/
Результат поиска


Войтенко А. Коптская монастырская иконография святого Онуфрия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 30-40.
PDF
В статье исследуются настенные изображения св. Онуфрия Великого, происходящие из монастырей Нижнего Египта. Автор приходит к выводу, что этот иконографический тип обладал исключительной устойчивостью и на протяжении столетий практически не подвергался изменениям. В основу изображения было положено описание св. Онуфрия, находящееся в краткой версии его «Жития», которая дошла до нас в составе коптоарабского Синаксаря. На сохранившихся коптских иконах этот тип иконографии cв. Онуфрия не представлен.
коптское искусство, агиография, византинистика, христианский Восток
Войтенко А.А.
Войтенко А. А. Греческие редакции Жития св. Онуфрия Великого и архив о. Жозефа Парамеля // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4 (65). С. 37-49. DOI: 10.15382/sturII201565.37-49
Статья посвящена исследованию греческой рукописной традиции Жития св. Онуфрия Великого, которая до сих пор остается практически неизученной. В статье, на основе анализа изданных версий Жития, а также копий неизданных греческих рукописей, сделанных о. Жозефом Парамелем, установлено пять различных редакций Жития (тип I–V). Среди них только одна (тип I) представляет собой текст, наиболее близкий к оригинальной версии Жития. Она представлена тремя греческими рукописями. Все остальные типы следует рассматривать как поздние переработки оригинального текста. Типы II–IV содержат сокращенные версии Жития, а тип V — частично сокращенный и сильно метафразированный текст, вероятно, афонского происхождения. На основании косвенных данных было сделано предположение о существовании как минимум еще трех других редакций Жития.
святой Онуфрий Великий, агиография, текстология, византинистика, христианский Восток, египетское монашество
1. Войтенко А. А. Греческие оригиналы кратких славянских редакций Жития св. Онуфрия: предварительные замечания // Византийский временник. Т. 71(96). М., 2012. С. 92–102.
2. Войтенко А. А. Культ св. Онуфрия Великого в византийском Египте // Византийский временник. Т. 70(95). М., 2011. С. 114–123.
3. Войтенко А. А. Коптское «Житие преп. Онуфрия Великого» и египетское монашество в конце IV в. // Культура Египта и стран Средиземноморья в Древности и Средневековье. Сборник статей, посвященный Т. Н. Савельевой. М., 2009. С. 127–143.
4. Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып. 6. Рукописи XIV в. // Византийский временник. Т. 28. М., 1968. С. 238–255.
5. Крюков А. М. Проблема литературного стиля в византийской проповеди XII в. // Византийский временник. Т. 71(96). М., 2012. С. 102–122.
6. Лённгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2000. Ч. 1.
7. Лурье В. М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000.
8. Тафт Р. Ф. Статьи / Пер. с англ. С. В. Голованова. Омск, 2010. Т. 1.
9. Chauleur S. 1954 “Saint Onuphre. Sa vie, d’après le Synaxaire copte, 16 Ba’ounah (10 juin) et le manuscrit Oriental No. 7027 du British Museum”, in Les Cahiers Coptes, 1954, vol. 5, pp. 3–15.
10. Wallis Budge E. A. (ed.) Coptic Martyrdoms etc. in the Dialect of Upper Egypt, Oxford, 1914.
11. Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographisсhen und homiletisсhen Literatur der griechischen Kirche, Leipzig, 1937–1952, vol. 1.
12. Eliott. A. G. Roads to Paradise. Reading the Lives of the Early Saints, Hanover, London, 1987.
13. Hagiographica inedita decem e codicibus eruit F. Halkin, Turnhout, Leuven, 1989.
14. Halkin F. 1987 “La vie de saint Onuphre par Nikolaos le Sinaïte”, in Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici, Roma, 1987, N. S., vol. 24, pp. 7–27.
16. Lefort L. T. 1945 “Fragments coptes”, in Le Muséon, 1945, vol. 58, pp. 97–120.
17. Surius L. Historiae seu vitae sanctorum, Augustae Taurinorum, 1875–1880, vol. 6.
18. Delehaye H. (ed.) Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano, in Bruxelles, 1902.
19. Van de Vorst C., Delehaye H. Catalogus codicum hagiographum graecorum Germaniae Belgii Angliae, Bruxellis, 1913.
20. Williams A. Ch. 1926 “Oriental Affinities of the Legend of the Hairy Anchorite. The Theme of the Hairy Solitary in Its Early Forms with Reference to Die Lügend von Sanct Johanne Chrysostomo (reprinted by Luther, 1537) and to Other European Variants. Part II: Christian”, in University of Illinois in Languages and Literature, Urbana (IL), vol. 11, 1926.
21. Paschos P. B. “O anachoretikos monachismos kata ton 4 aiona (o Bios tou Megalou Onofriou)” (Heremit Monasticism in 4th Century (Life of Onufrius the Great)), in Theologia, vol. 61, pp. 817–857.
Войтенко Антон Анатольевич
Войтенко А. А. Краткая версия жития святого Онуфрия Великого (BHG 1381f) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 63-66. DOI: 10.15382/sturII201566.63-66
Данная публикация представляет собой перевод одной из кратких версий Жития св. Онуфрия, осуществленная по копии из рукописи Ottobr. gr. 411, 1445 an., ff . 471v-473, сделанной о. Жозефом Парамелем. По структуре этот рассказ напоминает известные синаксарные версии. Существенное отличие заключается в том, что он включает больше эпизодов из оригинального Жития, чем они. Особенностью этого рассказа также является то, что он сохранил название монастыря, где жил св. Онуфрий до ухода в пустыню.
святой Онуфрий Великий, византийская агиография

Войтенко Антон Анатольевич
Войтенко А. А. Различие в дне памяти св. Онуфрия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 7-19. DOI: 10.15382/sturII201668.7-19
Статья посвящена исследованию расхождений в дате почитания известного египетского отшельника IV в. св. Онуфрия Великого. В разных христианских традициях известно несколько дат в июне, под которыми почитается св. Онуфрий. Наиболее распространенными из них являются три — 10, 11 и 12 июня по юлианскому календарю. Эти даты, которые стоят близко друг от друга, не могут указывать на какие-то не связанные друг с другом традиции его почитания, скорее они указывают на ошибки или намеренный (незначительный) перенос празднования его памяти в разных Церквах. Причины подобного расхождения до настоящего момента не были изучены. Дата 10 июня соответствует 16 паоне по коптскому календарю и является днем памяти св. Онуфрия в Коптской Церкви. В ходе исследования (на основе анализа неизданных рукописей) установлено происхождение даты 11 июня, а также сделано предположение о причинах происхождения даты 12 июня. Все другие известные дни почитания св. Онуфрия (6, 8, 9, 13 и 17 июня) могут быть признаны «маргинальными», и их происхождение требует дополнительного исследования по имеющимся источникам.
св. Онуфрий Великий, церковный календарь, византийская агиография, Коптская Церковь, Афон, византийское монашество, средневековая религиозность.
1. Войтенко А. А. Греческие редакции Жития св. Онуфрия Великого и архив о. Жозефа Парамеля // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4(65). С. 37–49.
2. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в.: Житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012.
3. Икона «Онуфрий Великий с Житием в 14-ти клеймах»: памятник русской северной живописи Петровской эпохи / Сост. и отв. ред. М. С. Трубачева. М., 2005 (Исследование и реставрация одного памятника, 6).
4. Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. М., 2001.
5. Марр Н. Описание грузинских рукописей Синайского монастыря. М.; Л., 1940.
6. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексея Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
7. Петровский И. Отлучить или прославить. Часть III: Между Никой и Христом. Новый фронт для капелланов (URL: http://www.bogoslov.ru/text/1557920.html (последнее обращение: 02.12.2015)).
8. Помяловский И. Житие прп. Афанасия Афонского. СПб., 1895.
9. Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский. Афон. История Афона. Ч. III: Афон монашеский. Киев, 1877.
10. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum ediderunt hagiographi Bollandini et Pius Franchi de’ Cavaleri eiusdem bibliothecae scriptor ad honores, Bruxellis, 1899.
11. Catalogus codicum hagiographicorum bibliothecae Regiae Bruxellensis ediderunt hagiographi Bollandini, Bruxellis, 1886–1889; Pars 1.
12. De Lacy O’Leary D. The Saints of Egypt, New York, 1937.
13. Dubois J. Le Martyrologe d’Usuard. Texte et commentaire, Bruxelles, 1965 (Subsidia hagiographica, vol. 40).
14. Dubois J., Renaud G. Le martyrologe d’Adon. Ses deux familles. Ses trois recensions. Texte et commentaire, Paris, 1984.
15. Garitte G. Le calendrier palestino-géorgien du Sinaiticus 34 (Xe siecle), Bruxelles, 1958 (Subsidia hagiographica, vol. 30).
16. Hannick Chr. Maximos Holobolos in der Kirchenslavischen homiletischen Literatur, Wien, 1981 (Wiener Byzantinische Studien, vol. 14).
17. Pоncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecarum Romanarum praeter quam Vaticanae, Bruxellis, 1909 [repr.: 1981; Subsidia hagiographica, vol. 9].
18. Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecae Vaticanae, Bruxellis, 1910 [repr.:1983; Subsidia hagiographica, vol. 11].
19. Quentin H. (dom). Les martyrologes historiques du Moyen Age: Études sur la Formation du Martyrologe Romain, Paris, 1908.
20. Sauget J.-M., Celetti M. Ch. 1967 “Onofrio”, in Bibliotheca Sanctorum, Roma, 1967, vol. 9, pp. 1188–1200.
21. Soons J. J. 1939 “La vie de saint Onuphre”, in Neophilologus, 1939, vol. 24, pp. 161–178.
22. Stieglecker R. Die Renaissance eines Heiligen. Sebastian Brant und Onuphrius eremita, Wiesbaden, 2001.
Войтенко Антон Анатольевич
Войтенко А. А. Курс по агиологии Г. П. Федотова в Богословском институте в Париже. Новые данные // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 24-35. DOI: 10.15382/sturIII201649.24-35
В статье на материале данных, хранящихся в Бахметьевском фонде Колумбийского университета (США), исследованы состав, основные проблемы и источники курса по агиологии, который Г. П. Федотов читал во время своего преподавания в Богословском институте в Париже. Анализ сохранившейся программы курса на 1938–1939 учебный год и других документов позволяет заключить, что источниками для курса послужили исследования Г. П. Федотова по раннесредневековой религиозности его петербургского периода, публикации болландистов (прежде всего, о. Ипполита Делеэ), труды немецких ученых (историков Церкви, богословов и филологов), с которыми Федотов мог подробно ознакомиться во время его высылки в Германию (1906–1908). Наконец, с частью материалов для курса (прежде всего, по восточнохристианской монашеской агиографии) он, вероятно, знакомился уже в Париже. В статье также сделан акцент на различие понятий «агиография» и «агиология», которому Г. П. Федотов придавал существенное значение. Анализ сохранившейся программы позволяет утверждать, что она отражает только часть курса по агиологии Г. П. Федотова. В частности, в программе отсутствует раздел по русской агиографии. В своей автобиографии Федотов указывал, что в курс были включены лекции по русской агиографии, которая впоследствии составила предмет его самостоятельного исследования. Вызывает недоумение также отсутствие раздела по палестинской агиографии, которую Федотов считал очень важной для русской монашеской религиозности. Вполне возможно, что программа представляет собой сокращенный курс по агиологии, который Федотов прочел в первом полугодии (1938), поскольку с января 1939 он получил полугодовой академический отпуск и уехал в Англию.
христианская литература, агиография, агиология, Георгий Петрович Федотов, архивы русской эмиграции
1. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в. Житие преп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012.
2. Иваск Ю. П. Георгий Петрович Федотов (1886–1951) // Опыты. Лит. журнал под ред. Ю. Иваска. Нью-Йорк, 1956. Кн. 7. С. 65–71.
3. К 50-летию со дня рождения Г. П. Федотова (публ. подг. Н. Струве) // Вестник русского христианского движения. 2002. № 183 (1). C. 59–80.
4. Канонизация святых. Поместный собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси (Тр.-Серг. Лавра, 6–9 июня 1988) [б.м, б.г.].
5. Письма вокруг разногласия Г. П. Федотова с Богословским институтом / Публ., подг. текста и примеч. Т. В. Викторовой и Н. А. Струве // Вестник русского христианского движения. 2002. № 184 (2). С. 186–222.
6. Попова Т. В. Античная биография и византийская агиография // Античность и Византия. М., 1975. С. 218–266.
7. Семенов Ю. Против «сатанинского нашествия» // Возрождение. № 4169 (за 3 января 1939 г.). С. 1.
8. Федотов Г. П. Лицо России. Сборник статей (1918–1931). P., 1967.
9. Федотов Г. П. Защита России. Париж, 1988.
10. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
11. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1996. Т. 1: «Абеляр» и статьи 1911–1925 гг.
12. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 2001. Т. 10: Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской Руси. X–XIII вв.
13. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 2008. Т. 12: Письма Г. П. Федотова и письма различных лиц к нему. Документы.
14. Хосроев А. Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.; Кишинев; Париж, 2004.
15. Янцен В. В. Неизвестные страницы биографии Г. П. Федотова в США // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 79–93.
16. Delehaye H. Les origines du cultes des martyres. Bruxelles, 1912.
17. Delehaye H. Sanctus. Essai sur le culte des saints dans l’antiquite. Bruxelles, 1927.
18. Delehaye H. L’ancienne hagiographie byzantine. Les sources, les premiers modeles, la formation des genres. Bruxelles, 1991.
19. Dorries H. Die Vita Antonii als Geschichtsquelle // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Gottingen. Gottingen, 1949. Bd. 14. P. 359–410.
20. The Acts of the Christian Martyrs / H. Musurillo, introd., texts and transl. Oxford, 1972.
Войтенко Антон Анатольевич
Войтенко А. А. Легенда о рождении и детстве св. Онуфрия // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 50. С. 11-25. DOI: 10.15382/sturIII201750.11-25
Статья исследует происхождение и бытование Легенды о рождении и детстве св. Онуфрия Великого. Автор предполагает, что изначально Легенда появилась в составе контаминированной версии Жития, предположительно в Италии в XIV в. Предполагаемой причиной появления Легенды было заполнение лакуны о детстве св. Онуфрия в оригинальной версии его Жития. Далее одна из итальянских контаминированных версий Жития середины XVII в. (версия Паоло Реджио) становится основой для текстов на французском, польском и церковнославянском языках. Легенда, содержащаяся в польской контаминированной версии о. Йозефа Петкевича, стала основой для составления свт. Димитрием Ростовским отдельного рассказа о рождении и детстве св. Онуфрия, который публикуется в IV томе его Четьих Миней (Киев, 1705). При последующих переизданиях текст Легенды оттуда изымался, но продолжал ходить в рукописных копиях (прежде всего, в старообрядческих). Возникает также более сокращенный его вариант, который, например, содержится в сборнике XVIII в. из собрания А. А. Титова (РНБ. Собр. А. А. Титова. 2459. Л. 113–116).
св. Онуфрий Великий, агиография, свт. Димитрий Ростовский, о. Йозеф Петкевич, старообрядчество, старопечатные издания
Войтенко А. А. Греческие редакции Жития св. Онуфрия Великого и архив о. Жозефа Парамеля // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2015. Вып. 4 (65). С. 37–49.
Икона «Онуфрий Великий с Житием в 14-ти клеймах»: памятник русской северной живописи Петровской эпохи / Сост. и отв. ред. М. С. Трубачева. М., 2005.
Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Народная литература белорусско-русско-украинского пограничья. М., 2009.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002. Т. 2.
Янковская Л. А. Уникальные и редкие полоники в библиотеке св. Димитрия Ростовского // История и культура Ростовской земли, 2010. Ростов, 2011. C. 16–27.
Åkerman Sarkisian K. Житие Онуфрия Пустынника в рукописной традиции средневековой Руси. Uppsala, 2007.
Fagnoni A. M. Volgarizzamenti italiani della Vita Onuphrii. Prime linee di ricerca // Studi vari di lingua e letteratura italiana in onore di G. Velli. Milan, 2000. T. 1. P. 25–62.
Fleith B. Studien zur überlieferungsgeschichte der lateinischen Legenda Aurea. Bruxelles, 1991 (Subsidia hagiographica, 72).
Kaster G. Onuphrius (Euniphrius, Honufrius) der Grosser // Lexicon der christlichen Ikonographie / Hrsg. von W. Braunfels. Rom; Freiburg; Basel; Wien, 1994. Bd. 8: Ikonographie der Heiligen. Sp. 85–88.
Soons J. La vie de saint Onuphre // Neophilologus. T. 24 (1939). P. 161–178.
Stieglecker R. Die Renaissance eines Heiligen. Sebastian Brant und Onuphrius eremita. Wiesbaden, 2001.
Войтенко Антон Анатольевич
Войтенко Т. П. Принцип субъектного подхода в психологии и педагогике: проблема антропологического контекста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 67-83. DOI: 10.15382/sturIV201744.67-83
Статья посвящена обсуждению проблемы реализации принципа субъектного подхода и его непростой истории в науке. Причина сложившейся ситуации усматривается автором статьи в антропологической неопределенности исследований, связанных с понятием «субъект». Утверждается, что не всякий антропологический контекст понятия «субъект» является продуктивным: эволюционная концепция человека, на которую была вынуждена опираться вся отечественная наука советского периода, выступала серьезным препятствием исследований субъекта и субъектности. По мнению автора, огромный потенциал принципа субъектного подхода — ведущей методологической установки современной психологии и педагогики — может быть раскрыт только в контексте христианско-православной антропологии. В статье приводятся историографические и методологические обоснования данной точки зрения. Прослеживается история и предыстория принципа субъектного подхода, показывается диалектика понятия «субъект» в философской мысли. Автор систематизирует христианско-православные представления о человеке и, опираясь на них, дает определения понятиям «субъект», «субъектность» и «субъективность», а также раскрывает сущность принципа субъектного подхода. Отмечается высокая когерентность полученных дефиниций теоретическим построениям в области субъектной проблематики С. Л. Рубинштейна и В. И. Слободчикова.
принцип субъектного подхода, методологический кризис, диалектика понятия «субъект», антропологический контекст понятия «субъект», христианско-православная антропология, свобода воли
Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектнодеятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 27–42.
Барабанщиков В. А. Принцип системности и современная психология // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2007. С. 268–286.
Барабанщиков В. А. С. Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 43–52.
Брушлинский А. В. Андеграунд диамата // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 7–13.
Гегель Г. В-Ф. Наука логики. Книга первая. Учение о бытии. М., 1970.
Гегель Г. В-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977.
Декарт Р. Рассуждения о методе. Метафизические размышления о новой философии // Избранные произведения. М., 1950.
Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. СПб., 1994. Т. 1.
Краткая философская энциклопедия / Е. Ф. Губский, ред.-сост. М., 1994.
Леонов В., свящ. Антропологический идеал совершенства // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 81–92.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
Психологическая наука в России ХХ столетия / А. В. Брушлинского, ред. М.,1997. С. 346.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 255–285.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 5–12.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Войтенко Татьяна Павловна
Войтенко А. А., Голубович И. В. Программа курса по агиологии Г. П. Федотова (1886-1951) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 122-140. DOI: 10.15382/sturII201777.122-140
В работе осуществляется публикация программы курса по агиологии извест- ного представителя русского зарубежья, историка и мыслителя Г. П. Федотова (1886–1951). Известно, что Федотов читал этот курс в Богословском институте в Париже со второй половины 1920-х по конец 1930-х гг. Однако до издания предлагаемой ниже программы не были известны структура и содержание кур- са. Публикация программы позволяет более ясно понять состав и содержание этого курса, который явился своеобразной «творческой лабораторией» ученого и с которым прямо или косвенно были связаны его монографии парижского периода, такие как «Святые Древней Руси» и «Стихи Духовные». Публикация снабжена обширными комментариями, одной из задач которых было сопостав- ление программы с теми работами Г. П. Федотова, где он касается вопросов и проблем, затрагиваемых в курсе.
Георгий Петрович Федотов, агиография, агиология, архивы русской эмиграции, история Церкви
  1. Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996.
  2. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в. Житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012.
  3. Войтенко А. А. Курс по агиологии Г. П. Федотова в Богословском институте в Париже.
  4. Новые данные // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 24–35.
  5. Неосуществленный замысел Г. П. Федотова / Публ. Н. А. Струве // Вестник РХД. 2002. № 183 (1). C. 80.
  6. Федотов Г. П. Агиология. Рец. на кн.: Delehaye H. Les passions des martyrs et les genres littéraires. Bruxelles, 1921 // Православная мысль. Париж, 1928. Вып. 1. С. 223–225.
  7. Федотов Г. Православие и историческая критика // Путь. 1932. № 33. C. 3–17.
  8. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  9. Федотов Г. П. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 1: «Абеляр» и статьи 1911–1925 гг. М., 1996.
  10. То же. Т. 10: Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской Руси. X–XIII вв. М., 2001.
  11. То же. Т. 12: Письма Г. П. Федотова и письма различных лиц к нему. Документы. М., 2008.
  12. Хосроев А. Л. Пахомий Великий: Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб.; Кишинев; Париж, 2004.
  13. Янцен В. В. Неизвестные страницы биографии Г. П. Федотова в США // Вестник РХГА. СПб., 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 79–93.
  14. Delehaye H. Les origines du culte des martyres. Bruxelles, 1912.
  15. Delehaye H. La personnalité historique de saint Paul de Thèbes // Analecta Bollandiana. Vol. 44. 1926. P. 64–69.
  16. Delehaye H. Sanctus. Essai sur le culte des saints dans l’antiquité. Bruxelles, 1927.
Войтенко Антон Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Центр египтологических исследований РАН; Российская федерация, 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 29; ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3895-990;
Электронный адрес: cesras@cesras.ru.
Голубович Инна Владимировна
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова; Украина, г. Одесса, ул. Дворянская, 2; проф. кафедры философии и основ общегуманитарного знания;
Электронный адрес: golubinna17@gmail.com.
Авторы публикации выражают признательность хранителю Бахметьевского архива Татьяне Чеботаревой
Войтенко А. А. XIX Сессия Ассоциации франкоязычных коптологов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 145-156.
PDF
Войтенко Антон Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Центр египтологических исследований РАН; Российская федерация, 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 29;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3895-990;
Электронный адрес: cesras@cesras.ru.
Войтенко А. А. Круглый стол «Рождение Христианского Востока: этнокультурные взрывы поздней Античности», ИСАА МГУ, 17 апреля 2017 г // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 157-166.
PDF
Войтенко Антон Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Центр египтологических исследований РАН; Российская федерация, 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 29;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3895-990;
Электронный адрес: cesras@cesras.ru.
Войтенко А. А. Житие св. Онуфрия Великого. Контаминированный тип // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 55. С. 32-51. DOI: 10.15382/sturIII201855.32-51
Статья посвящена исследованию контаминированной редакции Жития св. Онуфрия Великого, которая включает в себя части оригинального Жития и Легенду о рождении и детстве св. Онуфрия. Автор предполагает, что отдельного текста Легенды изначально не существовало, она была частью контаминированной версии Жития. Наиболее ранними свидетельствами о контаминированной версии являются две латинские рукописи, но они не изданы и не изучены. Доступны только их краткие описания, сделанные К. Яннингом и Й. Сонсом. Автор полагает, что контаминированная версия Жития возникла в XIV в. в Италии на волне растущего почитания св. Онуфрия. Латинский текст, вероятно, послужил основой для создания итальянских версий контаминированного Жития (XVII в.). Одна из них (версия Пьетро Пропоно) содержит дополнительные сюжеты, которые, вероятно, имеют южноитальянский фольклорный субстрат. Другая (версия Паоло Реджио) стала основой для французского текста контаминированного Жития, изданного в Брюсселе в 1661 г., польской и церковнославянской версий о. Йозефа Петкевича (1686 и 1696 г.). Польская версия Й. Петкевича, в свою очередь, стала основой для церковнославянской контаминированной версии, составленной еп. Досифеем Сучавским (кон. XVII в.), и сокращенных версий на польском (XVIII–XIX вв.). Одно из изданий сокращенной польской версии, вероятно, послужило основой для создания русской сокращенной версии текста, опубликованной в Холмском народном календаре за 1885 г. При этом позднейшие составители, которые основывались на версии Й. Петкевича, свободно использовали ее текст и могли привлекать дополнительные источники.
св. Онуфрий Великий, агиография, средневековая литература и литература Нового времени, старопечатные издания
  1. Бессонов П. Калеки перехожие. Сборник стихов. М., 1863. Ч. 1. Вып. 1–3.
  2. Войтенко А. А. Греческие редакции Жития св. Онуфрия Великого и архив о. Жозефа Парамеля // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4 (65). С. 37–49.
  3. Войтенко А. А. Различие в дне памяти св. Онуфрия Великого // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 7–19.
  4. Войтенко А. А. Легенда о рождении и детстве св. Онуфрия // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. Вып. 50. С. 11–25.
  5. Житие пр(епо)д(о)бнаго о(т)ца н(а)ш(е)го великаго Онуфрiя царевича перскаго пустиножител, списанное первѣе С. Пафнутїемъ iноком(ъ) н(ы)нѣ же о(т) многи(х) изводо(в) греческаго, рымскаго и италѵскаго, собранное смирен(н)ым о(т)цем(ъ) Iосїфом Петкевичем(ъ) чину с(т). Василiя Великаго совѣт(ъ)никомъ и Iгуменомъ Жировицкимъ во с(вя)тои лаврѣ супраслскои тѵпом издадеся. [Супрасль, 1696.]
  6. Икона «Онуфрий Великий с Житием в 14-ти клеймах»: памятник русской северной живописи Петровской эпохи / Сост. и отв. ред. М. С. Трубачева. М., 2005.
  7. Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Народная литература белорусско-русско-украинского пограничья. М., 2009.
  8. Полякова С. В. Византийские легенды. М., 1994.
  9. Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
  10. Четьи-Минеи свт. Дмитрия Ростовского. М., 1915. Т. 4 (июнь, июль, август).
  11. Acta Sanctorum. Paris; Rome, 1867. Vol. 23. Part 3 (Junii).
  12. Åkerman Sarkisian K. Житие Онуфрия Пустынника в рукописной традиции средневековой Руси. Uppsala, 2007.
  13. Bibliotheca hagiographica latina antiquae et media aetatis / Ed. Socii Bollandiani. Bruxellis, 1898–1899.
  14. Bibliotheca hagiographica latina antiquae et media aetatis. Novum supplementum / Ed. H. Fros. Bruxelles, 1986 (Subsidia hagiographica 70).
  15. Cubrzyńska-Leonarczyk M. Z dziejów kultu św. Onufriego w Warszawe XVIII–XIX wieku // Rocznik Warszawski. 2012. T. 38. S. 93–113.
  16. Czerniatowicz J., Mazur Cz. Receptija Antyku chrześcij ańskego w Polsce: Materiały bibliografi czne. Lublin, 1978. T. 1 (XV–XVIII). Cz. 1. Autorzy i teksty.
  17. Czerniatowicz J., Mazur Cz. Receptij a Antyku chrześcij ańskego w Polsce: Materiały bibliografi czne. Lublin, 1983. T. 1 (XV–XVIII). Cz. 2. Problemy doktrynalne: historia wczesnego chrześcijaństwa.
  18. Elliott A. G. Roads to paradise. Reading the lives of the early saints. Hanover; London, 1987.
  19. Fagnoni A. M. Volgarizzamenti italiani della Vita Onuphrii. Prime linee di ricerca // Studi vari di lingua e letteratura italiana in onore di G. Velli. Milan, 2000. T. 1. P. 25–62.
  20. Hagiographica inedita decem e codicibus eruit F. Halkin. Turnhout; Leuven, 1989.
  21. Hannick Chr. Maximos Holobolos in der Kirchenslavischen homiletischen Literatur. Wien, 1981.
  22. L’office et la vie de s. Onufre confesseur, fi ls du roy de Perse, hermite et grand protecteur de des devots. Traduits de polonais en françois. Varsovie, 1748.
  23. La Vie du Glorieux S. Onuphre Hermite. Recueilles de plusieurs Auteurs graves et approuves. Particulierement de la Vie du mesme Saint escrite en Italien par Monseigneur Paulo Regio Eveque de Vico-Equense. Chez François Forrens, proche l’Eglise des Peres Jesuites, au S. Esprit, MDCLXI (1661).
  24. Missia Bialska xx. Bazylianów. Lublin, 2009.
  25. Nabożeństwo do Ś. Onufryusza królewicza perskiego i pustelnika szczególnego w wszelkich potrzebach patrona, z dodaniem krótkego rysu życia tegoż świętego. Warszawa, 1847.
  26. Natalibus P. Sanctorum catalogus vitas passiones & miracula commodissime annectens. Ex variis voluminibus selectus. Apud Jacobu(m) Giu(n)cti in vico Mercuriali, 1545.
  27. Officium y summariusz przedziwnego zywota swiętego oyca Onufriusza, wielkiego krolewica perskiego, pustelnika nápisany po grecku od Páfnucyusza mnichá. Niegdyś polskim językiem obszernie przez x. Jozefa Pietkiewicza zako[na] S. Bazylego W. wydany potym przy officium przez tegoź summowany. A teraz za pozwoleniem zwierzchności przedrukowany. Łowicz, 1783.
  28. Officium y summariusz przedziwnego zywota swiętego oyca Onufriusza, wielkiego krolewica perskiego, pustelnika nápisany po grecku od Páfnucyusza mnichá. Potym polskim językiem obszerne wydány, a teraz przy offi cium summowany kosztem pewnego duchownego autorá, do tegoź swiętego oycá (do ktorego Naboźeństwa y innych pobudziąc staraniem swoim) naboźnego z druku czwarty raz wychodzi. Lublin, 1730.
  29. Soons J. J. La vie de saint Onuphre // Neophilologus. 1939. T. 24. P. 161–178.
  30. Splendor z ćiemney niegdyś pustyni szczegulnego w wszelkich potrzebách patrona S. Onufriego perskiego krolewicza y pustelniká; pod imęniem y protekcyą W. Jeymości Pani Konstancyi
  31. Skwarczynskiey, kanclerzyny nuncyátyrskiey; a osobliwszey dobrodźeyki na publiczny widok wyprowadzony. Warszawa, 1738.
  32. Stieglecker R. Die Renaissance eines Heiligen. Sebastian Brant und Onuphrius eremita. Wiesbaden, 2001.
  33. Surius L. Historiae seu vitae sanctorum. Augustae Taurinorum, 1875–1880. Vol. 6.
  34. Vita del prencipe di Persia S. Onofrio beatissimo anacoreta descritta da Monfi g. Paolo Regio vescouo di Vico Aquense. Viterbo, 1653.
  35. Vita e miracoli del glorioso S. Onofrio anachoreta re di Persia potuentissimo Principe trà l’eletti appo Dio. Raccolta da Pietro da Propono di Caserta. Palermo, 1681.
  36. Vita S. Honufrii eremitae et aliorum patrum // Surius L. Historiae seu vitae sanctorum. Augustae Taurinorum, 1875–1880. Vol. 6. P. 266–277.
  37. Vite dei Santi Padri di fra Domenico Cavalca / Per cura di B. Sorio. Trieste, 1858 (Biblioteca classica italiana. Secolo XIV, № 8).
  38. Vivian T. Journeying into God: seven early monastic lives. Minneapolis, 1996.
  39. Zywot przedziwny św. oyca naszego Onufryusza wielkiego krolewca perskiego pustelnika napisany po grecku od św. Pafnucyusza mnichá, a teraz z rożnych exemplarzów łaćinskich y iednego dawnego słowieńskiego z greckiego ięzyka przetłumaczonych, à najbardźiey z włoskiego iako nayobszernieyszego w jedno zebrany y polskim ięzykiem z przydatkiem godnych wiadomośći po każdym niemal rozdźiale notacij do druku podany przez x. Józefa Pietkiewicza, protoarchimandrytę Zakonu S. Bazylego W. hegumena monástyrà nowicyackiego bytenskiego z dozwoleniem náleźytey Zwierzchnośći. Wilno, 1686.
Войтенко Антон Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Центр египтологических исследований РАН; Российская федерация, 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 29;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3895-990;
Электронный адрес: cesras@cesras.ru.
Мы выражаем благодарность Польскому комитету по делам ЮНЕСКО, предоставившему стипендию для научной работы в библиотеках Варшавы, где мы смогли просмотреть необходимые нам старопечатные польские издания.
Войтенко А. А. Житие св. Онуфрия Великого из Византийского императорского минология (= BHG 1381e) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 139-147. DOI: 10.15382/sturII201986.139-147
Настоящая публикация представляет собой русский комментированный перевод одной из греческих версий Жития св. Онуфрия. Эта версия была издана В. В. Латышевым в составе фрагментов так называемого Византийского императорского минология X в. Текст представляет собой сокращение и литературную обработку начальной версии Жития, однако в ней сохранены все эпизоды оригинального текста памятника. По стилю данная версия (тип VI) отличается от всех ранее установленных типов: от нарратива типов I–IV ее отделяет бóльшая изысканность, но в то же время она проще, чем высокопарный стиль версии Николая Синаита (тип V).
Житие св. Онуфрия, В. В. Латышев, агиография, египетское монашество, история византийской литературы
  1. Войтенко А. А. Греческие редакции Жития св. Онуфрия Великого и архив о. Жозефа Парамеля // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4(65). С. 37–49.
  2. Войтенко А. А. Краткая версия Жития св. Онуфрия Великого (BHG 1381f) // Вестник ПСТГУ. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 63–66.
  3. Войтенко А. А. История о святом Онуфрии Великом (BHGa 2330a) // Диалог со временем. М., 2015. Вып. 52. С. 369–383.
  4. Войтенко А. А. Различие в дне памяти св. Онуфрия Великого // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 7–19.
  5. Amélineau E. Voyage d’un moine égyptien dans le désert // Recueil de travaux relatifs à la philologie et l’archéologie égyptiennes et assyriennes. 6. P., 1885. P. 166–194.
  6. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.
  7. Menologii anonymi byzantini saeculi X quae supersunt / B. Latyšev, ed. СПб., 1912. Fasc. 2: menses iunium, iulium, augustum.
Войтенко Антон Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Центр египтологических исследований РАН; Российская федерация, 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 29;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3895-990;
Электронный адрес: cesras@cesras.ru.