/
Результат поиска


Вевюрко И. С. Притчи Септуагинты как дидактический текст // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 30-44.
PDF
В системе иудео-эллинистической пайдейи притчи сохраняли свою традиционно высокую для восточного образования роль, как видно из 2-й книги Ездры, «Письма Аристея» и других источников. При том, что притчи включались в состав Священного Писания, отношение к ним как преимущественно к устному жанру обуславливало бóльшую вариативность, чем та, что допускалась для других каналов передачи Слова. Греческий перевод книги Притчей Соломона предоставляет нам уникальный материал, сохраняющий следы живой работы над притчей, которая имела, по мнению автора, главным образом характер образовательного процесса.
притча, Септуагинта, пайдейя, интерпретация, герменевтика
Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 100-104. — Рец. на кн.: Апполонов А. В., Винокуров В. В., Давыдов И. П., Осипова О. В., Фадеев И. А. MAGNUM IGNOTUM: Алхимия. Иконология. Схоластика. М.: Книжный дом «Либроком», 2012. 224 с.
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. Парменид у истоков философии религии в Античности // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2 (46). С. 55-69.
PDF
Статья посвящена истории зарождения в античном мире такого значимого направления науки как философия религии. Автор показывает единственно эффективный метод определения философии религии: метод интуитивного усмотрения понятий при одновременном отсечении того, что не относится к ним. В качестве отправных позиций в статье взяты произведения свидетельства Прокла и Платона (в частности диалог «Парменид»). Религия существует как объект осмысления только на уровне философии, так как на низших уровнях обобщения она распознается лишь как «религиозные» явления без возможности выявить их общую «атомарную» основу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что метафизика впервые осмысляет религию и после своего возникновения становится ее спутницей. Она даже возникает из религиозных предпосылок, одновременно раскрывая их для ума, как видно из истории осмысления религии в античности, начиная с поэмы Парменида. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что для древне-греческой античной традиции религиозное чувство было настолько тесно связано с понятием истины, что сама истина возводилась в некое священное явление, доступное лишь избранным.
Платон, Прокл, Гегель, Парменид, Хабермас, религия, философия религия, античная философия
1. Arinin E. I. Religiovedenie (Religious Studies). Мoscow, 2004
2. Shahnovich M. M. Ocherki po istorii religiovedenija (The History of the Religious Studies). Saint Petersburg, 2006.
3. Jablokov I. N. (red.) Osnovy religiovedenija (Foundation of the Religious Studies). Мoscow, 1994
4. Shohin V. K. Filosofija religii i ee istoricheskie formy (Religious Studies and its historical Forms). Мoscow, 2010
5. Nagl-Dochekal G. 2009. «Mnozhestvo form nepublichnogo rassudka»? Religioznoe raznoobrazie v liberal'nyh demokratijah («The Multictude of Forms of the Non-public Reason» Religious Variety in Liberal Democraties). Voprosy filosofii, no. 9, pp. 12–21.
6. Gegel’ G. F. V. Filosofija religii (Religious Studies). Мoscow, 1976
7. Gusserl’ J. Kartezianskie meditacii (Cartesian Meditations). Мoscow, 2010.
8. Sjomushkin A. V. U istokov evropejskojracional’nosti. Nachalo drevnegrecheskojfilosofii (At the origins of the Europian Rationality. The Beginning of ancient greek Philosophy). Мoscow, 1996.
9. Riedweg Ch. Mysterienterminologie bei Platon, Philon und Klemens von Alexandrien. Berlin, 1987.
10. Lukomskij L. Ju. 2006. Prokl. Kommentarij k «Parmenidu» Platona (Proclus. Commentary on the Plato’s «Parmenides»), pp. 694–721
11. Antonov K. M. 2006. Religioznoe obrashhenie v antichnoj filosofii (Religious Conversion in the Ancient Philosophy). Religiovedenie, no. 1, pp. 102–120
12. Toporov V. N. 1972. Indijskaja kul’tura i buddizm (Culture of the India and the Biddhism), pp. 51–68
13. Rassel B. Istorij a zapadnoj filosofii (History of the Western Philosophy). Novosibirsk, 2001
14. Cox H. The Secular City. New York, 1965.
15. Dodds Je. R. Greki i irracional’noe (The Greeks and Irrational). Saint Petersburg, 2000
16. Fragmenty rannih grecheskih filosofov (Fragments of Early Greek Philosophers). Мoscow, 1989
17. Latyshev V. V. Ocherk grecheskih drevnostej(The greek Antiquity). Saint Petersburg, 1899
18. Kassirer Je. Filosofija simvolicheskih form (The Philosophy of symbolic Forms). Мoscow, 2011
19. Losev A. F. Istorij a antichnojjestetiki. Itogi tysjacheletnego razvitija (History of antique aesthetics. The Results of the one thousand Development). Мoscow, 2000
20. Kulakovskij J. A. Jeshatologij a i jepikureizm v antichnom mire (Eschatology and epicureanism in the World). Saint Petersburg, 2000.
21. Fisher K. Gegel’ (Hegel). Мoscow, 1933

Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 123-129. — Рец. на кн.: Dimant D. History, Ideology and Bible Interpretation in the Dead Sea Scrolls. Mohr Siebeck, 2014.
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. Ветхозаветная антропология в переводе Септуагинты: состав человека (базовые термины) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 71-86. DOI: 10.15382/sturI201557.71-86
В статье выясняется значение корпуса книг Ветхого Завета в древнегреческом переводе Септуагинты для исследований в области библейской антропологии на основе существующих схем и классификаций последней, суммированных в обзорной работе Г. Вольфа; исследуется происхождение и уточняется изначальное значение терминов, оказавшихся ключевыми для учения о человеке на этапе истории религии между Ветхим и Новым Заветом. Постановка вопроса исходит из того, что перевод, сделанный в древности, подлежит анализу как памятник, с одной стороны, этимологии, а с другой стороны, интерпретации: во многих случаях он позволяет узнать более точно, как понимались не только слова, но и целые концепты. Термин «библейская антропология» принимается автором в «германском» значении описания природы человека и его положения в мире с библейской точки зрения, насколько она доступна для воспроизведения. Большое внимание автор уделяет семантике понятия «тело» (σcμα), слабо представленного в древнееврейском языке и в том значении, которое характерно для его употребления в Новом Завете, появляющегося в текстах Септуагинты. Показано, что «тело» служит большей объективированности образа человека и несет в себе определенные иконические функции. Своя новизна появляется и в понимании слова «дух» (πνεUμα), который в значении персонального существа начинает входить в антропологический лексикон, тем самым предваряя проблематику раннехристианской трихотомии.
Библия, Септуагинта, антропология, человек, перевод, терминология
1. Алексеев А. А. Септуагинта и ее литературное окружение // Богословские труды. Сб. 41. М.: Издательский совет РПЦ, 2007. С. 212—259.
2. Вайнгрин Дж. Введение в текстологию Ветхого Завета. М.: ББИ, 2002.
3. Кирсберг И. В. Феноменология жизни: Ветхий Завет и первые христиане. М.: «Древлехранилище», 2003.
4. Несмелов В. И. Наука о человеке. Казань, 1906. Т. 2
5. Lang B. (ed.) Anthropological Approaches to the Old Testament, London, 1985.
6. Barr J. The Semantics of Biblical Language, Oxford, 1961.
7. The Cambridge History of the Bible, Cambridge, 1970, vol. 1.
8. Dorival G., Harl M., Munnich O. La Bible Grecque des Septante. Du judaïsme hellénistique au christianisme ancient, Paris, 1994.
9. Barclay J. (ed.) Early Christian Thought in its Jewish Context, Cambridge, 1996.
10. Kaiser O. 2000 “Die Bedeutung der griechischen Welt für die alttestamentische Theologie“, in Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. I. Philologisch-historische Klasse, 2000, vol. 7.
11. Kümmel W. G. Römer 7 und das Bild des Menschen im Neuen Testament. Zwei Studien, München, 1974.
12. Pedersen J. Israel: It’s Life and Culture, Atlanta, 1991, vol. 1.
13. Prijs L. Jüdische Tradition in der Septuaginta, Leiden, 1948.
14. Robinson H.W. The Religious Ideas of the Old Testament, New York, 1921.
15. Rogerson J. W. Anthropology and the Old Testament, Oxford, 1978.
16. Rösel M. 2006 “Towards a “Theology of the Septuagint””, in Septuagint Research: Issues and Challenges in the Study of the Greek Jewish Scriptures, Atlanta, 2006, pp. 239—252.
17. Wolff H. W. Anthropologie des Alten Testaments, Gütersloh, 1994.
Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 2 (58). С. 108-114. — Рец. на кн.: Anthropologie und Ethik im Frühjudentum und im Neuen Testament. Wechselseitige Wahrnehmungen / M. Konradt, E. Schläpfer, Hrsg. Mohr Siebeck, 2014
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 133-139. — Рец. на кн.: Seizo S. Philosophical Interpretations of the Old Testament. Walter de Gruyter, 2014
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. Псалом 151 Септуагинты: тематический анализ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 1 (63). С. 23-37. DOI: 10.15382/sturI201663.23-37
По своему положению в составе Септуагинты Псалом 151 занимает место своеобразного эпилога всей книги псалмов. Как неканонический, он редко становился предметом внимания библеистов, тем более что на первый взгляд его содержание выглядит бедным и тривиальным. Ситуация несколько изменилась после того, как в Кумране была открыта пространная версия псалма на еврейском языке. Греческий текст стал привлекаться к сравнительному исследованию. Но и сейчас он чаще всего остается в тени кумранского. Данная статья концентрирует внимание именно на версии Септуагинты, лежащей в основе славянского и других принятых в христианстве изводов псалма. Сквозной тематический анализ, отправляющийся от презумпции осмысленности произведения, позволяет во вторую очередь сопоставить его с пространной версией из Кумрана, которая вернее всего может быть истолкована в качестве поэтической интерпретации более ранней краткой версии. Анализ показывает, что в псалме Давид описан не столько как историческая, сколько как архетипическая личность. Этим в достаточной мере объясняется, при наличии вполне определенных магистральных тематических линий, почти полное изъятие эмоциональных «красок», впрочем не лишающее псалом поэтической напряженности. Герой псалма — силуэт, обладающий признаками грядущего Помазанника. Этот вывод сполна дает оценить значение рассматриваемого текста в истории религиозных идей: через него можно точнее установить, какие признаки Давида из Псалтири, собранные в ее «эпилоге», воспринимались как протомессианские: это безупречная нравственная чистота, неведомость миру, тайная беседа с Богом, обладание властью по природе как модусом прямого действия Божия и готовность к искупительной жертве.
Библия, Ветхий Завет, Септуагинта, Псалтирь, псалом 151, Кумран, Давид, Мессия
1. Аржанов Ю. Н. Сирийские ветхозаветные псевдоэпиграфы. СПб., 2011.
2. Вевюрко И. С. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли. М., 2013.
3. Кугел Дж. В доме Потифара. Библейский текст и его перевоплощение. М., 2010.
4. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. М., 2005.
5. Шифман И. Ш. Псалом 151 (опыт текстологического исследования) // Письменные памятники Востока. Ежегодник (1978–1979). М., 1987. С. 146–155.
6. Dimant D. 2014 “David’s Youth in the Qumran Context”, in Dimant D. History, Ideology and Bible Interpretation in the Dead Sea Scrolls, Tübingen, 2014, pp. 473–487.
7. Fernández-Markos N. 2001 “David the Adolescent: On Psalm 151”, in The Old Greek Psalter: Studies in Honour of Albert Pietersma, Sheffield, 2001, pp. 205–217.
8. Haran M. 1988 “The Two Text-Forms of Psalm 151”, in Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic, and Roman Periods, 1988, vol. 39, pp. 171–182.
9. Jacobson H. A Commentary on Pseudo-Philo’s Liber Antiquitatum Biblicarum, with Latin Text and English Translation, Leiden, 1996, vol. 1–2.
10. Muraoka T. A Greek-English Lexicon of the Septuagint, Louvaine, 2009.
11. Sanders J. A. “1963 Ps 151 in 11QPss“, in Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft, 1963, vol. 75, pp. 73–86.
12. Sanders J. A. 1965 “The Psalms Scroll of Qumran Cave 11”, in Discoveries in the Judean Desert of Jordan, Oxford, 1965, vol. 4, pp. 54–64.
13. Segal M. 2002 “The Literary Development of Psalm 151: A New Look at the Septuagint Version”, in Textus, 2002, vol. 21, pp. 139–158.
14. Schenker A. 2003 “Junge Garden oder akrobatische Tänzer?”, in Schenker A. (ed.) The Earliest Text of the Hebrew Bible, Atlanta, 2003, pp. 17–34.
15. Schenker A. 2005 “Le Psautier à la lumière du Ps 151“, in Die Architektur der Wolken. Zyklisierung in der europäischen Lyrik des 19. Jahrhunderts, Bern, 2005, pp. 21–27.
16. Storfjel J. B. 1987 “The Chiastic Structure of Psalm 151”, in Andrews University Seminary Studies, 1987, vol. 25, pp. 97–106.
17. Swete H. B. An Introduction in the Old Testament in Greek, Peabody, 1989.
18. Talmon S. 1989 “Extra-Canonical Hebrew Psalms from Qumran — Psalm 151”, in The World of Qumran from Within: Collected Studies, Jerusalem, 1989, pp. 244–272.
Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 2 (64). С. 105-111. — Рец. на кн.: Brettler M. Z., Enns P., Harrington D. J. The Bible and the Believer. How to Read the Bible Critically & Religiously. Oxford University Press, 2015
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 4 (66). С. 123-130. — Рец. на кн.: Pentiuc E . J. The Old Testament in Eastern Orthodox Tradition. Oxford University Press, 2014
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ст. препод. кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ, ст. препод. кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ;
Электронный адрес: email: vevurka@mail.ru.
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 5 (67). С. 123-131. — Рец. на кн.: Jeremias J. Theologie des Alten Testaments. Vandenhoeck & Ruprecht, 2015
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ст. препод. кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ, ст. препод. кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ;
Электронный адрес: email: vevurka@mail.ru.
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 71. С. 133-140. — Рец. на кн.: Is There a Judeo-Christian Tradition? A European Perspective / eds. E. Nathan, A. Topolski. Walter de Gruyter, 2016
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ст. препод. кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ, ст. препод. кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ МГУ им. М. В. Ломоносова 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр.;
Электронный адрес: email: vevurka@mail.ru.
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 73. С. 123-130. — Рец. на кн.: Schäfer Ch. Alfred Rahlfs (1865–1935) und die kritische Edition der Septuaginta. Eine biographisch-wissenschaftsgeschichtliche Studie. Berlin: Walter de Gruyter, 2016. 512 S., ind.
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-1225-7474;
Электронный адрес: vevurka@mail.ru.
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 77. С. 139-143. — Рец. на кн.: Frick P. Understanding Bonhoeff er. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. 304 S. + ind.
PDF
p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); text-align: left; }p.western { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 12pt; }p.ctl { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 12pt; }a:link { color: rgb(0, 0, 153); text-decoration: none; }a.western:link { font-family: "Osaka", "Times New Roman", serif; font-size: 8pt; }a.cjk:link { font-size: 8pt; }a.ctl:link { font-family: "Osaka", "Times New Roman", serif; font-size
Вевюрко Илья Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-1225-7474;
Электронный адрес: vevurka@mail.ru.
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 79. С. 135-143. — Рец. на кн.: Die Nag-Hammadi-Schriften in der Literatur- und Theologiegeschichte des frühen Christentums / J. Schröter, K. Schwarz, Hrsg. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017. 296 S. + ind.
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-1225-7474;
Электронный адрес: vevurka@mail.ru.
Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 82. С. 145-151. — Рец. на кн.: Oppel K. D. “Nur aus der Heiligen Schrift lernen wir unsere Geschichte kennen”. Bibel und Biografi e bei Dietrich Bonhoeff er. Ostfi ldern: Matthias Grünewald Verlag, 2017. 229 s.
PDF
Вевюрко Илья Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-1225-7474;
Электронный адрес: vevurka@mail.ru.