/
Результат поиска


Воронцова И. В. Участие А. В. Карташева в религиозном движении "неохристиан" и эволюция его взглядов на "историческую" Церковь (по письмам 1906-1907 годов) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 20. С. 27-46.
PDF
Религиозное движение русской интеллигенции начала XX века, представленное создателями так называемого учения о «новом религиозном сознании» Д.С. Мережковским, З.Н.Гиппиус, Д.В.Философовым и др., в немалой степени захватило и известного церковного и общественного деятеля А.В. Карташева. История его взаимоотношений с лидерами движения, постепенный отход А.В. Карташева от этой группы отражены в письмах Антона Владимировича к чете Мережковских в 1906–1907 гг., анализ этих писем и дается в статье. Данные документы освещают важный этап в формировании мировоззрения мыслителя.
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова И. В. Л. Д. Троцкий как стратег обновленческой реформации // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 4 (33). С. 51-62.
PDF
В статье рассматривается вопрос о реформаторской стратегии Л. Д. Троцкого в 1922–1923 гг., его решающей роли в привлечении религиозно-реформаторских разделов в обновленческие программы 1922–923 гг., на материале статей Л. Д. Троцкого иллюстрируется его осведомленность в области нового религиозного сознания в первые годы ХХ в.
Л. Д. Троцкий, обновленчество, "новое религиозное сознание"
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова И. В. Разработка тезисов "неохристианской" доктрины в переписке В. В. Розанова и протоиерея А. П. Устьинского (1898-1901) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 2 (35). С. 7-21.
PDF
В статье рассматривается на материале переписки писателя В. Розанова и протоиерея А. Устьинского роль последнего в разработке тезисов «нового религиозного сознания» о поле и браке в христианстве. В качестве приложения приводятся неопубликованные письма В. Розанова и протоиерея А. Устьинского из данной переписки.
религиозное сознание, протоиерей Александр Устьинский, «истинное христианство»
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова И. В. Протоиерей Александр Устьинский и "реформатор" Василий Розанов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 3 (36). С. 83-101.
PDF
Ниже публикуются документы из переписки писателя В. В. Розанова и протоиерея А. П. Устьинского по вопросам «нового религиозного сознания» 1903 г. Документы предоставляют сведения о реакции церковной иерархии и властей на прецедент появления переписки с ее религиозно-обновительскими темами в публичной печати.
митрополит Антоний (Вадковский), Духовная консистория, корреспонденция 1903, Цветков
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова И. В. "Мы живем на повороте мировой истории..." Вопросы христианского модернизма в переписке "неохристиан" и "неокатолика" М. Э. Здзеховского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 35-47.
PDF
Автор поднимает в статье вопрос о тех направлениях церковного обновления, которые были признаны «модернистами» из числа русских «неохристиан» и западных «неокатоликов» общими и насущными для проектов церковной модернизации на Западе и в России.
Мариан Здзеховский, Пий Х, модернизация. историческая Церковь
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова Е. В. Протестантская теологическая рецепция организационной теории Никласа Лумана // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 52-61.
PDF
В данной статье предлагается краткий обзор организационной теории Н. Лумана, а также проводится анализ протестантских теологических подходов к ее рассмотрению. Специальное внимание уделяется проблеме приложения лумановской теории к анализу христианской общины. В статье делается попытка ответить на вопрос, почему организационная теория привлекла внимание протестантских теологов и что именно в организационной теории оказалось востребованным в теологической среде.
Н. Луман, теория систем, протестантская теология, община, организационная теория
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова И. В. Протоиерей Александр Устьинский и «неохристианство». Путь от «реформаторства» к расколу (на материале переписки с В. В. Розановым 1907‒1919 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 5 (42). С. 66-84.
PDF
Статья подводит итоги исследования сотрудничества с «неохристианами» протоиерея-«реформатора» А. П. Устьинского на материале писем из непубликовавшейся корреспонденции 1907‒1919 гг. А. П. Устьинского и писателя В. В. Розанова. В публикуемых письмах содержится обсуждение церковных реформ, предстоящего Собора, вопросов пола и брака.
Устьинский, «неохристианство», корреспонденция, Всероссийский Поместный Собор
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 159-160. — Рец. на кн.: Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2011. 412 с.
PDF
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 149-152. — Рец. на кн.: Schulz K., Hauschildt E., Kohler E. Milieus praktisch. Analyse- und Planungshilfen für Kirche und Gemeinde. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht GmbH & Co. KG, 2010. 296 S.
PDF
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова И. В. Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905–1915 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 3 (46). С. 40-55.
PDF
Статья рассматривает «голгофское христианство» как одно из направлений общественного движения «социального христианства» в России в 1905–1915 гг. и вопрос об организации этого направления епископом Михаилом (Семеновым). На материале привлеченных к исследованию статей епископа Михаила (Семенова) и составленных им «программ» социального христианства выявляется религиозно-реформистский характер «голгофского христианства», постулировавшего себя как христианство, «свободное» от Русской Церкви.
«голгофское христианство», христианские социалисты, «Исповедание голгофского христианства», религиозный реформизм, свободная Церковь
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 153-157. — Рец. на кн.: Lindner H., Herpich R. Kirche am Ort und in der Region — Grundlagen, Instrumente und Beispiele einer Kirchenkreisentwicklung, Stuttgart: Kohlhammer, 2010. 286 S.
PDF
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова И. В. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев) и проблема «плоти и духа» в «неохристианстве» (На материале писем к диакону А. А. Лебедеву) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 7-22.
PDF
Религиозный реформизм начала ХХ в. в России имеет несколько исторических прецедентов в прошлом и настоящем. Одним из них могло быть религиозное мировоззрение богослова 2-й половины XIX в. архимандрита Феодора (Бухарева). Автор поднимает вопрос о рецепции «неохристианством» религиозных концепций бывшего архимандрита Феодора на примере концепций А. М. Бухарева о «телесности», о христианизации всех областей жизни человека. Для решения поставленной задачи автор использует корреспонденцию архимандрита Феодора к своему последователю диакону А. А. Лебедеву, в которой богослов разъяснял свои мысли и высказывания. Корреспонденция имеет историческое значение, так как была опубликована в академическом журнале за полтора года до революции 1917 г. и не могла не оказать влияния на либеральное духовенство. Дополнительным источником служат неопубликованные письма последователя архимандрита Феодора — единомышленника «неохристиан» — протоиерея А. П. Устьинского и ряд статей Бухарева. Автор делает вывод о неполной рецепции идей Бухарева «неохристианством » и о необходимости дальнейшей детальной разработки этого вопроса в контексте истории Русской Православной Церкви.
архимандрит Феодор (Бухарев), неохристианство, отношение православия к современности, диакон Александр Лебедев
1. Arhimandrit Feodor (А. М. Bukharev): Pro et contra. Lichnost' arhimandrita Feodora v otsenke russkih myslitelej i issledovatelej (Archimandrite Feodor (А. М. Bukharev): Pro et contra. Archimandrite Feodor's personality in the assessment of Russian thinkers and researchers). St.-Petersburg, 1997.
2. Buharev A. M. O sovremennyh duhovnyh potrebnostjah mysli i zhyzni, osobenno russkoj (About Modern Spiritual Needs of Life and Thought, Especially a Russian one). Moscow, 1864.
3. Feodor (Buharev), arhimandrit. 1915. Bogoslovskij vestnik. Vol. 3, no. 10, 11, 12, pp. 413-544.
4. Zen'kovskij V. V. Istorja russkoj religioznoj filosofii (The history of the Russian Religious Philosophy). In 2 vv., Vol. 1. Moscow, 1999.
5. Feodor (Buharev), arhimandrit. O duhovnyh potrebnostjah zhyzni (About the Spiritual Needs of the Life). Moscow, 1991.
6. Florovskij G., protoierej. Puti russkogo bogoslovja (The Ways of the Russian Theology). Vilnius, 1991. (Repr. Paris, 1937.)





Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова Е. В. Религиоведческие издания в России (2000–2013) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 101-119.
PDF
Статья посвящена обзору религиоведческих изданий, вышедших в свет в России с 2000 по 2013 г. Помимо монографий и учебных пособий были рассмотрены также публикации по религиоведению в периодических изданиях. Обзор выполнен по следующим направлениям: история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии (публикации по истории религии не рассматриваются). Данное библиографическое обозрение может служить значительным подспорьем для дальнейшего анализа современного состояния и перспектив религиоведения как научной и учебной дисциплины в России.
история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии
1. Andresen D. Portal «Religioznaja zhizn’» (Portal «Religious Life») (URL: http://religious-life.ru/2013/04/religia-vo-ploti-part1/ и URL: http://religious-life.ru/2013/04/religiya-vo-plotipart2/).
2. Antonov K. M. Filosofi ja religii v russkoj metafi zike XIX — nachala XX veka (Philosophy of Religion in the Russian Metaphysics XIX — beg. XX cc.). Moscow, 2009.
3. Antonov K. M. 2011. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 5–6, pp. 7–21.
4. Antonov K. M. Portal «Religiopolis» (URL: http://www.religiopolis.org/publications/113-nauchnost-iili-profanatsij a-teologij a-ilii-religiovedenie.html).
5. Arinin E. I. 2003. Potylicyna I. N. (ed.) Problemy prepodavanija i sovremennoe sostojanie religiovedenija v Rossii (Problem of Teaching and Modern Religious Studies an Russia). Moscow, 2003. С. 76–80.
6. Arinin E. I. Religiovedenie (Religious Studies). Moscow, 2004.
7. Arinin E. I., Nefedova I. D. Psihologija religii (Psychology of Religion). Wladimir, 2005. Vol. 1–2.
8. Belik A. A. Kul’tura i lichnost’. Psihologicheskaja antropologija. Jetnopsihologija. Psihologija religii (Psychological Anthropology. Ethnopsychology. Psychology of Religion). Moscow, 2001.
9. Berlin W. F. e. a. (eds.) Contemporary Approaches to the Study of Religion. The Hague, 1984.
10. Bezrogov V. G., Pushkareva N. L. 2002. Religiovedenie, vol. 1, pp. 119–136.
11. Bibliograficheskij ukazatel’. Politologija, istorija, religiovedenie i filosofija (Bibliographical Index. Political science, History, Religious Studies and Philosophy). Barnaul, 2006.
12. Bocharov B. A. 2004. Religiovedenie, vol. 2, pp. 142–144.
13. Bochanov A. 2009. Brennoe i vechnoe: ideologija i mifologija social’nyh krizisov (Perishable and Eternal: Ideology and Mythology of Social Crisises). Novgorod, 2009. P. 259–261.
14. Brandenburg V. Ja. 2012. Izvestija IGU. Serija «Politologija. Religiovedenie», vol. 2 (9), pt. 1, pp. 165–172.
15. Burdo M., Filatov S. B. (eds.) Sovremennaja religioznaja zhizn’ v Rossii. Opyt sistematicheskogo opisanija (Modern Religious Life in Russia. Experience of Systematic Description). Moscow, 2003. Vol. 1; 2004. Vol. 2; 2005. Vol. 3.
16. Burdo M., Filatov S. (eds.) Atlas sovremennoj religioznoj zhizni Rossii (Atlas of Modern Religious Life in Russia). Мoscow, 2005–2006. Vol. 1–3.
17. Chesnokova V. F. Process vocerkovlenija naselenija Rossii (Process of Russian Populations’ Churching). Moscow, 2000.
18. Chesnokova V. F. Tesnym putem: process vocerkovlenija naselenija Rossii v konce XX v. (In a Narrow Way: Process of Russian Populations’ Churching in the End of XX cen.). Moscow, 2005.
19. Danilova V. E. (ed.) Filosofija religii: hrestomatija (Philosophy of Religion: Reading Book). Moscow, 2009.
20. Davydov I. P. 2012. Vestnik PSTGU. Serija I. Bogoslovie. Filosofija, vol. 6 (44), pp. 123–128.
21. Davydov I. P. Jepistema miforituala (Epistema and Mytho-Ritual). Moscow, 2013.
22. Ermishin O. Filosofija religii: koncepcii religii v zarubezhnoj i russkoj filosofii (Philosophy of Religion: Religious Conceptions in Foreign and Russian Philosophy). Moscow, 2008.
23. Filatov S. B. (ed.) Religija i obshhestvo: Ocherki religioznoj zhizni sovremennoj Rossii (Religion and Society: Outline of Religious Life in Modern Russia). Saint-Petersburg, 2002.
24. Flurnua T. 2008. RELIGO, vol. 1, pp. 203–222.
25. Folieva T. A. 2012. Izvestija IGU. Serija «Politologija. Religiovedenie», vol. 2 (9), pt. 1, pp. 205–212.
26. Gosudarstvo, religija, cerkov’ v Rossii i za rubezhom (State, Religion, Church in Russia and Abroad). Мoscow, 2012. Vol. 3–4 (30).
27. Garadzha V. I., Garadzha E. V. 2002. Religiovedenie, vol. 1, pp. 180–190.
28. Garadzha V. I. Sociologija religii (Sociology of Religion). Moscow, 2007.
29. Gorjachenko E. A. 2010. Religiovedenie, vol. 1, pp. 150–156.
30. Gorohov A. A. 2009. Religiovedenie, vol. 4, pp. 103–113.
31. Gorohov A. A. Fenomenologija religii Mirchi Jeliade (M. Eliade’s Phenomenology of religion). Saint-Petersburg, 2011.
32. Gurevich P. S. (ed.) Filosofija religii: hrestomatija (Philosophy of Religion: Reading Book). Moscow, 2008.
33. Hoteeva M. S. 2011. Religiovedenie, vol. 4, pp. 153–159.
34. Ipatova I. P. 2006. Religiovedenie, vol. 4, pp. 88–101.
35. Jablokov I. N. Vvedenie v obshhee religiovedenie (Introduction to General Religious Studies). Moscow, 2001.
36. Jablokov I. N. Filosofija religii. Aktual’nye problemy (Philosophy of Religion. Actual Problems). Moscow, 2007.
37. Mitrohin L. Filosofskie problemy religiovedenija (Philosophical Problems of Religious Studies). Saint-Petersburg, 2008.
38. Jablokov I. N. 2011. Gosudarstvo, religija, Cerkov’ v Rossii i za rubezhom, vol. 1, pp.165–173.
39. Jakovlev A. I. Religioznoe soznanie (Religious Consciousness). Moscow, 2004.
40. Jelbakjan E. S. 2006. Pahomov S. V. (ed.) Tret’i Torchinovskie chtenija. Religiovedenie i vostokovedenie (III Readings in Hounor of Torchin. Religious Studies and Oriental Studies). Saint-Petersburg, 2006. P. 291–297.
41. Jelbakjan E. S. 2011. Religiovedenie, vol. 3, pp. 141–162.
42. Jelbakjan E. S. Portal «Religiopolis» (URL: http://www.religiopolis.org/index.php/publications/81-profannaja-teologij a-ili-profanatsij a-nauki).
43. Kaariajnen K., Furman D. (eds.) Starye cerkvi, novye verujushhie. Religija v massovom soznanii postsovetskoj Rossii (Old Churches, New Believers. Religion in Mass Consciousness of Post-Soviet Russia). Moscow, 2000.
44. K., Furman D. (eds.) Novye cerkvi, starye verujushhie — starye cerkvi, novye verujushhie. Religija v postsovetskoj Rossii (New Churches, Old Believers — Old Churches, New Believers. Religion in Mass Consciousness of Post-Soviet Russia). Moscow, 2007.
45. Kimeljov Ju. A. Filosofija religii (Philosophy of Religion). Moscow, 1998.
46. Kolkunova K., Kostylev P., Miroshnikov I., Safronov R. 2007–2008. Archaeus: Studies in the History of Religion, vol. 11–12, pp. 305–332.
47. Kormilina Zh. V., Panchenko A. A., Shtyrkov S. A. (eds.) Sny Bogorodicy. Issledovanija po antropologii religii (Theotokos’ Dreams. Studies on Anthropology of Religion). Saint-Petersburg, 2006.
48. Kormilina Zh. V. 2012. Religiovedenie, vol. 2, pp 195–201.
49. Kostylev P. N. 2006. Sibir’ na perekrestke mirovyh religij (Siberia on Crossroads of World Religions). Novosibirsk, 2006. P. 61–65.
50. Kostylev P. N. 2008. Sbornik «Dni nauki fi losofskogo fakul’teta», vol. 5, pp. 16–17.
51. Kostylev P. N. 2011. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 7. Filosofija, vol. 5, pp. 74–82.
52. Kostylev P. N., Kolkunova K. A., Folieva T. A. (eds.) Religiovedenie na postsovetskom prostranstve (Religious Studies in Post-Soviet Space). Moscow, 2011.
53. Koval’ A. N., Mushelishvili N. N., Sergeev V. M., Spivak D. L. 2005. Religiovedenie, vol. 2,
pp. 88–97.
54. Krasnikov A. N., Gavrilina L. M., Jelbakjan E. S. (eds.) Problemy filosofi i religii i religiovedenija (Problems of Philosophy of Religion and Religious Studies). Kaliningrad, 2003.
55. Krasnikov A. N. 2001. Religiovedenie, vol. 1, pp. 5–9.
56. Krasnikov A. N. 2002. Religiovedenie, vol. 1, pp. 96–104;
57. Krasnikov A. N. 2002. Religiovedenie, vol. 2, pp. 96–103.
58. Krasnikov A. N., Tazhurizina Z. A. 2003. Religiovedenie, vol. 4, pp. 147–156.
59. Krasnikov A. N. 2006. Religiovedenie, vol. 3, pp. 93–111.
60. Krasnikov A. N. 2006. Religiovedenie, vol. 3, pp. 179–188.
61. Krasnikov A. N. Metodologija klassicheskogo religiovedenija (Methodology of Classical Religious Studies). Blagoveshchensk, 2004.
62. Krasnikov A. N. Metodologicheskie problemy religiovedenija (Methodological Problems of Religious Studies). Moscow, 2007.
63. Krjukov D. S. 2009. Religiovedenie, vol. 2, pp. 132–145;
64. Krjukov D. S. 2012. Religiovedenie, vol. 3, pp.152–163.
65. Kristensen U. B. 2005. Religiovedenie, vol. 2, pp. 115–121.
66. Majkova Je. Ju. Sociologija religii (Sociology of Religion). Tver, 2004.
67. Mak-Dugoll V. 2008. RELIGO, vol. 1, pp. 223–235.
68. Markin R. V. 2010. Aktual’nye problemy socio-gumanitarnogo znanija, vol. 42, pp. 154–160.
69. Medvedko S. V., Jelbakjan E. S. 2001. Religiovedenie, vol. 1, pp. 90–100.
70. Medvedko S. V., Jelbakjan E. S. 2001. Sociologichski issledovanija, vol. 8, pp. 103–111.
71. Medvedko S. V., Jelbakjan E. S. 2002. Religiovedenie, vol. 2, pp. 104–110.
72. Men’shikova E. V. 2008. Vestnik RSPR, vol. 1, pp. 70–76.
73. Mihel’son O. K. 2002. Religiovedenie, vol. 4, pp. 52–71.
74. Novaja literatura po social’nym i gumanitarnym naukam. Religiovedenie: bibliograficheskij ukazatel’ (New Publications in Sociology and Humanity Studies. Religious Studies: index). Moscow, 1993–2009.
75. Opalev S. A. 2010. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 3–4, pp. 170–189.
76. Отто R. 2003. Religiovedenie, vol. 1, pp. 113–128.
77. Отто R. 2004. Religiovedenie, vol. 3, pp. 125–132.
78. Отто R. 2004. Religiovedenie, vol. 4, pp. 140–145; 2005. Vol. 1, pp. 141–144.
79. Отто R. Svjashhennoe (The Holy). Saint-Petersburg, 2008.
80. Ovsienko F. G. 2004. Religiovedenie, vol. 2, pp. 116–130.
81. oni R. 2002. Religiovedenie, vol. 1, pp. 149–155.
82. Pismanik M. G. Lekcii po religiovedeniju (Lections on Religious Studies). Perm, 2006.
83. Pivovarov D. Filosofija religii (Philosophy of Religion). Moscow, 2006.
84. Pivovarov D. Gnoseologija religii (Gnosiology of Religion). Yekaterinburg, 2009.
85. Pivovarov D. Ontologija religii (Ontology of Religion). Saint-Petersburg, 2009.
86. Pjusiajnen I. Portal «Religioznaja zhizn’» (Portal «Religious Life») (URL: http://religious-life.ru/2013/04/pyysiainen/).
87. Pylaev M. A. 2003. Religiovedenie, vol. 1, pp. 63–72.
88. Pylaev M. A. 2005. Religiovedenie, vol. 2, pp. 69–78.
89. Pylaev M. A. 2008. Religiovedenie, vol. 1, pp. 118–127.
90. Pylaev M. A. 2009. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Serija «Filosofskie nauki. Religiovedenie», vol. 12, pp. 149–167.
91. Pylaev M. A. 2011. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 5–6, pp. 22–35. Shahnovich M. M. 2004. Religiovedenie, vol. 1, pp. 117–128.
92. Pylaev M. A. Kategorija «svjashhennoe» v fenomenologii religii, teologii i filosofii XX veka (Category of «Holy» in XX century’s Phenomenology of Religion, Theology and Philosophy). Moscow, 2011.
93. Radugin A. A. Vvedenie v religiovedenie: teorija, istorija i sovremennye religii (Introduction to Religious Studies: Theory, History and Modern Religions). Moscow, 2004.
94. Rahmanin A. Ju. 2009. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 1–2, pp. 7–23.
95. Rjazanova E. V. 2007. Jablokov I. N. (ed.) Vvedenie v obshhee religiovedenie (Introduction to General Religious Studies). Moscow, 2007. P. 255–328.
96. Robozeeva A. A. 2011. Religiovedenie, vol. 2, pp. 122–129.
97. Russele K., Agadzhanjan A. (eds.) Religioznye praktiki v sovremennoj Rossii (Religious Practices in Modern Russia). Moscow, 2006.
98. Russele K., Agardzhanjan A. (eds.) Prihod i obshhina v sovremennom pravoslavii: Kornevaja sistema rossijskoj religioznosti (Parish and Community in Modern Orthodoxy: Root System of Russian Religiosity). Moscow, 2011.
99. Safronov R. O. 2009. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 1–2, pp. 24–44.
100. Shahnovich M. M. 2005. Religiovedenie, vol. 1, pp. 118–133.
101. Shahnovich M. M. Ocherki po istorii religiovedenija (Essays on History of Religious Studies). Saint-Petersburg, 2006.
102. Shahnovich M. M. Religiovedenie (Religious Studies). Moscow, 2006.
103. Shahnovich M. M. 2008. Religiovedenie, vol. 1, pp. 193–200.
104. Shahnovich M. M., Chumakova T. V. 2012. Religiovedenie, vol. 4, pp. 191–202.
105. Shahov M. O. 2004. Religiovedenie, vol. 2, pp. 136–141.
106. Sharma A. 2011. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 5–6, pp. 44–54.
107. Shmelev V. Ju. 2009. Izvestija IGU. Serija «Politologija. Religiovedenie», vol. 1 (3), pp. 310–316.
108. Shokhin V. K. 2009. Diogenes, vol. 56 (125), pp. 125–137.
109. Shohin V. K. 2007. Filosofi ja religii: al’manah 2006–2007, vol. 1, pp. 15–88.
110. Shohin V. K. Vvedenie v fi losofi ju religii (Introduction to Philosophy of Religion). Moscow, 2010.
111. Shohin V. K. (ed.) Filosofija religii: Al’manah 2006–2007. Moscow, 2007. Vol. 1.
112. Shohin V. K. (ed.) Filosofija religii: Al’manah 2008–2009. Moscow, 2010. Vol. 2.
113. Shohin V. K. (ed.) Filosofija religii: Al’manah 2010–2011. Moscow, 2011. Vol. 3.
114. Shohin V. K. 2012. Vestnik PSTGU. Serija I. Bogoslovie. Filosofija, vol. 6 (44), pp. 129–137.
115. Shvechikov A. Religiovedenie: bibliografija rossijskih izdanij (1990–2002) (Religious Studies: Index of Russian Publications). Saint-Petersburg, 2005.
116. lina Ju. Ju. Izmenenie religioznosti naselenija Rossii: pravoslavnye i musul’mane (Change of Russian Populations’ Religiosity: Orthodox and Muslims). Moscow, 2006.
117. Sinelina Ju. Ju. Koncepcii sekuljarizacii v sociologicheskoj teorii. Teoreticheskie aspekty izuchenija religioznosti naselenija v sociologii religii (Conceptions of Secularization in Sociological Theory. Theoretical Aspects of Religiosity’s Research in Sociology of Religion). Moscow, 2009.
118. Sjorensen J. Portal «Religioznaja zhizn’» (Portal «Religious Life») (URL: http://religiouslife. ru/2013/04/sorensen-religion-in-mind-part1/ URL: http://religious-life.ru/2013/04/sorensen-religion-in-mind-part2/).
119. Skogorev A. P. «Religiovedenie». Predmetno-tematicheskij ukazatel’ literatury («Religious Studies». Object-subject index). Moscow, 2008.
120. Smagin B. A. Religiovedenie (Religious Studies). Saint-Petersburg, 20034.
121. Smirnov M. Ju. 2007. Religiovedenie, vol. 1, pp. 154–163.
122. Smirnov M. Ju. 2007. Religiovedenie, vol. 2. pp. 145–154.
123. Smirnov M. Ju. Ocherk istorii rossijskoj sociologii i religii (History of Russian Sociology and Religion). Saint-Petersburg, 2008.
124. Smirnov M. Ju. 2009. Vestnik moskovskogo universiteta. Serija 7. Filosofija, vol. 1, pp. 90–106.
125. Smirnov M. Ju. Sociologija religii: Slovar’ (Sociology of Religion: Dictionary). Saint-Petersburg, 2011.
126. Smirnov M. Ju. Religija i povsednevnost’: proshloe, nastojashhee i budushhee (Religion and Every Day Life: Past, Present and Future) (URL: http://www.rodon.org/relig-091007130819).
127. Smirnov M. Ju. Religija i religiovedenie v Rossii (Religion and Religious Studies in Russia). Saint-Petersburg, 2013.
128. Storchak V. M. 2006. Religiovedenie, vol. 1, pp. 138–151.
129. Trofi mova Z. P., Jablokov I. N. (eds.) 50 let kafedre filosofi i religii i religiovedenija filosofskogo fakul’teta MGU imeni M. V. Lomonosova (50 Anniversary to Philosophy of Religion and Religious Studies Department at Philosophical Faculty of Moscow State Lomonosov’s University). Moscow, 2009.
130. Uzlaner D. A. 2008. Religiovedenie, vol. 2, pp. 135–148.
131. Waardenburg J. (ed.) Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research. The Hague, 1973.
132. Veremchuk V. I. Sociologija religii (Sociology of Religion). Мoscow, 2004.
133. Zabijako A. P. 2002. Religiovedenie, vol. 3, pp. 133–137.
134. Zabijako A. P. 2005. Religiovedenie, vol. 1, pp. 134–140.
135. Zabijako A. P. 2008. Religiovedenie, vol. 1, pp. 180–186.
136. Zabijako A. P. 2010. Religiovedenie, vol. 4, pp. 152–164.
137. Zabijako A. P. 2011. Religiovedenie, vol. 1, pp. 114–126.
138. Zabijako A. P. 2011. Religiovedenie, vol. 3, pp. 88–94.
139. Zabijako A. P., Krasnikov A. N., Jelbakjan E. S. (ed.) Religiovedenie. Jenciklopedicheskij slovar’ (Religious Studies. Dictionary). Moscow, 2006.
140. Zabijako A. P., Krasnikov A. N., Jelbakjan E. S. (ed.) Jenciklopedija religii (Dictionary of Religions). Moscow, 2008.
141. Zen’ko Ju. M. Psihologija i religija (Psychology and Religion). Saint-Petersburg, 2002.
142. Zen’ko Ju. M. Psihologija religii (Psychology of Religion). Saint-Petersburg, 2009.
143. Zen’ko Ju. M. 2009. Gosudarstvo, religija, cerkov’ v Rossii i za rubezhom, vol. 3, pp. 196–210.
144. Zhane P. 2008. RELIGO, vol. 1, pp. 179–202.
145. Zuev Ju. P., Shmidt V. V. (eds.) 2009. Voprosy religii i religiovedenija. Moscow, 2009. Vol. 1.
146. Zuev Ju. P., Shmidt V. V. (eds.) 2010. Voprosy religii i religiovedenija. Moscow, 2010. Vol. 2, 4, 6.
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова И. В. Дискуссия о христианизации повседневной жизни в среде петербургского духовенства 1907–1908 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 9-23. DOI: 10.15382/sturII201458.9-23
Революция 1905 г. породила в Русской Церкви движение за обновление церковной жизни. Под впечатлением революционных событий либерально настроенные клирики и миряне называли это движение «освободительным»: в это период действительно предпринимались попытки провести ряд реформ, которые освободили бы Церковь от чрезмерной государственной опеки. Но встречались и порывы иного рода «освобождения»: часть петербургского духовенства, заинтересовавшаяся укреплением роли христианства в повседневной жизни, задумалась о перспективах введения в круг пастырских обязанностей решение социальных вопросов. На эту тему в «Обществе любителей религиознонравственного просвещения в духе православной Церкви» состоялась дискуссия, участники которой в число форм церковного обновления включили официальное признание Русской Церковью «христианизации труда»; по их мнению, христианизация всех элементов повседневной жизни помогла бы привлечь в церковную ограду обособившиеся от Церкви социальные слои русского общества. Обсуждение форм и путей осуществления данной цели проходило на заседаниях петербургского духовенства 1907–1908 гг. Содержание дискуссии попало в печать и было растиражировано священником Владимиром Колачевым, переформулировано в некоторое «учение» и получило отклик в провинциальной прессе. Исследование этого прецедента в истории Русской Церкви подтверждает тенденцию к социологизации нравственного учения христианства в России в начале ХХ в. и к ослаблению традиционно-аскетического миропонимания его среди некоторых представителей белого духовенства.
дискуссия петербургского духовенства 1907–1908 гг., церковное движение, Иоанн Янышев, христианизация труда, социальное христианство, реформизм, неохристианство, обновленчество, священник Владимир Колачев
1. Отчет о деятельности общества [распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в С.-Петербурге] за 1908 г. (существования Общества двадцать восьмой) с приложением списков членов и Устава Общества. СПб., 1909. С. 137–138.
2. Воронцова И. В. Синтез науки и религии, опыта и веры в богословии архимандрита Феодора (Бухарева) // Вопросы философии. 2013. № 12. С. 68–77.
3. Зосима (Давыдов), игумен. Московская церковная революция, или Деятельность Московского общества любителей духовного просвещения в 1905–1908 года // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы. М., 2005. С. 407–408.
4. Новое или церковное христианство // Церковный вестник. 1907. № 19. 10 мая. C. 603–607.
5. Ореханов Ю. Л., диакон. К ранней истории обновленчества. Список членов «Братства ревнителей церковного обновления» // Богословский сборник ПСТБИ. М., 1999. № 3. С. 222–224.
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 2 (58). С. 130-132. — Рец. на кн.: Старообрядчество в условиях модернизации: Исследования и материалы / В. П. Богданова, ред. МАКС Пресс, 2013
PDF
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова И. В. «Социальное христианство» С. Н. Булгакова, Христианского братства борьбы и Н. Н. Неплюева (1905–1908) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 18-30. DOI: 10.15382/sturII201564.18-30
Наметившиеся в конце XIX в. попытки модернизации традиционного религиозного сознания в начале ХХ в. оформились в религиозное движение, состоявшее из нескольких направлений. Одним из них было «социальное христианство», идеология которого заявила о себе с выходом книги «Проблемы идеализма» (1903) и сформировалась в 1905–1907 гг., преимущественно в сочинениях бывшего марксиста С. Н. Булгакова. В статье «О социальном морализме. Т. Карлейль»1 он признал, что в «основе социального мировоззрения неизбежны этические истины, которые имеют религиозные корни»; вскоре на общественное обсуждение им были вынесены идеи «христианской политики» и «христианского социализма». «Социальное христианство» на некоторое время — в 1904–1909 гг. — стало одной из адаптивных форм религиозного сознания; одновременно близкое и к религии, и к социализму, а в практическом воплощении и к толстовству, оно нашло своих сторонников не только в рядах религиозной интеллигенции, но и среди духовенства. В число сторонников церковного христианства вошли те, кто считал возможным сопрягать православие с политической борьбой за социальное переустройство России. Одним из вариантов социального христианства была и деятельность организатора трудовой общины Крестовоздвиженского братства помещика Н. Н. Неплюева, официально разрешенная Церковью. В отличие от «социальных христиан», Неплюев не стремился к реформированию Русской Церкви, придерживался формулы «православие, самодержавие, народность» и считал, что православие в союзе с самодержавием в состоянии «гармонизировать» жизнь. Статья дополняет исследование значения «социального христианства» для церковного сознания начала ХХ в.
модернизация традиционного религиозного сознания, C. Н. Булгаков, христианский социалист, «социальное христианство», Н. Н. Неплюев, Кресто-Воздвиженское братство
1. Булгаков С. Два Града: Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911.
2. Введенский А., прот. Кто пойдет путем обновления Церкви // Живая Церковь. М., 1922. № 3. С. 2–4.
3. Введенский А., митр. Апологетическое обоснование обновленчества // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. № 1. С. 18–28.
4. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / Сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В. И. Кейдана. М., 1997.
5. Вопросы религии. М., 1906.
6. Воронцова И. В. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев) и проблема «плоти и духа» в «неохристианстве». На материале писем к диакону А. А. Лебедеву // Вестник ПСТГУ (II). 2013. № 2. С. 7–21.
7. Воронцова И. В. «Свободное христианство» еп. Михаила (Семенова) и «социальные» программы 1905‒1915 гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 2. С. 52‒56.
8. Иванова Т. Е. Общественный идеал в русской социальной мысли начала XX века: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. И. Новгородцев, С. Л. Франк: Дис. ... канд. социол. наук. СПб., 1998.
9. Карташев А. В. Мои ранние встречи с о. Сергием // Православная мысль. Париж, 1951. Вып.VIII. С. 47–55.
10. Матвеева Н. Ю. Социологическая концепция С.Н. Булгакова: Дис. … канд. социол. наук. М., 2002.
11. Неплюев Н. Н. Полн. собр. соч. Т. III. 1903.
12. Останина О. В. Обновленчество и реформаторство в Русской Православной Церкви в начале ХХ в.: Дис. … канд. филос. наук. Л., 1991.
13. Панкратов А. С. Ищущие Бога: Очерки современных религиозных исканий и настроений. М., 1911. Т. 1.
14. Сидоров В. П. Христианский социализм в России в конце XIX — начале ХХ века: Философско-религиоведческий очерк. Череповец, 1995.
15. Свенцицкий В. П. «Христианское братство борьбы» и его программа. М., 1906.
16. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1.
17. Титлинов Б. В. Историческое обоснование обновленческого движения // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. № 2. C. 9–14.
18. Ужели это не мистификация? // Московские ведомости. 1905. № 164. 18 июня. С. 2.
19. Феодор [Бухарев], архим. О современности в отношении к православию // Странник. 1860. Январь. С. 61–67; февраль. С. 102–118.
20. Фетисов Н., прот. С новым годом!.. // Украинский православный благовисник. 1927. № 1. 1 января. С. 1–4.
21. Христианский социализм: Сб. ст. Новосибирск, 1991.
22. Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. № 12. С. 88–133.
23. Юдина Т. С. Общественно-политическая деятельность С. Н. Булгакова: 1890–1918 гг. М., 2009.
Воронцова Ирина Владимировна
Воронцова Е. В. Пути трансляции религиозных знаний в среде современных старообрядцев-беспоповцев на юге Вятского края (полевые заметки) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 70-80. DOI: 10.15382/sturI201562.70-80
Данный текст — попытка осмысления вклада современной семьи и общины в воспитание индивидов на материалах полевых исследований. В статье анализируются материалы, собранные при участии автора в ходе недавних комплексных полевых исследований старообрядцев-беспоповцев Кировской области. Автор приходит к выводу, что высокая жизнестойкость местных общин обусловлена сохранением традиционных воспитательных моделей и стратегий. При рассмотрении состава беспоповской общины условно выделяются следующие группы верующих: ядро, внешний круг и периферия. В качестве критерия для такого деления автор использует ряд значимых для самой общины и часто упоминаемых в интервью понятий: «держать чашку», «вынести пост». В статье выделяются следующие наиболее значимые факторы религиозного образования в среде вятских старообрядцев: 1) присутствие включенных в религиозную жизнь родственников в ближайшем окружении крещенного в старообрядчество ребенка; 2) участие старообрядцев, не входящих в ядро общины в праздничных молениях и поминовениях усопших; 3) внимание грамотных членов общины к «новичкам». Размышления об опыте локальных конфессиональных групп вписаны в более широкий контекст современной образовательной политики в России. Кроме того, в данной статье автор обращается к теории общественных систем Н. Лумана и демонстрирует несводимость современной российской действительности к модели функционально дифференцированного общества.
старообрядчество, религиозное образование, федосеевцы, филипповцы, поморцы, семья, община, полевые исследования
1. Антоновский А. Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем. М., 2007.
2. Бойко Е. С. Материнская речевая деятельность в социуме староверов на Енисее: монография (второй выпуск). Красноярск, 2013.
3. Великая Н. Н. Религиозное образование у гребенских казаков-старообрядцев в XVIII–начале ХХ в. // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2011. Вып. 7 (URL: http://www.slavakubani.ru/education/cossack-history-education/detail-3295-religioznoe_obrazovanie_u_grebenskikh_ kazakov_staroobryadtsev_v_xviii_nachale_khkh_vv (дата обращения 20.08.2015)).
4. Воронцова Е. В. Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев (по материалам полевых исследований на Вятке): Дис. … канд. филос. наук. М., 2015.
5. Градобойнова Е. В. Конфликт как сущностная характеристика старообрядческой среды // Традиционная книга и культура позднего русского Средневековья: Труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Ярославль, 2008. Ч. 2. С. 237–255.
6. Кривошеина Е. И. Специфика образования в старообрядческой культуре в Вятском регионе в период социализма // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2. С. 102–108.
7. Куприянова И. В. Школьное дело в старообрядческих сообществах Алтая в конце XIX — начале XX века // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 261–263.
8. Мосунов Б. А. Книгопечатник Лука Гребнев: Повесть и очерки. Киров, 2008.
9. Плавская Е. Л. Формирование системы музыкального образования в культуре российского старообрядчества начала ХХ века (на материале периодических изданий) // Омский научный вестник. Культурология. Искусствоведение. 2011. № 2 (96). С. 205–207.
10. Рысакова П. И. Концепция воспитания Н. Лумана: системно-функциональный подход // Социологическое обозрение. 2008. № 2. С. 141–145.
11. Сергеева (Воронцова) Е. В., Соколова А. Д., Юдкина А. Б. Распространение и вариативность заговора «Сон Богородицы» в Селивановском районе Владимирской области // Религиоведение. 2009. № 2. С. 37–50.
12. Фишман М. О. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003.
13. Чернышева М. Б. Музыкальная культура русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и народная культура. М., 1982. С. 129–138.
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 143-146. — Рец. на кн.: Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1 / Л. И. Григорьева, предисл. Минская духовная академия, 2015
PDF
Воронцова Елена Владимировна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; Архив РАН;
Электронный адрес: lendail@yandex.ru.
Воронцова Е. В. Программы конкретно-социологических исследований религиозности населения А. И. Клибанова и А. И. Демьянова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 78. С. 135-145. DOI: 10.15382/sturI201878.135-145
Данная работа представляет собой публикацию важного источника по истории социологии и психологии религии в СССР. Речь идет о двух полевых опросниках, на которые опирались в своей исследовательской работе советский и российский историк, религиовед, источниковед А. И. Клибанов (1910–1994) вместе со своей исследовательской группой в ходе экспедиций 1959–1961 гг. и его ученик, социолог и религиовед А. И. Демьянов (род. в 1942 г.), в ходе полевой работы в 1966–1972 гг. Источники были обнаружены автором в архивных фондах А. И. Клибанова. Публикацию источников предваряет биографическая справка и комментарий к содержанию самих опросников.
А. И. Клибанов, А. И. Демьянов, история религиоведения в СССР, конкретно-социологические экспедиции
  1. Адрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966.
  2. Бонч-Бруевич В. Д. Программа для собирания сведений по исследованию и изучению русского сектантства и раскола. СПб., 1908.
  3. Демьянов А. И. Истинно-православное христианство: критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977.
  4. К обществу, свободному от религии: Процесс секуляризации в условиях соц. общества: Сборник статей / П. К. Курочкин, ред. М., 1970.
  5. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.
  6. Пругавин А. С. Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве // Русская мысль. 1881. №3.
  7. Современное сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г. // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1961. Вып. 9.
  8. Хун У. Рождение этнографии из духа атеизма? Исследования «современного сектантства» в контексте антирелигиозных компаний Н. С. Хрущева // Этнографическое обозрение. 2018. №2. С. 110–112.
  9. Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Н. М. Маторин и его программа изучения народной религиозности // Религиоведение. 2012. №4. С. 191–202.
Воронцова Елена Владимировна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1292-4580;
Электронный адрес: lendail@yandex.ru.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Психология религии в России: XIX – нач. XXI века» (16-03-00799).
Воронцова Е. В., Сундукова Д. А. "Вставай молиться!": к вопросу о характере религиозности современных городских старообрядцев // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 80. С. 97-115. DOI: 10.15382/sturI201880.97-115
В статье рассматривается история и современное состояние белокриницкой общины в г. Иваново. Если в XIX — начале XX в. это был один из важнейших российских центров старообрядчества, то в настоящее время в городе существует всего одна небольшая община, имеющая ряд типичных проблем — от отсутствия помещения для молений до нежелания молодежи продолжать традицию. На примере одной семьи показаны изменения, происходившие с местным старообрядчеством в советское время, основные события и конфликты, повлиявшие на жизнь общины. Авторами также ставится вопрос о характере религиозности современных городских старообрядцев. Анализируется религиозная практика и круг чтения потомственной старообрядки, ее мировоззрение и самоидентификация. Затрагивается вопрос о релевантности общепринятых критериев религиозности, таких как частота молитвы, посещения церкви, причастия, применительно к прихожанам РПСЦ. На конкретном примере, с привлечением широкого круга источников личного происхождения, показана проблема столкновения традиционного (старообрядческого) и нетрадиционного, эзотерического (городского) мировоззрения. Особое внимание авторы уделяют сложившемуся в научной литературе образу носителя традиционной культуры и его влиянию на исследователей.
Иваново, старообрядцы, религиозность, эзотерика, полевые исследования
  1. Балдин К. Вичугская сторона. Иваново, 2002.
  2. Е. Е. Е. Воспоминания // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2017.
  3. Е. Е. Е. Читательский дневник // АМАЛ МГУ. Фотофонд. Кострома. 2018.
  4. Евгения [Волошина И. А.] Человек живет и в мире ином. М., 2006.
  5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
  6. Зольникова Н.Д. Эсхатология енисейского старовера-книжника часовенного согласия Исая Назаровича (1970-е гг.) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 73–80.
  7. Зонтиков Н. А. Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя. Кострома, 2015.
  8. Каариайнен К., Фурман Д. Е. и др. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. М.; СПб., 2000.
  9. Кабанов А. Е. Старообрядцы владимирских и костромских земель. Иваново, 2010.
  10. Керов В. В. «Се человек и дело его...»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., 2004.
  11. Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015. Т. 1.
  12. О практике причащения у старообрядцев // Сайт «Русская вера». URL: http://ruvera.ru/articles/prichasheniye_staroobryadcy (дата обращения: 8. 11. 2018).
  13. Поздеева И.В. Человек. Книга. История. Московская печать XVII в. М., 2016 (Труды Исторического факультета МГУ; 2. 87).
  14. Пруцкова Е. В. Религиозность и базовые ценности россиян (по данным «Европейского социального исследования» и всероссийского исследования «Ортодокс Монитор») // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 126–143.
  15. Пруцкова Е. В. Религиозность: способы операционализации количественной оценки // Материалы семинара «Социология религии». Серия «Количественные исследования религии. Международная практика». М., 2010.
  16. «Самоуправление в сельских старообрядческих общинах. Социологические экспедиции» // Сайт «Социологос». URL: http://www.sociologos.ru/materialy/Samoupravlenie_v_selskih_staroobryadcheskih_obshinah_Sociologicheskie (дата обращения 8. 11. 2018).
  17. Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7. С. 89–96.
  18. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М., 2005.
  19. Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: Дис. … д-ра филос. наук. М., 2000.
Воронцова Елена Владимировна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1292-4580;
Электронный адрес: lendail@yandex.ru.
Сундукова Дарья Александровна
Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп.4;
Должность: Специалист по учебно-методической работе;
ORCID: 0000-0003-2158-9590;
Электронный адрес: dariasund@gmail.com.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 18-39-00087/18.
Воронцова И. В. Священник Г. С. Петров и его «дело»: процесс над церковным публицистом 1906–1907 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 11-29. DOI: 10.15382/sturII201885.11-29
Священник и публицист Григорий Спиридонович Петров как в начале ХХ в., так и теперь привлекает исследователей своей необычайной популярностью и конфликтом с Православной Российской Церковью, осудившей его за публицистическую антиправительственную деятельность. Как в начале ХХ в., так и теперь отношение к прецеденту осуждения его Церковью встречается самое разное, приоритетным же является мнение, что о. Григорий Петров был осужден незаслуженно. При этом процесс над ним (1906–1907) рассматривается односторонне, не анализируется его публицистика и содержание статей издававшейся Г.С. Петровым газеты «Правда Божия», а сама коллизия оценивается с тех позиций, которые были заданы для определенного общественного мнения самим Григорием Петровым, поставившим акцент на юридической неправомерности и процесса, и обвинения. С точки зрения автора статьи, тема исключает односторонний подход и требует определенных дефиниций. Автор подчеркивает: некорректно не принимать во внимание, что Православная Церковь в России в 1906–1907 гг. обсуждала общественную деятельность своего представителя и дала оценку проповеди православного священника, увлекшегося социализацией христианства. Нельзя не учитывать и того, что во время принятия решения об осуждении антиправительственной деятельности Григория Петрова Русская Церковь являлась частью государственных структур. В статье с использованием расширенного круга источников автор обращается к прецеденту церковного суда над священником Г.С. Петровым, уточняет его социальные и религиозные взгляды и показывает, что для его осуждения были основания.
священник, публицист, Григорий Спиридонович Петров, дело Григория Петрова, 1906–1907 гг., Русская Церковь, епископ Арсений (Стадницкий), Синод, газета «Правда Божия», социализация христианства
  1. Витухновская М. Григорий Петров: «Будьте строителями жизни» // Родина. 2002. № 2. С. 58–63.
  2. Воронцова И. В. Церковная публицистика середины XIX в. как православный ответ на вызовы современности (архимандрит Климент (Можаров), епископ Смоленский Иоанн (Соколов) и архиепископы Херсонский Никанор (Бровкович) и Харьковский Амвросий (Ключарев) // Политика и общество. 2015. № 11 (131). С. 1572–1585 DOI: 10.7256/1812-8696.2015.11.11973.
  3. Костромин К., свящ. Оружие — слово литераторов: священник Григорий Петров. URL:http://spbda.ru/publications/kostromin-k-a-slovo-orujie-literatora-svyaschennikgrigoriy-petrov/ (дата обращения 12.10.2015).
  4. Щелкунов А. Формула добра и красоты. М., 2013.
  5. Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. № 12. С. 88–133.
Воронцова Ирина Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0272-6513;
Электронный адрес: irinavoronc@yandex.ru.
Воронцова И. В. Тематика статей А. В. Карташева в газете «Страна» 1906–1907 гг. в свете программных аспектов движения религиозной интеллигенции за церковную реформу // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 11-24. DOI: 10.15382/sturII201988.11-24
В 1906–1907 гг. благодаря своим статьям острой критической направленности в адрес Православной Церкви А. В. Карташев стал одним из лидеров движения за радикальную церковную реформу в России. Автор задается вопросом: как случилось, что А. В. Карташев принял доктринальное учение «неохристианства» о «святости плоти» и придерживался его свыше 10 лет? Тематика статей 1906–1907 гг. в газете «Страна» отразила этап личной эволюции А. В. Карташева от «ученичества» в «неохристианстве» — к самостоятельным выводам о том, каковы те акценты церковной реформы, которые необходимы стране после проведения конституционных реформ. На материале публицистики А. В. Карташева 1906–1907 гг. и понятийных формул «нового религиозного сознания» автор статьи показывает, что А. В. Карташев в эти годы отрицал возможность обновления Русской Церкви по многим параметрам, но при этом совмещал свой критицизм с любовью к христианству и верой в его социальные перспективы. В ходе рассмотрения главной темы освещаются отношения А. В. Карташева с представителями «левого крыла» церковно-реформаторского движения и причина критики последних «неохристианами».
Карташев Антон Владимирович, газета «Страна», «новое религиозное сознание», история Русской Церкви, церковная критика, церковные реформаторы, социально-религиозный поиск, теократия, Церковь и прогресс
  1. Антощенко А. В. «Евразия» или «Святая Русь»? Российские эмигранты «первой волны» в поисках исторического самосознания: дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2004. Бычков С. П. Антон Владимирович Карташев. Годы становления личности ученого (1875–1906) // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 1. С. 62–65.
  2. Воронцова И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века. М.: ПСТГУ, 2008.
  3. Воронцова И. В. Участие А. В. Карташева в религиозном движении «неохристиан» и эволюция его взглядов на «историческую» Церковь (по письмам 1906–1907 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 20. С. 27–46.
  4. Егоров А. Н. Карташев Антон Владимирович // Российский либерализм середины XVIII — начала XX века / отв. ред. В. В. Шелохаев. М., 2010. С. 397–400.
  5. Сахаров А. Н. Апостол «Святой Руси» (Антон Владимирович Карташев) // Отечественная история. 1998. № 5. С. 89–107.
  6. Сухова Н. Ю. Антон Владимирович Карташев: попытка христианского осмысления истории // Церковь. Богословие. История. Материалы IV Международной научно-богословской конференции. Екатеринбург, 5–6 февраля. Екатеринбург, 2016. C. 322–330.
Воронцова Ирина Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0272-6513;
Электронный адрес: irinavoronc@yandex.ru.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Проект № 18-09-00172 «В поисках Святой Руси: биография А. В. Карташева (1875–1960)».