/
Результат поиска


Федышин И. Н., Виноградова Е. А. О контроле над деятельностью вологодских иконописцев в последней трети XVIII века: документы и материальные свидетельства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 136-168.
PDF
В 1770-х гг. в Вологодской епархии существовала многоступенчатая система контроля над художественным качеством иконописи. Предметом исследования являются сохранившиеся архивные документы и иконы, представленные вологодскими иконописцами на рассмотрение епископа Иосифа II (Золотова) в качестве образцов художества, для получения специального указа, дающего право писать иконы в Вологодской епархии. Комплексы документов по освидетельствованию мастерства художников содержат важные биографические сведения иконописцев, что в совокупности с формальностилистическим анализом произведений открывает широкие возможности для изучения истории ремесла и вологодской иконописи в целом.
икона, иконописец, Вологодская епархия, система контроля качества иконного художества, особенности авторской техники исполнения, история вологодской иконописи
1. Buseva-Davydova I. L. 2000, in Pravoslavnaya entsiclopediya. Russkaya pravoslavnaya tserkov, pp. 37-558.
2. Ermakova M. E., Khromov O. R. Russkaya gravyura na medi vtoroj poloviny XVII — pervoj treti XVIII veka. Moskva, Sankt-Peterburg (Russian Copper Engravings from Second Half of XVII Century to First Third of XVIII Century. Moscow — Sankt-Peterburg), Moscow, 2004.
3. Komashko N. I. Russkaya ikona XVIII veka (Russian Icons of XVIII Century), Moscow, 2006.
4. Tarasov O. Ikona i blagochestie. Ocherki ikonnogo dela v Rossii (Icon and Piousness. Essays of Icon's Area in Russia), Moscow, 1995.
Федышин Иван Николаевич
Виноградова Елена Анатольевна
Виноградова Е. А. «Писан образ на Устюге Великом…» Икона 1707 г. «Богоматерь Владимирская» Бориса Деомидова из собрания Вологодского государственного музея-заповедника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 78-91. DOI: 10.15382/sturV201413.78-91
В собрании Вологодского государственного музея-заповедника хранится икона «Богоматерь Владимирская» с приписными святыми на полях, написанная в 1707 г. Борисом Деомидовым. Тщательная светотеневая моделировка ликов свидетельствует об ориентации иконописца на живопись мастеров Оружейной палаты, хотя сами фигуры святых решены в более плоскостной манере. Ранее специалистами высказывались предположения о том, что Борис Деомидов может оказаться одним лицом с Борисом Дементьевым, великоустюжским иконописцем, писавшим иконы для Устюгского архиерейского домового двора в 1682–1683 гг. И. А. Шалиной выражались сомнения в принадлежности мастера к этому культурному центру. На основе документальных данных и формально-стилистического анализа произведения удалось установить полное имя мастера — Борис Деомидов Гребенщиков, — и его принадлежность кругу мастеров устюжской иконописи.
икона, иконописец, Вологодская епархия, особенности авторской техники исполнения, история вологодской иконописи
1. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / под ред. Кочеткова И. А. М.: Индрик, 2004.
2. Сорокатый В. М. Иконописцы и живописцы Великого Устюга XVIII в. Материалы для словаря // Иконы Русского Севера. Двинская земля. Онега. Каргополье. Поморье. М.: Северный паломник, 2005. C. 285–343.
3. Сыроватская Л. Н. Подписные иконы в собрании Великоустюгского музея- заповедника // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 4. 2007. URL: http:// www.booksite.ru/.
4. Шалина И. А. Праздничный чин из церкви Димитрия Солунского в Дымковской слободе Великого Устюга. Возвращение на родину. М., 2012. С. 23.
Виноградова Елена Анатольевна
Лебедева-Емелина А. В., Наумов А. А., Виноградова А. С. Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше») // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 157-169. DOI: 10.15382/sturV201517.157-169
В наследии великого классика Модеста Петровича Мусоргского долгое время находилось песнопение «Ангел вопияше» для смешанного хора. Атрибуция сочинения возникла в регентской среде, в научный обиход его ввел Е. М. Левашев. Автограф композитора считался утерянным. В 1990-е гг., благодаря публикации в Интернете, всплыло настоящее авторство - Николая Уварова, оренбургского композитора. Ноты с его автографом хранились в личной библиотеке епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия, сначала в Харбине, затем в Сиднее. В статье предпринята попытка обрисовать портрет неизвестного композитора. Публикуются два хора Николая Уварова.
задостойник Пасхи, Мусоргский, Уваров, предводитель дворянства Л. И. Шотт, епископ Мефодий (Герасимов), православные церкви в Харбине, Сиднее
1. Левашев Е. М. Неизвестное сочинение // Советская музыка. 1981. № 3. С. 111–112.
2. Рахманова М. П. «…Я не служитель религиозного культа, а член Профсоюза…» (Дело Драмсоюза) // Искусство музыки: теория, история. 2013. № 7. С. 23–46. URL: http:// sias.ru/upload/iblock/d6f/rahmanova.pdf. (дата обращения: 17.12.2015).
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Наумов Алексей Александрович
Виноградова Анна Сергеевна
Виноградова Е. А., Соколова О. А. Икона "Распятие" 1708 года вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова. Особенности стиля и иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 49-58. DOI: 10.15382/sturV201621.49-58
В статье рассматриваются особенности стиля и иконографии иконы «Распятие», написанной в 1708 г. известным вологодским иконописцем Иваном Григорьевым Марковым и отреставрированной в 2015 г. Произведение демонстрирует новую грань творчества иконописца, тяготевшего к тонкой миниатюрной живописи, насыщенной множеством жанровых сцен. Публикуемая икона выделяется из ряда его произведений монументальными размерами и формами, композиция содержит редкие элементы иконографии, присущие вологодской иконописи кон. XVII — нач. XVIII в.
вологодский иконописец, династия иконописцев, особенности стиля и иконографии, авторская подпись
1. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора / Сост. Н. Суворов. М., 1863.
2. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. § 10: О Таинственных знаменованиях всех действий Евхаристии, п. 45.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Икона «Распятие Христово» // «И по плодам узнается древо…»: Русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М.: Издательский дом «Военный парад», 2003. С. 305–316.
Виноградова Елена Анатольевна
Соколова Ольга Александровна