/
Результат поиска


Давидова М. Г. Значение термина «программа росписей» для церковного монументального искусства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 120-129. DOI: 10.15382/sturV201519.120-129
Статья посвящена общим вопросам программы росписи православного храма. В тексте рассматривается значение термина «программа росписей», а также содержание терминологии, связанной с этим понятием. В специальной литературе эта тема довольно широко освещена, но авторы, как правило, касаются вопроса лишь опосредованно, в связи с описанием и интерпретацией конкретных памятников церковной живописи, и не предлагают точного определения программы росписей, подразумевая под этим словосочетанием разные понятия. В настоящее время, когда восстанавливаются и создаются новые храмы, вопрос составления программы росписей становится не только актуальной, но неотъемлемой частью творческой работы художника, который не всегда владеет алгоритмом создания подобной программы. Главной целью статьи является раскрытие понятия программы росписей храма как теоретической проблемы. В числе поставленных задач необходимо выделить общее описание всех основных граней этого понятия, а также выяснение вопроса о том, в какой исторический период формируется тот ансамбль изображений храма, который может расцениваться как программа росписей.
программа росписи храма, общие закономерности выбора сюжетных предпочтений, традиционный алгоритм выбора и сочетаемости образов в рамках одного архитектурного пространства (схема), каноническая сочетаемость образов.
1. Бабиħ Г., Кораħ В., Ħирковиħ С. Студеница. Београд, 1986.
2. Древнерусское искусство. Художественная культура Х — первой половины XIII в. М., 1988.
3. Иерусалим в русской культуре. М., 1994.
4. Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX–XI вв. // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96–107.
5. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 26–32.
6. Покровский Н. В. Очерки памятников православной иконографии и искусства. СПб., 1894.
7. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.
8. Штендер Г., Сивак С. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения // Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т. 1: Литургия, архитектура и искусство византийского мира / Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 288–297.
9. Byzantinische Mosaiken aus Jordanien, Wien, 1986.
10. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium, Leningrad, 1947.
11. Hueck I. Das Programm der Kuppelmosaiken im Florentiner Baptisterium, Mondorf, Rhein, 1962.
12. Mango C. Byzantine Architecture, New York, 1976.
13. Taft R. 1995 “Church & Liturgy in Byzantium: the Formation of the Byzantine Synthesis”, in Vizantinorossika. Tr. Sankt-Peterburgskogo obshhestva vizantino-slavjanskih issledovanij, Saint-Petersburg, 1995, vol. 1: Liturgija, arhitektura i iskusstvo vizantijskogo mira, pp. 13–29.
14. Underwood P. A. The Kariye Djami, New York, 1975, vol. 4.
Давидова Мария Георгиевна
Давидова М. Г. Современная роспись храма: стиль и программа — система взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 156-165. DOI: 10.15382/sturV201622.156-165
Статья посвящена практическим вопросам православной монументальной росписи. Высказывается мысль о необходимости соответствия программы изображений характеру избранной художественной стилизации. В статье рассматриваются три варианта художественной стилизации в православной монументальной живописи, которые имеют наибольший резонанс в настоящее время в России. Это стиль Московской школы XV в., а также традиции изобразительного искусства XI–XII вв. и живописи Палеологовского периода. Каждый из вариантов стиля подразумевает определенные решения в ритмике и композиции, а также в организации всего сюжетного материала. Так, например, наиболее ранний стиль характеризуется монументальной лаконичностью, значимостью композиционных пауз. В программе росписей важную роль играют образы святых в пространстве храма и 4–6 композиций Великих праздников. Стиль Палеологовской Византии с его повествовательными многофигурными композициями и ренессансным «реализмом» требует расположения «Успения Богоматери» на западной стене и сцены «Небесной Литургии» в куполе. Стилистика Рублева-Дионисия подразумевает сложный расчет в распределении масштабных соотношений в интерьере для достижения гармонии.
художественная стилизация, программа изображений, московская школа XV в., византийская живопись эпохи Македонского Возрождения, палеологовская традиция живописи на Балканах, византизирующие тенденции в живописи итальянского Проторенессанса.
1. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. СПб., 2004.
2. Крылов А. К. Новые данные о можайских фресках XVI в. (по результатам исследований 1996–1999 гг.) // Крылов А. К. Колористический символизм древнерусской стенописи (статьи, исследования, заметки). СПб., 2011. С. 253–270.
3. Лазарев В. Н. Система живописной декорации византийского храма IX–XI вв. // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96–107.
4. Монахиня Иулиания (Соколова М. Н.). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.
5. Пешке И. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии. 1280–1400. М., 2003.
6. Современная православная икона. М., 1994.
7. Языкова И. «Се творю все новое…» Икона в ХХ веке. М., 2002. С. 143–144.
8. Borsook E. The Mural Painters of Tuscany from Cimabue to Andrea del Sarto, London, 1980.
9. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium, London, 1947.
10. Hertlein E. Die Basilika San Francesco in Assisi, Florence, 1964.
11. Martindale A. Simone Martini, Oxford, 1988.
12. Prokopp M. Pietro und Ambrogio Lorenzetti, Berlin, 1985.
13. Smart A. The Dawn of Italian Painting, 1250–1400, Oxford, 1978.
Давидова Мария Георгиевна