/
Результат поиска


Гончаров В. А. Переписка наркома иностранных дел Г. В. Чичерина с Секретариатом ЦК РКП(б) по поводу поездки Святейшего Патриарха Тихона в Англию // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 2 (27). С. 110-116.
PDF
Настоящая публикация документов из фонда Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) посвящена вопросу отношения советских властей к обращению лорда Пармура с просьбой разрешить Святейшему Патриарху Тихону выезд в Англию для участия в работе конференции, посвященной борьбе с голодом в России.
Гончаров Владимир Александрович
Гончаров В. А., Нехотин В. В. "Дурылин согласен дать подписку, что он никогда не будет приходским священником". Из материалов архивно-следственного дела по обвинению С. Н. Дурылина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 126-139.
PDF
Публикуемые документы из архивно-следственного дела Р-46583, хранящегося в Центральном архиве ФСБ РФ, раскрывают некоторые обстоятельства, связанные с первым арестом священника Сергия Дурылина в 1922 г., и способствуют прояснению вопроса о том, снимал ли он с себя сан.
Гончаров Владимир Александрович
Нехотин Владимир Владимирович
Романова С. Н., Гончаров В. А. "Я с детства видел горе..." К биографии епископа Аресения (Денисова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 52-69.
PDF
Статья посвящена жизненному пути архипастыря, известного искусствоведа, автора широко известной книги Православные монастыри Российской Империи, человека сложной судьбы —епископа Арсения (Денисова). Публикуемые документы из фондов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, государственных архивов России и Церковно-исторического архива ПСТГУ способствуют ликвидации белых пятен в его биографии.
Романова Светлана Николаевна
Гончаров Владимир Александрович
Гончаров В. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 5 (42). С. 137-146. — Рец. на кн.: Антоний (Михайловский), архиеп. О личном спасении: богословское сочинение. — Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2009. — 160 с.
PDF
Гончаров Владимир Александрович
Гончаров М. А., Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в россии в конце XIX - начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 101-117.
PDF
В статье раскрываются место и роль церковно-приходских школ в деле подготовки педагогических кадров в России в конце XIX ― начале XX в. Анализируется взаимодействие сети церковно-приходских школ и непосредственно связанных с ними педагогических учебных заведений — второклассных и церковно-учительских школ. Дается оценка целей, задач, форм и методов учебно-воспитательной работы в духовно-учебных учреждениях.
Православная Церковь, Святейший Синод, народное образование, духовно-учебные заведения, церковно-приходская школа, земская школа, второклассная учительская школа, Епархиальный училищный совет
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна
Гончаров М. А., Плохова М. Г. Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 120-130.
PDF
В статье рассматривается место духовно-учебных заведений, играющих важную роль в процессе развития русской культуры, формировании общеобразовательного и педагогического потенциала общества со времени их создания в середине XVII в. и на протяжении более трех столетий. Раскрывается типология конфессиональных учебных заведений, анализируется их нормативно-правовая база, показывается роль духовно-учебных заведений, выпустивших множество квалифицированных и добросовестных преподавателей, руководителей учебных заведений, администраторов в сфере просвещения, в подготовке кадров для общеобразовательной средней и высшей школы.
духовная академия, духовная семинария, духовное училище, православная школа, пастырское богословие, педагогическая подготовка, конфессиональная школа
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна
Гончаров М. А. Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учебными заведениями в середине — конце XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 113-124.
PDF
В статье анализируется роль Духовного ведомства в деле управления и организации духовно-учебными заведениями в середине — конце XIX в., раскрываются непростые взаимоотношения в сфере народного образования Министерства народного просвещения и Святейшего Синода, показывается историческое и культурное значение педагогической подготовки в епархиальных училищах в деле формирования учительского корпуса для церковно-приходских школ.
Духовное ведомство, Святейший Синод, Министерство народного просвещения, духовно-учебные заведения, епархиальные женские училища, миссия, духовенство, содержание образования, церковная школа, училищный совет
Гончаров Михаил Анатольевич
Гончаров М. А., Плохова М. Г. Священный Синод и его роль в системе подготовки педагогических кадров в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 80-88. DOI: 10.15382/sturIV201537.80-88
В последнее время начинает возрождаться интерес к Церкви и ее духовно-учебным институтам, которые рассматриваются в перспективе общего процесса формирования потенциала российского общества. В исторической науке их не принято считать педагогическими, хотя в чем-то духовные академии и семинарии XVIII — первой половины XIX в. можно считать таковыми. В статье анализируются понятия «духовно-учебные заведения», «духовное образование», «духовная школа», раскрывается идея создания централизованного управления духовно-учебными заведениями, роль Священного Синода в деле организации и управления духовно-учебными педагогическими заведениями (епархиальные училища, второклассные церковно-учительские школы и др.) в дореволюционной России. Рассматриваются проекты организации в России единой системы духовного образования (1766–1778). Анализируются непростые взаимоотношения в сфере народного образования Министерства народного просвещения, Священного Синода и Комитета по усовершенствованию духовных училищ. Показывается историческое и культурное значение педагогической подготовки в женских епархиальных училищах, в формировании учительского корпуса для церковно-приходских школ.
Священный Синод, духовно-учебные заведения, духовное образование, педагогическое образование, духовные училища, семинарист, епархиальные женские училища, второклассные церковно-учительские школы (церковно-приходские школы)
1. Исторический очерк развития церковно-приходских школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909 гг.). СПб., 1909.
2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна
Гончаров В. А. «Необходимо созвать новый Вселенский Собор, и в этом ближайшая и неотложная задача Церкви» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43). С. 117-144.
PDF
Публикуемый документ из хранящегося в НИОР РГБ фонда Арсеньевых представляет собой исследование о причинах, мешающих соединению христианских Церквей и путях их устранения.
настоятели храма Христа Спасителя, воссоединение Православной и Католической Церквей, гонения на религию в России, Святейший Патриарх Тихон
Гончаров Владимир Александрович
Гончаров В. А., Косик О. В. ≪Спасибо Вам за все, а главное за свет, которого здесь очень мало≫. Из переписки Т. Н. Каменевой с епископом Афанасием (Сахаровым) и иеромонахом Иераксом (Бочаровым) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 119-137. DOI: 10.15382/sturII201670.119-137
Публикуемые документы из фонда епископа Афанасия (Сахарова), хранящегося в Церковно-историческом архиве ПСТГУ (Ф. 1. Оп. 4), и личного архива А.В. Корниловой (урожденной Каменевой) представляют собой переписку святителя Афанасия и иеромонаха Иеракса (Бочарова) с сотрудницей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) Татьяной Ниловной Каменевой. В письмах, относящихся к 1950-м гг., содержится информация об обстоятельствах жизни святителя Афанасия и иеромонаха Иеракса после их освобождения из заключения. Т. Н. Каменева, духовная дочь о. Иеракса, была одной из многих подвижниц, которые оказывали незаменимую и существенную помощь репрессированным по политическим мотивам духовенству и мирянам. Предисловие к текстам документов включает в себя подробную биографию Татьяны Ниловны и ее родственников, а также сведения о ее знакомых из числа членов так называемых непоминающих церковных общин, многие из которых были репрессированы. Письма хорошо передают атмосферу церковной жизни 1950-х гг.
Русская Православная Церковь, святитель Афанасий (Сахаров), иеромонах Иеракс (Бочаров), московский храм Кира и Иоанна на Солянке, оппозиция митрополиту Сергию (Страгородскому), репрессии против верующих в СССР, новомученики и исповедники Российские, акаф
Гончаров Владимир Александрович
Косик Ольга Владимировна
Гончаров М. А. Православно-педагогические идеи в образовании и воспитании в России накануне XVIII века (по материалам устного творчества и древнерусских произведений) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 63-75. DOI: 10.15382/sturIV201641.63-75
В статье изложены результаты исследования, посвященного становлению и развитию системы воспитания в России накануне XVIII в. Показано, что к началу XVIII в. существовала самобытная истинно русская православная парадигма воспитания на основе глубоких традиций народной и православной педагогики, которые способствовали тому, что многие русские люди искренне верили во всеобщее благоденствие и желали его для всего народа, развивали общинные нормы жизни, в том числе и в воспитании детей «всем миром». Самобытность понимания просвещения у русского народа выражалась в стремлении обеспечить бессмертие рода, а укрепление многодетной семьи было одной из форм проявления любви к родной земле, служения Родине, ее благополучию. Глубоко гуманными были идея и практика учения «жизнь для других», учета потребности других людей — без ущерба для них и себя. Это помогало осознанию молодыми своего места в человеческом сообществе, воспитанию ответственности перед окружающими. В «учительных» произведениях Древней Руси отражен народный опыт целенаправленного воспитания любви ко всему живому, трезвости, выносливости в труде и преодолении жизненных невзгод; умения не вызывать озлобленности людей в общении, а также широкого использования приемов предупреждения отроков о возможных негативных последствиях нарушения норм общежития. Данные выводы основываются на всестороннем анализе устного творчества, древнерусских произведений «Пчела», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого, анализе деятельности академий — Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве.
народная педагогика, гуманизм, Церковь, православие, воспитание, ценности, семья, творчество.
1. Афанасьев Т. М. Семейные портреты. М., 1985.
2. Громов М. Н. Памятники древнерусской литературы как источник изучения раннего этапа отечественной педагогики // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. М., 1983. С. 41–42.
3. Домострой / Н. И. Прокофьева, Л. И. Алехина, сост. М., 1991. С. 126–128.
4. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология: теории и история. М., 1969. С. 58.
5. Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993. С. 74–75.
6. Кошелева О. Е. «Душевное строение» в Древней Руси // Свободное воспитание. М., 1992. Вып. 1. С. 15–18.
7. Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты: к истории общественно-политической мысли. Л., 1991. С. 270.
8. Литература Древней Руси: Хрестоматия / Л. А. Дмитриев, сост. М., 1990. С. 116.
9. Мудрое слово Древней Руси (XI–XVII вв.) / В. В. Колесов, пер. М., 1989. С. 45–47.
10. Тарасов Б. П. Я. Чаадаев и русская литература первой половины XIX века // П. Я. Чаадаев. Статьи и письма. М., 1989. С. 9.
11. Школа педагогики в культуре Древней Руси. Ч. 1 / О. Е. Кошелева, Л. В. Мошкова, сост. М., 1992. С. 75–76.
Гончаров Михаил Анатольевич