/
Результат поиска


Гусейнова З. М. Две редакции стихиры Григория Цамблака // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 17-26.
PDF
Создание известной стихиры-осмогласника Успению Пресвятой Богородицы «Днесь Владычица и Богородица» связывают с именем митрополита Григория Цамблака (1365–1420). Стихира, отличающаяся значительными по меркам знаменных песнопений масштабами, сохранилась в нескольких списках XVII–XVIII веков. В рукописи РНБ Соф. 461 он показан в двух редакциях, краткой и полной, где краткая содержит лишь отдельные строки полной редакции.Стихира, включающая в полной редакции около 700 слов, отличается большим количеством сложных мелизматических распевов, обилием тайнозамкненных начертаний – фит, лиц, попевок (около 200 начертаний), которые к тому же имеют по несколько разводов. Протяженный текст нуждается в устойчивой организации, и «пространственно и ритмически организующими текст» (В. Былинин) в стихире выступают традиционные приемы: синтаксические и стилистические параллелизмы, анафоры и эпифоры, текстовые рефрены, гомеотелевты и другие. Они структурируют текст, создавая условия для формирования четкой музыкальной организации, основанной на традиционных принципах знаменного распева.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 1 (-2). С. 7-14.
PDF
Автор анализирует материалы нотированных полностью (или частично) рукописей Кирилло-Белозерского монастыря XV в., сохранившиеся в фондах Российской национальной библиотеки и содержащие все певческие книги эпохи, выявляя многие существенные закономерности певческой культуры, свойственные данному времени.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. Ранние Ирмологии Троице-Сергиевой Лавры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 1 (-4). С. 7-16.
PDF
Статья посвящена изучению двух Ирмологиев XV в. Троице-Сергиевой Лавры, на основе которых отмечается связь книг с Ирмологием XII в. и устанавливается характер исправлений, сделанных соответственно в первой и второй половине XV в.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. Ирмосы в музыкально-теоретических руководствах XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 22-29.
PDF
Русские музыкальные руководства XVII века при объяснении принципов пения использовали в качестве нотных примеров строки певческой книги Ирмологий. На примере строк раскрывались разводы попевок, киноварные пометы, строение знаменного звукоряда, а также другие распевы - путный, казанским знаменем, демественный. Особенно часто в теоретических руководствах использовался ирмос «Христос раждается», при показе которого в «Извещении» Александра Мезенца изложен принцип исправления знаменного пения в целом.
ирмос, знаменный распев, музыкально-теоретическое руководство, звукоряд
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 37-49.
PDF
Канон как гимнографический жанр занимает значительное место в православном богослужении: как известно, каноны создавались в честь каждого святого или праздничного события. Тексты канонов включались в богослужебные книги, но они очень редко выписывались в нотированном виде, поскольку их распевы опирались на хорошо известные ирмосы-образцы, включенные в книгу Ирмологий. В рукописи Российской государственной библиотеки собрания Троице-Сергиевой Лавры № 427, датируемой кон. XVI в., выписаны, тем не менее, три нотированных канона русским святым — митрополиту Ионе, Василию Блаженному, великомученику Георгию. В статье рассматриваются принципы музыкальной интерпретации текстов, раскрывающие творческие приемы древнерусских мастеров.
канон, святой, ирмос, тропарь, распев, текст, нотация, рукопись
1. Gerasimova-Persidskaya N. A. 2003, in Hymnology, vol. 4, pp. 237-251.
2. Golubinskij E. E. Istoriya russkoj tserkvi (History of Russian Church), Moscow, 1900.
3. Kiprian (Kern), archimandrite. Liturgika. Gimnografiya i heortologiya (Liturgics. Hymnography and Heortology), Moscow, 1999.
4. Klyuchevskij V. O. Drevnerusskie zhitiya svyatych kak istoricheskij istochnik (Ancient Lives of the Saints as a Historical Source), Moscow, 1989.
5. Kuznetsov I. I. Svyatye blazhennye Vasilij i Ioann, Christa radi moskovskie chudotvortsy (Saints Basil the Blessed, and John, for Christ's Sake, the Moscow Miracle Workers), Moscow, 1910.
6. Lozovaya I. E. Drevnerusskij notirovannyj Paraklit XII veka (Old Russian Parakletike of the 12th Century), Moscow, 2009.
7. Lurie Y. S. 1988, in Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi, vol. 2/1, pp. 270-273.
8. Metallov V. M. Ocherk istorii pravoslavnogo tserkovnogo peniya v Rossii (History of the Orthodox Church Music in Russia), Moscow, 1915.
9. Ramazanova N. V. 1999, in Rukopisnye pamyatniki, vol. 5, pp. 82-96.
10. Skaballanovich M. N. Tolkovyj Tipikon (The Typikon Interpreted), Moscow, 2004.
11. Spasskij F. G. Russkoe liturgicheskoe tvorchestvo (Russian Liturgical Works), Moscow, 2008.
12. Vilinbakhov G. V., Vilinbakhova T. B. Sv. Georgij Pobedonosets (St. George The Victorious), St.-Petersburg, 1995.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. "Светильны на царьския праздники" как певческий цикл // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 115-124. DOI: 10.15382/sturV201415.115-124
Статья посвящена редко включаемому в церковно-певческие сборники циклу Светильнов на разные праздники. Светильны исполняются после канона на утрени, основная тема связана с образом «света», который раскрывается во всех песнопениях. Автор исследует циклы Светильнов, написанных в стиле «большого распева», на примере двух рукописей XVII в. Кирилло-Белозерского собрания Российской национальной библиотеки № 642/899 и № 638/895. В них обнаруживается интересное образное и структурное содержание поэтических текстов, разные приемы мелодической организации, а также связь мелодики между светильнами, что дает основание рассматривать их как особый певческий цикл.
светилен, рукопись, цикл, большой распев, текст, Российская национальная библиотека, Кирилло-Белозерское собрание
1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.
2. Праздники. Киев, 1911.
3. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII веков. СПб., 2004.
4. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон / сост. М. Скабалланович. М., 1995. Вып. 1–3. [Репринт. изд].
5. Тюрина О. В. Формирование графического облика мелизматических песнопений: цикл Светильнов воскресных по спискам XII — конца XV вв. // XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М., 2009. Т. II. С. 202–213.
6. Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2008. Вып. 2 (3). С. 7–22.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. Фрагментарное невменное нотирование в рукописях XV века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 145-157. DOI: 10.15382/sturV201520.145-157
В статье рассматривается регулярно встречающийся в русских крюковых рукописях феномен частичного нотирования, в результате которого пропуски нотации затрагивают целые книги или разделы, отдельные песнопения или микроциклы. Особенно часто это отмечается в рукописях XV в., обозначившего «стилевой перелом» в церковном пении. В статье приводятся основные причины фрагментарного нотирования — переход на Иерусалимский Устав, формирование новых песнопений, утверждение раздельноречия, отказ от древних нотных знаков и выработка новых.
рукопись, Иерусалимский устав, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, эпоха стилевого перелома, знаменные книги, фрагментарная нотация
1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: Историко-книговедческий анализ. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. Специальность 05.25.03 — библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Дис. … канд. ист. наук. М., 2014.
2. Гусейнова З. М. Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в. // Вестник ПСТГУ. Серия V. М., 2008. С. 7–14.
3. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
4. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги. Типология, пути эволюции. Автореф. … дис. … д-ра искусствоведения. Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство. М., 2006. С. 12–13.
5. Плетнева Е. В. Нотация в песнопениях древнерусских Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных (XIII–XV вв.) // XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2003. С. 443–451.
6. Турилов А. А. После Климента и Наума (славянская письменность на территории Охридской епископии в X — первой половине XIII в.) // Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси: Этюды и характеристики. М., 2012.
7. Тюрина О. В. Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2013. Вып. 3 (12). С. 7–24.
8. Филиппова Е. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XIV–XV вв. // «Иду в неведомый мне путь»: Памяти Елены Филипповой / Сост. ред. И. Е. Лозовая. М., 2006. С. 75–85. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского; Сб. 55). С. 5–17.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. Списки Стихов покаянных в рукописях Троице-Сергиевой Лавры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 36-47. DOI: 10.15382/sturV201623.36-47
В статье рассматриваются списки Стихов покаянных в пяти рукописях собрания ТроицеСергиевой Лавры сер. XVI — 1-й четв. XVII в. Они позволяют уточнить циклический принцип организации песнопений, выявить характер работы средневековых мастеров с текстами и напевами, а также обозначить пути расширения репертуара Стихов покаянных за счет преобразования богослужебных песнопений во внебогослужебные.
рукопись, Троице-Сергиева Лавра, Стих покаянный, текст, знаменный распев, песнопение, жанр, славник, цикл
1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: Историко-книговедческий анализ. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ. Ф. 304.I: Дис. … канд. ист. наук. М., 2014.
2. Васильева Е. Е. О покаянных и духовных стихах в русской культуре // Христианство в регионах мира. СПб., 2008. С. 246–280.
3. Гусейнова З. М. Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 37–49.
4. Мосягина Н. В. Стихи покаянные в рукописи инока Елисея // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Вып. 4. СПб., 2001. С. 189–200.
5. Панченко А. М. Стихи покаянные // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (2-я пол. XIV — XVI в.). Л., 1989. С. 421–423.
6. Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI–XVII веков. Челябинск, 1993.
7. Петрова Л. А., Серегина Н. С. Ранняя русская лирика. Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII веков. Л., 1988.
8. Фролов С. В. «Стих-старина» за монастырским «пивом» // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР. 1993. Т. 48. С. 196–204.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. Сведения по теории церковного пения в рукописи протопопа Мефодия (1647) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 96-108. DOI: 10.15382/sturV201726.96-108
Целью статьи является представление теоретического кодекса, включенного в состав крюковой рукописи, написанной в 1647 г. в Кашире протопопом Мефодием. Рукописи сер. XVII в. в истории музыкально-теоретической мысли в России обнаруживают стремление мастеров пения обосновать традиционные явления в церковном пении, систематизировать сложившиеся приемы, ввести сугубо теоретическую информацию в контекст исторических и общепедагогических установок. Нотная рукопись Российской государственной библиотеки Ф. 299 (собрание Н. С. Тихонравова) № 154 содержит теоретический кодекс, где представлены устойчивые и нетрадиционные теоретические фрагменты, дополненные литературно-философскими высказываниями с применением тайнописи («простая литорея»). Большая часть музыкально-теоретических материалов связана с формой двознаменников, где строки записаны путной и знаменной нотациями (путная — киноварь, столповая — чернила). Кодекс включает также фрагмент знаменитого «Предисловия» к нотному Стихирарю, Азбуку-перечисление «Имена столповому знамени». В традиционные руководства протопоп Мефодий вводит изменения, показывающие его собственную работу. В результате автор рукописи выступает не как простой копиист, а как опытный знаток церковного пения.
протопоп Мефодий, рукопись, музыкально-теоретический кодекс, путная и знаменная нотации
Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668 года) / С. В. Смоленский, изд. Казань, 1888.
Богомолова М. В. Русское безлинейное многоголосие: на материале певческих рукописей XV–XVII вв.: Дис. … д-ра искусствоведения. М., 2006.
Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
Кондрашкова Л. В. Троестрочные попевки (на материале певческой книги Праздники) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 50–95.
Лукашевич А. А. Принципы изложения материала в путевых (казанских) Согласниках XVII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 83–104.
Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969.
Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989.
Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008.
Ундольский В. М. Замечания о церковном пении в России // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1846. № 3. С. 21–22.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Гусейнова З. М. Самогласны Стихираря минейного 2-й половины XVI века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 70-82. DOI: 10.15382/sturV201831.70-82
Термин «самогласен» устойчиво выписывается в русских нотированных рукописях, начиная с XI в., в качестве ремарки, сопровождающей отдельные песнопения. В научной литературе сложился устойчивый взгляд на «самогласен» как на указание мелодической самостоятельности песнопения, использующее в качестве антипода термин «подобен», при котором песнопение исполняется по мелодическому образцу (подобну). Между тем, Стихирари минейные, начиная с древнейших списков вплоть до конца XVI в., демонстрируют, во-первых, очень незначительное количество стихир, сопровождающихся ремаркой «самогласен»; во-вторых, несовпадение при сравнении списков репертуара стихир, сопровождающихся такой ремаркой; в-третьих, отсутствие во всех случаях в стихирах-самогласнах мелодически индивидуального распева. Автор статьи приходит к выводу, что термин «самогласен» вошел в певческие книги из Устава, где термин «самогласен дня» указывает на функцию стихиры отражать основные события праздника.
стихира, рукопись, Стихирарь минейный, самогласен, подобен, список
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: Историко-книговедческий анализ: дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014.
  2. Владышевская Т. Ф. Типографский Устав и музыкальная культура Древней Руси XI–XII веков // Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века / Б. А. Успенский, ред. Т. 3. М., 2006.
  3. Гарднер И. А. Забытое богатство (о пении на «подобен») // Подобны / Л. В. Вовчук, сост., ред. Киев, 2004. С. 4–14.
  4. Грузинцева Н. В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции XII–XVII веков: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1990.
  5. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1999.
  6. Потемкина Н. А. А. В. Никольский и его работа «Формы русского церковного пения»: методы анализа, терминология. URL: http://docs.google.com /a/gnesinacademy.ru /viewer?url= http://vestnikram.ru (дата обращения: 15. 01. 2017).
  7. Серегина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. XXXVIII. С. 338–355.
  8. Скабалланович М. Толковый Типикон. Ч. II. М., 2004.
  9. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971.
  10. Черкасова С. А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии Святителю Николаю): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2007.
Гусейнова Зивар Махмудовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-8940-6485;
Электронный адрес: zivar-g@mail.ru.