/
Результат поиска


Гусарова Е. В. Царская власть и Церковь в Эфиопии в конце XVIII в. (по данным хроники Такла Гиоргиса I из рукописи Orient. 821 Британской библиотеки) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 21-29.
PDF
В настоящей статье на основании хроники царствования Такла Гиоргиса I, сохранившейся в рукописи Orient. 821 из собрания Британской библиотеки, рассмотрены взаимоотношения между монархом — главой Эфиопского христианского царства и Церковью Эфиопии в конце XVIII в., т. е. в самом начале периода феодальной раздробленности в этой стране. В результате проведенного анализа текста хроники удалось установить, что царь всячески старался сохранять хорошие отношения с Церковью, соблюдая обычаи и праздники, поддерживая, по мере возможности, духовенство, строя новые храмы. Тем не менее Церковь к концу XVIII в. не была так сильна, как прежде, и не могла оказывать царю столь необходимое ему содействие. Митрополит Эфиопии в этот трудный для страны период также, несмотря на все свои усилия, уже не был той значимой политической фигурой, которой он являлся на протяжении предшествующей истории Эфиопской Церкви.
Эфиопская Церковь, история Эфиопии, Эфиопия в конце XVIII в., царская хроника Такла Гиоргиса I, рукопись Orient. 821, соблюдение субботы и воскресенья, период феодальной раздробленности
1. Bolotov V. 1888 “Neskol'ko stranic iz Cerkovnoj istorii Jefiopii. II: Bogoslovskie spory v Jefiopskoj Cerkvi” (Some Pages from Church History of Ethyopia. II: Theological Controversies in Ethyopic Church), in HCh, 1888, vol. 7-8, pp. 30-62.
2. Francuzov S. A. 2008 “Elezvoj”, in PJe, 2008, vol. 18, pp. 288-290.
3. Francuzov S. A. 2012 “Istorija jefiopskoj literatury na jazyke gejez” (History of Ethyopian Literature in Ge’ez Language), in Emel'janov V. V. (ed.) Literatury stran Azii i Afriki. Nachal'nyj period razvitija, Saint-Petersburg, 2012, pp. 213-244.
4. Chernecov S. B. Jefiopskaja feodal'naja monarhija v XVII veke (Ethyopic Feudal Monarchy in XVII Century), Moscow, 1990.
8. Cerulli E. 1947 “Il "Gesu percosso" nell'arte etiopica e le sue origini nell'Europa del XV secolo”, in RSE, 1947, vol. 6/2, pp. 109-129.
9. Chojnacki S. 1985 “The "Kwer'ata Re'esu": Its Iconography and Significance: An Essay in Cultural History of Ethiopia”, in Supplemento 42 agli Annali dell'Istituto Universitario Orientale, Napoli, 1985, vol. 45/1, pp. 1-64.
10. Kaplan S. 2010 “Sabbath”, in EA, 2010, vol. 4, pp. 432-434.
11. Shiferaw Bekele. 2004 “The Chronicle of Takla Giyorgis I (first r. 1779-84): An Introductory Assessment”, in Studia Aethiopica: In Honour of Siegbert Uhlig on the Occasion of his 65th Birthday, Wiesbaden, 2004, pp. 247-258.
12. Shiferaw Bekele. 1990 “The State in the Zamana Masafent (1786-1853): An Essay in Reinterpretation”, in Taddese Beyene, Pankhurst R., Shiferaw Bekele (eds.) Kasa and Kasa: Papers on the Lives, Times and Images of Tdwodros II and Yohannes IV (1855-1889), Addis Ababa, 1990, pp. 25-68.
13. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847, London, 1877.
14. [Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits ethiopiens (gheez et amharique) de la Bibliotheque nationale, Paris, 1877.
Гусарова Екатерина Валентиновна
Гусарова Е. В. Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 22-32. DOI: 10.15382/sturIII201440.22-32
В настоящей статье рассмотрена история становления в Эфиопском государстве церковной, а отчасти и тесно связанной с ней светской иерархии, в позднесредневековый период на основе данных, содержащихся в хронике царя Такла Гиоргиса I. В тексте этого уникального источника достаточно подробно освещены отношения царя с различными деятелями Эфиопской Церкви, влиятельными придворными и другими сановниками. Через призму этих отношений просматривается структура церковной иерархии, значения соответствующих титулов и роль их обладателей в церковной и государственной жизни.
Эфиопская Церковь, история Эфиопии, церковная иерархия, царская власть в Эфиопии, позднесредневековая Эфиопия, «Эпоха судей», Эфиопия в период феодальной раздробленности, царь Такла Гиоргис I.
1. Болотов В. Несколько страниц из Церковной истории Эфиопии. II: Богословские споры в Эфиопской Церкви // Христианское чтение. СПб., 1888. № 7–8. С. 30–61; № 11–12. С. 774–832).
2. Бухарестская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» / С. А. Французов, подгот., пер., коммент. // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 133–142.
3. Тайбитская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» / С. А. Французов, подгот., пер., коммент. // Там же. С. 143–160.
4. Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902.
5. Французов С. А. Аксумский собор Богоматери Сионской // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 414–415.
6. Французов С. А. Дэбтэра // Православная энциклопедия. 2007. Т. 16. С. 528.
7. Французов С. А. Евстафиане // Православная энциклопедия. 2008. Т. 17. С. 285–286.
8. Французов С. А. История эфиопской литературы на языке геэз // Литературы стран Азии и Африки. Начальный период развития / В. В. Емельянов, отв. ред. СПб., 2012. С. 213–244;
9. Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII веке. М., 1990.
10. Чернецов С. Б., Муравьёв А. В. Абуна // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 67.
11. Чернецов С. Б., Французов С. А. Аксумский собор Богоматери Сионской // Там же. С. 414–415.
12. Bosc-Tiessé C. 2007 “Iyasu I”, in Encyclopaedia Aethiopica, Wiesbaden, 2007, vol. 3, pp. 249–251.
13. Cerulli E. Il Libro Etiopico dei Miracoli di Maria e le Sue Fonti nelle Letterature del Medio Evo Latino, Roma, 1943 (Studi Orientali pubblicati a cura della scuola orientale; 1).
14. Chernetsov S. 2003 “Azmač”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2003, vol. 1, pp. 418–419.
15. Chernetsov S., Nosnitsin D. 2010 “Ṣäḥafe tə‘əzaz”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2010, vol. 4, pp. 460–461.
16. Derat M.-L. ̣2005 “Däbrä Mət maq”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2005, vol. 2, pp. 34–35.
17. T Dombrowski F. A. ̣ānāsee 106: Eine Chronik der Herrscher Äthiopiens, Wiesbaden, 1983 (Äthiopische Forschungen, vol. 12).
18. Donzel E., van. 2005 “Fasilədəs”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2005, vol. 2, pp. 499–502.
19. Getatchew Haile. 2005 “ččäge”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2005, vol. 2, pp. 212–213.
20. Kaplan S. 2003 “‘Aqqabe sä‘at”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2003, vol. 1, pp. 292–293.
21. Kaplan S. 2010 “Pаppas”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2010, vol. 4, pp. 113–114.
22. Mulatu Wubneh. 2003 “Azäzo”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2003, vol. 1, pp. 415–416.
23. Nosnitsin D. 2010 “Ras”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2010, vol. 4, pp. 330–331.
24. Tzadua Paulos (ed.) 2005 “FəthWa nägäsÔt”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2005, vol. 2, pp. 534–535.
25. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847, London, 1877.
26. Zotenberg H. Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale, P., 1877.
Гусарова Екатерина Валентиновна
Гусарова Е. В. Библейские цитаты в хронике царя Эфиопии Такла Гиоргиса I (конец XVIII в.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 30-37. DOI: 10.15382/sturIII201545.30-37
В настоящей статье рассмотрены особенности обращения к библейским текстам царского историографа алаки Габру при составлении хроники Такла Гиоргиса I. Специфика повествования отражает личные качества автора хроники, а также его образовательный уровень, от которого напрямую зависят способы изложения событий придворной и государственной жизни. Кроме того, данному произведению присущи отличительные черты исторических хроник периода кризиса царской историографии, ставшего неизбежным следствием общего кризиса Гондарской монархии, который привел к невиданной прежде политической раздробленности Эфиопии. Примечателен тот факт, что в этой тяжелой для страны ситуации, когда царям приходилось бороться за власть с местными феодалами и зачастую довольствоваться ролью марионеток в их руках, царская историография не перестала существовать и продолжала следовать многовековой традиции эфиопской церковной книжности.
средневековая Эфиопия, история Эфиопии в конце XVIII в., феодальная раздробленность, эфиопская историография, царская хроника Такла Гиоргиса I, эфиопские книжники, традиционное образование в Эфиопии, библейские цитаты.
1. Болотов В. В. Несколько страниц из Церковной истории Эфиопии. II: Богословские споры в Эфиопской Церкви // Христианское чтение. СПб., 1888. № 7–8. С. 30–61; № 11–12. С. 774–832.
2. Платонов В. М., Чернецов С. Б. Эфиопская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987. Кн. 1. С. 201–240. (Культура народов Востока: Материалы и исследования).
3. Французов С. А. История эфиопской литературы на языке геэз // Литературы стран Азии и Африки: Начальный период развития / В. В. Емельянов, отв. ред. СПб., 2012. С. 213–244.
4. Халидов А. Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982. (Культура народов Востока: Материалы и исследования). С. 215–310.
5. Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII–XVI вв. М., 1982.
6. Balicka-Witakowska E. 2005 “Equestrian Saints”, in Encyclopaedia Aethiopica, Wiesbaden, 2005, vol. 2, pp. 347–351.
8. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum Acquired since 1847, London, 1877.
9. [Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale, Paris, 1877.
Гусарова Екатерина Валентиновна
Гусарова Е. В. Религиозные праздники в позднесредневековой Эфиопии (по материалам хроник) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 36-45. DOI: 10.15382/sturIII201649.36-45
Предметом данного исследования являются хроники эфиопских царей и эфиопские церковные праздники (как общехристианские, так и местные, возникшие на эфиопском субстрате), отмеченные в тексте этих хроник. Эфиопские историографы без исключения получали традиционное церковное образование и были сведущи как в книгах Священного Писания, так и в церковной истории и практике богослужения. Во время своего обучения они должны были ежедневно участвовать в церковных службах, а иногда и сами принимали священнический сан. По этой причине основные вехи церковного календаря неизбежно проникали на страницы официальной царской историографии. На основе этого материала нами будет подробно рассмотрено состояние церковных праздников в конце XVIII в. в трудный для Эфиопии период политической раздробленности и представлен обзор церковных празднований и памятных дней в целом. Центробежные тенденции в государстве в совокупности с общим упадком экономики и культуры и голодом пагубно повлияли на религиозные чувства эфиопов. Официальная историография в этот период уходит от своих традиционных канонов. Хроники зачастую посвящают уже не правящему монарху, а влиятельным деятелям, сумевшим взять бразды правления в свои руки под прикрытием номинальной фигуры царя. Для сравнения в рамках рассматриваемого в статье аргумента нами будут использованы данные из хроник предшествующих периодов. В качестве примеров будут даны конкретные даты и описания конкретных действий монархов, придворных, высокопоставленных деятелей и священнослужителей в памятные дни, отмечаемые Эфиопской Церковью.
Эфиопская Церковь, религиозные праздники, эфиопские царские хроники, эфиопская историография, традиционное образование, Такла Гиоргис I, политическая раздробленность, история Эфиопии, эфиопские рукописи, эфиопская литература
1. Гусарова Е. В. Особенности и предпосылки соблюдения ветхозаветной субботы Эфиопской церковью // Иудаика и библеистика. Материалы Второй ежегодной конференции по иудаике и востоковедению 17 декабря 2012 г. / К. А. Битнер, Л. А. Лукинцова, ред. 2013. C. 197–208 (Труды по иудаике. Филология и культурология; 2).
2. Гусарова Е. В. Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III: Филология. 2014. Вып. 4 (50). С. 22–32.
3. Тураев Б. А. Пасхальная служба коптской церкви. СПб., 1897.
4. Тураев Б. А. Коптские богослужебные каноны. СПб., 1908.
5. Тураев Б. А. Египетские церковные впечатления. СПб., 1910.
6. Успенский П. Восток христианский. Египет. Состояние апостольской православно-кафолической церкви египетской в первой половине девятнадцатого столетия. Киев, 1868.
7. Эфиопские хроники XVI–XVII веков / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1984.
8. Эфиопские хроники XVII–XVIII веков / С. Б. Чернецов, вступ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1989.
9. Эфиопские хроники XVIII века / С. Б. Чернецов, введ., закл., пер. с эфиопск. и коммент. М., 1991.
10. Chernetsov S., Red. Ḫayla Mika’el Ǝšate // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 1059–1060.
11. Fritsch E., Zanetti U. Christian calendar // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 1. 2003. P. 668–672.
12. Kaplan S. Feasts // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 510–514.
13. Kropp M. Die athiopischen Konigschroniken in der Sammlung des Dağğazmač Haylu. Entstehung und handschriftliche Uberlieferung des Werkes. Frankfurt am Main; Bern; N. Y.; P., 1989.
14. Le Synaxaire Ethiopien. Mois de Maggābit / Edition critique du texte ethiopien et traduction francaise par Gerard Colin // Patrologia Orientalis. T. 46, fasc. 3, № 207. Turnhout (Belgique), 1994. P. 297–474.
15. Priess M. Fasika // Encyclopaedia Aethiopica. Vol. 2. 2005. P. 497–498.
16. Tekle-Tsadik Mekouria. Histoire abregee de Haylou Eshete (Degiazmatche) // Proceedings of the Eighth International Conference of Ethiopian Studies. University of Addis Ababa, [26–30 November] 1984 / Ed. by Taddese Beyene. Vol. 2. Addis Ababa, 1989. P. 189–213.
17. The Royal Chronicle of Abyssinia 1769–1840 / Translation and Notes by Herbert Weld Blundell. Cambridge, 1922.
Гусарова Екатерина Валентиновна
Гусарова Е. В. Лествица (Säwasəw) в рукописи РНБ Эф. н.с. 11 – учебное пособие для будущего митрополита Эфиопии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 35-42. DOI: 10.15382/sturIII201753.35-42
В настоящей статье рассматривается замечательный пример эфиопской лествицы, лексического и грамматического справочника (Säwasəw), хранящегося в Санкт-Петербурге в собрании отдела рукописей РНБ. Традиция составления подобных грамматических очерков в Эфиопии восходит ко времени возникновения Гондарского царства в XVII в., отмеченного общим расцветом культуры в этом регионе. Вероятнее всего, данный жанр был заимствован из копто-арабской традиции. Изначально лествицы создавались и использовались в качестве глоссариев к библейским или литургическим текстам. Позднее они стали исполнять функции учебных пособий в монастырских и церковных школах. Такие рукописные справочники представляли собой списки слов на языке геэз, часто с амхарским переводом и грамматическими формами глаголов. Рассматриваемая лествица отличается не только особенностями содержания и оформления, но и колофоном, проливающим свет на историю ее создания и бытования. Она была составлена за пределами Эфиопии, в лоне Коптской Церкви. Этим объясняется наличие в ней отличительных черт по сравнению с наиболее часто встречающимися примерами подобных списков. Глоссы на языке геэз переведены не только на амхарский, но и на арабский язык. Рукопись предназначалась для Петра VII, коптского александрийского патриарха в 1809–1852 гг., который изначально готовился к назначению митрополитом Эфиопской Церкви. Позднее в Эфиопии, переживавшей печальный период политической децентрализации, возникла необходимость в новом главе Церкви, которого должен был рукоположить и отослать в эту страну Петр VII.
Эфиопская Церковь, Коптская Церковь, коптские патриархи, эфиопские митрополиты, история Эфиопии, Эфиопия в начале XIX в., эфиопские рукописи, эфиопская грамматика
  1. ал-Баба Бутрус ас-Саби‘ ал-Гавли. URL: http://st-takla.org/Saints/Coptic-Synaxarium-Orthodox-Saints-Biography-00-Coptic-Orthodox-Popes/Life-of-Coptic-Pope-109-Pope-Peter-VII_.html (дата обращения: 19. 05. 2017).
  2. Болотов В. [В.] Из церковной истории Египта. Вып. 1. СПб., 1884 // Ресурс: http://www.odinblago.ru/bolotov_egipet1 (дата обращения: 26. 05. 2017).
  3. Гусарова Е. В. Иоасаф II, митрополит Эфиопии, на начальном этапе ее политической раздробленности (конец XVIII – начало XIX в.) // Страны и народы Востока. Вып. XXXVI: Религии на Востоке / Под ред. И. Ф. Поповой, Т. Д. Скрынниковой. М., 2015. С. 324–341.
  4. Клепников С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX в. М., 1959.
  5. Ковалевский Е.П. Путешествие во Внутреннюю Африку. СПб., 1849.
  6. Копты: путь возвращения к традициям. Беседа с протоиереем Олегом Давыденковым // Ресурс: http://www.pravoslavie.ru/35255.html (дата обращения: 22. 05. 2017).
  7. Отчет Императорской публичной библиотеки за 1858. СПб., 1859.
  8. Отчет Императорской публичной библиотеки за 1859. СПб., 1860.
  9. Тураев Б. [А.] Эфиопские рукописи в С.-Петербурге (Памятники эфиопской письменности, III) // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. XVII. СПб., 1906. С. 115–248, табл. I–IV.
  10. Фильетон (так!). От Императорской публичной библиотеки // Петербургские ведомости, № 251-1859, ср., 18 ноября.
  11. Coptic Synaxarium published by St. George Orthodox Church. Chicago, 1995.
  12. The Departure of Pope Peter (Petros) VII, the One Hundred and Ninth Patriarch // Coptic Synaxarium (Coptic Orthodox Calendar) // Ресурс: http://st-takla.org/books/en/church/synaxarium/07-baramhat/28-paramhat-petros.html (дата обращения 23. 01. 2017).
  13. History of the Patriarchs of the Egyptian Church known as the History of the Holy Church by Sawirus ibn al-Mukaff a`, Bishop of al-Asmunin. Vol. 3, pt. 3 (t. 10): Cyril II – Cyril V (AD 1235–1894) / Tr. & annotated by Antoine Khater & O.H.E. Khs-Burmester. Le Caire, 1970.
  14. Mulatu Wubneh. Ǝbbənat // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2005. Vol. 2. P. 211–212.
  15. Nosnitsin D. Ras // EAE, 4, 2010. P. 330–331.
  16. Shoucri M. Peter VII // The Coptic Encyclopedia / Ed. Aziz S. Atiya. N. Y.; Toronto; Oxford; Singapore; Sydney, 1991. Vol. 6. Col. 1950–1951.
Гусарова Екатерина Валентиновна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт вотсочных рукописей РАН; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 18;
Должность: младший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока;
Электронный адрес: ekater-ina@mail.ru.
Гусарова Е. В. Семья и брак у эфиопских царей // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 37-47. DOI: 10.15382/sturIII201857.37-47
Семья и брак в христианской Эфиопии испокон веков не вписывались в рамки общехристианских канонов. Речь идет об особой форме многоженства, принятой у христиан этой страны, при которой одна жена обычно была венчанной, а другие нет. Причем число таких жен никак не регламентировалось. Зачастую мы даже не знаем, сколько брачных союзов заключал тот или иной монарх. Составители царского летописания, носители традиционного церковного образования, нередко называли их «наложницами». Причем наблюдалась такая тенденция не повсеместно, а исключительно при дворе и среди представителей элиты эфиопского общества. Обусловлено это было как политическими и экономическими интересами, так и рядом других, подчас разнообразных причин. Возникновение и развитие этого обычая уходят вглубь веков. В рамках настоящего исследования мы попытаемся осветить историю обычая многоженства среди христиан Эфиопии. Подробности бытования этого обычая можно обнаружить, исследуя тексты царских, княжеских и монастырских хроник XIV–XVIII вв. В текстах источников зачастую можно встретить любопытные факты бытования многоженства на разных ступенях эфиопского христианского общества и проследить связь этого феномена с меняющимся историческим контекстом, его причины и вследствия. Доступные нам сочинения демонстрируют реакцию священнослужителей на соответствующее нарушение церковных канонов, временами исходящую не только от радения за чистоту веры, но и из экономических интересов последних.
Эфиопская Церковь, христианский брак, брачный союз, многоженство, наложницы, эфиопская монархия, история Эфиопии, царь царей, священный статус, вождь племени
  1. Мисюгин В. М. Становление цивилизации. О вещах и представлениях. СПб., 1998.
  2. Чернецов С. Б. Нарушительница норм женского поведения в Эфиопии XVII в. — героиня «Жития матери нашей Валата Петрос» // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С. 39–55.
  3. Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII–XVI вв. М., 1982.
  4. Aläqa Täklä Iyäsus WaqGera. The Goğğam Chronicle / Еd. and transl. by Girma Getahun. Oxford, 2014.
  5. Bosc-Tiessé Cl. Iyasu I // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Vol. 3. P. 249–251.
  6. Dege S. Wänd Bäwäsän // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig in cooperation with A. Bausi. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2010. Vol. 4. P. 1128–1129.
  7. Frantsouzoff S. On the Dating of the Ethiopian Dynastic Treatise K~bra nagaśt: New Evidence // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. Leiden: E. J. Brill, 2016. Vol. 12. P. 20–24.
  8. Samuel Wolde Yohannes [Red.] Anorewos «the Elder» // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. S. Uhlig. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2003. Vol. 1. P. 277–278.
  9. Tekle-Tsadik Mekouria. Histoire abregée de Haylou Esheté (Degiazmatche) // Proceedings of the Eighth International Conference of Ethiopian Studies. University of Addis Ababa, [26–30 November] 1984 / Ed. Taddese Beyene. Vol. 2. Addis Ababa, 1989. P. 189–213.
  10. The Royal Chronicle of Abyssinia 1769–1840 / Transl. and notes H. Weld Blundell. Cambridge, 1922.
  11. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847. London: Gilbert & Rivington, 1877.
  12. [Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale. Paris: Imprimérie nationale, 1877.
Гусарова Екатерина Валентиновна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт восточных рукописей РАН; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 18;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-2170-0244;
Электронный адрес: ekater-ina@mail.ru.