/
Результат поиска


Вдовина Г. В. Доказательства существования Бога в "Метафизических рассуждениях" Франсиско Суареса // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 69-82. DOI: 10.15382/sturI201773.69-82
В статье рассматриваются доказательства существования Бога, представленные в трактате Франсиско Суареса,1548-1617, Метафизические рассуждения. Трактат Суарес содержит самое обширное и подробное изложение естественной теологии в схоластической традиции. Тема эксплицируется Суаресом в виде трех вопросов: какое сущее мы называем Богом? Можно ли доказать или обосновать существование Бога? Как его можно обосновать? На первый вопрос Суарес отвечает, показав, что путем разделений единого понятия сущего мы приходим к понятию первого и превосходного сущего, которое бесконечно, существует от себя, необходимо и нетварно. На второй вопрос дан положительный ответ уже самой процедурой этого разделения. На третий вопрос Суарес отвечает, различая физические и метафизические доказательства. Наиболее весомыми физическими доказательствами Суарес читает аргумент от движения неба и аргумент от разумной души. Тем не менее, он показывает, что чисто физические аргументы не приводят нас к тому сущему, которое мы называем Богом. По-настоящему эффективны, с его точки зрения, только метафизические доказательства, основанные на принципе: Все, что производится, производится иным. Логика метафизического доказательства состоит в том, чтобы продемонстрировать, во-первых, необходимое существование первого непроизведенного сущего, и, во-вторых, показать, что такое сущее может быть только одним. Первый пункт доказывается через демонстрацию наличия абсолютно первой причины в каждом ряду причин, второй пункт доказывается через демонстрацию невозможности одновременного сосуществования двух равно совершенных первопричин, обладающих равной причинной мощью.
Суарес, Метафизические рассуждения, естественная теология, схоластика, доказательства существования Бога, физические доказательства, метафизические доказательства, первое сущее, первопричина, совершенство первопричины, единственность первопричины
  1. Лупандин И. В. «Метафизические рассуждения» Франсиско Суареса и зарождение ново-европейской философии. URL: http://www.krotov.info/lib_sec/12_l/lup/andin_30.html (дата обращения: 18.08.2017).
  2. Макарова И. В. Познаваемы ли единичные вещи? (Аристотель и Ф. Суарес о единичном) // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 119–131.
  3. Макарова И. В. Учение Ф. Суареса о душе и его роль в дискуссии об активном уме // Полемическая культура и структура научного текста в Средние века и раннее Новое время / Ю. В. Иванова, ред. М., 2012. С. 174–195.
  4. Макарова И. В. Франсиско Суарес: проблема познания отделенных субстанций и учение об активном интеллекте // Историко-философский ежегодник. 2014. № 2013. С. 86–101.
  5. Савинов Р. В. Проблема генезиса «Индекса» к Disputationes Metaphysicae Франсиско Суареса // Истина и диалог: Сб. материалов XIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. СПб., 2013. С. 211–212.
  6. Суарес Ф. Комментарий на трактат Аристотеля «О душе» (III. 9 — рассуждение о способностях интеллекта) / И. В. Макарова, пер. // Историко-философский ежегодник. 2014. № 2013. С. 102–125.
  7. Суарес Ф. Метафизические Рассуждения. Рассуждение VI О формальном и универсальном единстве I–III / Г. В. Вдовина, пер., В. Л. Иванов, примеч. // EINAI: Проблемы философии и теологии. 2015. Т. 4. №1/2 (7/8). С. 213–271.
  8. Суарес Ф. Метафизическое рассуждение VI О формальном и универсальном единстве IV–VI / Г. В. Вдовина, пер. // Esse. 2016. Т. 1. № 2 (2). C. 235–249.
  9. Суарес Ф. О речи ангелов / Г. Вдовина, ред., пер. М., 2017.
  10. Шмонин Д. В. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.
  11. Шмонин Д. В. Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса. СПб., 2002.
  12. Cantens B. Suárez’s Cosmological Argument for the Existence of God // Interpreting Suárez: Critical Essays / D. Schwartz, ed. Cambridge, 2012. P. 89–114.
  13. Fastiggi R. The Proof for the Existence of God in Suarez // Francisco Suárez (1548–1617): tradição e modernidade / A. Cardoso e.a., ed. Lisbonne, 1999. P. 81–92.
  14. Suárez F. The Metaphysical Demonstration of the Existence of God. Metaphysical Disputations 28–29 / J. P. Doyle, trans., ed. South Bend, 2004.
  15. Wieman F. J. Suarez and the Infi nity of God. Master’s Theses (1946). Paper 424. URL: http://ecommons.luc.edu/luc_theses/424 (дата обращения: 23.08.2017).
Вдовина Галина Владимировна
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1; ведущий научный сотрудник;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3220-924X;
Электронный адрес: galvd1@yandex.ru.
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-03-00211 «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность»
Вдовина Г. В. Понятие блага в «Метафизических рассуждениях» Франсиско Суареса // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. С. 93-106. DOI: 10.15382/sturI201878.93-106
Понятие блага (bonum) — одно из самых сложных и многоликих понятий философской и богословской европейской традиции. В «Метафизических рассуждениях» Франсиско Суареса (1548–1617) оно рассматривается строго с позиций первой философии — как один из трансцендентальных, т. е. надкатегориальных, атрибутов сущего как такового. Тем самым проблема блага у Суареса возводится с уровня практической философии (этики) на более высокий уровень умозрительной философии (метафизики). Свою задачу Суарес видит в том, чтобы, во-первых, выявить природу блага самого по себе; во-вторых, привести к трансцендентальному благу как высшей и первичной форме bonum любые другие виды блага, несмотря на их кажущуюся разнородность; в-третьих, прояснить характер взаимообратимости блага и сущего. Суарес решает эту задачу через концептуальный анализ частных видов блага и выявление аналогических отношений между ними.
Франсиско Суарес, «Метафизические рассуждения», трансцендентальное благо, bonum honestum, bonum delectabile, bonum utile
  1. Фокин А. Р. Благо в западном средневековом богословии // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 5. С. 239–243.
  2. Burlando G. Bien trascendental: salvación y comunidad fuerte en F. Suárez // Teología y vida. 2016. Vol. 57(3). P. 309–333.
  3. Darge R. Zum historischen Hintergrund der Transzendentalienlehre in den Disputationes Metaphysicae // Suárez’s Metaphysics in its Historical and Systematic Context / L. Novák, ed. B., 2014, Vol. 2. P. 39–62.
  4. Esposito C. Ens, essentia, bonum en la metafísica de Francisco Suárez // Azafea. Revista de Filosofía. 2004. Vol. 6. P. 29–47
  5. Honnefelder L. Der zweite Anfang der Metaphysik: Voraussetzungen, Ansätze und Folgen der Wiederbegründung der Metaphysik im 13./14. Jahrhundert // Philosophie im Mittelalter. Entwicklungslinien und Paradigmen / J. P. Beckmann, L. Honnefelder, G. Schrimpf, G. Wieland, Hrsg. Hamburg, 1987. S. 165–186.
  6. Saint Augustine of Hippo. De doctrina christiana. Oxford, 1995.
  7. Suárez F. Disputationes Metaphysicae. URL:http://homepage.ruhr-uni-bochum.de/Michael.Renemann/suarez/suarez_dm10.html (дата обращения: 30. 04. 2018).
  8. Thomas Aquinas. Summa theologiae Iª q. 5 a. 6 co. URL: http://www.corpusthomisticum.org/sth1003.html (дата обращения: 23. 04. 2018).
Вдовина Галина Владимировна
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3220-924X;
Электронный адрес: galvd1@yandex.ru.