/
Результат поиска


Григорьева В. Ю. Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «колесо» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 42-120.
PDF
В статье устанавливается правильное прочтение попевки «колесо» в 4 м, 3-м и 7-м гласах, а также выявляются особые случаи ее розвода во 2-м, 5-м и 8-м гласах. Определены методы работы с источниками, необходимые для получения достоверной и обоснованной расшифровки тайнозамкненной графики попевок. Материалом для работы послужили крюковые и двознаменные певческие книги XV–XX вв., а также ряд теоретических руководств XVII–XX вв. Среди всех источников была выявлена группа рукописей, являющихся ключевыми в решении задач расшифровки: это списки, созданные в 30-е – нач. 50-х гг. XVII в. В них особенно ярко проявилась тенденция дробной записи не только фит и попевок, но и отдельных знаков. Особое значение рукописей данного периода ранее в науке не отмечалось. Впервые введены в научный оборот автографы виднейшего выговского теоретика первой пол. XVIII в. Ивана Москвитина. Также в ходе исследования были впервые установлены факты, показывающие недостаточный уровень знания попевочного словаря писцами двознаменных рукописей. Поэтому двознаменники не могут служить безупречным источником расшифровки знаменной нотации.
древнерусское церковное пение, певческие традиции старообрядцев, расшифровка знаменной нотации, попевка «колесо»
Григорьева Вероника Юрьевна
Григорьева В. Ю. Попевки «стезка», «скачек» и «опромет» в теоретических руководствах и певческих рукописях знаменного роспева (2-я половина XV–XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 7-64.
PDF
В статье уточняется певческое прочтение попевок «стезка», «скачек средний», «скачек менший» и «опромет», исследуется история формирования их графики. На определенном этапе вследствие неверного прочтения тайнозамкненной записи, единой для стезки и скачеков, возникли попевки-гибриды, представляющие собой смешение данных попевок. «Гибриды», существование и формообразование которых описывается в науке впервые, не вошли в фонд мелодических оборотов знаменного роспева и остались своеобразными историческими недоразумениями. В статье анализируется попевка «опромет», которая в певческой традиции старообрядцев-поповцев толкуется неправильно и по-разному интерпретирована в исследовательских кокизниках.
кокизник, расшифровка знаменной нотации, «гибриды», попевки «стезка», «скачек», «опромет»
Григорьева Вероника Юрьевна
Григорьева В. Ю. «Книга Инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 7-54.
PDF
Данная работа посвящена рукописи РГБ, собр. Барс., №765, которая, по мнению автора, представляет особый интерес для современной русской музыкальной медиевистики. Это список книги «Праздники», сделанный иноком Иосифом Ловзунским — одним из поморских первопустынников 2-й пол. XVII в. «Книга Инока Иосифа» — одно из связующих звеньев между древнерусской певческой традицией и старообрядчеством, поскольку по редакции текста и напева она полностью продолжает дораскольную традицию. Помимо исторической канвы создания и дальнейшего местонахождения рукописи, а также ее палеографического анализа, в статье подробно разбираются приемы редакторской работы инока Иосифа, которые сконцентрированы в его списке как ни в одном другом из известных на сегодняшний день раздельноречных источников. Эти приемы оказались весьма востребованными в среде выговских книжников. Автор статьи сравнивает применение Иосифом Ловзунским и поморскими книжниками призна ков, мены помет, степенных и указательных помет, киноварных помет « s », « о » и , атрибутирующих текстовых ремарок, крюковых киноварных пояснений. Для того чтобы определить роль рукописи инока Иосифа в формировании поморской редакции Праздников, по его списку и поморским источникам были рассмотрены песнопения, принадлежащие не знаменному роспеву, а иным певческим стилям, а также ряд знаменных песнопений и некоторые отдельные строки. Всесторонний анализ рукописи инока Иосифа показал владение им всеми тонкостями знаменного роспева, высокую степень грамотности и незаурядный редакторский талант. Благодаря этому рукопись инока Иосифа хотя и не стала прямым протографом для поморской редакции Праздников, но оказала заметное влияние на формирование певческой традиции на Выгу и стала своего рода «теоретическим руководством».
инок Иосиф Ловзунский, поморская певческая традиция, редакторские приемы, особые киноварные пометы, текстовые ремарки, киноварные подобны
Григорьева Вероника Юрьевна
Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических Руководствах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42-76. DOI: 10.15382/sturV201415.42-76
В статье на материале древнерусских музыкально-теоретических руководств рассматриваются терминология и содержание ранней теории помет. Прослеживается преемство ранней теории от крюковых азбук-толкований, проводится подробная классификация певческих значений помет. На основе анализа руководств делается вывод о том, что главенствующее значение в ранней теории имеют указательные пометы, а для отображения звуковысотной стороны песнопений используются как звуковысотные, так и указательные пометы. Впервые устанавливается, что ранняя теория, где пометы фиксируют относительные области звуковысотности и направление мелодического движения, по сути, продолжаетпринципы записи напевов, характерные для беспометного знамени. В плане фиксации звуковысотности ранняя теория помет не выводит знаменную нотацию на качественно новый уровень по сравнению с беспометным периодом. Тем не менее сам способ записи звуковысотности с помощью киноварных помет в дальнейшем был использован в теории степенных помет для фиксации ступеней звукоряда.
ранняя теория помет, ранние пометы, древнерусские музыкально-теоретические руководства, древнерусское церковное пение
1. Безуглова И. Ф. Собрание нотированных книг библиотеки Соловецкого монастыря // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991–1994 гг. М., 1994. С. 262–271.
2.  Богомолова М. В. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого роспева) // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вып. 1 (1). М., 2007. С. 26–45.
3. Богомолова М. В. История бытования термина «захват» и его певческая реализация в рукописных источниках XVI–XX веков. Рукопись. 2008.
4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.
5. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
6. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
7. Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Нижний Новгород, 2004. Рукопись.
8. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века / Публ. и исслед. памятника В. Ю. Григорьевой. М., 2014.
9. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки XV–XVI веков. СПб., 2003.
10.  Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. 1-е изд.: СПб., 1995. 2-е изд.: СПб., 2008.
11. Лозовая И. Е. О содержании понятий «глас» и «лад» в контексте теории древнерусской монодии // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика: сб. ст. Гимнология. Вып. 6: Материалы международной научной конференции 12–16 мая 2009 г. М., 2011. С. 344–359.
12. Александр Мезенец и прочие. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.) / Введ., публ. и пер. памятника, историческое исследование Н. П. Парфентьева; коммент. и исслед. памятника, расшифровка знаменной нотации З. М. Гусейновой. Челябинск, 1996.
13. Мосягина Н. В. Домезенцевские пометы в теоретических руководствах и роспевах XVII века // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 159–163.
14. Плавская Е. Л. Музыкально-теоретические представления старообрядцев (на материале сибирского региона): Дис. … канд. искусств. Новосибирск, 2005.
15. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977.
16. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978.
17. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980.
18. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987.
19. Фролов С. В. К проблеме звуковысотности беспометной знаменной нотации // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 124–147.
20. Шабалин Д. С. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 1: Певческие азбуки Древней Руси. Тексты. Краснодар, 2003.
21. Шабалин Д. С. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 3–4: Древнерусская музыкальная энциклопедия. Краснодар, 2007.
Григорьева Вероника Юрьевна
Григорьева В. Ю. Солов. № 690/752 как звено в осмыслении звукоряда древнерусскими мастеропевцами (публикация и исследование памятника) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 9-44. DOI: 10.15382/sturV201517.9-44
Согласник из рукописи РНБ. Солов. № 690/752, л. 107-107 об. - это уникальное музыкально-теоретическое руководство беспометного периода, посвященное описанию состава и структуры обиходного звукоряда. В статье впервые представлены подробное исследование и научная трактовка данного памятника.
древнерусское церковное пение, Согласник, Соловецкое собрание, звукоряд, древнерусские музыкально-теоретические руководства
1. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. II. М., 2005.
2. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
3. Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Рукопись. Н. Новгород, 2004.
4. Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века. Публикация и исследование памятника. М., 2014.
5. Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкальнотеоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Серия V. М., 2014. Вып. 3 (15). С. 42–76.
6. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995.
7. Кручинина А. Н., Шиндин Б. А. Первое русское пособие по музыкальной композиции // ПКНО. 1978. Л., 1979. С. 188–195.
8. Смоленский С. В. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668-го года). Казань, 1888. Репринт: М., 2002.
9. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Тексты // Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 1. Краснодар, 2003.
10. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Переводы, исследования, комментарии // Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 2. Краснодар, 2004.
11. Шабалин Д. С. Древнерусская музыкальная энциклопедия // Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 3–4. Краснодар, 2007.
Григорьева Вероника Юрьевна
Григорьева В. Ю. Ремарка "Христе" в крюковых певческих рукописях середины XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 29-38. DOI: 10.15382/sturV201621.29-38
В работе представлена трактовка киноварной ремарки « хcе » — «Христе», которая встречается в ряде пометных певческих рукописей сер. XVII в. и располагается в одном ряду с киноварными пометами. На основе анализа источников, содержащих данную ремарку, а также других рядовых певческих рукописей удалось определить ее звуковысотный характер и установить, что по своему значению она тождественна степенной помете « . » («средьним гласом») . Обращение к музыкально-теоретическому контексту эпохи, древнерусским музыкальным руководствам позволило выявить источник ремарки: им послужила третья строка свода, составленного Иваном Шайдуром для демонстрации степенных помет. Данная строка заимствована Шайдуром из литийной стихеры праздника Вознесения Господня «Возыде Христе».
древнерусское церковное пение, древнерусская теория музыки, киноварные пометы, ремарки.
1. Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Рукопись. Н. Новгород, 2004.
2. Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995.
3. Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго, его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века. Публикация и исследование памятника. М., 2014.
4. Григорьева В. Ю. Осмысление звукоряда в древнерусской музыкальной теории // Музыкальная археография. Вып. 2. М., 2015.
5. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Тексты // Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 1. Краснодар, 2003.
Григорьева Вероника Юрьевна
Григорьева В. Ю. Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 76-95. DOI: 10.15382/sturV201726.76-95
В статье представлены данные о практике применения в рядовых певческих рукописях киноварных помет раннего этапа, полученные на материале анализа рукописей РНБ. Быстр. № 17 и РНБ. НСРК. Q.14. В данных рукописях содержится чрезвычайно широкий круг помет с различными значениями, причем их совокупный перечень превосходит общее количество помет, зафиксированных в соответствующих музыкально-теоретических руководствах. Наиболее употребительны пометы, обозначающие направление и формы мелодического движения. В соответствии с принципами и спецификой обозначения звуковысотности, а также для различения их со степенными пометами пометы рассматриваемого этапа предлагается обозначать термином «относительные».
ранние пометы, относительные пометы, древнерусская теория музыки
Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004. Рукопись.
Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42—76.
Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века: Публикация и исследование памятника. М., 2014.
Григорьева В. Ю. Осмысление обиходного звукоряда в древнерусской музыкальной теории // Гимнология. Вып. 7: Материалы международной научной конференции. Май 2014 г. (в печати).
Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. CПб., 1995. 2-е изд.: СПб., 2008.
Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII века. М., 1980.
Дианова Т. В. Филигрань «Кувшин» XVII в.: Каталог. М., 1989.
Churchill W. A. Watermarks in paper. Amsterdam, MCMXXXV.
Григорьева Вероника Юрьевна
Григорьева М. Ю. Исследование позитивной идентичности подростков // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 114-126. DOI: 10.15382/sturIV201850.114-126
В статье показаны результаты исследования позитивной идентичности подростков, старшеклассников и первокурсников колледжа. Автор представляет сравнительный анализ выраженности позитивных личностной и социальной идентичностей подростков в условиях школы и колледжа. Статья включает описание качественных результатов исследования позитивных личностной и социальной идентичностей подростков и старшеклассников, что позволяет выявить содержательную составляющую достигнутой идентичности. Полученные данные по исследованию позитивной социальной идентичности обучающихся школ и колледжа свидетельствуют, что подростки в основной массе имеют просоциальную направленность, характеризующуюся наличием готовности разделять общегрупповые нормы, правила и ценности, транслируемые в обществе. Позитивная личностная идентичность представлена большим количеством респондентов среди обучающихся десятых классов. Качественный анализ обнаружил сходство предпочтений слов-самоописаний подростков и старшеклассников по методикам МИЛИ и МИСИ. Совпали во всех группах испытуемых слова: «дружба», «общение», подчеркивающие значимость реализации себя в удовлетворяющем общении и среди друзей. Также характерным для позитивной социальной идентичности подростков и старшеклассников стало слово «жизнь». Материалы работы могут быть использованы в деятельности педагогов, социальных педагогов и практических психологов в системе образования при разработке программ сопровождения обучающихся.
подростки, старшеклассники, первокурсники колледжа, позитивная идентичность, фактор социализации, социализация, подростково-юношеский период взросления
  1. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20). URL: http://psystudy.ru
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
  3. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (Справочник практического психолога). М., 2005.
  4. Пантин В. И., Семененко И. С. Проблемы идентичности и российская модернизация // Поиск национально-цивилизованной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании. М., 2004. С. 1–9.
  5. Пантин В. И., Семененко И. С., Лапкин В. В. Идентичность в системе координат мирового развития // Вызовы глобальных политических изменений. М., 2010. С. 40–59.
  6. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.
  7. Шнейдер Л. Б., Хрусталёва В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.
Григорьева Марина Юрьевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Московский государственный областной университет; Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А;
ORCID: 0000-0001-8052-256X;
Электронный адрес: marigree@mail.ru.