/
Результат поиска


Воронова А. А. Сплит и Дубровник: города с прерванным и восстановленным архитектурным континуитетом // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 3 (6). С. 85-109.
PDF
В данной статье проводится анализ формирования сложной стилистики архитектуры восточно-адриатического побережья на примере Сплита и Дубровника (Рагузы). Архитектурно-градостроительный континуитет предшественников обоих городов (Салоны и Эпидавра) был прерван внешними причинами, а затем восстановлен на новых местах. Прослеживаются механизмы византийских и западных композиционных и стилистических взаимопроникновений в церковном строительстве региона в процессе преемственности локальных традиций. Показано, что в одних случаях новые архитектурные объекты возникали путем адаптации существующих. В других случаях их стилистика была связана с периодами усиления и угасания византийского и западного влияния и имела преимущественно смешанный характер, объединяя черты раннероманской и византийской архитектуры.
Сплит, Дубровник, восточно-адриатическое побережье, архитектурно-градостроительный континуитет, византийское и западное влияния, стилистика архитектуры
Воронова Ариадна Александровна
Воронова А. А. Далматинские поликонхи и средневековые ротонды Словении: проблема происхождения архитектуры // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 61-82.
PDF
Один из самых характерных типов сакральной средневековой архитектуры — ротонда — проявил себя совершенно по-особому на землях Далмации и Словении. В Далмации наибольшее распространение получил поликонхальный тип, более характерный для архитектуры Константинополя и восточных провинций, а в Словении — тип чистой ротонды, более укорененный в Риме и западных провинциях. Данные сооружения сопоставляются в аспекте происхождения архитектуры этих памятников. Делается вывод о том, что различные типы ротонд (капеллы, баптистерии, костницы) имеют общие для западной и византийской стилистики истоки. Выявляются именно те генетические особенности далматинского и словенского церковного зодчества, которые сохранили традиции единой христианской культуры.
средневековая архитектура, Западные Балканы, Далмация, Словения, ротонды, поликонхи, костницы
1. Dyggve E. Povjest salonitanskog krscanstva (History of Christianity in Thessaloniki), Split, 1996.
2. Fister P. Umetnost stavbarstva na Slovenske (Architecture Art in Slovenia), Ljubljana, 1986.
3. Krauthajmer R., Curcid S. Ranohriscanska i vizantjska arhitektura (Early Christian and Byzantian Architecture), Beograd, 2008.
4. Marasovid J. Metodologja obrade graditeljskog nasljeda (Methodology of Architecture Heritage), Split, 2007.
5. Marasovid T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacji. Rasprava (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Architecture in Dalmatia. Discussion), Split, Zagreb, 2008.
6. Marasovid T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacji. Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacja (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Architecture in Dalmatia. Architecture Corps. Kvarner and Northern Dalmatia), Split, Zagreb, 2009.
7. Marasovid T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacji. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacja (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Architecture in Dalmatia. Architecture Corps. Middle Dalmatia), Split, Zagreb, 2011.
8. Petricioli I. Srednjovjekovim graditeljima u spomen (To Memory of Medieval Builders), Split, 1996.
9. Toman R. (ed.) Romanik. Architektur, Skulptur, Malerei, Koln, 2004.
10. Suid M. Anticki grad na istocnom Jadranu (Ancient City in Eastern Jadran), Zagreb, 2003.
11. Yasich M. Arhitektura i skulptura u Dalmacii od pochetka XVveka. Crkve (Arhitecture and Sculpture in Dalmatia from the beginning of XV century. The Churches), Beograd, 1922.
12. Vezid P. Zadar napragu krscanstva (Zadar on Frontier of Christianity), Zadar, 2005.
13. Vezid P. Sveti Donat. Rotonda Sv. Trojstva u Zadru (St. Donat. Rotonde of St. Trinity in Zadar), Split, 2002.
14. Vezid P. 2011, in Ars adriatica. Casopis Odjela za povjest umjetnosti Sveucilista u Zadru, vol. 1, pp. 27-63.
15. Vezid P. 1991, in Diadora. Glasilo Arheoloskoga muzeja u Zadru, vol. 13, pp. 323-367.
16. Vezid P. 2002, Zbornik Tomislava Marasovica, 2002, pp. 220-230.
17. Zadnikar М. Romanska umetnost (Roman Art), Ljubljana, 1970.
18. Zhivkovich T. Juzhni Sloveni pod vizantjskom vlashchu (600–1025) (South Slovenia under Byzantine Power (600–1025)), Beograd, 2002.
Воронова Ариадна Александровна
Воронова А. А. Башня над средокрестием и ≪алтарная колокольня≫: возможные архитектурные связи и параллели // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 96-114. DOI: 10.15382/sturV201415.96-114
В статье рассматривается особый тип западноевропейской романской архитектуры — церковь с алтарной (хóровой) колокольней (нем. «Chorturm», франц. «tour chevet»), основанием которой служит алтарное пространство. Это  самостоятельный архитектурный тип, встречающийся в основном в небольших сельских церквах и составляющийрегионально обособленную группу: преимущественно он распространен в областях на границе нынешних государств Словении (область Koroško) и Австрии (область Kärnten), а также в южной и западной Германии (Тюрингии, Эльзасе) и Скандинавии. Объем колокольни мог быть открытым на всю высоту, и тогда веревки от колоколов свободно свисали прямо в алтарь, или с перекрытием и отверстием в нем для веревок, что позволяло служащим в алтаре звонить в определенные моменты литургических событий. Происхождение этого типа недостаточно изучено. Объем алтарной колокольни сопо-ставляется с квадратной или прямоугольной в плане башней над средокрестием в средневековых храмах как в Византии, так и на Западе. Особое внимание уделяется аналогам в архитектуре средневековой Сербии и Далмации. Представляется, что композиционные параллели башни над средокрестием для словенских (и в целом европейских) алтарных колоколен можно объяснить византийским стилистическим влиянием на этих землях благодаря их античному континуитету и средиземноморским связям. Приведенные архитектурные параллели могут говорить о наличии генетических связей между башнями над средокрестием и алтарными колокольнями, что возвращает к идее общего корня романской и византийской архитектуры.
алтарная колокольня, башня над средокрестием, средневе- ковая архитектура Европы, Далмация, рашская школа, византийское искусство, романика
1. Jанковић Ћ. Српско Поморjе од 7. до 10. столеħа. Београд, 2007.
2. Кораћ В. Црква Св. Мариjе на Мљету // Кораħ В. Између Византиjе и Запада: одабране студиjе о архитектури. Београд, 1987.
3. Стевовић И. О првобитном изгледу и времену изградње цркве св. Михаjла у Стону // Зборник радова Византолошког института XXV. Београд, 1996.
4. Суботић Г. Архитектура и скулптура средњег века у Приморjу. Београд, 1963.
5. Чанак-Медић М., Бошковић Ћ. Архитектура Немањиног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. Београд, 1986.
6. Чанак-Медић М. Архитектура Немањиного доба II. Цркве у Полимљу и на Приморjу // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. Београд, 1989.
7. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent, New Haven, London, 2010.
8. Duplančić А. Crkve kraljice Jelene u Solinu (Churches of Queen Elena in Solina), Split, 1999.
9. Krauthajmer R., Ćurčić S. Ranohrišćanska i vizantij ska arhitektura (Early Christian and Byzantine Architecture), Beograd, 2008.
10. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Building in Dalmatia), Split, Zagreb, 2008, vol. 1: Rasprava (Discussion).
11. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji (Dalmatia praeromanica. Early Medieval Building in Dalmatia), Split, Zagreb, 2011, vol. 3: Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija (Architecture Corpus. Middle Dalmatia).
12. Marasović T. Graditeljstvo starohrvatskog doba u Dalmaciji (Building in Old Croatia Epoch in Dalmatia), Split, 1994.
13. Petricioli I. Srednjovjekovim graditeljima u spomen (To Memory of Medieval Builders), Split, 1996.
14. Starohrvatski Solin. Arheološki muzej — Split, izložba 2.10. — 20.11.1992 (Old Croatian Solin. Archaeological Museim — Split, Exhibition 2.10. — 20.11.1992), Split, 1992.
15. Zadnikar М. Romanika v Sloveniji (Romanica in Slovenia), Ljubljana, 1982.
Воронова Ариадна Александровна
Воронова А. А. Памяти Владимира Дмитриевича Сарабьянова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 167-167.
PDF
Воронова Ариадна Александровна
Воронова А. А. Архитектурные параллели в русских и сербских средневековых храмах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 86-112. DOI: 10.15382/sturV201520.86-112
Проблема генезиса средневековой западноевропейской и византийской архитектуры начинает обсуждаться в иностранной и русской науке уже в середине XIX в. Очевидно, что фундаментальную основу обеих архитектур составляет глубокое единство художественных традиций европейского круга, идущее из позднеантичных корней. При этом некоторые группы памятников даже в таких удаленных друг от друга регионах, как Сербия и Россия, демонстрируют типологическую близость и в целом, и в деталях. В параллельном развитии русской и сербской архитектуры происходит постепенная интеграция заимствованных византийских и романских стилистических признаков, приведшая к созданию символа национальной церкви, который был призван стать образцом для дальнейшего строительства. Эти процессы развиваются почти одновременно в середине XII в., в схожих исторических, политических и культурных обстоятельствах формирования молодых славянских государств: в России отмечается усиление власти князя Андрея Боголюбского, в Сербии — великого жупана Стефана Немани. Однако характерные особенности романской и византийской архитектуры достигали Сербии и России в несколько ослабленном виде, что облегчало взаимопроникновение этих свойств, с одной стороны, и, с другой — допускало их сочетание со славянской локальной традицией, формировавшейся в регионах, которые стали своеобразным мостом между Востоком и Западом средневековой Европы.
русская средневековая архитектура, сербская средневековая архитектура, Рашская школа, Андрей Боголюбский, Стефан Неманя, христианство, Византия, романика, Балканы
1. Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года: Сб. статей. Каталог выставки. М., 1995.
2. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков: В 2 т. Т. 1. М., 1961.
3. Воронов А. А., Михайлова М. Б. Боспор Киммерийский. М., 1983.
4. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Ленинград; М., 1966. Т. III.
5. Высоцкий А. М. Об одной группе памятников в архитектуре Руси конца XI — начала XIII в. (еще раз о первой церкви Апостолов в Константинополе и ее наследии в средневековом мире) // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 179–205.
6. Живковић Т. Портрети српских владара (IX–XII век). Београд, 2006.
7. Иоаннисян О. М. Романские истоки Владимиро-Суздальской Руси времени Андрея Боголюбского (Германия или Италия?) // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 31–70.
8. Италия — Россия: тысяча лет архитектуры / Cост. Д. О. Швидковский. Издат. дом Умберто Аллеманди. Турин; Лондра; Венеция; Нью-Йорк, 2013.
9. Казарян А. Ю. Поперечное развитие композиций византийских храмов и монастырских ансамблей: К особенностям столичной школы // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции. М., 2009. C. 15–35.
10. Кандић О. М. Куле-звоници уз српске цркве XI–XIV века // Зборник за ликовне уметности Матице српске. 1973. N. 14. C. 3–71.
11. Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150–1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики» // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 231–254.
12. Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в. М., 1987.
13. Кораћ В. Свети Сава и програм Рашког храма // Између Византиjе и Запада: одабране студиjе о архитектури. Београд, 1987. С. 145–156.
14. Кораћ В. O архитектури катедралних цркава XI вeкa нa византиjскoм културном подручjу // Там же. С. 57–67.
15. Кораћ В. Поглед на структуру простора и спољне облике старе руске архитектуре, ΣOФIА // Сб. статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. M., 2006. С. 43–248.
16. Максимовић Љ. Србиja и мeтoди управљaњa Цaрствoм у 12 вeку // Стефан Немања — Свети Симеон Мироточиви. Међународни научни скуп, септембар 1996. Београд, 2000. С. 55–63.
17. Мальцева С. В. Балканские влияния или параллели в древнерусской архитектуре? // Актуальные проблемы теории и истории искусства. II: Сб. науч. статей. СПб., 2012. С. 137–144.
18. Нешковић Ј. Ђурђеви Ступови у Старом Расу. Краљево, 1984.
19. Петковић С. Морача. Морача, 2002.
20. Петковић С. Хиландар. Београд, 2008.
21. Прерадовић Д. Преноси реликвиjа из Византиjе на Jадран у периоду између VI и XI века // Ниш и Византиjа. 2013. XI. C. 187–207.
22. Рашенов А. Месемврийски църкви. Несебър, 2006.
23. Ристић В. Моравска архитектура. Крушевац, 1996.
24. Седов Вл. В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. во взаимосвязи с романо-готической традицией // Древнерусское искусство. М., 2009. С. 393–412.
25. Седов Вл. В. Архитектура Рашки: групповой «портрет» дальних «родственников». К феноменологии пространства византийских храмов // Искусствознание. 2007. 1–2. С. 213–227.
26. Седов Вл. В. Афон и русская архитектура начала XIII в. (причины влияния) // Архитектура в истории русской культуры / Под ред. И. А. Бондаренко. М., 1996. С. 39–45.
27. Седов Вл. В. Боголюбовский киворий и его византийские аналоги // Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира: Сб. материалов международного симпозиума / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2014. С.110–111.
28. Седов Вл. В. Византийский храм в Куршунлу // Древнерусское искусство. М., 2009. C. 134–141.
29. Седов Вл. В. Церковь Николая в Куршумлии и вопрос о центрическом освещении византийских и древнерусских храмов // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции. М., 2009. C. 36–61.
30. Седов Вл. В. Церковь Рождества Богородицы в Перыни: новгородский вариант башнеобразного храма // Древнерусское искусство. М., 2009. С. 29–54.
31. Теодосиjе. Житиjа / прев. Л. Мирковиħ, Д. Богдановиħ. Београд, 1988.
32. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Дечани. Београд, 2005.
33. Фeрjaнчић Б. Стефан Немања у византиjскoj пoлитици друге половине 12 вeкa // Стефан Немања — Свети Симеон Мироточиви. C. 31–44.
34. Чанак-Медић M. Свети Ахилиjе у Ариљу: Историjа, архитектура и просторни склоп манастира. Београд, 2002.
35. Чанак-Медић M., Бошковић Ђ. Архитектура Немањиног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. Београд, 1986.
36. Чанак-Медић М. Архитектура цркве манастира Мораче и њена првобитна спољашњост. Манастир Морача, 2006. С. 117–127.
37. Чанак-Медић М. Двоjне куле на прочељу цркава Немањиног доба // Стефан Немања — Свети Симеон Мироточиви. C. 181–197.
38. Чанак-Медић М., Кандић О. Архитектура прве половине XIII века I. Цркве у Рашкоj // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. Београд, 1995.
39. Щенникова Л. А. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2001. Вып. 5. C. 67–84.
40. Щербакова А. В. Пространство кафоликона Осиос Лукас в Фокиде и его возможный прототип — храм свв. Сергия и Вакха в Константинополе // Актуальные проблемы теории и истории искусства. II: Сб. науч. статей. СПб., 2012. С. 83–86.
41. Belan A. Sveti Tripun i niegova katedrala (St. Tripun and Its Cathedral), Kotor, 2002.
42. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent, New Haven, London, 2010.
43. Ćurčić S. 2006 “Monastic Cells in Medieval Serbian Church Towers”, in SOFIA: Sb. statej po iskusstvu Vizantii i Drevnej Rusi v chest' A. I. Komecha, Moscow, 2006, pp. 491–514.
44. Dyggve E. Povij est salonitanskog kršćanstva (), Split, 1996.
45. Krauthajmer R., Ćurčić S. Ranohrišćanska i vizantijska arhitektura (Early Christian and Byzantine Architecture), Beograd, 2008.
46. Salona Christiana. Arheološki muzej — Split, izložba 25.09. — 31.10.1994 (Salona Christiana. Architecture Museum — Split, Exhibition 25.09. — 31.10.1994), Split, 1994.
47. Stevović I. 2002 “Byzantium, Byzantine Italy and Cities on the Eastern Coast of the Adriatic: the Case of Kotor and Dubrovnik”, in Zbornik radova Vizantoloshkog instituta, Beograd, 2002, vol. 39, pp. 165–182.
48. Stevović I. 2010 “Historical and Artistic Time in the Architecture of Medieval Serbia: 12th Century”, in Trudy Gosudarstvennogo Jermitazha, LIII: Arhitektura Vizantii i Drevnej Rusi IX–XII vekov: Materialy mezhdunarodnogo seminara 17–21 nojabrja 2009 g., Saint-Petersburg, 2010, pp. 148–163.
49. Ćirković S., Korać V., Babić G. (eds.) Studenica Monastery, Belgrade, 1986.
50. Ujčić Ž. Ranokršćanska Bazilika sv. Marij e Formoze u Puli (Early Christian Basilica of St. Maria and Formosa in Pula), Pula, 2005.
51. Vežić P. 2011 “Dalmatinski trikonhosi” (Dalmatian Trifold), in Ars adriatica. Časopis Odjela za povij est umjetnosti Sveučilišta u Zadru, Zadar, 2011, vol. 1, pp. 27–66.
52. Vežić P. Sv. Donat. Rotonda Sv. Trojstva u Zadru (Donat. Rotonda of St. Trinity in Zadar), Split, 2002.
Воронова Ариадна Александровна
Воронова А. А. Раннехристианские базилики Северной Далмации и островов Кварнера: проблемы типологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 7-32. DOI: 10.15382/sturV201624.7-32
На территории Северной Далмации в IV–VI вв. пересекались художественные направления римского Востока и Запада, что создавало сложные формы в местной архитектуре, хотя в целом ее типологические особенности укоренены в позднеантичной архитектуре адриатического культурного круга. Встречаются как традиционные для того времени типы, так и те, что отражают региональные особенности. Епископальные комплексы, городские соборы и кладбищенские базилики представляют в основном стандартные адриатические типы: трехнефные базилики с одной или тремя апсидами, однонефные базилики с вписанной апсидой, однонефные базилики и двойные церкви. Локальный феномен трансформации приватных меморий на виллах рустиках в сельские приходские церкви представлен типом триконхов. При этом большинство базилик всех типов основано на фундаментах античных сооружений.
Северная Далмация, раннехристианская архитектура, архитектурная типология, базилики, триконхи
1. Bradanović M. Nepoznati Omišalj. Katalog zbirke Lapidarij , pregled povij esti i kulturnopovij esni vodič gradića i okolice. Omišalj, 2002.
2. Domij an M. Rab u srednjem vij eku. Split, 2004.
3. Dyggve E. Povij est salonitanskog kršćanstva. Split, 1996.
4. Gunjača S. Cisterna starokršćanske dvojne baziliki na Srimi // Diadora. Glasilo Arheološkoga muzeja u Zadru. Sv. 13. Zadar, 1991.
5. Krauthajmer R., Ćurčić S. Ranohrišćanska i vizantij ska arhitektura. Beograd, 2008.
6. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacij i. 2: Korpus arhitekture. Kvarner i Sjeverna Dalmacij a. Split – Zagreb, 2009.
7. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmacij i. 3: Korpus arhitekture. Srednja Dalmacij a. Split – Zagreb, 2011.
8. Novak N., Brožić A. Starokršćanski kompleks na Mirinama u uvali Sapan kraj Omišlja na otoku Krku // Starohrvatska prosvjeta, br. 21, Zagreb, 1996.
9. Peričić E. Samostan Svete Marij e u Zadru od njegova osnutka do danas // Kulturna baština samostana Sv. Marij e u Zadru. Zadar, 1968.
10. Petricioli I. Umjetnička baština samostana Sv. Marij e u Zadru // Kulturna baština samostana Sv. Marij e u Zadru. Zadar, 1968.
11. Suić M. Antički grad na istočnom Jadranu. Zagreb, 2003.
12. Vežić P. Dalmatinski trikonhosi // Ars adriatica. Časopis Odjela za povij est umjetnosti Sveučilišta u Zadru. 1/2011. Zadar, 2011.
13. Vežić P. Episkopalni kompleks u Zadru. Zadar, 2013.
14. Vežić P. Starokršćanska bazilika Sv. Stjepana u Zadru. Zadar, 1989.
15. Vežić P. Sveti Donat. Rotonda Sv. Trojstva u Zadru. Split, 2002.
16. Vežić P. Zadar na pragu kršćanstva. Zadar, 2005.
Воронова Ариадна Александровна
Воронова А. А. Особенности «византинизации» сербской архитектуры в эпоху короля Милутина (1282 – 1321) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 26-48. DOI: 10.15382/sturV201728.26-48
Изменение политической ориентации Сербского государства на пороге XIV в. было нацелено на замену и наследование им ослабленной в политическом и военном плане Византийской империи. После двухвекового периода господства в сербской архитектуре «рашской школы» с сильным романским влиянием это создало в искусстве новую стилистическую тенденцию, названную «сербсковизантийским стилем», что нашло наивысшее выражение в архитектуре и живописи времени короля Милутина. Этот стиль был прочно усвоен в архитектуре Сербии, развив наряду с памятниками «рашской школы» образ национальной Церкви, обогащенный художественным наследием Византийской империи в эпоху его последнего взлета. Начав от афонской архитектуры Хиландара, пройдя через современные течения столичной и региональной архитектуры и активно используя рашские традиции, зодчество короля Милутина вернулось к истокам восточнохристианского строительства. Процесс византинизации архитектуры происходил в Сербии достаточно сложным образом и отнюдь не был прямым путем заимствований или постепенного развития. Он тесно переплетался с разнообразными политическими и культурными событиями в жизни страны и зависел от них в различной степени. Колоссальная созидательная деятельность короля Милутина происходила в полной симфонии с Сербской Православной Церковью и ее духовенством.
византийская архитектура, сербская архитектура, христианская архитектура, церковная архитектура, король Милутин, византийское влияние, Византийская империя
  1. Ćirković S., Korać V., Babić G. Studenica monastery. Belgrade, 1986.
  2. Данило Други. Животи краљева и архиепископа српских. Службе. Београд, 2008.
  3. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000.
  4. Динић М. Однос између краља Милутина и Драгутина // Зборник радова Византолошког Института. 1955. 3.
  5. Ђурић В., Бабић-Ђорђевић Г. Српска уметност у средњем веку. Књига друга, XIV–XVI век. Београд, 1997.
  6. Ђурић В., Ђирковић С., Кораћ В. Пеħка Патриjаршиjа. Београд, 1990.
  7. Кандић О. Куле-звоници уз српске цркве XII–XIV века // Збрник за ликовне уметности, 14. Нови Сад, 1978.
  8. Кораћ В. Грачаница. Простор и облици // Између Византиjе и Запада: одабране студиjе о архитектури. Београд, 1987.
  9. Кораћ В. Споменици монументалне српске архитектуре XIV века у Повардарjу. Београд, 2003.
  10. Максимовић Љ. Краљ Милутин и царица Ирина: праскозорjе идеjе о царству код Срба // Манастир Бањска и доба краља Милутина: Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовскоj Митровици. Центар за црквене студиjе, Ниш. Филозофски факултет, Косовска Митровица. Манастир Бањска, 2007.
  11. Панић Д., Бабић Г. Богородица Љевишка. Београд, 1975.
  12. Петковић С. Манастир Хиландар. Београд, 2008.
  13. Станоjевић Ст. Краљ Милутин. Годишњица Николе Чупиħа. Књ. 46, 1937.
  14. Суботић Г. Краљица Jелена Анжуjска — ктитор црквених споменика у Приморjу // Историjски гласник, бр. 1–2. Београд, 1958.
  15. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Пеħка Патриаршиjа. Нови Сад, 2014.
  16. Тодић Б., Чанак-Медић М. Манастир Студеница. Нови Сад, 2011.
  17. Ћурчић С. Грачаница. Историjа и архитектура. Приштина, 1999.
  18. Чанак-Медић М. Бањски храм и црква Вазнесења Христовог у Дечанима. Сродности и заjеднички узори // Манастир Бањска и доба краља Милутина: Зборник са научног скупа одржаног од 22. до 24. септембра 2005. године у Косовскоj Митровици. Центар за црквене студиjе, Ниш. Филозофски факултет, Косовска Митровица. Манастир Бањска, 2007.
  19. Шупут М. Манастир Бањска. Београд, 2003.
Воронова Ариадна Александровна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: зав. кафедрой истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-5702-3719;
Электронный адрес: variadna2@yandex.ru.
Воронова А. А. Раннехристианская архитектура внутренних районов Далмации: проблемы типологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 9-33. DOI: 10.15382/sturV201832.9-33
Раннехристианская архитектура внутренних районов провинции Далмации развивалась в условиях географической отсеченности от моря и его приморских центров, а горная местность этих земель затрудняла проникновение иноземных влияний, как и консервативность местного романизированного населения. Большинство поселений региона жили добычей железной руды и сельским хозяйством, о чем говорит простота интерьера и техники строительства церквей. В большинстве случаев села с церквами возникали на римских дорогах, соединяющих Приморье с внутренними районами, а также вблизи укрепленных объектов. Разрушения и перестройки большинства памятников происходили в нач. V в. при установлении в регионе власти остготов, когда образцами для местных церквей служили базилики крупных центров далматинского Приморья — Нароны и особенно столицы провинции — Салоны. В дальнейшем типология местных раннехристианских церквей за некоторыми исключениями демонстрирует относительную устойчивость, которая выражается в сочетании небольшого пространства для молящихся и большого количества вспомогательных помещений, включающих баптистерий. Редкостью в архитектурной типологии региона являются одна трехнефная базилика, два триконха, несколько двойных церквей, а также присутствие в некоторых церквах триумфальной арки и трансепта. Интерес представляет архитектурная пластика, по фрагментам которой выполнены реконструкции алтарных преград в трех церквах, а уникальное явление представляют собой древнегерманские руны (футарк), вырезанные на одной из колонн триумфальной арки церкви в Брезе.
раннехристианская архитектура, типология церквей, провинция Далмация, Босния и Герцеговина, комплексные церкви, двойные церкви, триконхи
  1. Воронова А. Способы формирования раннехристианских комплексов Северной Далмации и островов Кварнера // Искусство христианского мира. № 14. М.: Изд. ПСТГУ. С. 59–67.
  2. Basler Đ. Arhitektura kasnoantičkog doba u Bosni i Hecegovini. Sarajevo, 1972.
  3. Basler Đ. Bazilika u Oborcima // Naše starine. VII. Sarajevo, 1960.
  4. Basler Đ. Bazilike na Mogorjelu // Naše starine. V. Sarajevo, 1958.
  5. Benac A., Lovrenović I. Bosna i Hercegovina. Beograd; Sarajevo, 1980.
  6. Bojanovski I. Kasnoantička bazilika u Vrbi na Glamočkom Polju // Glasnik zemaljskog muzeja u Bosni i Hercegovini u Sarajevu. Nova serij a, sveska 35/36, 1981.
  7. Chevalier P. Salona II. Recherches archéologiques franco-croates à Salone. Ecclesiae dalmatiae. L'architecture paléochrétienne de la province romaine de Dalmatie (IVe–VIIe s). T. 2. Rome: École Française de Rome, 1995.
  8. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnifi cent. Yale University Press. New Haven and London, 2010.
  9. Glavaš T. Starokršćanska bazilika u Barama kod Konjica // Glasnik zemaljskog muzeja u Bosni i Hercegovini u Sarajevu, 40/41, 1986.
  10. Looijenga T. Who wrote the Breza futhark, and why? // Grippe, Kamm und Eulenspiegel.
  11. Festschrift fur Elmar Seebold zum 65. Geburtstag. Walter de Gruyter — Berlin; N. Y., 1999.
  12. Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 4. Južna Dalmacija, Bosna i Hercegovina, Crna Gora. Split; Zagreb, 2013.
  13. Marin E. i suradnici. Erešove Bare // NARONA. Niz Arheološkog muzeja — Split. III. Split, 2002.
  14. Marin E. i suradnici. Sveti Vid / NARONA. Niz Arheološkog muzeja — Split. I. Split, 1999.
  15. Migotti B. Early Christian Archaeology of Dalmatia: The State of Research and Selected Problems / O. Heinrich-Tamaška, N. Krohn, S. Ristow. Christianisierung Europas. Entstehung,
  16. Entwicklung und Konsolidierung im archäologischen Befund. Internationale Tagung im Dezember 2010 in Bergisch-Gladbach. Regensburg: Verlag Schnell & Steiner, 2010.
  17. Posavec V. Dalmacija u vrijeme Marcelina i Julija Nepota. Split, 2007.
  18. Sergejevski D. Bazilika u Mokrom // Glasnik zemaljskog muzeja u Sarajevu. XV–XVI. 1960–1961.
  19. Škegro A. Tobožna Delminij ska biskupij a // Opusc. archaeol., 31. Zagreb, 2007.
  20. Suić M. Antički grad na istočnom Jadranu. Zagreb, 2003.
  21. Veletovac E. Kasnoantičke bazilike u Bosni i Hercegovini // Filozofski fakultet Sarajevo. Knjiga XVII. Sarajevo, 2016.
  22. Vežić P. Dalmatinski trikonhosi // Ars adriatica. Časopis Odjela za povij est umjetnosti Sveučilišta u Zadru. 1/2011. Zadar, 2011.
  23. Бjури Џ. Б. Варварска инвазиjа на Европу. Германи и Римско царство 375–575. Београд, 2010.
Воронова Ариадна Александровна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Должность: зав. кафедрой истории и теории христианского искусства;
ORCID: 0000-0002-5702-3719;
Электронный адрес: variadna2@yandex.ru.