/
Результат поиска


Грачева Ю. Е. Василий Назарович Каразин и петербургское общество на рубеже 1810-1820-х годов XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 1 (26). С. 24-41.
PDF
Статья рассказывает о жизненном пути известного общественного деятеля начала XIX в. В.Н. Каразина. В ней затрагиваются вопросы о степени его близости с декабристскими кругами, о его влиянии на составлявшиеся в то время проекты отмены крепостного права, о восприятии В.Н. Каразина в обществе и правительственных сферах и выясняются непосредственные обстоятельства и причины его ареста.
Грачева Юлия Евгеньевна
Грачева Ю. Е. История возникновения Министерства народного просвещения в отечественной историографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4 (65). С. 58-69. DOI: 10.15382/sturII201565.58-69
Первые исследования образовательных реформ Александра I относятся к 60-м гг. XIX в. На новый уровень осмысления вопросы, поднятые в трудах М. И. Сухомлинова и С. В. Рождественского, выведены в современной историографии, преимущественно 1990–2000-х гг. Проанализированные работы позволяют утверждать, что для изучения проблем, связанных с возникновением Министерства народного просвещения в России, задействованы различные архивные фонды, создана большая источниковая база, не учитывать которую в современных исследованиях невозможно. В работах, затрагивающих проблемы реформ в образовании начала XIX века, показана преемственность политики в области просвещения Екатерины II и Александра I; установлена связь между устройством народного воспитания во Франции, Польше, Германии и образовательной системой России конца XVIII — начала XIX в. В научной литературе подробно проанализирована деятельность Комиссии об училищах и Главного Правления училищ по организации высшего, среднего и низшего образования; исследованы различные проекты, которые легли в основу «Предварительных правил» и университетского Устава 1804 г. Однако вопрос об авторстве общего и окончательного текстов университетского Устава 1804 г. до сих пор остается открытым. Требует дальнейшего изучения вопрос о роли каждого из членов Главного Правления училищ и особенно министра П. В. Завадовского в разработке ключевых документов министерства.
Министерство народного просвещения, отечественная историография, университет, Главное Правление училищ, Сухомлинов, Рождественский, Андреев.
1. Андреев А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М., 2000.
2. Андреев А. Ю. Гумбольдт в России: министерство народного просвещения и немецкие университеты в первой половине XIX века // Российская история. 2004. № 2. С. 37–55.
3. Андреев А. Ю. Император Александр I, профессор Г.Ф. Паррот и возникновение «университетской автономии» в России // Отечественная история. 2006. № 6. С. 19–30.
4. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
5. Богданович М. И. История царствования императора Александра I и России в его время. Т. 1. СПб., 1869.
6. Грачева Ю. Е. «Позвольте мне быть полезным!»: Василий Назарович Каразин на государственной службе и в общественной жизни России первой трети XIX в. М., 2012.
7. Жуковская Т. Н. «Императорский университет»: система высочайшего вмешательства в жизнь российских университетов в первой половине XIX в. // Власть, общество и реформы в России в XIX — начале XX века: Исследования, историография, источники. СПб., 2009. С. 74–89.
8. Жуковская Т. Н. Просветительские проекты «молодых друзей» и создание министерства народного просвещения (1802) // Власть, общество, армия: Сборник научных статей. СПб., 2013. С. 181–191.
9. Жуковская Т. Н. Правительственные стратегии в сфере просвещения и идея университета в Петербурге (1803–1819) // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 15–25.
10. Змеев В. А. Министерство народного просвещения: первые годы деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 6. С. 197–211.
11. История Московского университета. М., 1955.
12. Корбут М. К. Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина за 125 лет. Т. 1. Казань, 1930.
13. Любезников О. А. Николай Николаевич Новосильцов — государственный деятель императорской России первой трети XIX века. Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2013.
14. Министерство народного просвещения Российской империи в лицах: 1802–1917 гг.: Справочник / Н. И. Дроздов, В. И. Федорченко. Красноярск, 2005.
15. Николай Михайлович, вел. кн. Граф П. А. Строганов и его время. Т. 1, 2. СПб., 1903.
16. Очерки по истории Московского университета // Ученые записки МГУ. История. Вып. 50. М., 1940.
17. Павлова Г. Е. Организация науки в России в первой половине XIX в. М., 1990.
18. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1: Российские университеты и Устав 1804 года. М., 2002; Т. 2: Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIX века. М., 2002.
19. Предтеченский А. В. Очерки общественно-политической истории России в I четверти XIX в. М., 1957.
20. Приходько М. А. Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль — сентябрь 1802 г.). М., 2002.
21. Пыпин А. Н. Общественное движение при Александре I. СПб., 1885.
22. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902.
23. Рождественский С. В. Университетский вопрос в царствование императрицы Екатерины II и система народного просвещения по уставам 1804 г. // Вестник Европы. 1907. Т. 4. № 7. С. 5–46.
24. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения России в XVIII — XIX веках. Т. 1. СПб., 1912.
25. Сухомлинов М. И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. СПб., 1866.
26. Университет в Российской империи XVIII — первой половины XIX века / Под общ. ред. А. Ю. Андреева, С. И. Посохова. М., 2012.
27. Ферлюдин П. И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Саратов, 1894.
28. Харьковский государственный университет им. А. М. Горького за 150 лет. 1805–1955. Харьков, 1955.
29. Шильдер Н. К. Император Александр I, его жизнь и царствование. Т. 2. СПб., 1897.
Грачева Юлия Евгеньевна
Грачева Ю. Е. К вопросу об устройстве приходских училищ в Дерптском округе // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 86-93. DOI: 10.15382/sturII201774.86-93
В статье анализируется процесс обсуждения основных принципов устройства приходских училищ Дерптского округа в начале XIX в. Автор ставит перед собой задачу выявить возможные варианты преобразований низших учебных заведений в Прибалтике, определить отношение членов Главного Правления училищ к предложенным проектам, а также подчеркнуть своеобразие образовательных реформ в Остзейском крае. Основные документы, определившие устройство учебных заведений в Дерптском округе, изначально учитывали местные особенности. Прибалтийское дворянство было заинтересовано в распространении образования в своих губерниях и хотело влиять на проведение учебных реформ. Это входило в противоречие с уставом учебных заведений и вызывало недовольство университетских профессоров. Серьезные разногласия вызывал вопрос о необходимости выделения штатной суммы на содержание первоначальных училищ и учительских семинарий. В статье подробно показана деятельность одного из активнейших членов Дерптской Училищной комиссии, автора первоначального проекта о приходских училищах профессора Г. Ф. Паррота. Были исследованы архивные материалы, показывающие, как менялись основные идеи об устройстве низших учебных заведений в прибалтийских губерниях при обсуждении их членами Министерства народного просвещения. Также была отмечена двойственность образовательной политики императора Александра I, предполагавшего возможность существования сети приходских училищ на содержании дворянства без государственного обеспечения.
приходские училища, Дерптский учебный округ, профессор Г. Ф. Паррот, устав учебных заведений, прибалтийское дворянство
Андреев А. Ю. Император Александр I и профессор Г. Ф. Паррот: к истории возникновения «университетской автономии» в России // Отечественная история. 2006. № 6. С. 19–30.
Грачева Ю. Е. Разработка образовательных реформ в Главном Правлении училищ в 1803–1804 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2016. Вып. 3. С. 17–30.
Петухов Е. В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет за сто лет его существования. Т. 1. Юрьев, 1902.
Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902.
Bienemann F. Der Dorpater Professor G. F. Parrot und Kaiser Alexander I. Reval, 1902.
Грачева Юлия Евгеньевна
Грачева Ю. Е. Отчеты министра народного просвещения П. В. Завадовского как источник по истории министерства // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 96-109. DOI: 10.15382/sturII201883.96-109
В статье анализируется политика гр. П. В. Завадовского на посту министра народного просвещения в Российской империи в начале XIX в. Автор ставит перед собой задачу выявить реальный вклад Завадовского в становление системы народного просвещения, его роль в увеличении числа учебных заведений. Перед министром стояла задача не только способствовать преобразованию гимназий, уездных и приходских училищ по новому плану, стремиться к умножению количества образованных людей в стране, но и нести ответственность за рациональное расходование казенных средств, выделяемых на учебные заведения. В статье показаны этапы государственной службы Завадовского, его большой административный опыт в сфере образования, который и побудил императора Александра I назначить Завадовского главой впервые созданного Министерства народного просвещения. Был выявлен полный комплекс всеподданнейших отчетов министра, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые. Отчеты состояли из доклада министра императору и большого количества ведомостей, в которых отражалась основная деятельность министерства за прошедший год. Помимо значительных успехов, Завадовский отмечал и сложности, с которыми приходилось сталкиваться в процессе образовательной реформы. Отдельно проанализирована деятельность Комитета по рассмотрению отчетов, подробно изучавшая представляемые министром документы на имя императора. Автор приходит к выводу, что всеподданнейшие отчеты Завадовского позволяют детально раскрыть этапы деятельности Министерства народного просвещения в первые годы его существования, в котором министр играл ключевую роль.
Министерство народного просвещения, П. В. Завадовский, учебные заведения, всеподданнейшие отчеты, Комитет для освидетельствования министерских отчетов, Александр I
  1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб., 1912.
  2. Андреев А. Ю. Ф.-С. Лагарп и разработка реформы народного образования в России // Российская история. 2010. № 6. С. 40–46.
  3. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп: Письма. Документы. Т. 1: 1782–1802. М., 2014.
  4. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп: Письма. Документы. Т. 2: 1802–1815. М., 2017.
  5. Богданович М. И. История царствования императора Александра I и России в его время. Т. 1. СПб., 1869.
  6. Жуковская Т. Н. Просветительские проекты «молодых друзей» и создание Министерства народного просвещения (1802) // Власть, общество, армия: Сб. научных статей. СПб., 2013.
  7. Листовский И. С. Граф Петр Васильевич Завадовский // Русский архив. 1883. Вып. 3. С. 81–174.
  8. Мартынов И. И. Биография графа Петра Васильевича Завадовского // Сын Отечества и Северный архив. 1831. Т. XIX. № XVII. С. 138–154; № XVIII. С. 186–204; № XIX. С. 238–257.
  9. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 2: Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIX века. М., 2002.
  10. Поздняков А. Н. Образовательная реформа Александра I по отчетам министра народного просвещения (1802–1804 гг.) // Историческое прошлое и образы истории: материалы III Международной научной конференции, посвященной 100-летию исторического образования в Саратовском университете. Саратов, 2017. С. 108–114.
  11. Приходько М. А. Учреждение министерской системы управления в России в 1802–1835 гг.: Правовой аспект // https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/09/381fb1c62250054169cd6a4f54ddded2dbdf0678.pdf. Дата обращения — 16.04.2018.
  12. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902.
  13. Сухомлинов М. И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. СПб., 1866.
  14. Хотеенков В. Ф., Чернета В. Г. Первый министр народного просвещения Российской Империи граф Петр Васильевич Завадовский // Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации. М., 2002. Т. 1. С. 10–52.
Грачева Юлия Евгеньевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б;
Должность: доцент кафедры Истории России;
ORCID: 0000-0002-2220-9361;
Электронный адрес: g.yuliya@mail.ru.