/
Результат поиска


Вискова И. В. Многохорные сочинения Марцина Мельчевского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 101-110. DOI: 10.15382/sturV201624.101-110
Статья посвящена творчеству известного польского композитора Марцина Мельчевского, который под влиянием итальянской композиторской школы на рубеже XVI–XVII вв. обратился к практике написания многохорных композиций. Из сохранившегося наследия Мельчевского наибольшая часть сочинений написана для двух взаимодействующих между собой хоров вокальных и двух хоров инструментальных в различных сочетаниях: два хора вокальных в сочетании только с basso continuo, два хора вокальных и инструментальный ансамбль, два хора вокальных и два различных ансамбля инструментальных. В работе рассматриваются различные традиции формирования многохорных сочинений, проявившиеся в творчестве композитора.
Марцин Мельчевский, польская музыка, музыка эпохи барокко, многохорные композиции
1. Przybyszewska-Jarmińska B. Włoskie “szkoły” polichoralności z perspektywy dworow polskich Wazow i austriackich Hasburgow // Polski Rocznik Muzykologiczny. 2005. IV. P. 57–75.
2. Przybyszewska-Jarmińska B. Z luterańskiego wyboru. Zachowany repertuar wokalnoinstrumentalnej muzyki religij nej kapelistow polskich Wazow // Polski Rocznik Muzykologiczny. 2004. III. P. 21–32.
3. Przybyszewska-Jarmińska B. Muzyka pod patronatem polskich Wazow. Marcin Mielczewski. Institutu Sztuki PAN. Warszawa. 2011.
4. Przybyszewska-Jarmińska B. Barok, cz. I, 1595–1696. Seria “Historia muzyki polskiej”. Warszawa. Sutkowski Edition. 2007.
5. Szweykowscy Anna i Zygmunt. Włosi w kapeli krolewskiej polskich Wazow. Krakow, 1997. P. 133–165.
6. Szweykowski Zygmunt. Z problemow techniki polichoralnej Marcina Mielczewskiego // Marcin Mielczewski. Studia / Ed. Zygmunt M. Szweykowski, in the series Acta Musicologica Universitatis Cracoviensis VII. Krakow, 1999. P. 125–138.
Вискова Ирина Владимировна
Вискова И. В. Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 151-157. DOI: 10.15382/sturV201832.151-157
В кон. 70-х гг. ХХ в., после периода увлечения авангардом, польские композиторы начинают возвращаться к духовно-религиозным жанрам. К ним обращаются многие композиторы, среди которых Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Миколай Гурецкий, Павел Лукашевский. Сегодня многих польских композиторов и музыковедов интересует вопрос, что делает музыкальное произведение действительно духовным: обращение к религиозным текстам и жанрам, следование музыкальным канонам или, как пишет польский музыковед Мечислав Томашевский, «моменты откровения»? Они размышляют о значении веры в жизни композитора, пишущего духовную музыку, и о месте композитора в религиозной жизни. Возврат к христианским ценностям приводит композиторов к традиционным средствам выразительности. Их сочинения отличает простота мелодий и гармонического рисунка, тональная либо модальная основа ладовой системы, использование законов классической полифонии. Важным признаком сочинений духовного содержания становится проникновение элементов цитирования, находящихся в информационном поле сочинений духовно-религиозного характера. Это могут быть элементы монодии, хорала, полифонических форм. В произведениях на религиозные сюжеты важную роль играет сохранение оригинального языка. Он создает особую дистанцию по отношению к современному разговорному языку, подчеркивая тем самым особый характер музыкальных сочинений. Действительно, духовным искусством может быть названо только искусство подлинное, правдивое и в то же время, как считал Томашевский, служащее подлинным ценностям.
польская музыка XX века, духовная музыка, sacrum и profanum в музыке, Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Миколай Гурецкий, Павел Лукашевский, Мечислав Томашевский
  1. Baranowie A. i Z. Passio artis et vitae. Wywiad z Krzysztofem Pendereckim // Penderecki K. Labirynt czasu. Pięć wykładów na koniec wieku. Warszawa, 1997. S. 13–14.
  2. Droba K. Droga do sensu tragicznego. Jeszcze o III Symfonii Henryka Mikołaja Góreckiego // Ruch Muzyczny. 1978. № 15. S. 3–4.
  3. Droba K. Gorecki // Encyklopedia muzyczna PWM / E. Dziębowska, red. Krakow, 1987.
  4. Gąsiorowska M. Czas zatrzymany Henryka Goreckiego // Ruch Muzyczny. 1983. № 25. S. 3–4.
  5. Georgiades Th. Sakral und profan in der Musik. München, 1960.
  6. Janicka-Słysz M. Sacrum i profanum w muzyce. Wywiad z prof. M. Tomaszewskim // “Maszkaron”. Krakow, 2000. № 1.
  7. Łukaszewski P. Nie każda muzyka religij na jest sakralna // Ruch Muzyczny. 2014. № 4. S.
  8. Moody I. Górecki: The Path to the ‘Miserere’ // The Musical Times. Vol. 133. No. 1792. Choirs and Trends (Jun, 1992). S. 283–284.
  9. Pociej B. Henryka Mikołaja Goreckiego „Psalm”// Tygodnik Powszechny. 1980. № 16. S. 4–7.
  10. Strożewski W. O możliwości sacrum w sztuce // Sacrum i sztuka. Krakow, 1989. S. 23–38.
  11. Thomas A. Górecki. Krakow, 1998.
  12. Tomaszewski M. Krzysztof Penderecki i jego muzyka. Cztery eseje. Krakow, 1994.
  13. Tomaszewski M. O tworczości zaangażowanej: muzyka polska 1944–1994 miądzy autentyzmem a panegiryzmem // Interpretacja integralna dzieła muzycznego. Krakow, 2000. S. 141–149.
Вискова Ирина Влдимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.