/
Результат поиска


Волковинский С. Жизненный путь и творческое наследие иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 139-146.
PDF
Статья посвящена памяти известного на рубеже XIX–X вв. композитора —иеромонаха Свято-Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (Бачкало), незаслуженно забытого в новое время. В ее основу положены архивные документы, дающие ценные сведения о незаурядной личности отца Нафанаила, недоступные широкой общественности. Многим знакомы его музыкальные труды, но мало кому известно что-либо о его жизни. Этот пробел и призвана устранить статья, знакомящая читателя с биографией иеромонаха Нафанаила. Автор публикуемого материала на сегодняшний день является единственным живым исследователем, располагающим обширными данными в этой области.
Волковинский Сергей
Волков А. А. Повествование о Тайной вечере в анафоре испано-мосарабского обряда // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2 (34). С. 20-33.
PDF
В статье рассматривается повествование о Тайной вечере в анафоре испано-мосарабского обряда, единственного древнего не-римского латинского богослужения, практикующегося до настоящего времени. Литургическими источниками являются рукописи IX–XI вв., а также печатные книги XVI–XX вв. Проводится богословский и историко-литургический разбор содержания анафоры, приводится латинский и русский текст евхаристической молитвы, повествование сопоставляется с новозаветными источниками. Особое внимание в статье уделено интерполяции, зафиксированной в первом печатном миссале испано-мосарабского обряда 1500 г.
испано-мосарабский обряд, латинские евхаристические молитвы, Тайная вечеря, анафора, анамнесис, эпиклесис, Institutio.
Волков С. В. Первая мировая война и русский офицерский корпус // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 1 (38). С. 111-117.
PDF
В годы Первой мировой войны русский офицерский корпус сильно изменился как по численности, так и по составу. Было принято считать, что в общей сложности за войну было произведено в офицеры около 220 тыс. человек. Однако на самом деле это число значительно больше — около 260 тыс. С учетом численности офицерского корпуса после мобилизации его общая численность не могла составлять менее 347 тыс. За вычетом потерь к концу 1917 г. в живых оставалось (считая и находившихся в плену, еще не вернувшихся в строй по ранениям и уволенных в отставку) примерно 320 тыс. офицеров, большая часть которых погибла в ходе Гражданской войны и «красного террора» либо оказалось в эмиграции.
Первая мировая война, русские офицеры, военные училища, школы прапорщиков
Волков Сергей Владимирович
Волков А. В. «Келейный летописец» Димитрия Ростовского и «Всемирная хроника» Иоанна Навклира // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 3 (38). С. 51-68. DOI: 10.15382/sturIII201438.51-68
«Келейный летописец» святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651–1709) —труд по священной и всемирной истории, основанный на многочисленных западноевропейских источниках, трудах европейских богословов и историков. Статья посвящена одному из таких источников — «Всемирной хронике» немецкого историка Иоанна Навклира (1425–1510). Автор статьи обращается к принадлежавшему Димитрию Ростовскому экземпляру этого сочинения, рассматривает оставленные святителем пометы, сопоставляет некоторые фрагменты обоих текстов. Димитрий Ростовский заимствует из «Всемирной хроники» разнообразные сведения по библейской хронологии, истории государств Древнего Востока, античной мифологии. На основании анализа делаются выводы о принципах работы Димитрия Ростовского с заимствованным материалом. По мнениюавтора статьи, Димитрий Ростовский заимствует из западноевропейских источников исключительно фактические сведения, но при этом самостоятельно их переосмысляет, в силу чего «Келейный летописец» является произведением глубоко оригинальным как художественно, так и идеологически.
Димитрий Ростовский, «Келейный летописец», Иоанн Навклир, «Всемирная хроника», хронография, священная история, западноевропейские источники.
1. Fedotova M. A. Jepistoljarnoe nasledie Dimitrija Rostovskogo: issledovanie i teksty (Epistolary Heritage of Dimitrij of Rostov: Study and Texts), Moscow, 2005.
2. Shljapkin I. A. Sv. Dimitrij Rostovskij i ego vremja (1651–1709 g.) (St. Dimitrij of Rostov and His Time (1651–1709)), Saint-Petersburg, 1891.
3. Jankovska L. A. 1998 “«O Rusii, otkoli Rus' pochalasja» v «Knige Zhitij Svjatyh» i v «Letopise Kelejnom» Svjatitelja Dimitrija Rostovskogo (k voprosu o pol'skih hronikah kak odnom iz istochnikov)” (“About Rus’, from When Rus’ Begins” in “Book of Vitas” and in “Cell Chronicle” of St. Bishop Dimitrij of Rostov), in Istorija i kul'tura Rostovskoj zemli. 1997, Rostov, 1998, pp. 27–36.
4. Bercoff G. B. 1992/1993 “The «Letopisec» of Dimitrij Tuptalo, the Metropolitan of Rostov, in the context of Western European culture”, in Ricerche slavistiche, Roma, 1992/1993, vol. 39–40, pp. 293–364.
Волков Александр Викторович
Волков С. В. Выпуск офицеров из военных училищ и школ прапорщиков в годы Первой мировой войны (анализ количественных данных) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 5 (60). С. 34-45. DOI: 10.15382/sturII201460.34-45
В годы Первой мировой войны в России действовали 24 военных училища и 49 школ прапорщиков сухопутных войск. В статье приведены данные о производстве офицеров по каждому из этих военно-учебных заведений, позволяющие наглядно представить не только общие количественные показатели подготовки офицеров в военно-учебных заведениях в годы Первой мировой войны, но и проследить динамику этого процесса. Персональный учет офицеров на основании первичных материалов - приказов о производстве - позволил установить, что в военных училищах было подготовлено не менее 92 тыс. офицеров, а в школах прапорщиков - около 140 тыс., то есть существенно больше, чем было принято считать (около 80 тыс. и около 110 тыс.).
Первая мировая война, русские офицеры, военные училища, школы прапорщиков
1. Волков С. В. Первая мировая война и русский офицерский корпус // Вестник ПСТГУ. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 1 (38). С. 112.
2. Demeter K. The German Officer Corps in Society and State, 1650–1945, London, 1965.
Волков Сергей Владимирович
Волкова Н. П. Бог-ум в философской теологии Платона, Аристотеля и Плотина. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 73. С. 95-105. DOI: 10.15382/sturI201773.95-105
В статье дается обзор основных этапов формирования философской теологии у Платона, Аристотеля и Плотина, а также ее центрального понятия Бога-ума. Показано, во-первых, что Платон первым сформулировал понятие единого всеблагого Бога, противопоставив его богам традиционной мифологии. Рассказывая об устроении мира в диалоге Тимей, Платон представляет Бога как ремесленника, Демиурга, который устраивает Мировую душу и материю с помощью числа. Поэтому Бог - это ум, который, взирая на умопостигаемую парадигму, творит космос как ее подобие. Во-вторых, показано, что форму строгого теоретического знания теологии придал Аристотель. Бог как предмет теологии является наилучшей непрерывной деятельностью мышления. В-третьих, показано, что Плотин, продолжая линию Платона и Аристотеля, придал философской теологии новый, намного более личный характер. Теология для Плотина не только точное доказательное знание о всеблагом Боге, но и личный опыт соединения с Ним. Отдельное внимание в статье уделено трактовке Плотином платоновского Демиурга. Показано, что Плотин первым соединил два аспекта божественного, а именно Демиурга-творца и умопостигаемую парадигму, о которых сказано в Тимее, в единую ипостась Ума. Главным основанием для этого утверждения служила необходимость постулировать единство ума и умопостигаемого предмета как необходимого условия возможности всякого познания. Ум в системе Плотина оказывается принципиально двойственен, содержащим в себе два аспекта мыслящее и умопостигаемое. В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой - в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение о едином божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта.
Плотин, Платон, Аристотель, философская теология, Демиург, Ум, умопостигаемое, мифология, теоретическое знание, Эннеады, Тимей
  1. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991.
  2. Бородай Т. Ю. Тимей // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 733–738.
  3. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия: Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / М. Л. Гаспаров, пер. М., 1986.
  5. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994.
  6. Плутарх Херонейский. О возникновении души в Тимее / Н. П. Волкова, пер. // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. М., 2013. С. 736–757.
  7. Порфирий. Подступы к умопостигаемому / С. В. Месяц, пер., коммент. // ΣΧΟΛΗ. 2008. Вып. 2.2. С. 277–308.
  8. Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / А. В. Лебедев, изд. М., 1989.
  9. Хлебников Г. В. Античная философская теология. М., 2014.
  10. Aristotle. Methaphysics. A revised text with introduction and commentary / D. Ross, ed. Oxford, 1925.
  11. Aristotle. Prior and posterior analytics. Text with introduction and commentary / D. Ross, ed. Oxford, 1957.
  12. Bos A. P. Aristotle on myth and philosophy // Philosophia Reformata. 1983. Vol. 48/1. P. 1–18.
  13. Cornford F. M. Plato’s cosmology. L., 1937.
  14. Dodds E. R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic «One» // The Classical Quarterly. 1928. Vol. 22. P. 129–142.
  15. Gerson L. P. Plotinus. L., 1994.
  16. Morgan K. A. Myth and Philosophy from the Presocratics to Plato. Los Angeles, 2004.
  17. Plato. Timaeus / D. J. Zeyl, trans. Cambridge (Mass.), 2000.
  18. Plato. Timaeus and Critias / R. Waterfi eld, trans., A. Gregory, intr., not. Oxford, 2008.
  19. Plotinus. Ennead V. 5: That the Intelligibles are not External to the Intellect, and on the Good / L. Gerson, trans., intr., comm. Las Vegas; Zurich; Athens, 2013.
  20. Plotinus. The Enneads / A.-H. Armstrong, ed., trans. Cambridge, 1984.
  21. Rheins J. G. The Intelligible Creator-God and the Intelligent Soul of the Cosmos in Plato’s Theology and Metaphysics. Philadelphia (Penn.), 2008.
  22. Ross D. Aristotle. L., 2004.
  23. Smith J. E. Plato’s Myths as «Likely Accounts», Worthy of Belief // Apeiron. 1985. Vol. 19. P. 24–42.
  24. Smith J. E. Plato’s Use of Myth in the Education of the Philosophic Man // Phoenix. 1986. Vol. 40. P. 20–34.
  25. Stewart J. A. The Myths of Plato / G. R. Levy, ed. L., 1960.
  26. Van Riel G. Plato’s Gods. L., 2016.
Волкова Надежда Павловна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник сектора античной и средневековой философии и науки;
Электронный адрес: go2nadya@gmail.com.
Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда РФФИ (грант № 15-03-00211 «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность»)