/
Результат поиска


Глушаев А. Л. Раскол в баптизме: "инициативникии" "религиозный экстремизм" в интерпретациях советской атеистической литературы 1960–1980-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 104-118. DOI: 10.15382/sturI201771.104-118
Автор рассматривает специфическую документальную базу по истории раскола евангельских христиан-баптистов в СССР 1960–1980-х гг. — научноатеистическую и пропагандистскую литературу. Опираясь на некоторые идеи М. Ю. Смирнова и К. М. Антонова о советском алгоритме работы с материалом религии, в статье исследуются речевые конструкции и концепты, с помощью которых интерпретировали деятельность баптистов-инициативников, сторонников Совета церквей ЕХБ. Ракурс критики источников позволяет отложить на время вопрос о научной ценности большинства атеистических текстов и сосредоточить внимание на темах и сюжетах, находившихся в фокусе внимания как советских историков и социологов религии, так и пропагандистов атеизма, обличающих сторонников церковного разделения. Автор показывает, что характеристики данного явления формировались под влиянием политических и правовых оценок своего времени. В атеистической литературе обращали внимание на противозаконность и нелегальность деятельности инициативников, обвиняли руководство СЦЕХБ в антисоветизме и религиозном экстремизме. Однако советский дискурс о баптистах-инициативниках включал научноисследовательский план, благодаря которому фиксировались исторические события, совершенствовались исследовательские инструменты изучения церковного разделения баптистов. В начале 1990-х гг. советский антирелигиозный дискурс исчезает. Содержание терминов «инициативники», «религиозный экстремизм» меняется. Однако если название «инициативники» превратилось в исторический термин, то религиозный экстремизм остается концептом, насыщенным негативными оценками. Автор делает вывод об актуальности опыта критического изучения антирелигиозного дискурса 1960-х — первой половины 1980-х гг., освещавшего деятельность СЦЕХБ, и нацеливает на выявление рецидивов советского прошлого в современных научных исследованиях.
евангельские христиане-баптисты, ВСЕХБ, баптизм, Инициативная группа, инициативники, религиозный экстремизм, церковный раскол, СЦЕХБ, атеистическая литература, советская пропаганда, идеология
Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. М., 1960.
Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Кризисные явления в современном баптизме. М., 1967.
Кто такие «инициативники» у евангельских христиан-баптистов? // Наука и религия. 1966. № 7. С. 24–25.
Курилов В. А. Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины XX — начала XXI в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. Т. 2. С. 221–229.
Ленсу М. Я. Кто такие «инициативники»? Минск, 1967.
Лещинский А. Н., Погасий А. К. Типологизация и классификация церковных разделений в христианстве // Религиоведение. 2010. № 2. С. 91–101.
Лялина Г. С. Баптизм: иллюзия и реальность. М., 1977.
Лялина Г. С. Новые тенденции в идеологии баптизма. М., 1979.
Митрохин Л. Н. Баптизм. М., 1966.
Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность: Философско-социологические очерки. СПб., 1997.
Никольская Т. К. История движения баптистов-инициативников // Альманах по истории русского баптизма. СПб., 2004. Вып. 3. С. 63–94.
Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб., 2009.
Плетт И. И. История евангельских христиан-баптистов 1944–1990 гг.: Пособие для библейских курсов. Б. м.: Изд-во «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2010.
Погасий А. К. Религиозные разделения как фактор мировой истории (к вопросу о типологии религиозных расколов) // Религиоведение. 2009. № 4. С. 3–15.
Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Ч. II: 1917–1967. СПб., 2001.
Смирнов М. Ю. Религиоведение в России: Проблема самоидентификации // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2009. № 1. С. 90–106.
Смирнов М. Ю. Религия и религиоведение в России. СПб., 2013.
Степанова Р., Парахин А. Неуважение к закону нетерпимо. Письмо в редакцию // Правда. 19 февр. 1966. С. 2.
Трапезников С. П. На крутых поворотах истории: Из уроков борьбы за научный социализм, против ревизионистских течений. М., 1972.
Филимонов Э. Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М., 1983.
Флетчер У. Советские верующие // Социологические исследования. 1987. № 4. С. 28–35.
Яшин П. П. Кризис современного баптизма: О сущности «нового» раскола ЕХБ. Харьков, 1969.
Bourdeaux M. Religious Ferment in Russia: Protestant Opposition to Soviet Religious Policy. L.; N. Y., 1968.
Глушаев Алексей Леонидович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Пермский государственный институт культуры 614000, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18;
Электронный адрес: email: perst-ur@mail.ru.