glossary of the Russian Culture). Мoscow, 20012.
45. Tinbergen N. Social’noe povedenie zhivotnyh (Social Behavior of the Animals). Мoscow, 1993.
46. Tolkien Dzh. R. R. Hobbit, ili Tuda i Obratno. Prikljuchenij a Toma Bombadila i drugie istorii (The Hobbit or There and Back Again). Saint Petersburg, 2004.
47. Tolstaja S. M. (ed.) Jazyk kul’tury: Semantika i grammatika. K 80-letij u so dnja rozhdenij a akademika Nikity Il’icha Tolstogo (1923-1996) (Language of the Culture: Semantics and Grammatics. To Eightieth Birthday of N. I. Tolstoi). Мoscow, 2004.
48. Tolstaja S. M. (ed.) Jetnolingvisticheskij slovar’ (Ethnolinguistic Dictionary). Мoscow, 1995- 2012.
49. Tolstoj N. I. (ed.) Slavjanskij i balkanskij fol’klor: Verovanija. Tekst. Ritual (Slavic and Balkan Folklore: Beliefs. Text, Ritual). Мoscow, 1994.
50. Toporkov A. L. Teorij a mifa v russkoj filologicheskoj nauke XIX veka (Theory of the Myth in XIX c. Russian Philological Science). Мoscow, 1997.
51. Toporov V. N. 1988. Arhaicheskij ritual v fol’klornyh i ranneliteraturnyh pamjatnikah (Archaic Ritual in the folk and early literatury Monuments). Мoscow, 1988, pp. 51-52.
52. Toporov V. N. Issledovanij a po jetimologii i semantike (Studies on Etymology and Semantics). Мoscow, 2004.
53. Toporova T. V. Semanticheskaja struktura drevnegermanskoj modeli mira (Semantic Structure of the Old-German world Model). Мoscow, 1994.
54. Uspenskij L. Vopros ikonostasa (Question of the Iconostasis). Мoscow, 1992.
55. Vinogradova L. N. Narodnaja demonologij a i mifo-ritual’naja tradicij a slavjan (Folk Demonology and mythic-ritual Tradition of the Slavs). Мoscow, 2000.
56. Watts W. A. Myth and Ritual in Christianity. Boston, 1953.
57. Zabijako A. P. Kategorij a svjatosti. Sravnitel’noe issledovanie lingvoreligioznyh tradicij (Category of the sanctity. Comparative Survey of linguistic-religious Traditions). Мoscow, 1998.
58. Zagovornyj tekst: Genezis i struktura (Magic text: Origins and Structure). Мoscow, 2005.
Давыдов Иван Павлович
Давыдов Д. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 119-123. — Рец. на кн.: Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Икар, 2012. 306 с.
PDF
Давыдов Дмитрий
Давыдов И. П. Кульпабилизация как функция религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 115-126. DOI: 10.15382/sturI201452.115-126
Данная статья продолжает начатые автором в предыдущих публикациях исследования функций религии. В первой части описываются подходы к функциональному анализу религии, выработанные в рамках билефельдской социологической школы (Ф.-К. Кауфман, Х. Кюнг, Н. Луман), подход Т. О’Ди, разработки отечественных исследователей: И. Н. Яблокова, С.А. Токарева, Е. Кагарова. В этом контексте обсуждается вопрос о функциональной специфике религии, в частности в отношении магии. Автор полагает, что парадигма постмодерна позволяет выделить и описать новую, специфическую для религии функцию: кульпабилизационную. Для прояснения и уточнения смысла этой функции (наделения виной) автор обращается к генезису состояния виновности и семантике метафизической вины, поскольку они представлены во взглядах нескольких самых ярких представителей философии, теологии, социологии ХХ в., а именно: Р. Жирара (антрополога), Ж. Делёза и П. Рикёра (философов), К. Ранера (теолога), Ю. Кристевой (семиотика) с привлечением идей З. Фрейда (психоаналитика) и П. А. Сорокина (социолога) — как принадлежащих к парадигме постмодерна, так и работавших в рамках классической или неклассической парадигмы. На основании этого рассмотрения можно, по мнению автора, сделать вывод, что религиозной кульпабилизации предшествует институциализация самой религии и обособление клира. При этом выстраивается следующая логическая цепочка: сотериология — эсхатология — амартология — теодицея — кульпабилизация.
философия религии, социология религии, функции религии, функциональный анализ, вина, грех
1. Frazer J. G. The Golden Bough. A Study in comparative religion, New York, 1894, Vol. 1–2.
2. Luhmann N. Die Religion der Gesellschaft, Frankfurt am Main, 2002.
3. Luhmann N. Funktion der Religion. Frankfurt am Main, 1996.
4. O’Dea T. The Sociology of Religion, New York, 1966.
5. Versnel H. S. 1991 “Some Reflections on the Relationship Magic-Religion” in: Numen, 1991, Vol. 38, pp. 177–197.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 20114.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.
9. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Он же. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 112–122.
10. Габинский Г. А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М., 1978;
11. Давыдов И. П. Ответы на вопросы о каннибализме (невостребованное интервью) // Аспекты: Сб. статей по философским проблемам истории и современности / А. А. Скворцов, П. Н. Костылев, ред. М., 2012. Вып. 7. С. 266–280.
12. Давыдов И. П. Сравнительно-функциональный анализ мифа и ритуала как составляющих частей мифо-ритуального комплекса // Вестник ПСТГУ. Серия. 1: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 39–56.
13. Давыдов И. П. Функциональный анализ религии // Религиоведение. 2011. № 3. С. 61–69.
14. Давыдов И. П. Основные институты древнеиудейского деликтного права (на материале Танаха) // Религиоведение. 2002. № 2. С. 46–60.
15. Давыдов И. П. Основные институты раннемусульманского деликтного права // Религиоведение. 2002. № 4. С. 72–92.
16. Делёз Ж. Логика смысла. М., 2011.
17. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 19722.
18. Дьяков А. В. Философия постструктурализма во Франции. М.; СПб.; Нью-Йорк, 2008.
19. Ересько М. Н. Язык религии: смысл и символ (Опыт онтосемантического анализа). Тюмень, 2007.
20. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.
21. Кагаров Е. Г. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. М., 20122.
22. Кагаров Е. Г. Пережитки первобытного коммунизма в общественном строе древних греков и германцев. М., 20122.
23. Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. статей. М., 2000.
24. Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. статей. М., 2001.
25. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб., 2003.
26. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.
27. Мальцев Г. В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012.
28. Мартынов А. С. Конфуцианство. «Лунь юй» / А. С. Мартынов, пер. СПб., 2001. Т. 2.
29. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1998.
30. Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. М., 2006.
31. Ранний буддизм // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1.
32. Ригведа / Т. Я. Елизаренкова, ред. М., 1999. Т. 3.
33. Рикёр П. Виновность, этика и религия. // Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.
34. Руткевич Е. Д. Питер Людвиг Бергер. // Современная американская социология / В. И. Добренькова, ред. М., 1994. С. 195–226.
35. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001.
36. Сердюков Ю. М. Демифологизация магии. Уссурийск, 2003.
37. Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. СПб., 2011.
38. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.
39. Токарев С. А. Избранное: Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира. М., 1999.
40. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.
41. Торбург М. Р. Постмодернизм о религии // Религиоведение: Энциклопедический словарь / А. Н. Красников, А. П. Забияко, Е. С. Элбакян, ред. М., 2006. С. 779–780.
42. Торбург М. Р. Проблемы религии в постмодернистской философии (Дис.). М., 2002.
43. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб., 1997.
44. Фрэйзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 19832.
45. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974–75 учебном году. СПб., 2004.
46. Шахнович М. М. Парадоксы теологии Эпикура. СПб., 2000.
47. Шахнович М. М. Сад Эпикура: Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб., 2002.
48. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции / С. А. Ратнер-Штернберг, сост. М., 2012.
Давыдов Иван Павлович