/
Результат поиска


Родина М. А. Анализ диалектных слов со значением наименований лица (на материале говоров села Апухтина Тульской области) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 2 (16). С. 23-29.
PDF
Материалом для данного исследования послужили диалектизмы, собранные в селе Апухтине и близлежащих деревнях в Тульской области. Всего из словаря данного говора выбрано 58 слов, так или иначе характеризующих человека: по положению в обществе; физическим особенностям; состоянию здоровья; особенностям поведения, склонностям, привычкам; возрасту. Так как слова данной тематической группы представляют собой разные типы диалектизмов, они классифицируются прежде всего по формальному признаку принадлежности к диалектизмам, словообразовательным или семантическим.
диалектизм, номинация, мотивированность, словообразовательное значение, устойчивое сочетание.
Родина Маргарита Александровна
Родина М. А. Апухтинский говор как типичный говор переходного типа // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 2 (24). С. 44-52.
PDF
Переплетение пучков изоглосс на территории пограничья различных говоров формирует их переходность. Система таких говоров сочетает в себе на разных уровнях языка признаки различных групп говоров, зачастую не только пограничных, но и весьма удаленных диалектных типов. В статье осуществляется попытка проанализировать фонетические особенности диалекта, свидетельствующие о его переходности.
диалектное членение русского языка, изоглосса, переходный говор, группы говоров, диалектная фонетика
Родина Маргарита Александровна
Чернышева М. И. «Золото в лазури» (памяти М. Ф. Мурьянова) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 4 (26). С. 7-20.
PDF
Публикация представляет собой мемуарный очерк о жизни Михаила Федоровича Мурьянова и его вкладе в возрождение гимнологии в нашей стране; в ней представлен опыт постижения и дальнейшего применения необычного исследовательского метода, использованного ученым в его статьях.
гимнография, славистика, М. Ф. Мурьянов, гуманитарные науки
Чернышева Маргарита Ивановна
Гончаров М. А., Плохова М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в россии в конце XIX - начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 101-117.
PDF
В статье раскрываются место и роль церковно-приходских школ в деле подготовки педагогических кадров в России в конце XIX ― начале XX в. Анализируется взаимодействие сети церковно-приходских школ и непосредственно связанных с ними педагогических учебных заведений — второклассных и церковно-учительских школ. Дается оценка целей, задач, форм и методов учебно-воспитательной работы в духовно-учебных учреждениях.
Православная Церковь, Святейший Синод, народное образование, духовно-учебные заведения, церковно-приходская школа, земская школа, второклассная учительская школа, Епархиальный училищный совет
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна
Гончаров М. А., Плохова М. Г. Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII–XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 120-130.
PDF
В статье рассматривается место духовно-учебных заведений, играющих важную роль в процессе развития русской культуры, формировании общеобразовательного и педагогического потенциала общества со времени их создания в середине XVII в. и на протяжении более трех столетий. Раскрывается типология конфессиональных учебных заведений, анализируется их нормативно-правовая база, показывается роль духовно-учебных заведений, выпустивших множество квалифицированных и добросовестных преподавателей, руководителей учебных заведений, администраторов в сфере просвещения, в подготовке кадров для общеобразовательной средней и высшей школы.
духовная академия, духовная семинария, духовное училище, православная школа, пастырское богословие, педагогическая подготовка, конфессиональная школа
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна
Маршева Л. И., Родина М. А. Монографические исследования русских говоров: история и современность // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 147-151.
PDF
Маршева Лариса Ивановна
Родина Маргарита Александровна
Гончаров М. А., Плохова М. Г. Священный Синод и его роль в системе подготовки педагогических кадров в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 80-88. DOI: 10.15382/sturIV201537.80-88
В последнее время начинает возрождаться интерес к Церкви и ее духовно-учебным институтам, которые рассматриваются в перспективе общего процесса формирования потенциала российского общества. В исторической науке их не принято считать педагогическими, хотя в чем-то духовные академии и семинарии XVIII — первой половины XIX в. можно считать таковыми. В статье анализируются понятия «духовно-учебные заведения», «духовное образование», «духовная школа», раскрывается идея создания централизованного управления духовно-учебными заведениями, роль Священного Синода в деле организации и управления духовно-учебными педагогическими заведениями (епархиальные училища, второклассные церковно-учительские школы и др.) в дореволюционной России. Рассматриваются проекты организации в России единой системы духовного образования (1766–1778). Анализируются непростые взаимоотношения в сфере народного образования Министерства народного просвещения, Священного Синода и Комитета по усовершенствованию духовных училищ. Показывается историческое и культурное значение педагогической подготовки в женских епархиальных училищах, в формировании учительского корпуса для церковно-приходских школ.
Священный Синод, духовно-учебные заведения, духовное образование, педагогическое образование, духовные училища, семинарист, епархиальные женские училища, второклассные церковно-учительские школы (церковно-приходские школы)
1. Исторический очерк развития церковно-приходских школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909 гг.). СПб., 1909.
2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.
Гончаров Михаил Анатольевич
Плохова Маргарита Григорьевна
Корзо М. А. Апостольский символ веры и исповедание Афанасия в православной книжности Киевской митрополии (XVI-XVII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 20-31. DOI: 10.15382/sturII201668.20-31
Анализ православных памятников XVI–XVII вв. (издания Виленского православного братства, катехизисы Лаврентия Зизания, Симеона Полоцкого, Петра Могилы) показал, что только книжники Киевской митрополии признавали в качестве аутентичного Апостольский символ веры, бывший основой для изложения вероучения в католической и протестантских Церквях. В московской традиции (Евфимий Чудовский) исповедание приписывалось еретику Маркеллу и отрицалось его использование в катехетической и литургической практиках. Совершенно иной статус имело исповедание, приписываемое Афанасию Александрийскому: как в книжности Киевской митрополии, так и России оно использовалось преимущественно в полемических целях (первоначально в полемике с антитринитариями, впоследствии со старообрядцами).
Апостольский символ веры, исповедание Афанасия, религиозная книжность Киевской митрополии и России XVI–XVII вв.
1. Б. а. Афанасиев символ веры // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 696–697.
2. Викторов А. Е. Опись библиотеки иеромонаха Евфимия // Летописи русской литературы и древности, издаваемыя Николаем Тихонравовым. М., 1863. Т. V. Отд. 3. Смесь.
3. Вознесенский А. В. К истории славянской печатной Псалтири. Московская традиция XVI–XVII веков. Простая Псалтирь. М.; СПб., 2010.
4. Григорьев А. Б. «Катехизис» митрополита Арсения Мациевича в ряду рукописных и печатных катехизисов XVIII в. // Филаретовский альманах. Вып. 7. М., 2011. С. 163–213.
5. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595–1596 гг. М., 2003.
6. Журова Л. И. Послания Максима Грека Николаю немчину против латинян // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. № 2. С. 69–76.
7. Иларион (Алфеев). Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточнохристианской традиции. СПб., 2001.
8. Карпов А. Азбуковники или алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань, 1877.
9. Корзо М. А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII в. М., 2011.
10. Корзо М. А. О структуре и содержании букварных катехизисов московской печати XVII — начала XVIII века // Славяноведение. 2005. № 2. С. 74–84.
11. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: Становление, эволюция и проблемы заимствований. М., 2007.
12. Надсон А. Еўеўскi буквар 1618 г. // Божым шляхам. Год XXI. 1973. № 1(135). С. 3–9.
13. Кнiга Беларусi: 1517–1917. Зводны каталог / Г. Я. Галенчанка, склад. Мiнск, 1986.
14. Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной академии. Ч. 1. Казань, 1881.
15. Павел Евдокимов. Православие. М., 2002.
16. Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII веков: Библиографические материалы. СПб., 1903.
17. Чернов В. В. Апостольский символ веры // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 124–125.
18. Чуба Г. Украïнськi рукописнi учительнi Євангелiя. Дослiдження, каталог, описи. Киïв; Львiв, 2011.
19. Юсим М. А. Книги из библиотеки Симеона Полоцкого — Сильвестра Медведева // ТОДРЛ. Т. 47. 1993. С. 317–318.
20. Baumann K. Aberglaube für Laien. Zur Programmatik und Überlieferung spätmittelalterlicher Superstitionen-Kritik, Würzburg, 1989, vol. 2.
21. Bibliothek der Symbole und Glaubensregeln der alten Kirche, Hildesheim, 1962.
22. Borkowska M. Królewskie modlitewniki. Studium z kultury religij nej epoki Jagiellonów (XV i początek XVI wieku), Lublin, 1999.
23. Bühler C. F. 1953 “The Apostles and the Creed”, in Speculum, 1953, vol. 28/2, pp. 335–339.
24. Hryniewicz W. 1979 ““Zstąpienie do piekieł” w tradycji wschodniej”, in Roczniki Teologiczno-Kanoniczne, 1979, vol. 26/3, pp. 41–52.
25. Lobwasser A. Der Psalter des Königlichen Propheten Davids, Hildesheim, 2004, vol. 1–2.
26. Longosz St. 1997 “Struktura Symbolu Apostolskiego”, in Knapiński R. (ed.) Symbol Apostolski w nauczaniu i sztuce Kościoła Katolickiego do Soboru Trydenckiego, Lublin, 1997, pp. 76–98.
27. Cross F. L. (ed.) The Oxford Dictionary of the Christian Church, Oxford, 1977.
28. Pylak B. 1973 “Apostolski skład wiary”, in Encyklopedia Katolicka, Lublin, 1973. vol. 1, pp. 818–819.
29. Słoński St. Psałterz Puławski, Warszawa, 1916.
30. Staats R. 1993 “Das Nizänum in der Lutherischen Reformation”, in Grane L. (ed.) Auctoritas Patrum. Zur Rezeption der Kirchenväter im 15. und 16. Jahrhundert, Mainz, 1993, pp. 213–226.
31. Stammler W. 1960 “Mittelalterliche Prosa in Deutscher Sprache”, in Stammler W. Deutsche Philologie im Aufriss, Berlin, 1960, vol. 2, pp. 749–1102.
32. Starowieyski M. “Legenda o powstaniu Składu Apostolskiego“, in Symbol Apostolski w nauczaniu i sztuce Kościoła Katolickiego, pp. 51–62.
33. Caspari C. P. (ed.) Ungedruckte, unbeachtete und wenig beachtete Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel, Christiania, 1875, vol. 3.
34. Walter H. Der Heidelberger Katechismus im konfessionspolitischen Kräftespiel seiner Frühzeit. Historisch-bibliographische Einführung, Zürich, 1983.
35. Wydra W., Rzepka W. R. Chrestomatia staropolska. Teksty do roku 1543, Wrocław, 1995.
Корзо Маргарита Анатольевна
Гарнова К. В. Третины в свете карнавализации (на материале романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 61-66. DOI: 10.15382/sturIII201648.61-66
В статье анализируются поминки Семена Захаровича Мармеладова; значительное место отводится рассмотрению деталей, связанных с ситуацией «поминки». Третины как значимый этап перехода из земной жизни в вечную профанируются автором на всех обрядовых уровнях: формальном (организация трапезы, список приглашенных, их внешний вид и поведение, рассадка гостей) и идейном (цели, назначение, функции, религиозный замысел).
Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», поминки, вещный мир, детали, еда, одежда, карнавализация.
1. Бахтин М. М. Проблемы творчества/поэтики Достоевского. Киев, 1994. С. 508.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 543.
3. Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых» / Пер. с англ. СПб., 1997. С. 144.
4. Даркевич В. П. Народная смеховая культура Средневековья. Светская и праздничная жизнь в искусстве IX–XVI веков. М., 1998. С. 344.
5. Кагаров Е. Г. Религия древних славян. М., 1918. С. 73.
6. Кузьменко П. В. Русский православный обряд погребения. М., 1996. С. 158.
7. Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М., 2004. С. 320.
Гарнова Кристина Владимировна
Гаспаров И. Г. Тождество личности и воскрешение мертвых // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 47-62. DOI: 10.15382/sturI201770.47-62
В статье рассматриваются аргументы известного американского аналитического философа религии, представителя «христианского материализма» Трентона Меррикса, которые он предлагает в защиту совместимости христианского учения о воскрешении мертвых с материалистическим пониманием природы человеческой личности. В статье «Воскрешение тела» Меррикс обсуждает два аспекта материалистической интерпретации учения о воскрешении тела. С одной стороны, он анализирует и пытается ответить на возражения против возможности всеобщего воскрешения тела в том случае, если материалистическое понимание природы человеческой личности было бы истинным, рассматривая прежде всего «проблему прерывающегося существования». С другой стороны, он приводит свои доводы, почему, с его точки зрения, материалистическое понимание лучше, чем его дуалистическая альтернатива, согласуется с учением о воскрешении мертвых. Автором дается критическая оценка аргументов Меррикса в поддержку материалистической интерпретации доктрины о воскрешении, а также показывается несостоятельность утверждения Меррикса о том, что учение о воскрешении не только совместимо с материалистическим пониманием человека, но и имеет смысл только в том случае, если мы полагаем себя тождественными со своим физическим телом. В заключение делается вывод, что апологетические аргументы Меррикса лишь частично достигают своей цели защитить учение о воскрешении мертвых от возражений, а само это учение представляется гораздо более осмысленным при принятии дуалистической интерпретации природы человека.
тождество личности, воскрешение мертвых, христианство, материализм, дуализм
Ермилов П. В. Понятие «равноангельности» в святоотеческой традиции // Богословский сборник. М., 2005. Вып. 13. С. 55–100.
Меррикс Т. Воскрешение тела // Окфордское руководство по философской теологии. М., 2013. С. 698–717.
Bigelow J. Presentism and Properties // Philosophical Perspectives / J. Tomberlin, ed. Oxford: Blackwell, 1996. Vol. 10. P. 35–52.
Bonum C. The Resurrection of the Body in Western Christianity. N. Y., 1995.
Drum P. On the resurrection of the body: discussion with Trenton Merricks // European Journal of Philosophy of Religion. 2011. Vol. 3. 2. P. 451–454.
Green J. Resurrection // Internet Encyclopedia of Philosophy. URL: http://www.iep.utm.edu./resurrec/ (дата обращения: 26. 11. 2016).
Hudson H. A Materialist Metaphysics of Human Persons. Ithaka; L., 2000.
Lowe E. J. Subjects of Experience. Cambridge, 1996.
Merricks Т. Persons and Objects. Oxford, 2001.
Merricks T. The Resurrection of the Body // The Oxford Handbook of Philosophical Theology. Oxford, 2009. P. 476–490.
Nevitt T. Survivalism, Corruptionism, and Intermittent Existence in Aquinas // History of Philosophy Quarterly. 2014. Vol. 31. 1. P. 1–19.
Shapiro R. The mystical bone of resurrection. 1987. URL: http://dx.doi.org/10.1148/ radiology.163.3.718 (дата обращения: 26. 11. 2016).
Van Inwagen P. The Possibility of Resurrection // International Journal for Philosophy of Religion. 1978. Vol. 9. 2. P. 114–121.
Zimmerman D. From Property Dualism to Substance Dualism // Proceedings of the Aristotelian Society, Supplementary. 2010. Vol. 84. P. 119–150.
Гаспаров Игорь Гарибович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Воронежский государственный медицинский ун-т им. Н. Н. Бурденко 394036, Россия, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10;
Электронный адрес: email: gasparov@mail.ru.
Корзо М. А. Православные пособия о подготовке к исповеди XVII в. и их источники: «Наука о тайне Св. Покаяния» (Киев, 1671) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 9-21. DOI: 10.15382/sturII201778.9-21
Адресованных веАдресованные мирянам пособия о подготовке к таинству исповеди появляются в Киевской митрополии во второй половине XVII в. в рамках инициированной ранее Киевским митрополитом Петром Могилой программы всесторонней реформы церковной жизни. Композиционным образцом и источником фактического материала для них зачастую выступали католические памятники. Анализ «Науки о тайне Св. Покаяния» (Киев, 1671) показал, что за основу было использовано польскоязычное пособие аскетико-назидательного характера «Skarb duszny» (Краков, 1582; 1594), которое, в свою очередь, было буквальным переводом сборника, составленного ок. 1576 г. для членов Марианской Содалиции при иезуитской коллегии в Кёльне иезуитом Францем Костером (1531–1619). Несмотря на то что фрагменты польского памятника на рубеже 1630–1640 гг. уже были опубликованы в составе двух виленских Полууставов, издатели «Науки» обращались напрямую к польскоязычной версии Костера. Киевское издание 1671 г. распространялось впоследствии также и в рукописной форме и в иной — униатской — конфессиональной среде.
исповедь, пособия для верующих, православная традиция, Киевская митрополия, католические влияния
  1. Василий Великий. Беседы // URL: lib.cerkov.ru/1800/1 (дата обращения 31. 03. 2017).
  2. Довга Л. Наука про покуту в украïнських текстах XVII ст. // Iнокентiй Ґiзель. Вибранi твори. Т. 3. Киïв; Львiв, 2010. С. 167–193.
  3. Кисельов Р. Термiнологiчнi паралелi видань «Наука о тайнi святого покаянiя» (Киïв, 1671) та «Мир з Богом чоловiку» (Киïв, 1669) // Киïвська Академiя. 2009. Вип. 7. С. 141–146.
  4. Кнiга Беларусi: 1517–1917. Зводны каталог / Ред. Г. Я. Галенчанка. Мiнск, 1986.
  5. Корзо М. А. Иннокентий (Гизель), сочинения // ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 747–749.
  6. Корзо М. А. История одного текста. Поучение об исповеди в составе виленских Полууставов XVII в. // Studi Slavistici. 2016. T. XIII. С. 43–57.
  7. Корзо М. А. «Мир с Богом чоловiку» Iнокентiя Ґiзеля в контекстi католицькоï моральноï теологiï кiнця XVI — першоï половини XVII ст. // Iнокентiй Ґiзель. Вибранi твори. Т. 3. Киïв; Львiв, 2010. С. 195–262
  8. Корзо М. А. О некоторых изданиях Киевской митрополии в рукописном наследии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 2014. № 2. С. 89–91.
  9. Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV–XX веках. Исследования и тексты. СПб., 2006.
  10. Наука о тайне святого покаяния. То есть о правдивой и сакраменталной исповеди. Киев, 1671.
  11. Полное Собрание Творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 2. Кн. 1. М., 1993.
  12. Фокин А. Р. Бернард Клервоский // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 670–676.
  13. Andriessen J. Costerus, Franciscus // National Biografi sch Woordenboek. Т. I. Brussel, 1964. Р. 333–341.
  14. Augustinus. Opera omnia // PL. T. 39. Parisiis, 1841.
  15. Baronius Caesar. Annales Ecclesiastici. T. I. Venetiis, 1600. de Backer d’A., Sommervogel Ch. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Vol. II. Bruxelles; Paris, 1811.
  16. Basilius Magnus. Opera omnia. Parisiis, 1603.
  17. Basilius Magnus. Opera omnia. T. 2. Venetiis, 1751.
  18. Basilius Magnus. Opera omnia // PG. T. 31. Parisiis, 1857.
  19. Bernardus Claraevallensis. Opera omnia // PL. T. 182. Parisiis, 1859.
  20. [Coster F.] Thesaurus Piarum et christianarum Institutionum. Ingolstadt, 1578.
  21. Hieronymus Stridonensis. Opera omnia // PL. T. 22. Parisiis, 1845. Index librorum ab invente typographia ad annum 1500. Chronologice dispositus cum notis historiam typographico-litterariam illustrantibus. P. I. Senonis, 1791.
  22. Johannes Chrysostomus. Opera omnia. T. 5. Parisiis, 1546.
  23. Sharipova L.V. Latin books and the Eastern Orthodox clerical elite in Kiev, 1632–1780. Manchester, 2006.
  24. Skarb duszny nad złoto y kamienie drogie kosztownieyszy: zamykaiąc w sobie niemal wszystkie pobożne prawych chrześcij anow ćwiczenia. Kraków, 1594.
  25. Topolska M. Biblioteki w Wielkim Księstwie Litewskim w XVI i pierwszej połowie XVII wieku // Pamiętnik Biblioteki Kórnickiej. 1983. № 20. S. 143–183.
Корзо Маргарита Анатольевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6299-5187;
Электронный адрес: korzor@mail.ru.
Шнейдер Л. Б. Мировосприятие и гражданское позиционирование как психолого-педагогическая проблема воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 103-107. DOI: 10.15382/sturIV201746.103-107
В статье подчеркивается, что одной из важнейших проблем, связанных с гражданским мировосприятием, выступает субъективность его понимания, что создает воспитательные затруднения. Тем не менее, утверждается, что научить человека проявлять гражданскую активность можно, обогатив его многообразием источников мировосприятия и создав условия для развития гражданского позиционирования. Мировосприятие, в данной статье, рассматривается как способность человека, которую можно, так же как и другие способности развивать и формировать в деятельности. Вместе с тем, в статье автор находит аргументированные подходы к согласованию извечного противоречия: свобода выбора гражданского мировосприятия или его внешняя заданность. Обозначив основные этапы развития личности, показано, как происходит формирование гражданского мировоззрения в диалектическом единстве выявленных оппозиций (свобода выбора и внешняя предопределенность).
гражданское мировосприятие, гражданское позиционирование, способность, свобода, источники, свободный выбор, воспитание, развитие, формирование, культура, гражданство
Шнейдер Лидия Бернгардовна
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет"; Российская Федерация, 115191, г. Москва, Рощинский 4-й пр-д, д. 9а;
Должность: зав. кафедрой педагогической психологии и методики преподавания;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lshnejder@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»
Николаев С. К., Гар М. М. «В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского). 1928–1929 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 121-144. DOI: 10.15382/sturII201779.121-144
По рукописным документам, поступившим в ПСТГУ в составе сохраненного исповедницей Ираидой Тиховой архива священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича), впервые публикуется его переписка с другим ярославским викарием — епископом Романовским священномучеником Вениамином (Воскресенским) за декабрь 1928 г. и январь 1929 г. В публикуемых письмах поднят ряд ключевых вопросов, относящихся к истории Ярославской епархии и в целом к проблемам церковной жизни конца 1920-х — начала 1930-х гг., включая отношение к митрополиту Сергию (Страгородскому) и его административным действиям в качестве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Помимо ярославских иерархов в письмах упоминаются такие деятели Русской Православной Церкви 1920–1930-х гг., как причтенные к лику святых митрополиты Крутицкий Петр (Полянский) и Казанский Кирилл (Смирнов), а также митрополит Иосиф (Петровых) и др. Особенно ценно то, что в ряде писем сам архиепископ Серафим со всей определенностью свидетельствует о своей церковной позиции на рубеже 1928–1929 гг., констатируя и обосновывая внутреннюю готовность к окончательному отделению от митрополита Сергия. В письменном диалоге двух священномучеников выявляются также их экклезиологические взгляды, сформировавшиеся на фоне нарастающих гонений и проводимой Заместителем Местоблюстителя политики централизации церковной власти на условиях, предлагаемых властями СССР.
священномученик архиепископ Серафим Самойлович, священномученик епископ Вениамин Воскресенский, переписка, непоминающие, Ярославская епархия, Ярославская оппозиция, митрополит Сергий Страгородский
  1. «Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: подробности взаимоотношений» / Публ. П. В. Каплина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 3 (20). С. 129–135.
  2. «Год скорби и печали»: Дневник священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского за 1928 год / Публ. прот. А. Салтыкова и И. Д. Егорова // Мир Божий. 2003. № 1 (9). С. 36–45.
  3. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года / Публ. О. В. Косик // Богословский сборник. М.: Изд-во ПСТБИ. 2003. Вып. 11. С. 291–305.
  4. Благовестник. Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский). Жизнеописание. Письма / Сост. Е. И. Большакова. Изд-во «Берег правый», 2009.
  5. Казаков С., прот. Дарохранительница // Мир Божий. 2009–2010. № 14. С. 90–93.
  6. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах / Науч. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
  7. Мазырин А., свящ. Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария: К 80-летию со времени пребывания в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя священномученика архиепископа Серафима (Самойловича).URL: http://www.sedmitza.ru/index.html?did=41717 (дата обращения: 1.06.2017).
  8. Николаев С., диак. Обзор архивного фонда священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) и исповедницы Ираиды Тиховой // XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2015. С. 144–148.
  9. Проект священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) декларации об отделении Ярославской епархии от митрополита Сергия (Страгородского) / Публ. диак. С. Николаева // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 5 (60). С. 149–166.
  10. Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника. Кн. вторая / Сост. И. Г. Менькова, при участии диакона А. Мазырина и Е. И. Большаковой. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
Николаев Сергей Константинович,
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: зам. зав. архивохранилищем Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви;
Электронный адрес: nsk_zel@mail.ru.
Гар Михаил Михайлович
Ученая степень: кандидат химических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1; Научно-исследовательский отдел новейшей истории Русской Православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
Должность: младший научный сотрудник;
Электронный адрес: alheemik@mail.ru.
Корзо М. А. Об испанских влияниях на религиозную литературу униатов и православных в Речи Посполитой XVII в.: постановка проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 35-47. DOI: 10.15382/sturII201884.35-47
Статья представляет собой проверку существующей в литературе гипотезы о наличии испанского влияния в религиозной литературе Речи Посполитой XVII в. на примере униатского наставления об отправлении церковных таинств («Наука о седми тайнахъ церковных» в составе виленского Требника 1617/18 гг.) и первого православного печатного пособия по моральному богословию («Мир с Богом человеку». Киев, 1669). Одним из источников для «Науки» стало сочинение испанского иезуита Франсиско де Толедо (1534–1596) «Summa de Instructione Sacerdotum» (известное также как «Summa casuum conscientiae»), в основу которого был положен курс по моральной теологии в Collegium Romanum в Риме. Составители виленской «Науки» прибегали как к буквальному переводу значительных порций текста испанского иезуита, так и к близкому к латинскому оригиналу пересказу отдельных фрагментов, также они дополнили заимствованные из де Толедо фрагменты рассуждениями о церковных ритуалах, цитатами из отеческой традиции, из канонов Вселенских и Поместных соборов, из гражданских правовых памятников. Несмотря на то что виленская «Наука» вышла из униатских кругов, она получила широкое распространение и среди православных: именно посредством данного памятника отдельные фрагменты сочинения де Толедо попали в «Мир с Богом человеку». Но при этом совершенно очевидно, что в толковании семи смертных грехов и в рассуждениях о милостыне заметно прямое обращение составителей «Мира с Богом» к сочинению де Толедо. Оба памятника послужили впоследствии источником для рукописной компиляции о таинствах московского книжника Евфимия Чудовского, который, таким образом, способствовал распространению сочинения де Толедо и в московской традиции.
православное и униатское моральное богословие, сакраментология, католические заимствования, испанская религиозная традиция, Франсиско де Толедо, Иннокентий Гизель, Евфимий Чудовский, Речь Посполитая XVII в.
  1. Белякова Е. В., Мошкова Л. В., Опарина Т. А. Кормчая книга: от рукописной традиции к печатному изданию. М.; СПб., 2017.
  2. Броджи Беркофф Дж. «Мир з Богом чоловiку» як система моральноï фiлософiï // Ґiзель Iнокентiй. Вибранi твори / Л. Довга, ред. Т. 3. Киïв; Львiв, 2010. С. 103–132.
  3. Корзо М. А. «Мир с Богом чоловiку» Iнокентiя Ґiзеля в контекстi католицькоï моральноï теологiï кiнця XVI — першоï половини XVII ст. // Ґiзель Iнокентiй. Вибранi твори / Л. Довга, ред. Т. 3. Киïв; Львiв, 2010. С. 195–262.
  4. Корзо М. А. О некоторых изданиях Киевской митрополии в рукописном наследии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 2014. № 2. С. 88–98.
  5. Мир с Богом человеку. Киев, 1669.
  6. Наука о седми тайнах церковных. Вильно, 1617/18.
  7. Ambrosius. Omnia quotquot extant Opera. Basileae, 1555.
  8. Ambrosius. Opera omnia quae extant, ex edition romana. T. 1–5. Coloniae, 1616.
  9. Ambrosius. Opera omnia // PL. Т. 16. Parisiis, 1845.
  10. de Backer A., Sommervogel C. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Vol. VIII. Bruxelles; P., 1898. P. 64–82.
  11. Basilius Magnus. Opera omnia // PG. T. 31. Parisiis, 1857.
  12. Catechismus ex decreto Concilii Tridentini ad parochos editus. Romae, 1928.
  13. Corpus Iuris Canonici. Editio Lipsiensis secunda. Graz, 1959.
  14. Cyprianus. De opera et eleemosynis // PL. T. 4. Parisiis, 1844. Col. 601–622.
  15. Dziuba A. F. Mikołaj z Mościsk teolog moralista XVII wieku. Warszawa, 1985.
  16. Hieronymus Stridonensis. Opera omnia. T. 9. Romae, 1572.
  17. Lope de Olmedo. Opera omnia // PL. T. 30. Parisiis, 1846.
  18. Maryks R. A. Saint Cicero and the Jesuits: The Infl uence of the Liberal Arts on the Adoption of Moral Probabilism. Aldershot, 2008.
  19. Milway M. Forgotten Best-Sellers from the Dawn of the Reformation // Continuity and Change.
  20. The Harvest of Late Medieval and Reformation History / R. J. Bast, A. C. Gow, eds. Leiden; Boston; Köln, 2000. P. 113–142.
  21. Oláh Miklós. Catholicae, ac Christianae Religionis praecipua. Viennae, 1560.
  22. Petrus Cantor. Opera omnia // PL. T. 205. Parisiis, 1855.
  23. Reinhardt K. Toledo (Toletus) Francisco de // Biographisch- Bibliographisches Kirchenlexikon. Bd. XII. Herzberg, 1997. Col. 288–292.
  24. Schanz-Hosius M. Geschichte der Römischen Literatur. Teil 4. Bd. 1. München, 1914.
  25. Toledo Francisco, de. Summa casuum conscientiae. Coloniae, 1614.
  26. Zahajkiewicz M. T. «Tractatus sacerdotalis» Mikołaja z Błonia na tle teologii przełomu wieku XIV i XV. Lublin, 1979.
Корзо Маргарита Анатольевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6299-5187;
Электронный адрес: korzor@mail.ru.
Гарсия Солано А. А. Испанские центрические постройки иезуитского ордена. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 53-69. DOI: 10.15382/sturV201831.53-69
В последние 20 лет рядом исследователей осуществляется переоценка деятельности Общества Иисуса, используются новые подходы к изучению его наследия. В русле ставящихся вновь проблем и задач пересматривается значимость ордена в разных сферах — науке, политике, искусстве. Сложилось мнение, что иезуиты традиционно возводили исключительно базилики, обращаясь за вдохновением к своему главному творению — Иль Джезу в Риме. Это очевидное предпочтение ордена не исключает, однако, использования центрической планировки. Так, в Риме по заказу иезуитов Бернини строит Сант Андреа аль Квиринале — церковь, которая считается одной из жемчужин города и одновременно лучшим архитектурным произведением мастера. В Испании Обществом Иисуса возведены пышные и яркие храмы этой типологии, которые стали отражением эпохи. Именно центрическую планировку иезуиты выбрали для своего главного творения в Испании — святилища Игнатия Лойолы. Этот, а также другие памятники данной типологии анализируются в представленной статье с точки зрения их архитектурной и исторической ценности. Поскольку тема центрической иезуитской архитектуры прежде отдельно не изучалась, обращение к ней в данной статье открывает возможность объективно оценить вклад иезуитского ордена как в испанскую, так и в общеевропейскую архитектуру XVI–XVIII вв., позволяя точнее определить специфику его художественных задач и особенностей.
Общество Иисуса, иезуиты, архитектура, барокко, центрические постройки, святилище Игнатия Лойлы, Леонардо де Фигероа
  1. Ackerman J. S. The Gesù in the Light of Contemporary Church Design // Rudolf Wittkower, Irma B. Jaff e, eds. Baroque Art: the Jesuit Contribution. N. Y., 1972.
  2. Ackerman J. S. Palladio. L., 1991.
  3. Anguita Herrador R. El arte barroco. Madrid, 2004.
  4. De Aldama A. M. The Constitutions of the Society of Jesus. The Formula of the Institute. India, 1990.
  5. Astiazarain M. I. Arquitectos Guipuzcoanos del Siglo XVIII. Guipúzcoa, 1991.
  6. Bangert W. V. SJ. A history of the Society of Jesus. St. Louis, 1972.
  7. Belda C. Los siglos del barroco. Madrid, 1997.
  8. Boucher B. Andrea Palladio: the Architect in His Time. N. Y., 2007.
  9. Brandenburg H. Ancient churches of Rome from the fourth to the seventh century. Brepols, 2005.
  10. Lavin I. Bernini and the Unity of the Visual Arts. N. Y., 1982.
  11. Loyola Santuario, la Basílica / 16 января 2018. URL: https://santuariodeloyola.org/es/basilica#la-basilica
  12. Martín Gonzales J. J. Arquitectura Barroca Vallisoletana. Valladolid, 1967.
  13. De Negri E. Galeazzo Alessi: architetto a Genova. Università di Genova, 1957.
  14. Pirri P. Il Padre Giovanni de Rosis (1538–1610) e lo sviluppo dell’edilizia gesuitica // Archivium Historium Societatis Iesu. Vol. XLIV. R., 1975.
  15. Ravé Prieto J. L. San Luis de Los franceses. Sevilla, 2010.
  16. Regimini Militantis Ecclesiae (1540) / 18 мая 2018. URL: https://jesuitportal.bc.edu/research/documents/1540_Formula/
  17. Starkey D. Monarchy. From the Middle Ages to Modernity. L., 2006.
  18. The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715 / Davis R., ed. Liverpool, 2000.
  19. Wittkower R. Art and Architecture in Italy 1600–1750. Vol. 1: Early Baroque, 1600–1625. L., 1999.
  20. Wittkower R. The Centrally Planned Church and the Renaissance // Architectural Principles in the Age of humanism. L., 1949.
Гарсия Солано Анна Милена Альваровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1;
Электронный адрес: anna.mile.garcia@gmail.com.
Шнейдер Л. Б., Сташкевич О. Л. Аттитюды патриотизма в пространстве образования и воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 11-21. DOI: 10.15382/sturIV201850.11-21
В статье образование рассматривается как гражданская процедура приобщения к национальной культуре, социальным отношениям, раскрываются его возможности для гражданского воспитания, формирования аттитюдов патриотизма. Авторами прослеживается взаимовлияние в развитии аттитюдов патриотизма, гражданской позиции и политики государства. Рассмотрены отличительные признаки и проявления гражданской позиции и патриотизма. Показана специфика становления мировоззрения человека в контексте культуры и образования. А также представлены факторы, влияющие на гармоническое развитие аттитюдов патриотизма. Обозначены задачи гражданского образования и патриотического воспитания обучающихся путем развития гражданской солидарности и формирования стремления к самостоятельной и творческой работе их внутреннего мира. Рассмотрены опасности педагогического воздействия в контексте развития чувства любви к родине и аттитюдов патриотизма. В заключительной части статьи делается вывод о том, что младших школьников для позитивного отношения к родине следует «заражать» чувством родины, а в работе со старшеклассниками нужно упреждать возможность его нежелательного искажения. И в этом стремлении к развитию внутреннего мира обучающихся школа должна руководствоваться принципом калокагатии, а аттитюды патриотизма могли бы занять должное место в ментальном развитии человека как уникальной личности и как социальной единицы, входящей в состав семьи, нации и всего человечества.
образование, культура, воспитание, гражданская позиция, аттитюды патриотизма, мировоззрение, развитие
  1. Богданов И. В. Психология и педагогика. М., 2001.
  2. Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М., 2003.
  3. Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
  4. Долгоруков П. Д. Чувство родины у детей // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  6. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 34–59.
  7. Манн Т. Иосиф и его братья: в 2 т. Т. 1. М., 1991.
  8. Орлов В. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1980.
  9. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008.
  10. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 86–92.
  11. Старова Т. Э., Мухина Т. Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 48–53.
  12. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
  13. Шендерецка А. П., Смагин В. П., Сыроед Н. С., Соколюк Н. В. Философия: Конспекты лекций / А. А. Ильин, ред. Владивосток, 2007.
  14. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 47.
Шнейдер Лидия Бернгардовна
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт психологии им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»; Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: зав. кафедрой специальной психологии;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lshnejder@yandex.ru.
Сташкевич Ольга Леонидовна
Место работы: Институт философии Национальной академии наук Беларуси; Республика Беларусь, 220 072, г. Минск, ул. Сурганова 1/2;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1356-0053;
Электронный адрес: stashkevich.olha@rambler.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а