/
Результат поиска


Веселова Е. К. Этико-психологические аспекты религиозной идентичности психотерапевта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 106-117. DOI: 10.15382/sturIV201745.106-117
В статье ставится проблема соотношения типов религиозной идентичности психотерапевта и клиента. Целью исследования является анализ этико-психологических последствий различий религиозной идентичности психотерапевта и клиента. Тип религиозности психотерапевта влияет на принципы работы с клиентом, предпочитаемые техники, видение целей и мишеней психотерапии, на стиль работы с клиентом. Различные варианты соотношения типов религиозности психотерапевта и клиента влияют на особенности протекания психотерапевтического взаимодействия, понимание психотерапевтом клиента, способы интерпретации, характер интервенций и т. п. Современные российские психотерапевтические направления демонстрируют широкий спектр вариантов религиозной и духовной направленности, наполнены различным идеологическим и мировоззренческим содержанием, которое пока мало изучено. Утверждается, что экспансия западных психотерапевтических школ в отечественную психотерапию и практическую психологию, начавшаяся в период перестройки, продолжается и сегодня и направлена на переделку сознания российских клиентов. Многие клиенты обладают незрелой религиозной идентичностью и плохо осознают собственные моральные принципы. Такие клиенты могут испытывать внутриличностные конфликты относительно интерпретаций психотерапевта с другим типом религиозности, не имея возможности адекватно осознать свою проблему.
религиозная идентичность, духовность, отношения психотерапевта и клиента, духовное развитие личности, мировоззрение, моральный выбор, профессиональная этика, неосознаваемые убеждения, нравственные принципы, православие, гуманизм
Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1998.
Веселова Е. К. Нравственные основания личности психотерапевта: психология совести // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 8. № 2. С. 62–67.
Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. СПб., 2002.
Здоровцева О. В. Православные христиане в России XXI века — мировоззрение или идентификация. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6140.
Иерофей (Влахос), митр. Православная духовность. Троице-Сергиева Лавра, 2009.
Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской литературе // Вестник ПСТГУ. Сер. I. Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 72–88.
Колпакова М. Ю. Эволюция психотерапии // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 91.
Конфессия или профессия. Кто такой православный психотерапевт? URL: http://www.b17.ru/article/confession_or_profession/.
Копьев А. Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 33–48.
Собчик Л. Н. Проблема духовности в психологии. URL: http://bibliopsy.mospsy.ru/sob1.html.
Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье // Тематический выпуск журнала «Духовно-нравственное воспитание». № 3, за II-е полугодие 2001 г. / М. И. Воловикова, науч. ред. М., 2001. С. 4–72.
Хиллман Дж. Выступление // Эволюция психотерапии. Т. 3. “Let it be…”: Экзистенциальная гуманистическая психотерапия. М., 1998. С. 203.
Эммонс Р. Психология высших устремлений. М., 2004.
May R. Psychology and the Human dilemma. Princeton (N.J.), 1967.
Patrick H. Nowell-Smith. Religion and Morality, in Encyclopedia of Philosophy (New York, 1967), Vol. 7. P. 150.
Веселова Елена Константиновна