/
Результат поиска


Гаджикурбанов А. Г. Место Бога в универсуме Спинозы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 4 (60). С. 41-54. DOI: 10.15382/sturI201560.41-54
При описании структуры своего универсума Спиноза использует разные методики или стратегии исследования — их можно считать своего рода сценариями построения им картины мира. Каузальный сценарий опирается на принцип достаточного основания, который предполагает необходимость отыскания причин как существования какой-либо вещи, так и ее несуществования. Метафизический сценарий использует в исследовании оснований бытия категории субстанции, атрибутов, модусов, сущности, существования. Методически важный геометрический сценарий, прибегающий к помощи аксиоматического доказательства и геометрических терминов, оказывается прочно связанным с идеей природы, ее законами и правилами. Именно геометрию Спиноза избирает в качестве основания для своей методологии познания человеческих аффектов. В этом смысле можно говорить об использовании Спинозой при познании мира и реальностей человеческой жизни принципов философского натурализма. Автор представленного исследования доказывает, что Спинозе не удалось в полной мере реализовать заявленную им натуралистическую программу ввиду ее неполноты и очевидной односторонности. Три названных выше сценария построения картины мира, даже дополняя друг друга, не могли в полной мере служить эффективным средством при истолковании некоторых значимых тем его философской доктрины. Поэтому для решения ключевых проблем в своей концепции Спинозе всякий раз приходилось обращаться к религиозно-теологическим понятиям силы и могущества Бога. Поэтому наряду с названными геометрическим, каузальным и метафизическим сценариями устроения мира он предлагает еще один, важнейший для его миропонимания, — теологически-религиозный.
Спиноза, сценарии картины мира (каузальный, метафизический, геометрический, теолого-религиозный); философский натурализм, живой Бог; сила Бога
1. Гусейнов А. А. Этика // Энциклопедический словарь. М.. 2001. С. 584–586.
2. Майданский А. Д. «Предисловие» к изданию: Бенедикт Спиноза: pro et contra. Русская христианская гуманитарная академия. СПб., 2012.
3. Робинсон Л. Метафизика Спинозы. СПб., 1913.
4. Соколов В. В. Спиноза // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / В. С. Стёпин, ред. М., 2000–2001. Т. 4. С. 621–622.
5. Соколов В. В. Спиноза. М., 1973 (Мыслители прошлого).
6. Ayers M. 2007 “Spinoza, Platonism and Naturalism”, in Ayers M. (ed.) Rationalism, Platonism and God, 2007, pp. 53–78.
7. Bennett J. A Study of Spinoza’s Ethics, Indianapolis, 1984.
8. Carriero J. 2011 “Conatus and Perfection in Spinoza”, in Midwest Studies in Philosophy, 2011, vol. 35, pp. 70–73.
9. Della Rocca M. Spinoza, London; New York, 2008.
10. Fraenkel C. 2008 “Could Spinoza Have Presented the Ethics as the True Content of the Bible?”, in Garber St., Nadler St. (eds.) Oxford Studies in Early Modern Philosophy, Oxford, 2008, vol. 4, pp. 1–51.
11. Gueroult M. Spinoza, Dieu, Aubier-Montaigne, 1968.
Гаджикурбанов Аслан Гусаевич