/
Результат поиска


Гвоздев А. В. Святооотеческие корни антропологии и гносеологии И. В. Киреевского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 142-167.
PDF
В статье рассматривается философия И. В. Киреевского в ее связи с мистической и аскетической традициями православного христианства. Автор связывает антропологию русского философа с практикой так называемой «умной молитвы», конечная цель которой состоит в обожении человеческой природы. Гносеология Киреевского укоренена в учении преп. Исаака Сирина о трех ступенях познания. Высшая ступень, по преп. Исааку, есть мистическое видение Бога. Таким образом, для Киреевского, познание не отдалимо от аскетической практики.
Гвоздев Андрей Васильевич
Старостин Е. В. Архивное наследие Русской Православной Церкви: пути развития // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 18. С. 161-170.
PDF
Автор анализирует сложившееся положение, связанное с сохранением и использованием историко-культурного архивного наследия Русской Православной Церкви. Краткий историографический и источниковедческий обзор проблемы показывает, какую огромную работу необходимо провести по восстановлению сложившейся еще до революции сети центральных и местных церковных архивов России. Особую тревогу автор выражает о сохранении церковных документов XX века.
Старостин Евгений Васильевич
Снытко О. В. Архив Новгородской духовной консистории: история, проблемы создания научно-справочного аппарата // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 18. С. 171-196.
PDF
В статье анализируется история упорядочения и описания в течение XIX – начала XXI в. ценнейшего комплекса документов по истории Новгородской епархии Синодального периода – Архива Новгородской духовной консистории. Возрождение традиций церковного архивоведения и церковной археографии, связанных на Новгородской земле с именами выпускников Новгородской Духовной семинарии архивариуса М.И. Никольского (1858-1933), историка Новгородской епархии В.Н. Финикова (1870-1940), выдающегося архивиста и историка Русской Православной Церкви К.Я. Здравомыслова (1863-1933), становится актуальной проблемой для современных новгородских архивистов и музейных работников.
Снытко Оксана Васильевна
Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 103-113.
PDF
Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков и молодежи – приоритетные проблемы современной российской действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности. Автор считает, что методологическими основаниями для создания концепции духовно-нравственного развития ребенка должны быть: Священное Писание, Предание, святоотеческое наследие и наследие русской религиозно- философской традиции, предшествующий психолого-педагогический опыт духовно-нравственного образования и воспитания, арсенал отечественной и зарубежной научной мысли по вопросам духовного развития.
Абраменкова Вера Васильевна
Захарченко Н. В. К вопросу о концептуализации историко-педагогического знания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 49-62.
PDF
В данной статье затронуты проблемы исторического осознания педагогом своего профессионального бытия в контексте истории. Это позволяет ему видеть свою профессиональную деятельность в качестве культурно- исторического феномена и строить свое профессиональное целеполагание автономно. Высшая форма научного познания – представление объекта как процесса, подчиненного закону. Закон как категориальная форма требует предметного рассмотрения рефлексивной природы самосознания и смысловых содержаний сознания. На этом уровне приходится говорить не о системном моделировании всемирно-исторического процесса, а о понятии и идее истории, и здесь становится необходимой постановка вопроса о знании как феномене самосознания. В этом ракурсе проблема историко-педагогического измерения в образовании обретает ценностной смысл как проблема исторического самосознания педагога.
Захарченко Надежда Васильевна
Абраменкова В. В. Агиологическая психология детской святости // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 33-57.
PDF
Может ли святость стать предметом научного изучения, задает вопрос автор статьи и, отвечая на него, впервые обращает внимание исследователей на особый тип святости – детский чин и особые традиции почитания детей-святых в Русской Православной Церкви.
Абраменкова Вера Васильевна
Абраменкова В. В. Добро и зло в картине мира современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 131-154.
PDF
Добро и зло – важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое – как должное, положительное, гармоничное; второе – как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное. Что знает о добре и зле ребенок конца ХХ и самого начала XXI века? В статье исследуется и сопоставляется отношение ребенка к окружающему миру, к семье, школе, своему будущему, выраженное в его рисунках.
Абраменкова Вера Васильевна
Олевская В. В., Олевская М. И. Проблемы соответствия французской и русской историко-архивной терминологии в свете подготовки международных толковых словарей // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 2 (12). С. 112-120.
PDF
В статье идет речь об особенностях теории и практики архивоведения и архивных терминологических систем в России и во Франции, рассматриваются научные (исторические, архивоведческие, лингвистические и терминологические, юридические и общественно-политические) проблемы, влияющие на работу международных исследовательских групп, занимающихся подготовкой словарей архивной терминологии. Авторы констатируют, что, в отличие, например, от библиотекаря, архивист не может рассчитывать ни на единообразие терминов, ни на идентичность их использования не только на международном уровне, но даже в пределах одной страны, настолько терминология связана с законодательными и административными традициями. Для иллюстрации специфических аспектов этих трудностей авторы приводят анализ дефиниций нескольких базовых терминов, представленных в специальных словарях архивной терминологии.
Олевская Вера Васильевна
Олевская Мария Иосифовна
Олевская В. В., Олевская М. И. К вопросу о становлении отечественного архивоведческого терминоведения и подготовке первых многоязычных терминологических словарей // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 3 (13). С. 85-104.
PDF
В статье рассмотрены основные этапы развития отечественного архивоведческого терминоведения на базе подготовки отечественных отраслевых и международных многоязычных терминологических словарей. Выявлена типология ошибок, допускаемых в терминообразовании, даны представления о классификационных проблемах при разработке систематизированных словников, показаны сложности решения проблемы терминологического соответствия при подборе эквивалентов терминов на иностранных (преимущественно — французском, выборочно — немецком) и русском языках.
Олевская Вера Васильевна
Олевская Мария Иосифовна
Олевская В. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 2 (27). С. 119-122. — Рец. на кн.: Единый классификатор документной информации архивного фонда Российской Федерации (ЕКДИ АФ РФ) / Сост. В. Г. Ларина, Н. М. Андреева и др. М., 2007
PDF
Олевская Вера Васильевна
Олевская В. В. К вопросу о становлении церковных и церковно-государственных учреждений: межконфессиональный и миссионерский аспекты // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 26-34.
PDF
В статье рассматриваются основные направления церковно-государственной политики в XVIII−IX вв. Основное внимание уделяется миссионерской деятельности ряда церковных учреждений, а также укреплению церковного законодательства, четко регламентирующего деятельность учреждений других конфессий. Рассмотрена специфика церковных и церковно-государственных учреждений, действовавших на юге России и подведомственных Синоду и Сенату. Показана большая роль монастырей в распространении православия как государственной религии на юге России.
Олевская Вера Васильевна
Олевская В. В. К вопросу о становлении Московского Епархиального управления в начальный синодальный период // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 7-17.
PDF
В статье рассматриваются специфика и особенности управления Синодальной областью в период смены приказной системы коллежской, когда наряду с учреждениями приказного образца действовали учреждения нового типа. На примере работы Московской духовной дикастерии, предшественницы Московской духовной консистории, и Московской канцелярии Синодального правления прослеживаются их взаимосвязи, определенный параллелизм и дублирование функций, недостаточность законодательной базы в размежевании сфер деятельности, а также эволюция обоих учреждений. Подчеркивается необходимость знания истории учреждений Русской Православной Церкви, учреждений-фондообразователей, для надежного источникового обеспечения современных исследований. Указываются некоторые направления архивоведческой работы в области научно-справочного аппарата архивов.
история учреждений РПЦ, Синод, приказная и коллежская системы, патриаршие и синодальные приказы, Московская духовная дикастерия, Духовная консистория, Московская канцелярия синодального правления, источниковая база, научно-справочный аппарат архивов
Олевская Вера Васильевна
Олевская В. В. К проблеме перевода, описания и достоверности историко-архивной документарной информации // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 58-71.
PDF
В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с переводом и описанием документов, содержащих историко-архивную информацию, в частности ошибки, появляющися из-за недостаточной лингвистической квалификации. Недостоверная информация на уровне документа (документов), закрепленная в справочниках, не только ложно ориентирует исследователей, но может стать источником недостоверных сведений в публикациях в случае обращения к материалам, основанным на некачественном переводе.
историко-архивная документация, проблемы перевода, переводческие ошибки, достоверность историко-архивной документации.
Олевская Вера Васильевна
Олевская В. В. Формирование некоторых финансово-хозяйственных учреждений Русской Православной Церкви в конце XVII-начале XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 4 (33). С. 14-25.
PDF
В статье прослеживаются эволюция, особенности и взаимосвязи некоторых финансово-хозяйственных учреждений Русской Православной Церкви в XIII–VIII вв. Особое внимание уделяется Казенному и Дворцовому патриаршим приказам, объему их компетенций, роли и месту в системе учреждений досинодального и синодального периодов, специфике их взаимоотношений с государственными и церковными учреждениями нового типа.
десятильный двор, Патриаршие приказы, десятильник, Патриарший двор, Духовный приказ, Монастырский приказ, Патриарший казенный приказ, атриарший Дворцовый приказ, Приказ церковных дел, Московская духовная дикастерия, Коллегия экономии.
Олевская Вера Васильевна
Давыдов И. В. (Епископ Якутский и Ленский Зосима). Якутский протоиерей Николай Миронович // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 2 (35). С. 32-51.
PDF
В статье повествуется о жизненном пути протоиерея Николая Мироновича (1895–1979), несшего свое служение в Западной Белоруссии (на территории до 1939 г., принадлежавшей Польше), в годы Второй мировой войны — в Псковской православной миссии, в Литве. После войны протоиерей Николай пережил многолетнее заключение в Норильском лагере. После освобождения в 1956 г. служил в Якутии, где оставил о себе добрую память.
Польская Автокефальная Православная Церковь, Псковская Православная Миссия, митрополит Сергий (Воскресенский), Якутская епархия
Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов И. В.)
Сак К. В. "Самая большая гордость - быть твоим первым и самым верным подданным": вел. кн. Константин Николаевич и вел. кн. Константин Константинович на службе престолу // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 4 (41). С. 15-29.
PDF
Работа посвящена изучению общественно-политических взглядов двух представителей императорской династии в России: великого князя Константина Николаевича, бывшего одним из идеологов Великих реформ, и великого князя Константина Константиновича, избегавшего активного участия в российской политической жизни. В статье ставится задача выяснить, как в жизни великих князей поколений Великих реформ и «контрреформ» отразились политические и социальные перемены второй половины XIX — начала XX в., и как эти изменения повлияли на их отношение к своему месту в жизни государства. Ответ на поставленные вопросы позволяет увидеть, какие изменения происходили в этот период в императорской фамилии как институте власти.
Династия Романовых, великий князь Константин Николаевич, великий князь Константин Константинович, Учреждение об императорской фамилии, Великие реформы, контрреформы, Первая русская революция, поколение
Сак Ксения Васильевна
Олевская В. В. Архивный иноязычный документ: специфика перевода и описания для различных видов изданий // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 74-83.
PDF
В статье рассматриваются проблемы включения архивных иноязычных документов в научный оборот на основе их перевода, идентификации и атрибуции, специфики их описания, включения свернутой документной информации в различные виды научно-справочного аппарата, типологии ошибок на всех этапах работы при переводе и археографической подготовке к изданию, ведущих к искажению и фальсификации сведений.
архивоведение, первичный перевод, атрибуция и идентификация документа, археографическая легенда, комментарии, публикация
Олевская Вера Васильевна
Олевская В. В. Живая история Церкви в эпоху гонений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 127-135. — Рец. на кн.: Пономаренко Д., диак. Епископ Стефан (Никитин): Жизнеописание, документы, воспоминания. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. 960 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / Редкол.: прот. Владимир
PDF
Олевская Вера Васильевна
Григорьев Д. В. О «переносе» на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1 (7). С. 84-95.
PDF
В статье рассматривается вопрос о преобразовании формы Херувимской песни в связи с изменением практики совершения Великого входа. На основании певческих рукописей, а также литургических источников автор приходит к выводу, что дореформенная редакция Херувимской не рассчитана на гласное поминовение на Великом входе. Изменение практики совершения «переноса» повлекло за собой и преобразование формы Херувимской, что произошло в эпоху никоновских преобразований. Промежуточным этапом совмещения новой формы поминовения и традиционного напева Херувимской стал перерыв между вторым и третьим ее разделами. Разделение Херувимской, принятое у старообрядцев-поповцев, аналогично никоновской редакции и, вероятнее всего, было привнесено в их практику богослужения «бегствующим» священством синодальной Церкви и представляет собой попытку соединить старый текст песнопения с его новой музыкальной формой.
Херувимская песнь, «перенос», дореформенное и пореформенное богослужение, старообрядцы-поповцы
Григорьев Дмитрий Васильевич
Андреев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 135-138. — Рец. на кн.: Тисельтон Э. Герменевтика / О. Розенберг, пер. Черкассы: Коллоквиум, 2011. 430 с.
PDF
Андреев Алексей Васильевич
Чепурин А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 139-144. — Рец. на кн.: After the Postsecular and the Postmodern: New Essays in Continental Philosophy of Religion / A. P. Smith, D. Whistler, eds. Newcastle: Cambridge Scholars, 2010. 415 p.
PDF
Чепурин Александр Васильевич
Григорьев Д. В. Непотребительское воспитание в детско-взрослой производственной общности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 21-26.
PDF
Внятным ответом школы на вызовы общества потребления, низводящие человека до уровня «машины желаний», исподволь лишающие его высоких стремлений, полета мысли, свободы, по мнению автора, может быть только совместная творчески-продуктивная деятельность взрослых и детей, организованная на принципах высокотехнологичного производства, самоуправления, социального предпринимательства и социального служения.
общество потребления, консьюмеризация образования, детско-взрослая общность, производство, инновация, педагогика отношений.

Григорьев Дмитрий Васильевич
Гвоздев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 145-150. — Рец. на кн.: Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / П. В. Тулаев, сост., предисл. и коммент., О. А. Платонов, отв. ред. Институт русской цивилизации, 2011
PDF
Гвоздев Андрей Васильевич
Лебедев В. В. Лексемы со значением «Бог» в богослужебных книгах арабов-христиан // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 46-58.
PDF
Объектом исследования в данной статье являются лексемы со значением «Бог» во всех их словоформах, встречающихся в богослужебных текстах арабов-христиан, целью исследования — уточнение их грамматической идентификации и семантики. В статье затрагиваются также отдельные вопросы функционирования арабского языка как знаковой системы и некоторые особенности арабской языковедческой традиции, имеющие отношение к объекту исследования.
Бог, арабы-христиане, система знаков, лексема, словоформа, контекст
1. Ahmad Sulajman Jakut. Zjahirat al-i ^ b fi-n-nahv al-'arabijj, Algeria, 1983.
2. Gabuchan G. M. Teorija artiklja i problemy arabskogo sintaksisa (Theory of Article and Problems of Arabic Syntax), Moscow, 1972.
3. Gabuchan G. M. Arabskoe slovoizmenenie: Dis... d-ra filol. nauk (Arabic Inflection: Dissertation), Moscow, 2000.
4. Zhurinskaja M. A. 1990 “Posessivnost'” (Possessivity), in Lingvisticheskij jenciklopedicheskij slovar', Moscow, 1990, p. 389.
5. al-Klmus al-dzhadid li-t-tullab, Tunis, Algeria, 1985.
6. Lebedev V. V. Uchis' chitat' Koran po-arabski (Learn how to Read Quran in Arabic), Moscow, 2002.
7. as-Sa ^ as-saharijja... Hidmat al-Kudads al-Ilahijj li-l-kiddis Juhan t az-Zahabijj al-fam, Amman, 2003.
8. Tammam Hassan. Al-Luga al-'arabijja: Ma'naha va-mabnaha, Kasablanka, [s.a.].
9. al-Fjruzabadj. Al-^mu s al-Muhit, Bejrut, 1993.
Лебедев Владимир Васильевич
Абраменкова В. В. Царские игрушки как инструмент семейного воспитания династии Романовых (к 400-летию Дома Романовых) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 70-80. DOI: 10.15382/sturIV201432.70-80
Статья посвящена анализу игровой среды и прежде всего детских игрушек русских царей династии Романовых. Методом исторической реконструкции выявляются практические основания создания детской игровой среды, описываются игровые наборы, источники их появления. Автор на основе анализа исторических работ, писем и воспоминаний дает краткий обзор игровых материалов в царских семьях конца XVI — начала XX в. Выдвигается положение о том, что игрушка для ребенка — не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Более подробно рассматривается игровая среда детей последнего русского императора — святого царя Николая Второго, для которой характерна исключительная строгость подбора игровых материалов с точки зрения безопасности и нравственности. В статье описываются традиционные, исходя из будущих обязанностей мальчиков и девочек, игрушки для маленьких царевен и царевичей. Раскрывается значение традиционной русской игрушки как универсальной категории бытия ребенка, основы для построения им картины мира, познания духовных основ жизни. Русская традиционная народная игрушка — это идеальный образ мира, выраженный в предметной форме, а кукла — образ идеального человека, образ Божий. В заключение делается вывод о том, что набор игрушек царских детей содержал особый педагогический потенциал: приобщал будущих правителей к народной культуре и ориентировал на ценности и смысл царского служения православного правителя.
игра, игрушки, игровая традиционная культура, воспитание, игрушка как культурное орудие, царская династия Романовых, царские дети, педагогический потенциал.
1. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. М., 2010.
2. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2005.
3. Кононов А., свящ. Духовный смысл народной игрушки. [Электронный ресурс.] URL: http://folkportal.3dn.ru/publ/dukhovnyj_smysl_narodnoj_igrushki_iz_ocherkov_po_fi losofi i_igrushki_ierej_andrej_kononov/6-1-0-85
4. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. М., 2002.
5. Лотман Ю. П. Куклы в системе культуры. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
6. На детской половине. Детство в царском доме. ОТМА и Алексей. Каталог выставки. ГИМ, 2000.
7. Письма Екатерины II к князю Н. И. Салтыкову // Русский архив. 1864. № 9.
8. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного образования в России XVIII–XIX вв. СПб, 1912. Т. 1.
9. Сочинения Екатерины II. Изд. А. Смирдина. СПб, 1849. Т. 1.
10. Сургучев И. Детство Императора Николая II // Царские дети: Сб. / Сост.: Н. К. Бонецкая. М., 2005.
11. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
12. Хренов Н. А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб., 2005.
13. Царские дети: Сб. / Сост.: Н. К.Бонецкая. М., 2005.
Абраменкова Вера Васильевна
Дюмина С. В. Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 17-29. DOI: 10.15382/sturIV201434.17-29
Одним из основных целевых ориентиров современного образования выступает формирование универсальных учебных действий школьников. Очевидно, что достижение положительных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы педагогического, ученического и родительского коллективов. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий школьников. В данной статье в кратком виде представлены результаты исследования проблемы управления формированием универсальных учебных действий школьников в рамках регионального эксперимента: разработка и апробация модели управленческой деятельности,отвечающей логике построения образовательного процесса в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.Управление развитием универсальных учебных действий школьников рассматривается как целенаправленное, специально организованное взаимодействие руководителей, педагогов, учащихся и их родителей на основе научно обоснованного анализа образовательного процесса школы, планирования, руководства, организации, контроля и рефлексивного анализа в системе «урок — внеурочная деятельность — домашняя учебнаяработа».
управленческая деятельность, функции управления, фор- мирование универсальных учебных действий, взаимодействие субъектов обра- зовательного процесса
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., 1977.
2. Беленцов С. И. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже ХIХ–ХХ вв.: взаимодействие или взаимные претензии // Народное образование. 2005. № 2. С. 185–188.
3. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце ХIХ — начале ХХ в. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Курск, 2000.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2010.
5. Лернер И. Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения // Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников. М., 1984.
6. Чуракова Р. Г. Десять базовых принципов эффективного управления. Реализация стандарта второго поколения. М., 2011.
7. Шамова Т. И., Давыденко Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.
Дюмина Светлана Васильевна
Андреев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 131-135. — Рец. на кн.: Традиционные богословские вопросы в свете современной полемики
PDF
Андреев Алексей Васильевич, священник
Андреев А. В. Дискуссия об историчности Иисуса Христа в советском религиоведении // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 2 (58). С. 73-88. DOI: 10.15382/sturI201558.73-88
В статье рассматривается история полемики касательно историчности Иисуса Христа в советской историографии. Кратко освещаются позиции классиков марксизма-ленинизма по данной проблеме, на протяжении многих десятилетий служивших для последующих ученых «исходным пунктом» в их исследованиях. Указываются основные работы наиболее значительных советских религиоведов, историков и филологов, занимавшихся исследованием Нового Завета. Приводятся основные аргументы за и против реального земного существования Иисуса Христа. Определяются основные вехи в развитии данного вопроса на протяжении советского периода: с 20-х годов, характеризующийся господством идей т.н. «мифологической школы» и жесткой антирелигиозной агитацией; период с конца 50-х до начала 80-х годов, когда мифологичность Иисуса была поставлена под сомнение; и третий период, начавшийся в конце 80-х годов, отмеченный переходом советских (и, впоследствии, российских) новозаветных исследований в контекст новой парадигмы, признающей факт исторического существования Иисуса Христа как самоочевидный. Также в статье ставится вопрос о том, почему советские исследования новозаветной литературы не были интегрированы в международную дискуссию, в частности в «Поиск исторического Иисуса». Помимо очевидных факторов, таких как общая идеологизация науки и затруднительность международных контактов, выдвигается гипотеза о том, что решающим затруднением в развитии советской библеистики было чрезмерное использование социологических методов исследования новозаветной литературы, в ущерб филологической критике текста.
Иисус, религиоведение, советский период, история, Новый Завет, мифологическая школа, библеистика, история религии, марксизм, раннее христианство
1. Богораз В. Г. Христианство в свете этнографии. М., 2011.
2. Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1995.
3. Лёзов С. В. Попытка понимания. Избранные работы. М.; СПб., 1999.
4. Мень А., прот. Сын человеческий. Брюссель, 1981.
5. Трофимова З. П. Мифологическая и историческая школы в религиоведении // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 645.
Андреев Алексей Васильевич, священник
Суханов А. В. Докладные записки А. П. Успенского в Совет министров Временного Сибирского правительства (вступ. ст., публ. и примеч. А. В. Суханова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 124-144. DOI: 10.15382/sturII201564.124-144
Данная публикация предлагает неизвестные ранее докладные записки представителя епархиального съезда депутатов духовенства и мирян Томской епархии А. В. Успенского, адресованные Совету министров Временного Сибирского правительства в июле 1918 г. А. В. Успенский ходатайствовал об образовании Министерства исповеданий в составе Временного Сибирского правительства. Докладные записки являются инициативными документами к «Положению о Главном управлении по делам вероисповеданий», принятому Советом Министров Российского правительства 27 декабря 1918 г.
гражданская война в России, Временное Сибирское правительство, Главное управление по делам вероисповеданий, Александр Петрович Успенский, свобода совести, отделение Церкви от государства
Суханов Александр Васильевич
Кривцова С. В. Духовность в школе: феноменологический взгляд // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 65-74. DOI: 10.15382/sturIV201538.65-74
В статье рассматривается актуальная для современной школы проблема исследования духовности личности и возможности ее развития. Обращение к феноменологическому методу (Гуссерль, Хайдеггер) позволяет рассмотреть процесс духовно-нравственного воспитания, обратившись к лежащим в основе духовности переживаниям. Выделенная инвариантная содержательная структура различных спиритуальных переживаний, возникающих в связи с различными аспектами бытия, открывает подходы к описанию сущностного содержания духовности, как «личной глубокой затронутости непостижимым величием превосходящих человека структур» (А. Лэнгле). В статье показано, как может быть исследован опыт предельных духовных переживаний (К. Ясперс). Опора на структурную модель экзистенции (модели четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле) позволяет изучать естественную религиозность человека посредством выявления предельных спиритуальных переживаний. Фундаментальные мотивации А. Лэнгле (фундаментальное доверие к миру и вера в превосходящий тебя порядок, благодарность к жизни и благоговение перед персональностью человека) сопоставлены в статье с описаниями религиозных переживаний, сделанных русским религиозным философом С. Л. Франком.
духовность, естественная религиозность, спиритуальность, феноменологический метод, воспитание, предельные переживания.
1. Лэнгле А. Дух и экзистенция: о духовном начале, имманентно присущем экзистенциальному анализу // Экзистенциальный анализ. 2011. № 3. С. 11–23.
2. Лэнгле А. Психотерапия: научный метод или духовная практика // Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М., 2005.
3. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ — найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 1. С. 5–23.
4. Померанц Г. С., Миркина З.А. В тени вавилонской башни. М., 2004.
5. Франк С. Л. С нами Бог // Духовные основы общества. М., 1992. С. 253–254.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Кривцова Светлана Васильевна
Мельникова И. Е., Олевская В. В. Из истории пребывания епископа Кириона (Садзаглишвили) на покое в период 1908–1910 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43). С. 50-57.
PDF
Статья посвящена епископу Кириону (Садзаглишвили), первому Католикосу-Патриарху Грузинской Церкви после восстановления ее автокефалии 12 марта 1917 г. В историографии личность епископа Кириона освещена неоднозначно и в основном касается его участия в так называемом автокефальном движении. Публикуемые документы из государственных российских архивов ГА РФ и РГИА позволят внести вклад в целостное описание разносторонней деятельности епископа Кириона.
епископ Кирион (Садзаглишвили), убийство экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского), Грузинская Автокефальная Церковь, экзарх Грузии Владимир Богоявленский, Председатель Бельгийской Лиги защиты прав человека и гражданина Джордж Лоран
Мельникова Ия Евгеньевна
Олевская Вера Васильевна
Васильева Н. В. Кружение вокруг посада // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 1 (46). С. 10-14. DOI: 10.15382/sturIII201646.10-14
В статье предпринята попытка интерпретации стихотворения «Метель» Б. Пастернака, основанной на имманентном анализе художественного мира. Особое внимание уделено образу вестника как динамическому центру произведения. Методика анализа обусловлена структурными особенностями текста и заключается в установлении корреляции между динамикой формы и динамикой содержания и последующем осмыслении возникающего в этой корреляции семантического напряжения. Фактическую основу интерпретации составляет принятая в качестве инварианта предикативность художественного мира, в котором несостоявшееся высказывание героя о посаде играет сюжетообразующую роль. Тезисы статьи сопровождаются детальным анализом ключевых образов стихотворения.
Б. Пастернак, «Метель», имманентный анализ, художественный мир, инвариант, вертикальная ось, динамика формы, горизонтальная ось, динамика содержания.
1. Скляров О. Н. В краю «душегубов»: драма пространства в «Метели» Б. Пастернака // Вестник ПСТГУ. Серия Ш: Филология. 2016. Вып. 1 (46) С. 24–36.
2. Смирнов И. П. Б. Пастернак. Метель // Поэтический строй русской лирики / Г. М. Фридлендер, Л., отв. ред. 1973. С. 236—253.
3. Соколов М. Н. Окно // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 2 / С. А. Токарев, гл. ред. М., 1988.
Васильева Наталья Владимировна
Аншакова В. В. Православная мысль о личности и нравственном совершенствовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 105-120. DOI: 10.15382/sturIV201640.105-120
Автор статьи обращается к святоотеческой литературе и репрезентирует святоотеческий опыт в области воспитания, развития личности и нравственного совершенствования человека. Анализ текстов духовной литературы (свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Феодор (Поздеевский), еп. Антоний (Храповицкий), еп. Варнава (Беляев), Несмелов В. И., Зеньковский В. В. и др.) позволил раскрыть понятия духовной жизни, нравственности, совести, духовности, подчеркнуть наличие собственного «поля духовности» личности, от которого зависит индивидуальный внутренний мир человека. Цель и смысл человеческого существования, нравственные добродетели, их развитие в семье, в процессе самовоспитания, пути борьбы с пороками и страстями, призыв к «плачу ума», воспитание добрых навыков, твердой воли, духовной бодрости, «понуждение себя к добру», нравственное сознание раскрываются в святоотеческом наследии конца XIX — начала XX столетий. Глубоко символичен оптимистический взгляд на человека как на субъект «строительства собственной жизни», представляющий собой постепенное развитие и совершенствование. Представленные в работе наставления и идеи святоотеческих мыслителей звучат вполне современно и своевременно в связи с задачами нравственного совершенствования личности.
духовно-нравственное направление, духовность, нравственное воспитание, духовная личность, нравственность, совесть, страсти, пороки, добродетели.
1. Бердяев Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 30.
2. Вернадский В. И. Очерки по истории современного научного мировоззрения. Лекции 1–3. О научном мировоззрении // Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 48.
3. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на закрытии V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры 18 апреля 2013 г. в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве (URL: http://oldsite.radonezh.ru/news/18058.html).
4. Доклад Святейшего патриарха Кирилла на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» 21 января 2015 г. (URL: patriarchia.ru/db/text/3957820.htm1/).
5. Антоний (Храповицкий), еп. Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии // Полное собрание сочинений: В 3 т. Т. III. Ч. I: Статьи философские и критические. Казань, 1900. С. 286.
6. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Н. Новгород, 1997. Т. 2. С. 126.
7. Феодор (Поздеевский), еп. К вопросу о нравственном. Харьков, 1911.
8. Несмелов В. И. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1906.
9. Психология: Словарь. М., 1990. С. 112.
10. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь и письма к мирянам // Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова): В 7 т. М., 1993. Т. 4.
11. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты // Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова): В 7 т. М., 1993. Т. 1.
12. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма епископа Феофана Затворника. М., 1914.
13. Христианское воспитание детей. М., 1905.
Аншакова Валентина Васильевна
Андреев А. В. Кем был Иисус из Назарета: реконструкции образа исторического Иисуса конца XX — начала XXI века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 6 (68). С. 9-25. DOI: 10.15382/sturI201668.9-25
В настоящей статье рассматриваются реконструкции личности, жизни и учения «исторического Иисуса», выполненные ведущими участниками «Поиска исторического Иисуса» конца XX — начала XXI в. Анализируется специфика современного этапа «Поиска исторического Иисуса» в ее отличии от более ранней эпохи (XVIII — нач. XX в.). В частности, поднимаются вопросы о богословской безотносительности современных исследований, повышенного внимания к методологическим проблемам, а также переосмысления самой идеи «исторического Иисуса». Представлены работы наиболее авторитетных европейских и американских исследователей в этой специализации: Э. П. Сандерса, Дж. Мейера, Дж. Д. Кроссана, М. Борга, Н. Т. Райта. Показывается, в каких аспектах результаты их исследований отличаются друг от друга. В качестве основных параметров сравнения выступают два вопроса: насколько образ «исторического Иисуса» в той или иной работе соотносится с межзаветным иудаизмом и каково место эсхатологии в реконструируемом учении Христа. Также в статье высказываются некоторые предположения, почему к настоящему моменту активность участников «Поиска исторического Иисуса» снизилась и благодаря чему данное движение может вновь возродиться.
Иисус, библеистика, Новый Завет, Сандерс, Мейер, Крос- сан, Борг, Райт
1. Aslan R. Zealot. Iisus: Biografiia fanatika. Moscow, 2014.
2. Borg M. Buntar' Iisus: Zhizn' i missiia v kontekste dvukh epokh. Moscow, 2009.
3. Vermesh G. Khristianstvo: Kak vse nachinalos'. Moscow, 2014.
4. Rait N. T. Voskresenie Syna Bozh'ego. Moscow, 2011.
5. Rait N. T. Iisus i pobeda Boga. Moscow, 2004.
6. Rait N. T. Novyi Zavet i narod Bozhii. Cherkassy, 2013.
7. Sanders E. P. Iisus i iudaizm. Moscow, 2012.
8. Sravnitel'noe bogoslovie. Nemetskii protestantizm XX veka: Teksty s kommentariiami. Moscow, 2009.
9. Flusser D. Iisus, svidetel'stvuiushchii o Sebe. Cheliabinsk, 1998.
10. Iastrebov G.G. «Poisk istoricheskogo Iisusa»: vykhod iz tupika?, in Al'manakh Sviato-Filaretovskogo pravoslavno-khristianskogo instituta. 2014. Vol. 12. P. 11–33.
11. Borg M. Jesus in Contemporary Scholarship. Atlanta, 1994.
12. Borg M. Jesus: A New Vision. N. Y., 1987.
13. Borg M. Meeting Jesus for the First Time: The Historical Jesus and the Heart of Contemporary Faith. N. Y., 1994.
14. Bronkamm G. Jesus of Nazareth. N. Y., 1960.
15. Bultmann R. Jesus and the Word. N. Y., 1934.
16. Crossan J. D. Jesus and the Kingdom // Jesus at 2000 / M.Borg, ed. N. Y., 1996.
17. Crossan J. D. Jesus: A Revolutionary Biography. N. Y., 1994.
18. Crossan J. D. The Birth of Christianity: Discovering What Happened in the Years Immediately After the Execution of Jesus. San Francisco, 1998.
19. Crossan J. D. The Historical Jesus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant. San Francisco, 1991.
20. Dunn J. Review of «The New Testament and the People of God» by N. T. Wright, in Journal of Theological Studies. 1995.Vol. 46.
21. Eddy P. Jesus as Diogenes? Refl ections on the Cynic Jesus Thesis, in Journal of Biblical Literature. 1996. Vol. 115/3.
22. Kasemann E. The Problem of the Historical Jesus, in The Historical Jesus. Critical Concepts in Religious Studies / C. Evans, ed. N. Y., 2004.Vol.1.
23. Martin R. The Elusive Messiah. A Philosophical Quest for the Historical Jesus. Oxford, 1999.
24. McKnight E. What Is Form Criticism? Philadelphia, 1969.
25. Meier J. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus. Yale, 1991.Vol. 1.
26. Meier J. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus. Yale, 1994.Vol. 2.
27. Meier J. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus. Yale, 2001.Vol. 3.
28. Powell M. A. Jesus as a Figure of History. How Modern Historians View the Man from Galilee. Louisville, 1998.
29. Sanders E. P. The Historical Figure of Jesus. N. Y., 1993.
30. Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. L., 1910.
31. Smith M. Jesus the Magician. N. Y., 1978.
Андреев Алексей Васильевич, священник
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: аспирант Философского факультета МГУ им. Ломоносова 119234, Москва, Ленинские горы, МГУ;
Электронный адрес: email: alexey.andreevtf@gmail.com.
Васильев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 6 (68). С. 148-152. — Рец. на кн.: Willert T. S. New voices in Greek Orthodox thought: untying the bond between nation and religion. Aldershot: Ashgate, 2014
PDF
Васильев Алексей Валентинович, священник
Ученая степень: кандидат политических наук;
Место работы: доцент кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: alexv@pstgu.ru.
Морозан В. В. Экономическое положение Кишиневской епархии в XIX - начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 55-68. DOI: 10.15382/sturII201673.55-68
В статье на основе архивных материалов впервые в отечественной и зарубежной историографии рассматривается экономическое положение Кишиневской епархии Русской Православной Церкви в период с момента присоединения Бессарабии к Российской империи до начала ХХ в. Важным показателем материального благополучия церковнослужителей служит их обеспеченность земельными угодьями и жалованьем. В связи с этим автор уделил основное внимание размерам земельных владений отдельных причтов и денежному содержанию священнослужителей. В работе также уделено внимание объемам дохода отдельных причтов от производства треб и продажи свечей. В ходе исследования выяснилось, что основная доля доходов от свечной торговли не могла использоваться членами причтов на их нужды, а перечислялась в общий бюджет епархии. Существенную часть своих доходов церковнослужители тратили на наем и содержание жилья. Учитывая это обстоятельство, была предпринята попытка определить степень обеспеченности жильем этой категории духовенства. В ходе исследовательской работы удалось обнаружить сведения о числе детей священнослужителей Бессарабии в момент ее присоединения к Российской империи, состоявшие на их попечении, и их степени образованности. Эти данные крайне важны для понимания частной жизни духовенства и положения их семей, так как подобные сведения встречаются в документальных материалах начала XIX в. крайне редко, независимо от епархиальной принадлежности священников.
церковь, епархия, причт, земельные владения, денежное содержание, Российская империя, Бессарабия
Морозан Владимир Васильевич
Пруцкова Е. В., Маркин К. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 69. С. 158-164. — Рец. на кн.: Lee L. Recognizing the Non-Religious: Reimagining the Secular. Oxford University Press, 2015
PDF
Пруцкова Елена Викторовна
Место работы: член рабочей группы научного проекта «Социология религии» ПСТГУ 127051, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: evprutskova@gmail.com.
Маркин Кирилл Васильевич
Место работы: науч. сотр. научной лаборатории «Социология религии», ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: markink20@gmail.com.
Антощенко А. В. "Только духовная или сакраментальная связь, но никакой административной зависимости" Письма Г. П. Федотова Ф. Г. Спасскому 1946, 1947 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 155-167. DOI: 10.15382/sturII201774.155-167
Во введении к публикуемым письмам дается характеристика основным направлениям деятельности известного эмигрантского историка Г. П. Федотова накануне VII Всеамериканского собора Русской Православной Церкви (метрополии) в Северной Америке, состоявшегося в г. Кливленде (штат Огайо) в ноябре 1946 г. Г. П. Федотов разработал проект преобразования Свято-Владимирской духовной семинарии в академию и принял участие в составлении «Записки пяти профессоров», определявшей взаимоотношения метрополии с Московской Патриархией и Синодом Русской Православной Церкви за рубежом. В первом из публикуемых писем историк охарактеризовал суть «записки», предполагавшей только духовную или сакраментальную связь метрополии с Московской Патриархией, но отрицавшей какую-либо административную зависимость от нее. Он проанализировал социальный состав делегатов cобора, принявших решение, схожее с предложением «пяти профессоров». В написанном через год письме Г. П. Федотов определил перспективу развития отношений с Московской Патриархией как шаги в направлении к автокефалии. Публикуемые источники дают ценную информацию как о положении Русской Православной Церкви в Северной Америке в 1946–1947 гг., так и о значимых событиях биографии историка в так называемый американский период его жизни.
Г. П. Федотов, Ф. Г. Спасский, VII Всеамериканский православный собор, митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Леонтий (Туркевич), митрополит Григорий (Чуков), епископ Иоанн (Шаховской), М. М. Карпович, Б. И. Николае
Антощенко Александр Васильевич
Андреев А. В. Проблема использования иудейских текстов для интерпретации евангельского материала // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 73. С. 131-134. — Рец. на кн.: Тарасенко А. А. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия: Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2017. 368 с.
PDF
 
Андреев Алексей Васильевич, священник
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: аспирант;
ORCID: 0000-0001-6034-9704;
Электронный адрес: alexey.andreevtf@gmail.com.
Петров И. В. «Образованный, умный, хорошо владеющий собой, обладающий немалой долей хитрости и интеллекта»: к вопросу об особенностях характера главного ренегата ХХ века Александра Осипова до его перехода на службу атеистическому государству. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 106-117. DOI: 10.15382/sturII201779.106-117
Статья посвящена личности протоиерея Александра Осипова, бывшего известного православного священника, в середине ХХ в. отрекшегося от веры в Бога и ставшего активным борцом с Русской Православной Церковью. Главная цель статьи — понять причины отхода Осипова от религии, его психологию и основные черты поведения. Вопреки расхожему мнению, священник, еще служа в несоветской Эстонии, был крайне честолюбивым и желал быстрого продвижения по карьерной лестнице. Отдельно продемонстрировано, как ренегат мог найти ключ к сердцу разных представителей церковных и гражданских властей, каким образом он менял собственные политические взгляды и юрисдикционные предпочтения. В статье рассмотрено, как он умел входить в доверие к представителям Православной Церкви, а впоследствии в буквальном смысле слова предавал их и высказывал свои компрометирующие суждения советским уполномоченным. Вопрос о том, когда именно Осипов потерял дорогу к Богу, в статье не ставится, так как чрезмерное честолюбие и зависть всегда были присущи ренегату, и его переход на «атеистические рельсы» был не чем иным, как тактическим шагом, вызванным началом новой фазы религиозных гонений. Источниковой базой исследования стали архивные материалы, причем как церковные, так и светские: Архив Санкт-Петербургской епархии, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Эстонский исторический архив в городе Тарту. Кроме того, автор использовал вышедшую ранее историографию по жизни и деятельности бывшего протоиерея Александра Осипова.
Александр Осипов, Эстония, Православная Церковь, атеизм, ренегатство, уполномоченный Совет по делам Русской Православной Церкви, епископ Исидор Богоявленский, митрополит Сергий Воскресенский
  1. Петров И. В. Репрессии против РСХД в Эстонии в 1940–1941 годах // Свет Христов просвещает всех! Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2015. № 13. С. 86–94.
  2. Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии. Материалы к истории Русского студенческого христианского движения. Париж, 1993.
  3. Фирсов С. Л. «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004.
  4. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и Советское государство в 1943–1964 годах: От перемирия к новой войне. СПб.: Деан+АДИА, 1995.
  5. Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) духовные школы во 2-й половине ХХ — начале ХХI века // Вестник церковной истории. 2008. № 4 (12). С.171–210.
Петров Иван Васильевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная 7–9;
Должность: ассистент Института истории;
Электронный адрес: ivanpet1990@hotmail.com.
Маньков А. Е., Подосинов А. В. Энний. Анналы. Книга Первая (перевод и комментарий) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 54. С. 123-142. DOI: 10.15382/sturIII201854.123-142
Квинт Энний (239‒169 гг. до н.э.) — латинский поэт, впервые ставший писать по-латыни гекзаметром. Его главный труд — «Анналы», эпос из 18 книг, посвященный истории Рима. Текст «Анналов» сохранился во фрагментах, большинство из которых не превышают по размеру одну строку. Общее количество строк — 565 в издании Э. Уормингтона, 676 в издании О. Скуча. Данная публикация представляет собой результат работы семинара по переводу латинских авторов; руководитель — А. В. Подосинов. В рамках семинара сохранившийся текст «Анналов» был впервые целиком переведен гекзаметром на русский. Часть фрагментов была ранее переведена С. А. Ошеровым для «Хрестоматии по ранней римской литературе»1; мы включаем эти переводы в нашу публикацию. Звездочкой отмечены переводы, сделанные участниками семинара. В этом номере публикуется часть текста — первые 116 строк. Перевод выполнен по изданию Э. Уормингтона2; по этому же изданию дан латинский текст. При составлении комментариев мы также использовали издание О. Скуча. Мы надеемся, что предлагаемая работа — перевод и комментарии — станет основой для будущего академического издания «Анналов». Авторы перевода и комментариев: А. П. Воскресенский, А. О. Денисов, Е. Я. Деньщикова, А. А. Ивлев, А. Е. Маньков, Ю. А. Пеков, А. В. Подосинов, О. И. Рябенко, И. Г. Смирнова, С. Терешков, С. Н. Федотов.
Энний, латинский эпос, архаическая латынь, латинский язык, история Рима, Анналы Энния, эпическая поэзия
  1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
  2. Нидерман М. Историческая фонетика латинского языка. М., 2004.
  3. Подосинов А. В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999.
  4. Полонская К. П., Поняева Л. П. Хрестоматия по ранней римской литературе. 2-е изд. М., 2000.
  5. Сморчков А. М. Религия и власть в римской республике: магистраты, жрецы, храмы. М., 2012.
  6. Тронский И. М. Историческая грамматика латинского языка. Общеиндоевропейское языковое состояние (вопросы реконструкции). 2-е дополненное издание. М., 2001.
  7. Шантрен П. Историческая морфология греческого языка. М., 2001.
  8. Эрну А. Историческая морфология латинского языка. М., 1950.
  9. Diels H., Kranz W. (Hrsg.) Die Fragmente der Vorsokratiker. 9. Aufl ., 1. Bd. Berlin, 1960.
  10. Lindersky J. The Augural Law // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Hsgb. von H. Temporini, W. Haase. II.
  11. Principat. Bd. 16 (3). Hsgb. von W. Haase. 1986. S. 2146‒2312.
  12. Oxford Latin Dictionary. Oxford, 1968.
  13. Skutsch O. The Annals of Q. Ennius. Oxford, 1985.
  14. Vaan M., de. Etymological Dictionary of Latin and the other Italic Languages. Leiden, 2008.
  15. Warmington E. H. Remains of Old Latin. Vol. 1: Ennius and Caecilius, Cambridge, Massachusetts; London, 1935.
Маньков Александр Евгеньевич
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6; НИУ «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 115054, Москва, Малая Пионерская, 12;
Должность: старший научный сотрудник Научно-административного центра ФФ; доцент/приглашённый преподаватель Департамента иностранных языков;
ORCID: 0000-0002-5735-0955;
Электронный адрес: mankov2017@gmail.com.
Подосинов Александр Васильевич
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, Москва, Ломоносовский просп., 27/4; Институт всеобщей истории РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: Заведующий кафедрой; Главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-2295-9290;
Электронный адрес: svenskbysite@gmail.com.
Выражаем благодарность Е. В. Илюшечкиной за помощь при подготовке этой работы.
Сапсай А. В. К вопросу о динамике численности и состава православных общественных организаций во второй половине XIX – начале XX вв. (на примере Пермской епархии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 36-51. DOI: 10.15382/sturII201881.36-51
В статье рассматривается интенсивный процесс формирования гражданского общества в России в конце XIX — начале ХХ в. через развитие сети неправительственных организаций (НПО), причины их роста и спада. Деятельность светских общественных организаций была направлена на объединение людей для решения в основном экономических и социальных проблем. После церковных реформ возникло большое количество православных общественных организаций, призванных оживить приходскую жизнь, улучшить духовно-нравственное состояние населения. В Пермской епархии существовал ряд православных общественных организаций, наиболее многочисленными и действенными из которых были Православное Миссионерское общество, Императорское Православное Палестинское общество, Братство святого Стефана Пермского, приходские попечительства и Общество ревнителей православия. Их требования были практически идентичны, однако статус участников был различным, в соответствии с их индивидуальным вкладом. После резкого увеличения числа членов обществ в первые годы их деятельности произошло постепенное сокращение их членского состава в результате политических, экономических и социальных изменений. Тем не менее этот опыт укрепления единства людей сегодня очень ценен. Он должен быть тщательно проанализирован и использован для развития гражданского общества в современной России.
гражданское общество, общественные организации, динамика членства, Пермская епархия, Миссионерское общество, Палестинское общество, Братство св. Стефана Пермского, приходское попечительство, Общество ревнителей православия, требования к приему в члены, статус членов, народное единство
  1. Нечаева М. Ю. Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX — начала XX в. Екатеринбург, 2008.
  2. Прокофьев А. В. Приходская реформа 1864 года и ее влияние на самосознание сельского приходского духовенства: Автореф. ... канд. ист. наук. М., 2010.
  3. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М., 1999.
  4. Цысь О. П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Нижневартовск, 2003.
Сапсай Андрей Васильевич, протоиерей
Место работы: Пермская духовная семинария; Российская Федерация, 614036, г. Пермь, Шоссе Космонавтов, д. 185;
Должность: зам. проректора;
ORCID: 0000-0003-1470-9574;
Электронный адрес: andrey-sapsay@rambler.ru.
Андреев А. В. Переосмысление объекта «Поиска исторического Иисуса» в XX — начале XXI века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 84. С. 11-26. DOI: 10.15382/sturI201984.11-26
В статье рассматривается вопрос об историческом Иисусе как объекте библейских исследований. Доказывается, что начиная с Реймаруса, считающегося основателем проекта «Поиск исторического Иисуса», вплоть до середины XX в. участники «Поиска…» считали, что они реконструируют жизнь, учение и личность «реального» Иисуса из Назарета. Как демонстрируется в статье, подобное понимание объекта исследования порождало полемику между участниками «Поиска…» и большинством традиционных богословов, которые считали, что попытка изменить евангельский образ Христа подрывает сами основы вероучения. Во второй половине XX в. Дж. Робинсон и Дж. Мейер предложили переосмыслить объект «Поиска…». Оба ученых доказывали, что с учетом нового понимания исторической науки, сложившегося к середине XX в., а также по причине весьма малого объема научно-верифицируемого евангельского материала, в программе «Поиска исторического Иисуса» необходимы парадигмальные изменения. Робинсон и Мейер доказывали, что в современном контексте «исторический Иисус» более не может пониматься как «реальный» Иисус из Назарета; наименование «исторический Иисус» должно стать специальным термином, означающим фрагментарный теоретический конструкт, основанный на современных методах исторической науки. В статье рассматриваются аргументы Робинсона и Мейера, а также показывается, каким образом концептуальное переосмысление понятия «исторический Иисус» может повлиять на взаимоотношения традиционной конфессиональной теологии и проекта «Поиска…».
Библия, Новый Завет, Иисус Христос, исторический Иисус, библеистика, «Поиск исторического Иисуса», историческая наука, богословие, Джон Мейер, Джеймс Робинсон
  1. Бультман Р. Иисус // Загадка Христа. Две эпохальные работы об Иисусе. М., 2009. С. 219–458.
  2. Гарнак А. фон. Сущность христианства. М., 2010.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. 1–6. М., 2016–2018.
  4. Каспер В. Иисус Христос. М., 2005.
  5. Райт Н. Т. Новый Завет и народ Божий. Черкассы, 2013.
  6. Ратцингер Й., Папа Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. Детство. М., 2015.
  7. Ратцингер Й., Папа Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. СПб., 2009.
  8. Ратцингер Й., Папа Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. Часть вторая. От Входа в Иерусалим до Воскресения. М., 2014.
  9. Сравнительное богословие. Немецкий протестантизм XX века: Тексты с комментариями. М., 2009.
  10. Хабермас Г. Исторический Иисус. Древние свидетельства жизни Христа. Симферополь, 2013.
  11. Эванс К. Иисус глазами ученых: Правда и ложь новейших открытий и скандальных исследований. М., 2011.
  12. Эрман Б. А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда. М., 2012.
  13. Buchanan G. W. The Consequence of the Covenant. Leiden, 1970.
  14. Crossan J. D. The Historical Jesus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant. San Francisco, 1991.
  15. Deines R. Can the “Real” Jesus be Identifi ed with the Historical Jesus? A Review of the Pope’s Challenge to Biblical Scholarship and the Various Reactions it Provoked // DIDASKALIA. 2009. № 39. P. 11–46.
  16. Dibelius M. From Tradition to Gospel. N. Y., 1965.
  17. Farnell D. Three Searches for the Historical Jesus // Master’s Seminary Journal. 2012. № 1 (23). P. 7–42.
  18. Funk R. & the Jesus Seminar. The Acts of Jesus. What Did Jesus Really Do? San Francisco, 1998.
  19. Funk R., Hoover R. & the Jesus Seminar. The Five Gospels. What Did Jesus Really Say? N. Y., 1993.
  20. Johnson L. T. The Real Jesus: The Misguided Quest for the Historical Jesus and the Truth of the Traditional Gospels. San Francisco, 1997.
  21. Longenecker R. Literary Criteria in Life of Jesus Research: An Evolution and Proposal // The Historical Jesus. Critical Concepts in Religious Studies. Vol. I / C. Evans, ed. N. Y., 2004. P. 451–464.
  22. Ludemann G. Jesus after 2000 Years: What He Really Said and Did. N. Y., 2001.
  23. Martin R. The Elusive Messiah. A Philosophical Quest for the Historical Jesus. Oxford, 1999.
  24. McKnight E. What Is Form Criticism? Philadelphia, 1969.
  25. Meier J. Basic Methodology in the Quest for the Historical Jesus // Handbook for the Study of the Historical Jesus. Vol. I / T. Holmén, S. Porter, eds. Boston, 2011. P. 291–331.
  26. Meier J. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus. Vol. I: The Roots of the Problem and the Person. NY, 1991.
  27. Oakman D. The Political Aims of Jesus. Minneapolis, 2012.
  28. Porter S. The Criteria of Authenticity // Handbook for the Study of the Historical Jesus. Vol. I / T. Holmén, S. Porter, eds. Boston, 2011. P. 695–714.
  29. Reimarus H. S. Concerning the Intention of Jesus and His Teaching // Reimarus H. S. Fragments. Philadelphia, 1970. P. 59–269.
  30. Robinson J. A New Quest for the Historical Jesus. L., 1970.
  31. Schillebeeckx E. Jesus: An Experiment in Christology. N. Y., 1989.
  32. Schlosser J. Scholarly Rigor and Intuition in Historical Research into Jesus // Handbook for the Study of the Historical Jesus. Vol. I / T. Holmén, S. Porter, eds. Boston, 2011. P. 475–508.
  33. Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. L., 1910.
  34. Swales J. Historical Jesus: Quest, Methods and Criteria. Bristol, 2008.
  35. Tatum B. Jesus. A Brief History. Oxford, 2009.
  36. The Postmodern Bible. N. Y., 1997.
  37. Weisse C. H. Die evangelische Geschichte kritisch und philosophisch bearbeitet. Leipzig, 1838.
  38. Wilke C. G. Der Urevangelist, oder exegetisch-kritische Untersuchung über das Verwandtschaftsverhältnis der drei ersten Evangelien. Dresden; Leipzig, 1838.
Андреев Алексей Васильевич, священник
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Преподаватель кафедры Библеистики;
ORCID: 0000-0001-6034-9704;
Электронный адрес: alexey.andreevtf@gmail.com.
Шевченко П. В. Средние военно-учебные заведения России первой половины XIX века глазами их воспитанников // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 83-96. DOI: 10.15382/sturII201989.83-96
Исследователи в целом характеризуют русские военно-учебные заведения 1-й половины XIX в. как воплощение худших черт николаевской военной системы с ее муштрой и шагистикой. Редкие положительные оценки имеют в виду вклад, внесенный кадетскими корпусами в развитие дворянского образования в России. Мало где можно встретить мнение, что в военно-учебных заведениях, несмотря ни на что, воспитанникам прививался настоящий воинский дух. Повседневная жизнь воспитанников кадетских корпусов проходила в атмосфере строго определенного порядка, который требовалось четко выполнять. Весь день был детально регламентирован: время пробуждения, прием пищи, урочное время, фронтовые упражнения, время приготовления уроков и отдыха. Непосредственный контроль над воспитанниками военно-учебных заведений осуществлялся офицерами-воспитателями. Одни ротные офицеры пользовались любовью и уважением кадетов, других, напротив, не любили и боялись. К сожалению, воспитатели не всегда оказывались на высоте понимания своей задачи, и зачастую их усилия сводились к поддержанию чисто внешнего порядка. Но недостатки в корпусном воспитании нередко являлись следствием еще невысокого уровня развития педагогики того времени. Отношение к учителям в корпусах было аналогичным. Если учитель умел преподать свой предмет и увлечь им слушателей, то он также пользовался уважением и признательностью кадетов. Воспоминания воспитанников показывают, что их восприятие образования в кадетских корпусах было скорее положительным. Приобретенные там свойства и навыки служили им опорой в будущей службе в качестве офицеров русской армии. При реформе 1860-х гг., упразднившей кадетские корпуса, опыт и мнение их выпускников не были приняты во внимание.
военное образование, 1-я половина XIX века, история повседневности, кадетские корпуса
  1. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., 1958.
  2. Аурова Н. Н. Система военного образования в России: кадетские корпуса во второй половине XVIII — первой половине XIX века. М., 2003.
  3. Власов Н. А. Гельмут фон Мольтке. Отец современной войны. СПб., 2018.
  4. Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
  5. Зайончковский П. А. Военные реформы 1860–1870-х гг. в России. М., 1952.
  6. Керсновский А. А. История русской армии. Т. 2. М., 1993; Т. 3. М., 1994.
  7. Кочаков Б. М. Педагогическое кадры военно-учебных заведений в царской России // Труды Высшего военно-педагогического института имени М.И. Калинина. Т. 2. Л., 1947. С. 154–189.
Шевченко Полина Васильевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0001-9976-3857;
Электронный адрес: scharlotte@inbox.ru.