/
Результат поиска


Гатилова Н. Н. Педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 60-68.
PDF
В статье охарактеризована педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова, раскрыто понимание человека; рассмотрен процесс его духовнонравственного развития. Дается анализ наиболее важных работ святителя Игнатия, в которых разрабатывались антрополого-педагогические проблемы. Последовательно рассматриваются основные вопросы христианской антропологии: сотворение мира и человека, пребывание первого человека в раю, грехопадение, земная жизнь человечества после грехопадения. С педагогической точки зрения показано, какое значение для воспитания имеет изучение творений святителя Игнатия, в которых подробно раскрывается сущность, цель и содержание духовно-нравственной жизни человека, обосновываются принципы, средства и методы духовно-нравственного воспитания. Рассматриваются фундаментальные проблемы бытия человека, его развития, формирования и воспитания. Автор раскрывает сущность духовности как основы бытия человека, определяет специфические признаки духовности. Анализ источников показывает, что духовность человека является той основой, которая определяет всю жизнь человека, его мировоззрение, его сознание, его отношение к миру. Духовность выражает индивидуальность человека, определяет его мотивационную сферу. В статье обоснована необходимость изучения религиозно-педагогических сочинений святителя, где содержится решение фундаментальных педагогических проблем, актуальных и в наше время.
святоотеческое наследие, религиозно-педагогические сочинения, духовность, духовно-нравственное развитие, евангельские заповеди, христианские добродетели, антрополого-педагогические проблемы

Гатилова Наталья Николаевна
Меньшиков В. М., Хохлова А. Б., Гатилова Н. Н. О научном и теологическом понимании человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 77-96. DOI: 10.15382/sturIV201642.77-96
В поисках ответа на вопрос: «что есть человек?» авторы обращаются к рассмотрению двух противоположных подходов к его пониманию — материалистического и религиозного. В статье в рамках доброжелательного диалога с представителями материалистического направления понимания человека на основе анализа текстов выдающихся советских мыслителей А. Н. Леонтьева и Э. В. Ильенкова осуществлен анализ их интерпретаций человека. В статье показывается, что в рамках материалистического подхода хотя и открываются важные характеристики человека, его развития, прежде всего механизмы его формирования, но они не дают возможности понять сущность человека. Поэтому мыслители, работающие в рамках первого подхода, сталкиваются с проблемой принципиальной невозможности понимания сущности человека, потому что они исключили фундаментальную характеристику человека — духовность. Духовность — это онтологическая, объективная характеристика человека, отличающая его от любого другого живого существа, которая и дает возможность существования человека. Признание и понимание этой характеристики человека возможно только в рамках теологического подхода. Поэтому теологический подход, доказывающий объективное существование духовности человека, дает большую возможность приблизиться к пониманию сущности человека.
человек, материалистический подход к пониманию человека, духовный подход к пониманию человека, личность, духовность, душа, дух, духовное начало, мышление, труд, социум, духовно-нравственное совершенствование.
1. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 128–140.
2. Ильенков Э. В. Что же такое личность? М., 1984.
3. Леонтьев А. Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М., 1972. С. 401–426.
4. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 253–410.
Меньшиков Владимир Михайлович
Хохлова Анна Борисовна
Гатилова Наталья Николаевна