/
Результат поиска


Грацианский М. В. Св. император Юстиниан и спор о Трех Главах // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 1 (17). С. 7-26.
PDF
В данной статье рассматривается период спора о Трех Главах и подготовки Пятого Вселенского Собора (553 г.). Основным предметом рассмотрения, с точки зрения соответствия целям императорской церковной политики, являются политические шаги императора Юстиниана (527–565), предпринятые им для проведения осуждения Трех Глав. Большое внимание также уделяется анализу мнений противников осуждения Трех Глав из числа сторонников римского папы.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 165-170. — Рец. на кн.: Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times / M. Bonner, ed. Ashgate (Aldershot), 2005. (The Formation of the Classical Islamic World; 8). lv + 465 p.
PDF
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Жанровые особенности "Истории александрийских патриархов" Севира ибн аль-Мукаффы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 3 (9). С. 43-49.
PDF
Статья содержит обзор основных особенностей «Истории александрийских патриархов», приписываемой Севиру бен аль-Мукаффе, епископу Ашмунайскому (Гермопольскому). Рассматриваются вопросы авторства, структуры, использованных источников, литературного жанра, а также основные мотивы, принципы хронографии и принадлежность к историографической традиции.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I-V вв // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9-29. DOI: 10.15382/sturI201452.9-29
Публикуемая статья посвящена анализу возникновения и развития концепции папского примата — специфического воззрения на роль и место епископа Римского во вселенской Церкви. Автором рассматривается период с момента возникновения традиции о мученической смерти апостола Петра в Риме во II веке и до понтификата папы Льва I (440–461), который подвел промежуточный итог развитию идеи об исключительном положении Римского Понтифика в Церкви. В статье анализируются ранние (II–IV вв.) свидетельства об отношении апостола Петра к Риму, представлявшие его сначала как римского мученика, затем как основоположника епископской кафедры, а затем как первого епископа Римского. Таким образом, восприятие личности апостола Петра прежде всего в Римской Церкви подается в его развитии. В статье демонстрируется, как из весьма ненадежной древней традиции, связывающей кончину апостола с Римом, в IV–V вв. вырастает концепция о Петре как «князе апостолов» (princeps apostolorum), передавшем свою «власть» над вселенской Церковью епископам Римским — концепция, нашедшее свое крайнее развитие в учении папы Льва I. Параллельно дается очерк положения Римской Церкви в ранний период и отдельно — границ ее административной юрисдикции. Автор статьи стремится показать, что идея о вселенской роли Римской Церкви и ее претензии на общецерковную юрисдикцию в пределах Римской империи основывались на принципах кардинально отличных от принципов церковно-административного устройства, применявшихся в имперской Церкви и основанных на постановлениях поместных и вселенских соборов.
Римская Церковь, папство, апостол Петр, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иероним, каноны, Вселенские соборы, папа Иннокентий I, папа Лев I.
1. Ameling W. 2011 “Petrus in Rom. Zur Genese frühchristlicher Erinnerung” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 468–491.
2. Anastos M. 1957 “The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–733” in: «Silloge Bizantina» in onore di Silvio Giuseppe Mercati, Rome, 1957, pp. 15–31.
3. Caspar E. (ed.) Das Register Gregors VII, Berlin, 1920.
4. Demacopoulos G. E. The Invention of Peter. Apostolic Discourse and Papal Authority in Late Antiquity, Philadelphia, 2013.
5. Dinkler E. 1959 “Die Petrus-Rom-Frage” in: Theologische Rundschau, 1959, vol. 25, pp. 189–230, 289–335.
6. Durã V. N. 2006 “The «Petrine Primacy»: The Role of the Bishop of Rome according to the Canonical Legislation of the Ecumenical Councils of the First Millennium, an Ecclesiological-Canonical Evaluation” in: Kasper W. (ed.) The Petrine ministry: Catholics and Orthodox in dialogue, New York, 2006, pp. 159–187
7. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950.
8. Heid S. 2011 “Die Anfänge der Verehrung der apostolischen Gräber in Rom” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 283–308.
9. Kötter J.-M. 2012 “Autonomie der illyrischen Kirche? Die Sixtus-Briefe der Collectio Thessalonicensis und der Streit um das kirchliche Illyricum” in: Millennium, vol. 9, pp. 163–185.
10. Lanzoni F. Le diocesi d’Italia dalle origini al principio del secolo VII (an. 604). Faenza, 1927, vol. 2.
11. Mielsch H. 2011 “Die Umgebung des Petrusgrabes im 2. Jahrhundert” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 383–404.
12. Mirbt C. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus, Tübingen, 19113.
13. Riesner R. 2011 “Apostelgeschichte, Pastoralbriefe, 1. Clemens-Brief und die Martyrien der Apostel in Rom” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 153–179.
14. Schmitt T. 2011 “Die Christenverfolgung unter Nero” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 517–537.
15. Weber W. 2011 “Die Suche nach dem Patrusgrab. Zu den archäologischen Untersuchungen im Bereich der Confessio von St. Peter” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 67–113;
16. Zwierlein O. Petrus in Rom: Die literarischen Zeugnisse, Berlin, 2009.
17. Leporskij P. I. Istorija Fessalonikskogo jekzarhata do vremeni prisoedinenija k Konstantinopol'skomu patriarhatu (History of Exarchate of Thessalonica before Its Addition to Patriarchate of Constantinople), Saint-Petersbourg, 1901.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Апостол Петр и «акакианская схизма» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 9-19. DOI: 10.15382/sturI201559.9-19
В статье анализируются идеологические основания исключительной позиции папства во Вселенской Церкви, как они проявились во время конфликта между папством и Константинопольской Церковью в конце V в. Взгляд на особую роль апостола Петра как якобы первого епископа Римского нашел свое приложение в качестве краеугольного камня аргументации, разработанной папой Феликсом III (483–492) для оправдания своих политических действий, которые в свою очередь привели к неканоническому осуждению патриарха Константинопольского Акакия (472–489) и началу длительного раскола между Римом и Востоком. Эта аргументация, или, скорее, экклесиологический концепт, называемый некоторыми исследователями «петровский дискурс», одновременно представляла собой несущую конструкцию папской идеологии и служила в качестве исходной мотивации для конкретных действий пап на церковно-политическом поприще.
патриарх Акакий Константинопольский, папа Феликс III, папа Геласий I, церковная политика, раскол, «петровский дискурс».
1. Bacht H. 1953 “Die Rolle des orientalischen Mönchtums in den kirchenpolitischen Auseinandersetzungen um Chalkedon (431–519)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 193–314.
2. Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im Byzantinischen Reich, Göttingen, 1980.
3. Blaudeau Ph. Alexandrie et Constantinople (451–491) de l’histoire à la géo-ecclésiologie, Rome, 2006.
4. Blaudeau Ph. 2012 “Between Petrine Ideology and Realpolitik. The See of Constantinople in Roman Geo-Ecclesiology (449–536)”, in Grig L., Kelly G. (eds.) Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity, Oxford, 2012, pp. 364–384.
5. Blaudeau Ph. Le Siège de Rome et l’Orient (448–536). Etude géo-ecclésiologique, Rome, 2012.
6. Brennecke H. Ch. 2007 “Chalkedonense und Henotikon. Bemerkungen zum Prozess der östlichen Rezeption der christologischen Formel von Chalkedon“, in Heil U., von Stockhausen A., Ulrich J. (eds.) Ecclesia est in re publica. Studien zur Kirchen- und Theologiegeschichte im Kontext des Imperium Romanum, Berlin, New York, 2007, pp. 259–290.
7. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, Tübingen, 1933, vol. 2.
8. Deliyannis D. 2014 “The Roman Liber pontificalis, Papal Primacy, and the Acacian Schism”, in Viator, 2014, vol. 45/3, pp. 1–16.
9. Demacopoulos G. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity, Philadelphia, 2013.
10. Duchesne L. Histoire ancienne de l’Eglise, Paris, 1910, vol. 3.
11. Dvornik F. Byzantium and the Roman Primacy, New York, 1979.
12. Frend W. H. C. 1976 “Eastern Attitudes to Rome during the Acacian Schism”, in Studies in Church History, 1976, vol. 13, pp. 69–82.
13. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg; Basel; Wien, 1991, vol. 2/1.
14. Haacke R. 1953 “Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451–553)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 95–177.
15. Haller J. Geschichte des Papsttums. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950, vol. 1.
16. Hefele Ch. J., Leclercq H. Histoire des conciles d’après les documents originaux, Paris, 1908, vol. 2/2.
17. Fliche A., Martin V. (eds.) Histoire de l’église, Paris, 1948, vol. 4.
18. Mayeur J.-M., Pietri Ch., Pietri L., Vauchez A., Venard M. (eds.) Histoire du christianisme, Paris, 1998, vol. 3.
19. Jedin H., Dolan J. (eds.) History of the Church, New York, 1980, vol. 2.
20. Ηοfmann F. 1953 “Der Kampf der Päpste um Konzil und Dogma von Chalkedon von Leo dem Großen bis Hormisdas (451–519)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 13–94.
21. Kosiński R. 2010 “Dzieje Akacjusza, patriarchy Konstantynopola w latach 472–489“ (History of Acacius, Patriarch of Constantinople, in Years 472–489), in U schyłku starożytności. Studia źródłoznawcze, 2010, vol. 9, pp. 63–97.
22. Κötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484–519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike, Stuttgart, 2013.
23. Michel A. 1953 “Der Kampf um das politische oder petrinische Prinzip der Kirchenführung“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 491–562.
24. Pietri Ch. 1987 “D’Alexandrie à Rome: Jean Talaïa, émule d’Athanase au Ve siècle“, in Mélanges offerts à Claude Mondésert, Paris, 1987, pp. 277–295.
25. Revillout E. 1877 “Le premier schisme de Constantinople. Acace et Pierre Monge”, in Revue des questions historiques, 1877, vol. 22, pp. 83–134.
26. Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Ages 476–752, London, 1979.
27. Salaville S. 1918–1919 “L’affaire de l’Hénotique ou le premier schisme byzantin au Ve siècle”, in Échos d’Orient, 1918, vol. 18/114, pp. 255–265; 1919, vol. 18/116, pp. 389–397; vol. 19/117, pp. 49–68; vol. 19/120, pp. 415–433.
28. Schwartz E. 1934 “Publizistische Sammlungen zum acacianischen Schisma“, in Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Abteilung. Neue Folge, München, 1934, vol. 10.
29. Townsend W. T. 1936 “The Henotikon Schism and the Roman Church”, in The Journal of Religion, 1936, vol. 16/1, pp. 78–86.
30. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter, Stuttgart, 1981.
31. Ullmann W. 1960 “Leo I and the Theme of Papal Primacy”, in Journal of Theological Studies, 1960, vol. 11, pp. 25–51.
32. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome, Leiden; Boston, 2008.
33. Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen, Berlin, 1980.
34. Bolotov V. V. Lekcii po istorii Drevnej Cerkvi (Lectures for History of Ancient Church), Saint-Petersburg, 1918, vol. 4.
34. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1918. Т. 4.
35. Грацианский М. В. «Православная партия» и приход к власти императора Юстина I (518–527 гг.) // Византийский временник. 2007. Т. 66. С. 125–145.
36. Грацианский М. В. Акакианская схизма // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 362.
37. Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9–29.
38. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV. Сб. науч. трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
39. История Древней Церкви: Учеб. пособие. Ч. I: 33–843 гг. / К. А. Максимович, ред. М., 2012.
40. Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1.
41. Максимович К. А. Метарецензия на: Захаров Г. Е. Рецензия на монографию: Demacopoulos G. E. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity. Philadelphia, 2013. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 149–156.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 122-126. — Рец. на кн.: Kötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484-519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike. Franz Steiner Verlag, 2013
PDF
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Папа Геласий I (492-496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 25-41. DOI: 10.15382/sturI201665.25-41
В статье рассматриваются экклезиологические воззрения Римского папы Геласия I (492–496), сложившиеся в условиях раскола между Римской Церковью и Церквами Востока после 484 г. Развитие экклезиологической концепции Геласия изучается в связи с идейно-политическим наследием папы Льва I (440–461), внесшего большой вклад в развитие идеи римского первенства как в идейном, так и в политическом смысле. В статье рассматриваются взгляды Геласия на содержание привилегий Римской Церкви, в целом характеризующих ее властное положение среди других Церквей. На основании особым образом интерпретируемых определений Никейского Собора Геласий вслед за папой Львом I утверждает порядок вселенских кафедр: за Римом следуют Александрия и Антиохия, причем это соотношение является соотношением ранга и власти. Согласно его воззрениям, Римский папский престол как престол святого Петра находится в исключительном положении, в то время как Константинопольская кафедра низводится им до положения обычной епископии. Объем властных полномочий епископа Римского несопоставим с таковым прочих иерархов. Папе принадлежит право верховного суда во Вселенской Церкви; его решение не может быть обжаловано. Римский понтифик имеет право созывать Вселенские Соборы, его же решением утверждаются соборные определения. Своим решением, не принимая апелляцию с мест и без проведения особого Собора, он может низлагать предстоятелей поместных Церквей. Также своим решением папа определяет и осуждает ересь.
папа Геласий I, папа Лев I, папа Феликс III, патриарх Акакий Константинопольский, экклезиология, соборы, 28-е правило Халкидонского собора, римское первенство.
1. Грацианский М. В. Дело Иоанна Талайи и начало «акакианской схизмы» (484 г.) // Византийский Временник. 2015. Т. 74 (99). P. 31–46.
2. Грацианский М. В. “Secundum Calchedonensem synodum haec ab apostolica sede gesta”: Папа Геласий I и «ересь» Акакия Константинопольского // Византийские очерки. СПб., 2016. С. 63–75.
3. Грацианский М. В. «Православная партия» и приход к власти императора Юстина I (518–527) // Византийский Временник. 2007. Т. 66 (91). С. 125–145.
4. Грацианский М. В. Каноническая позиция папства в деле Акакия Константинопольского // Античная древность и Средние века. 2015. Вып. 43. С. 53–72.
5. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV. Сборник научных трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
6. Кузенков П. В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 25–51.
7. Blaudeau Ph. 2007 “Motifs et structures de divisions ecclésiales. Le schisme acacien (484–519)”, in Annuarium Historiae Conciliorum, 2007, vol. 39/1–2, pp. 65–98.
8. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, Tübingen, 1933, vol. 2.
9. Demacopoulos G. 2015 “Are all Universalist Politics Local? Pope Gelasius I’s International Ambition as a Tonic for Local Humiliation”, in Dunn G. D. (ed.) The Bishop of Rome in Late Antiquity, Farnham, 2015, pp. 141–153.
10. Demacopoulos G. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity, Philadelphia, 2013.
11. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950, vol. 1.
12. Koch H. Gelasius im kirchenpolitischen Dienste seiner Vorgänger, der Päpste Simplicius (468–483) und Felix III. (483–492). Ein Beitrag zur Sprache des Papstes Gelasius I. (492–496) und früherer Papstbriefe, München, 1935.
13. Stein E. Histoire du Bas-Empire, Paris; Brussels; Amsterdam, 1949, vol. 2.
14. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter, Stuttgart, 1981.
15. Ullmann W. 1960 “Leo I and the Theme of Papal Primacy”, in Journal of Theological Studies, 1960, vol. 11, pp. 25–51.
16. Vasiliev A. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great, Cambridge; Massachusetts, 1950.
17. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome, Leiden; Boston, 2008.
18. Κötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484–519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike, Stuttgart, 2013.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; вед. науч. сотр. Лаборатории по изучению стран Причерноморья и Византии в Средние века при кафедре истории Средних веков исторического факультета;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Исследование подготовлено в рамках работы по проекту «Причерноморье и Средиземноморский мир в системе отношений Руси, Востока и Запада в Средние века» (соглашение No 14–28–00213 от 15 августа 2014 г между Российским научным фондом и МГУ им М В Ломоносова)
Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27-48. DOI: 10.15382/sturII201989.27-48
В статье изучается концепция власти римского епископа на основе высказываний папы Льва Великого (440–461), представленных в его проповедях и посланиях. Особое внимание уделяется анализу «петринологии» папы Льва, т. е. его взглядам на роль и место ап. Петра, который объединяет апостольское и епископское достоинство и оказывается первым епископом Рима как первого города Римской империи. Согласно воззрениям Льва, ап. Петр, сохраняя дары, данные ему Господом, непрерывно и непосредственно управляет Римской Церковью и занимает Римскую кафедру, в силу чего встает вопрос о статусе действующего римского епископа. В сочинениях Льва встречаются утверждения, что римский епископ является либо «наследником» (haeres), либо «заместителем» (vicarius) апостола. В статье делается вывод, что эти обозначения по сути исключают друг друга, поскольку, с одной стороны, Римский папа не мог унаследовать дары ап. Петра, переданные последнему индивидуально Христом, а с другой, если считать его заместителем апостола, не мог претендовать на полноценность своего епископского статуса, поскольку Римская кафедра считалась навечно занятой ап. Петром. Несмотря на эти противоречия, Лев считал римских епископов полноправными «представителями» главы Церкви ап. Петра, в качестве таковых обладающими властными полномочиями в пределах всей Вселенской Церкви. Свои воззрения Лев подтверждал на практике, прибегая в своих посланиях к использованию фразеологии и терминологии, присущей римским административным учреждениям и призванной подчеркнуть властное положение Римской Церкви относительно других поместных Церквей.
апостол Петр, папа Лев Великий, Римская Церковь, римская экклезиология, папский примат
  1. Барон Ю. Система римского гражданского права. СПб., 2005.
  2. Боровой В., протопр. Рим, Константинополь и христианский Восток в период «акакианской схизмы» (484–518 гг.). Минск, 2017.
  3. Грацианский М. В. «Акакианская» или всё же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44–63.
  4. Грацианский М. В. Акакианская схизма // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 362.
  5. Грацианский М. В. Апостол Петр и «Акакианская схизма» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 9–19.
  6. Грацианский М. В. Борьба Римского папы Льва Великого за церковное первенство в контексте восточных соборов и императорской церковной политики // Византийский временник. 2018. Т. 102. (в печати).
  7. Грацианский М. В. Папа Геласий I (492–496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25–41.
  8. Грацианский М. В. Папа Лев Великий и его толкование 6-го никейского канона // Церковь в истории России. Сб. 11: К 70-летию Николая Николаевича Лисового. М., 2016. С. 159–175.
  9. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV: cб. науч. трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
  10. Грацианский М. В. «Secundum Calchedonensem synodum haec ab apostolica sede gesta»: Папа Геласий I и «ересь» Акакия Константинопольского // Византийские очерки. Труды российских ученых к XXIII Международному конгрессу византинистов. СПб., 2016. С. 62–73.
  11. Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9–29.
  12. Дождев Д. В. Римское частное право: учебник для вузов. М., 1996.
  13. История Древней Церкви: учеб. пособие / К. А. Максимович, ред. Ч. I: 33–843 гг. М., 2012.
  14. Acta Conciliorum Oecumenicorum / E. Schwartz, ed. T. I. Vol. I. Pars III. Berolini, 1927.
  15. Alzati C. Ripensando alle vices Apostolicae Sedis nelle lettere di papa Leone I al presule di Tessalonica. Contributo alla storia dell’ecclesiologia in Occidente // Σύνθεσις. Ηλεκτρονικό περιοδικό τμήματος θεολογίας Α.Π.Θ. 2015. Vol. 4. № 1. P. 1–34.
  16. Arens H. Die christologische Sprache Leos des Großen. Analyse des Tomus an den Patriarchen Flavian. Freiburg; Basel; Wien, 1982.
  17. Arnauld D. Histoire du christianisme en Afrique. P., 2001.
  18. Batiff ol P. Papa, sedes apostolica, apostolatus // Rivista di archeologia Cristiana. 1925. Anno II. № 3–4. P. 99–116.
  19. Batiff ol P. Le siège apostolique (359–451). P., 1924.
  20. Batiff ol P. Petrus initium episcopatus // Revue des Sciences Religieuses. 1924. T. 4. Fasc. 3. P. 440–453.
  21. Blaudeau Ph. Between Petrine Ideology and Realpolitik. The See of Constantinople in Roman Geo-Ecclesiology (449–536) // Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity / ed. by L. Grig, G. Kelly. Oxford; N. Y., 2012. P. 364–384.
  22. Blaudeau Ph. Vice mea. Remarques sur les représentations pontifi cales auprès de l’empereur d’Orient dans la seconde moitié du Ve siècle (452–496) // Mélanges de l’Ecole française de Rome. 2001. T. 113. № 2. P. 1059–1123.
  23. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen, 1933.
  24. Congar Y. Note sur une valeur des termes «ordinare, ordinatio» // Revue des Sciences Religieuses. 1984. T. 58. P. 7–14.
  25. Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Cambridge (Mass), 1958.
  26. Epistulae romanorum pontifi cum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a s. Hilaro usque ad Pelagium II // Recensuit et edidit A. Thiel. T. I. Brunsbergae, 1868.
  27. Grill J. Der Primat des Petrus. Eine Untersuchung. Tübungen, 1904.
  28. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Stuttgart, 1950.
  29. Hornung Ch. Haeres Petri: Kontinuitat und Wandel in der Bischofsnachfolge des Siricius von Rom // Episcopal Elections in Late Antiquity / ed. by J. Leemans, P. Van Nuff elen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye. Göttingen, 2011. S. 375–388.
  30. Hoskin M. Prolegomena to a Critical Edition of the Letters of Pope Leo the Great. A Study of the Manuscripts. PhD Thesis. The University of Edinburgh, 2015.
  31. Jalland T. The Life and Times of St. Leo the Great. L., 1941.
  32. Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington, 2001.
  33. Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284–602. Vol. 1. Oxford, 1964.
  34. Kissling W. Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Großen bis Gelasius I. Paderborn, 1921.
  35. Klinkenberg H. M. Papsttum und Reichskirche bei Leo dem Großen // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1952. Bd. 38. Heft 1. S. 37–112.
  36. Lübeck K. Reichseinteilung und kirchliche Hierarchie des Orients bis zum Ausgange des vierten Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Rechts- und Verfassungsgeschichte der Kirche. Münster, 1901.
  37. Maccarone M. L’antico titolo papale Vicarius Petri e la concezione del Primato // Divinitas. 1957. Vol. 1. P. 365–371.
  38. Maccarrone M. «Sedes Apostolica — Vicarius Petri». La perpetuità del primato di Pietro nella sede e nel vescovo di Roma (Secoli III–VIII) / Il primato del vescovo di Roma nel primo millennio. Ricerche e testimonianze. Atti del Symposium storico-teologico. Roma, 9–13 Ottobre 1989 / A cura di M. Maccarrone. Città del Vaticano, 1991. P. 275–362.
  39. Maccarrone M. “Cathedra Petri” und die Idee der Entwicklung des päpstlichen Primats vom 2. bis 4. Jahrhundert // Saeculum. 1962. Vol. 13. S. 278–292.
  40. Maccarrone M. La dottrina del Primato papale dal IV all’ VIII secolo nelle relazioni con le Chiese occidentali // Le Chiese nei regni dell’ Europa Occidentale e i loro rapporti con Roma sino all’ 800. [Settimane di studio del Centro Italiano di studi sull’alto Medioevo, VII]. T. 2. Spoleto, 1960. P. 633–742.
  41. McCready W. D. Papal Plenitudo Potestatis and the Source of Temporal Authority in Late Medieval Papal Hierocratic Theory // Speculum. 1973. Vol. 48/4. P. 654–674.
  42. McShane P. A. Romanitas et le pape Léon le Grand. Tournai; Montréal, 1979.
  43. Michel A. Der Kampf um das politische oder petrinische Prinzip der Kirchenführung // Das Konzil von Chalkedon / A. Grillmeier, H. Bacht, Hrsg. Bd. I. Würzburg, 1953. S. 500–524.
  44. Miller J. M. The Divine Right of the Papacy in Recent Ecumenical Theology. Roma, 1980.
  45. Patrologiae cursus completus. Series Latina / Acc. J.-P. Migne. T. LIV. S. Leonis Magni Tomus I. P., 1846.
  46. Perthel E. Papst Leo’s I. Leben und Lehren. Jena, 1843.
  47. Pietri Ch. Concordia apostolorum et renovatio urbis (Culte des martyrs et propagande pontifi cale) // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1961. T. 73. P. 275–322.
  48. Powell D. Haeres Petri: Leo I and Church Order // International Journal for the Study of the Christian Church. 2008. Vol. 8. № 3. P. 203–210.
  49. Rivière J. In partem sollicitudinis. Evolution d’une formule pontifi cale // Revue des Sciences Religieuses. 1925. Τ. 5/2. P. 210–231.
  50. Sancti Leonis Magni opera / P. Ballerini, H. Ballerini, ed. T. I–III. Venetiae, 1753–1757.
  51. Sancti Leonis Magni Romani pontifi cis Tractatus septem et nonaginta / A. Chavasse, ed. [Corpus Christianorum. Series Latina 138–138A]. Turnholti, 1973.
  52. Schmidt K. D. Papa Petrus ipse // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1936. Bd. 54. S. 267–275.
  53. Schweizer Ch. Hierarchie und Organisation der römischen Reichskirche in der Kaisergesetzgebung vom vierten bis zum sechsten Jahrhundert. Bern; B.; Frankfuhrt am Main; N. Y.; P., 1991.
  54. Stephanou P. Sedes Apostolica, Regia Civitas // Orientalia Christiana Periodica. 1967. Vol. 33. P. 563–582.
  55. Stockmeier P. Römische Kirche und Petrusamt im Licht frühchristlicher Zeugnisse // Archivum Historiae Pontificiae. 1976. Vol. 14. S. 357–372.
  56. Studer B. Leo der Grosse und der Primat des römischen Bischofs // Unterwegs zur Einheit: Festschrift für Heinrich Stirnimann / J. Brantschen, P. Selvatico, Hrsg. Freiburg, 1980. S. 617–630.
  57. Theodoret. Kirchengeschichte / L. Parmentier, Hrsg. Dritte, durchgesehene Aufl age von G. C. Hansen. [Die Griechischen Christlichen Schriftsteller. Neue Folge. Bd. 5]. B.; N. Y., 1998.
  58. Uhalde K. Pope Leo I on Power and Failure // The Catholic Historical Review. 2009. Vol. 95. № 4. P. 671–688.
  59. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart, 1981.
  60. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25–51.
  61. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. [Supplements to Vigiliae Christianae. Texts and Studies of Early Christian Life and Language; 93]. Leiden; Boston, 2008.
  62. Wilks M. The Apostolicus and the Bishop of Rome, I // The Journal of Theological Studies. 1962. Vol. 13. № 2. P. 290–317.
  63. Wilks M. The Apostolicus and the Bishop of Rome, II // The Journal of Theological Studies. 1963. Vol. 14. № 2. P. 311–354.
  64. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart, 1981.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.