/
Результат поиска


Головнина Н. Г. Редакции Жития апы Фиба как ключ к пониманию текста // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 99-112.
PDF
В статье предпринята попытка ответить на вопрос, являются ли изменения текста в дошедших до нас рукописях Жития апы Фиба случайными и механическими или они позволяют говорить о сознательной работе и появлении новых редакций, которые соответствуют целям и принципам разных периодов в истории коптской литературы, а потому допускают и даже требуют разных интерпретаций.
история коптской литературы, Житие апы Фиба, редакции текста, проблемы интерпретации.
Головнина Наталия Геннадиевна
Головнина Н. Г. Целостность замысла "Вопросоответов" Иоанна III Милостивого: необходимость или случайность // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 4 (22). С. 23-31.
PDF
жанр и его конституирующие принципы, вопросоответы, коптская литература, Иоанн III Александрийский или Милостивый
Головнина Наталия Геннадиевна
Головнина Н. Г. Российская псевдо-августиниана в контексте переводческой деятельности XVIII века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 58-74. DOI: 10.15382/sturII201672.58-74
Статья рассматривает переводы Псевдо-Августина, появившиеся на русском языке в XVIII в. О популярности текстов, подписанных именем Иппонийского епископа, свидетельствует существование нескольких переводов каждого из них. Проводится сравнение не отдельно взятых текстов, а объединенных в группы по издателю и переводчику. В первую входят переводы, сделанные В. Беляевым по заказу Н. И. Новикова, во вторую — прот. К. Крижановским по заказу А. А. Сыромятникова. Особенностью второй группы являются пространные комментарии. Разница в переводческих решениях и очевидное внимание комментатора к местам, где возникают актуальные для масонского учения образы, позволяет предположить, что переводы создавались в противовес друг другу и вторая группа ставит своей целью или начать диалог с масонами, или выработать набор контраргументов против их учения.
XVIII в., блж. Августин, Псевдо-Августин, переводческие проекты, святоотеческие переводы на русский язык, масонство, Типографическая Компания, Н. И. Новиков, В. В. Беляев, А. Cыромятников, прот. Константин Крижановский.
1. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг., 1917.
2. Лонгинов М. Н. Новиков и Шварц: Материялы для истории русской литературы в конце XVIII века. М., 1858.
3. Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867.
4. Родосский А. С. Описание книг гражданской печати XVIII столетия, принадлежащих СПб. духовной академии. СПб., 1896.
5. Семенников В. П. Собрание старающихся о переводе иностранных книг, учрежденное Екатериной II. 1768–1783 гг. СПб., 1913.
6. Семенников В. П. Книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова и Типографической компании. Пб., 1921.
7. Тихонравов Н. С. Русская литература XVIII и XIX вв. М., 1898.
8. Павел (Хондзинский), свящ. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 22–36.
Головнина Наталья Геннадьевна
Головнина Н. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 133-137. — Рец. на кн.: The Canons of Our Fathers: Monastic Rules of Shenoute / B. Layton, intr., ed., transl., comment. Oxford University Press, 2014
PDF
Головнина Наталья Геннадьевна
Место работы: ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: n_golovnina@list.ru.
Головнина Н. Г., Франгулян Л. Р. Реальность и художественный вымысел у коптских агиографов (образ Диоклетиана в литературе циклов, сер. VII — сер. VIII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 52. С. 48-61. DOI: 10.15382/sturIII201752.48-61
В статье на материале агиографических памятников под названием «циклы» (сер. VII — сер. VIII в.) анализируется легенда об императоре Диоклетиане, сложившаяся в коптской литературе. Ее сравнение со сведениями греческих и латинских историков (Евсевий Памфил, Лактанций, Аврелий Виктор, Евтропий) позволяет говорить о продуманной трансформации исторического образа в соответствии с принципами генезиса и бытования мученических и житийных текстов, с той особенностью, что создается герой отрицательный. Даже фантастические или не совпадающие с историческими обстоятельствами рассказы из жизни Диоклетиана не случайный плод воображения, но методичная работа в рамках уже сложившихся канонических схем, прежде всего мученичества, и идеальных образов, в первую очередь правителя. Функциональным оказывается прием антитезы: отсутствующие в историческом описании черты воссоздаются как противоположность принятого идеала. Из исторического материала выбирается тот, который наиболее полно соответствует создаваемому герою, т. е. авторов интересует правдивость образа, как они ее понимают, а не правдивость в передаче фактов. Так, Диоклетиану усваиваются факты и черты не тезки, но реальных инициаторов Великого гонения Галерия и Максимина Дазы, о которых сообщают историки. Агиографы не смущаются пренебрегать и хронологическими рамками, например, они придают своему Диоклетиану черты не только его современников, но и Юлиана Отступника с целью создать образ идеального отрицательного героя. Правомерными и допустимыми воспринимаются сюжеты, если они построены по аналогии с библейскими историями или с учетом экзегетической традиции. Интересным феноменом можно признать последующее восприятие агиографической реальности в качестве источника достоверных сведений.
коптская агиография, циклы, легенда о Диоклетиане, император Константин, император Юлиан, вымысел как способ структурного построения, транс- формация сюжетов, Антиохия, коптские мученики, предательство епископа
  1. Донченко А. И., Высокий М. Ф., Хорьков М. Л. Последние историки великой империи // Римские историки IV века / Е. В. Дарк, М. Л. Хорьков, пер. с греч.; А. И. Донченко, В. С. Соколова, пер. с лат. М., 1997. С. 297–318.
  2. Изречения египетских отцов / Введ., перев. с копт., коммент. А. И. Еланская. СПб., 2001.
  3. Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле: Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78–88.
  4. Тюленев В. М. Лактанций и его De mortibus persecutorum // Лактанций. О смертях преследователей / В. М. Тюленев, пер. с лат., вступ. ст. и коммент. СПб., 1998. С. 5–50.
  5. Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86–96.
  6. Шенуте. Гомилия на Рождество / Н. Г. Головнина, пер. // Литературные традиции христианского Египта. М., 2008. С. 153–157.
  7. Barns J. W. B., Reymonds E. A. E. Introduction // Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, eds., transl., introd., comm. Oxford, 1973. P. 1–21.
  8. Baumeister Th. Martyr Invictus: der Martyrer als Sinnbild der Erlö sung in der Legende und im Kult der frü hen koptischen Kirche. Münster, 1972.
  9. Bell N. D. Introduction to the historical background // Mena of Nikiou: The Life of Isaac of Alexandria and the Martyrdom of Saint Macrobius / N. D. Bell, transl., introd., comm. Kalamazoo, 1988. P. 103–118.
  10. Berg-Onstwedder G., van den. Diocletian in the Coptic Trаdition // Bulletin de la Société d’Archéologie Copte. Cairo, 1990. Vol. 29. P. 87–122.
  11. Bowman A. K. Diocletian and the fi rst tetrarchy, a.d. 284–305 // The Cambridge Ancient History. Volume 12: The Crisis of Empire, AD 193–337 / A. K. Bowman, P. Garnsy, A. Cameron, eds. Cambridge, 2005. P. 67–89.
  12. Buzi P., Bausi A. Tradizioni ecclesiastiche e letterarie copte ed etiopiche // Costantino I. Una enciclopedia sulla fi gura, il mito, la critica e la funzione dell’imperatore del cosiddetto editto di Milano, 313. Roma, 2013. Vol. 2. P. 401–423.
  13. Delehaye H. Les Martyrs de l’Égypte // Analecta bollandiana. Brussels, 1923. Vol. 40.
  14. Lefort L. Th. Catéchèse Christologique de Chenute // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1955. № 80. Р. 40–55.
  15. Orlandi T. Coptic literature // The Roots of Egyptian Christianity. Philadelfi a, 1986. P. 51–81.
  16. Orlandi T. Le fonti copte della Storia dei patriarchi di Alessandria // Studi Copti. Milano, 1968. P. 89–138 (Testi e documenti per lo studio dell’antichittà; 22).
  17. Orlandi T. Hagiography, Coptic // Coptic Encyclopedia. N.Y., 1991. Vol. 4. Р. 1191–1197.
  18. Orlandi T. Passione e miracoli di S. Mercurio. Milan, 1976.
  19. Orlandi T., Pearson B. A., Drake H. A. Eudoxia and the Holy Sepulchre. A Constantin Legend in Coptic. Milano, 1980.
  20. Papaconstantinou A. Historiography, hagiography, and the making of the Coptic «Church of the Martyrs» in early Islamic Egypt // Dumbarton Oaks Papers. 2006. № 60. P. 65–86.
  21. Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides. L’apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001.
  22. Passione e miracoli di S. Mercurio / T. Orlandi, ed., transl. Milan, 1976.
  23. Textes coptes relatifs à saint Claude d’Antioche. Four Coptic texts, with French translations, from the Coptic manuscript no. 587 in the Pierpont Morgan Library, New York / G. Godron, еd., transl. Turnhout, Belgique. 1970. (Patrologia Orientalis; 35/4).
  24. White C. The Emergence of Christianity: Classical Traditions in Contemporary Perspective. Minneapolis, 2010. P. 83–88.
Головнина Наталья Геннадьевна
Место работы: _;
Должность: _;
ORCID: 0000-0003-1754-5165;
Электронный адрес: n_golovnina@list.ru.
Франгулян Лилия Рубеновна
Место работы: ФГБУН Институт востоковедения РАН;
Должность: научный сотрудник;
Электронный адрес: 8liya8@gmail.com.
Исследование осуществлено в рамках Программы научных исследований Фонда развития ПСТГУ в 2016 г. проект № 06-0416/КИП 2
Головнина Н. Г. Монашеские правила Шенуте († 465) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 24-34. DOI: 10.15382/sturIII201753.24-34
Статья посвящена анализу формы монашеских правил Шенуте. Они не дошли до нас в виде целой книги, но были собраны вместе Б. Лейтоном из всех сочинений этого коптского автора. Следовательно, первый вопрос, который требует ответа, все ли правила даны в том виде, в котором они входили в монастырский устав, или их форма в некоторых случаях определена законами жанра и задачами того текста, в составе которого они сохранились. Вторая проблема связана с цитатами и их функциями в правилах Шенуте. Коптский апа в своих текстах продолжает киновийную традицию, у истоков которой стоит прп. Пахомий Великий и чьи правила отличаются максимальной простотой и лаконичностью. У Шенуте же, как и все его литературное наследие, — риторической разработанностью. В частности, в них встречаются цитаты, аллюзии и отсылки к книгам Священного Писания и к постановлениям предшественников, которых Шенуте именует «нашими отцами».
Египет, копты, киновийное монашество, монашеские уставы, прп. Пахомий Великий, апа Шенуте, проблема существования и реконструкции устава Белого монастыря, формы и типы правил, источники и заимствования, новозаветные цитаты и их функции
  1. Василий Великий. Творения. М., 1901. Ч. 5.
  2. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1877.
  3. Устав преподобного Венедикта // Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 587–653.
  4. Хосроев А. Л. Пахомий Великий (из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., 2004.
  5. Bacht H. Das Vermächtnis der Ursprungs. Studien zum frühen Mönchtum II. Pachomius ― der Mann und sein Werk. Würzburg, 1983.
  6. Basilii Magni. Regulae fusius tractatae // Patrologia Graeca. Paris, 1857. T. 31. Col. 889–1052.
  7. Besa. Letters and Sermons / Ed. K. H. Kuhn. Louvain, 1956. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 157. Scriptores coptici; 21.)
  8. Сoquin R. G. Moses of Abydos // Coptic Encyclopedia. New-York, 1991. Vol. 5. P. 1679–1681.
  9. Ejusdem. Capita regularum brevius tractatarum // Ibid. Col. 1051–1306.
  10. Ejusdem. Confrontation entre les Règles et la literature pachômienne postérieure // Supplément de la vie spirituelle. 1968. 21. P. 394–424.
  11. Emmel S. Shenute’s Literary Corpus. 2 vols. Louvain, 2004. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 599–600. Subsidia; 111–112.)
  12. Jean Cassien. Institutions cénobitiques / Texte latin revue, introd., trad. et not. J.-C. Guy. Paris., 2011 [réimpr. de la1-re éd. rev. et corr., 1965] (Sources Chrétiennes; 109.)
  13. Jean Cassien. Conférences / Introd., text. latin, trad. et not. E. Pichery. Paris., 2008, 2009, 2006 [réimpr. de la1-re éd. rev. et corr., 1955, 1958, 1959]. T. I–III. (Sources Chrétiennes; 42, 54, 64.)
  14. Layton B. Some observations on Shenute’s Sources: Who are our fathers? // Journal of Coptic Studies. 2009. 11. P. 45–59.
  15. Layton B. The canons of our fathers: monastic rules of Shenute. Oxford, 2014. (Oxford Early Christian Studies.)
  16. Molle M. M., van. Essai des classement chronologique der premières Règles de vie commune connue en chrétienté // Supplément de la vie spirituelle. 1968. 21. P. 108–127.
  17. Ouvres de S. Pachôme et de ses disciples / Ed. L. Th. Lefort. Louvain, 1956. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 159. Scriptores Coptici; 23.)
  18. Pachomiana Latina. Régles et épitres de S. Pacome, épitre de S. Théodore et «Liber» de S. Orsiesius. Texte latin de S. Jérôme / Ed. A. Boon. Louvain, 1932.
  19. La règle de St. Benoît / Éd. A. de Vogüé et J. Neufville. Paris, 1971–1972. (Sources Chrétiennes; 181–186).
  20. Rousseau Ph. Pachomius. The Making of a Community in Forth-Century Egypte. Berkeley. 1985.
  21. Ruppert F. Das pachomianische Mönchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams. Münsterschwarzach, 1971.
  22. Schmitz Ph. Benoît (Saint) et bénédictins (la vie, la régle) // Dictionnaire de spiritualité, ascétique et mystique, doctrine et histoire. Paris, 1937. T. 1. Col. 1371–1388.
Головнина Наталья Геннадьевна
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: ст. преподаватель, зам. зав кафедрой восточно-христианской филологии и истории восточных Церквей;
ORCID: 0000-0003-1754-5165;
Электронный адрес: n_golovnina@list.ru.
Головнина Н. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 155-157. — Рец. на кн.: Lundhaug H., Jenott L. The monastic Origins of the Nag Hammadi Codices.Tübingen: Mohr Siebeck, 2015 (Studien und Texte zu Antike und Christentum; 97). XVI, 339 p.
PDF
Головнина Наталья Геннадьевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: ст. преподаватель, зам. зав кафедрой восточно-христианской филологии и истории восточных Церквей;
ORCID: 0000-0003-1754-5165;
Электронный адрес: n_golovnina@list.ru.