/
Результат поиска


Бурмистров М. Ю. Теология и конец метафизики // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 85-98.
PDF
В статье предпринята попытка описания изменений в структуре и содержании христианской теологии, возникающих вследствие смены культурно-исторических эпох. В качестве основных подходов выдвигаются концепты «теоцентрическое сознание», «антропоцентрическое сознание», «топология теологии», «смерть метафизики». Особое внимание уделяется взглядам М. Хайдеггера и В. Н. Лосского. Предпринята попытка систематизации стратегий, возникающих как реакция на столкновение антропоцентрического сознания и теологии, сформированной в теоцентрическую эпоху. По мнению автора, глубокий кризис оснований европейской метафизики неминуемо затрагивает область теологии и побуждает внимательно рассмотреть характер этих изменений.
христианская теология, теоцентрическое сознание, антропоцентрическое сознание, топология теологии, смерть метафизики, М. Хайдеггер, В. Н. Лосский
Бурмистров Михаил Юрьевич
Бурмистров К. Ю., Козырев А. П. Письмо прот. Сергия Булгакова иеромонаху Афанасию (Петрову) / Подготовка текста, примечания К.Ю. Бурмистров, А.П. Козырев // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 71-78.
PDF
В публикации представлен текст письма прот. Сергия Булгакова иеромонаху Афанасию (Петрову), впервые публикуемого по оригиналу сохранившегося письма. Оно было написано в разгар знаменитого «Спора о Софии». В нем ярко представлено как понимание Булгаковым смысла своего богословствования, так и его отношение к происходящим событиям и их основным участникам. Текст снабжен содержательным введением, в котором указаны контекст и обстоятельства появления письма, а также подробным комментарием по персоналиям и основным проблемам, затрагиваемым в тексте.
прот. Сергий Булгаков, иеромонах Афанасий (Петров), В. Н. Лосский, прот. Георгий Флоровский, «Парижское богословие», софиология, Карловацкий собор, «Большая трилогия»
Бурмистров Констанин Юрьевич
Козырев Алексей Павлович
Бурмистров М. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 132-137. — Рец. на кн.: Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира / А. Р. Фокин, А. И. Кыржелев, пер., А. Р. Фокин, отв. ред. Языки славянских культур
PDF
Бурмистров Михаил Юрьевич
Бурмистров К. Ю., Эндель М. И. О божественных именах в еврейском мистицизме // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 55-71. DOI: 10.15382/sturI201456.55-71
Представление о божественных именах и о том важнейшем значении, каковое они имеют для сотворения мира и его существования, а также практики почитания имен составляют важнейшую часть иудаизма как религии в целом и еврейского мистицизма в частности. Идея о творящей силе четырехбуквенного непроизносимого Имени (Тетраграмматона) и других имен особенно ярко выражена в средневековой каббале. Она основывается на лингвистическом мистицизме древнего еврейского трактата «Сэфер йецира» («Книга Творения», III–VI вв.), в котором сотворение мира рассматривается как лингвистическийпроцесс, а буквы еврейского алфавита как одновременно силы творения и тот праматериал, из которого создается мир. В статье рассмотрены основные особенности символизма божественных имен в каббале. Нами выделены две главные тенденции в понимании божественных имен, характерные для двух основных направлений в средневековой каббале, — теософско-теургического и экстатического (пророческого). Взгляды этих школ анализируются на материале сочинений двух выдающихся каббалистов XIII в. — Йосефа Гикатилы и Авраама Абулафии. В первой из них познание божественных имен должно повлечь за собой пробуждение скрытых сил в душе человека и привести к исправлению недостатков земного мира, а также может оказывать определенное влияние и на мир божественный. Таким образом, познание имен понимается как имеющее мессианское и эсхатологическое значение. Родоначальник школы пророческой каббалы Авраам Абулафия, с другой стороны, разработал изощренные мистические практики комбинирования букв различных божественных имен, призванные изменить сознание адепта и привести к трансформации всего его существа, достижению состояний пророчества и, в концеконцов, слияния с Божеством.
каббала, еврейский мистицизм, евреи, божественные Имена, иудаизм, Тора, Тетраграмматон, Абулафия
1. Бурмистров К. Ю. «Ибо Он как огонь плавильщика»: каббала и алхимия. М., 2009.
2. Бурмистров К. Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М., 2013.
3. Бурмистров К., Эндель М. «Сефер йецира» в еврейской и христианской традициях // Judaica Rossica. М., 2002. Вып. 2. С. 49–80.
4. Идель М. Каббала: новые перспективы. М., 2010.
5. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М., 2004.
6. Dan J. (ed.) The Early Kabbalah, New York, 1986.
7. Burmistrov K. 2009 “The Christian Kabbalah and Jewish Universalism”, in Ot Biblii do postmoderna. Stat'i po istorii evrejskoj kul'tury, Moscow, 2009, pp. 150–176.
8. Gikatilla ben Abraham J. Shaare Orah. Gates of Light, New York, 1994.
9. Hallamish M. An Introduction to the Kabbalah, Albany (N.Y.), 1999.
10. Hayman A. P. Sefer Yesira: Edition, Translation, and Text-Critical Commentary, Tübingen, 2004.
11. Idel M. Studies in Ecstatic Kabbalah, Albany (N.Y.), 1988.
12. Idel M. Language, Torah and Hermeneutics in Abraham Abulafia, Albany, 1989.
13. Jellinek A. Philosophie und Kabbala, Leipzig, 1854.
14. Morlok E. Rabbi Joseph Gikatilla’s Hermeneutics, Tübingen, 2011.
15. Sagerman R. The Serpent Kills Or the Serpent Gives Life: The Kabbalist Abraham Abulafia’s Response to Christianity, Leiden, 2011.
16. Scholem G. 1972 “The Name of God and the Linguistic Theory of the Kabbala. Part II“, in Diogenes, 1972, vol. 80, pp. 178–80, 193–194.
17. Scholem G. Kabbalah, Jerusalem, 1974.
19. Wolfson E. R. Abraham Abulafia — Kabbalist and Prophet: Hermeneutics, Theosophy and Theurgy, Los Angeles, 2000.
20. Idel M. Kitbe rabbi Abraham Abulafia umnishato. Dissertation, Jerusalem, 1976.
21. Sholem G. Kitbe-jad bekabbalah, ha-nimcaim bebet ha-sfarim ha-leumi weha-uniwersitai birushalaim, Jerusalem, 1930.
Бурмистров Константин Юрьевич
Эндель Мария Иосифовна
Бурмистров К. Ю. Борис Столпнер: марксист, философ, каббалист // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 76. С. 79-103. DOI: 10.15382/sturI201876.79-103
В статье рассматривается жизнь и творчество философа Бориса Григорьевича Столпнера (1871–1937), важного, но незаслуженно забытого представителя русской мысли Серебряного века. На протяжении трех десятилетий он находился в самом центре дискуссий по вопросам религии, философии, литературы, политики, был знаком практически со всеми выдающимися представителями культурной жизни России того времени. В статье проанализирован вклад Столпнера в культурный контекст Серебряного века, его роль в деятельности Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге, членом которого он был с момента его основания. Активно участвуя в дискуссиях, Столпнер разрабатывал собственную концепцию иудаизма и христианства, своеобразную философию религии. Близкие отношения связывали его с целым рядом известных представителей Серебряного века — В. В. Розановым, М. О. Гершензоном, А. Ф. Лосевым, для которых он выступал своего рода наставником в вопросах, связанных с пониманием иудаизма. Предметом обсуждения в статье также является особый, свойственный ему метод ведения дискуссий, заимствованный им из традиционного иудаизма. Впервые поднимается вопрос о значении идей Столпнера для восприятия еврейского мистицизма русскими философами начала ХХ в. Исследование в значительной степени основано на труднодоступных публикациях и архивных материалах, до сих пор не введенных в научный оборот.
русская философия, Серебряный век, Религиозно-философское общество, Государственная академия художественной культуры, В. В. Розанов, А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Г. Г. Шпет, еврейский мистицизм, каббала, марксизм
  1. Акимова М. В., Шапир М. И. Борис Исаакович Ярхо и стратегия «точного литературоведения» // Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения: Избр. труды по теории литературы. М., 2006. С. VII–XXXII.
  2. Александр Блок. Исследования и материалы. Л., 1991.
  3. Александр Блок. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. М., 1993. Т. 92. Кн. 5.
  4. Андрей Белый. Воспоминания о A. A. Блоке. Главы VIII–IX // Эпопея. 1923. № 4. С. 156.
  5. Андрей Белый. Начало века. Берлинская редакция (1923). СПб., 2014.
  6. Андрей Белый. Начало века. М., 1990.
  7. Аронсон Г. Русиш-идише интеллигенцие. Буэнос-Айрес, 1962.
  8. Блок А. Записные книжки, 1901–1920. М., 1965.
  9. Бурмистров К. Ю. Имяславие и каббала: О роли еврейской мистики в полемике о почитании божественных имен в России начала ХХ в. // Мировые религии в истории, культуре и политике. СПб., 2017. С. 455–506.
  10. Бычков С. Хроника нераскрытого убийства. М., 1996.
  11. Вендитти М. К сравнению научных методологий Б. И. Ярхо и Г. Г. Шпета // Res philologica.Сборник статей памяти М. И. Шапира. Амстердам, 2014. С. 429–440.
  12. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / В. И. Кейдан, сост. М., 1997.
  13. Выготская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996.
  14. Гершензон М. Письма к Льву Шестову (1920–1925) // Минувшее. Ист. альманах. 1991. Вып. 6. С. 237–312.
  15. Гершензон-Чегодаева Н. М. «Первые шаги жизненного пути». М., 2000.
  16. Дубнов С. М. Книга жизни. Воспоминания и размышления. СПб., 1998.
  17. Дубнова-Эрлих С. Хлеб и маца. Воспоминания, стихи разных лет. СПб., 1994.
  18. Дурылин С. Н. Три беса. М., 2013.
  19. Ермичёв А. А. Религиозно-философское общество в Петербурге (1907–1917). Хроника заседаний. СПб., 2007.
  20. Искусство как язык — языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов / Н. С. Плотникова, Н. П. Подземской, ред.: В 2 т. М., 2017. Т. 2.
  21. Кацис Л. Ф. Б. Г. Столпнер о еврействе // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник. 1999. М., 1999. С. 259–330.
  22. Корсаков С. Н. Борис Григорьевич Столпнер (по архивным материалам) // История философии. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–150.
  23. Левицкий В. (Цедербаум В. О.) За четверть века. Революционные воспоминания 1892–1917 г.г. М.; Л., 1927.
  24. Леонтьев А. А. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 35–36.
  25. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
  26. Мандельштам Н. Я. Воспоминания. Нью-Йорк, 1970.
  27. Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва: Хроника русской духовной жизни / О. Т. Ермишина, вступит. ст., сост. // Литературоведческий журнал. 2011. № 28. С. 210–267.
  28. Переписка В. В. Розанова и М. О. Гершензона. 1909–1918 / В. Проскуриной, публ. // Новый мир. 1991. № 3. С. 236–237.
  29. Письма Александра Блока к родным. М.; Л., 1927. Т. 1.
  30. Плотников Н. С. Искусство и действительность. Гегель, Шпет и русская эстетика // Вестник Томского гос. университета. Философия. Социология. Политология. 2015. Вып. 4 (32). С. 71–84.
  31. Поляк А. На заре рабочего движения в Западной России // Каторга и ссылка. 1928. Т. 11 (48). С. 7–17.
  32. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах: В 3 т. М., 2009.
  33. Розанов В. В. Когда начальство ушло… М., 1997.
  34. Розанов В. В. Мимолетное. М., 1994.
  35. Розанов В. В. На лекции о Достоевском // Новое время. 1909. 4 июля. № 11964.
  36. Розанов В. В. Уединенное. Петроград, 19162.
  37. Тахо-Годи А. А. Из археологии // Вестник РХД. 1997. № 176. С. 146–153.
  38. Тахо-Годи А. А. От диалектики мифа к абсолютной мифологии // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 167–180.
  39. Троцкий Л. Д. Литература и революция. М., 1991.
  40. Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970.
  41. Чуковский К. И. Дневник. 1901–1929. М., 1991.
  42. Шпет Г. Г. Искусство как вид знания: Избранные труды по философии культуры. М., 2007.
  43. Burmistrov K. The interpretation of Kabbalah in early 20th-century Russian Philosophy: Soloviev,
  44. Bulgakov, Florenskii, Losev // East European Jewish Aff airs. 2007. Vol. 37/2. P. 164–171.
  45. Cadamagnani C. Per una scienza esatta della letteratura: Boris Isaakovič Jarcho nel contesto del formalismo russo. Pisa, 2012.
Бурмистров Константин Юрьевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0687-2531;
Электронный адрес: kburmistrov@hotmail.com.
Бурмистров К. Ю. Концепция Предвечного Человека (Адам Кадмон) в еврейском мистицизме // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 84. С. 97-117. DOI: 10.15382/sturI201984.97-117
В статье рассмотрена одна из наиболее важных концепций еврейского мистицизма, согласно которой первым проявлением непостижимого Бога является антропоморфная световая структура, называемая Предвечным Человеком (ивр. Адам Кадмон). Рассмотрено происхождение этого представления, параллели между ним и другими религиозно-философскими традициями, проанализированы различия в его трактовке в разных версиях каббалистического учения. Особое внимание уделено интерпретации концепции Адама Кадмона в поздней каббалистической школе Ицхака Лурии (1534–1572), космогоническое учение которой было разработано особенно подробно и впоследствии стало наиболее влиятельным в каббале последних веков и учении хасидизма. Предметом анализа также стало учение о Предвечном Человеке в философском учении Авраама Ѓерреры (1570–1635), который предложил в своих трудах своеобразный синтез еврейской каббалы и европейских философских идей, что дало возможность нееврейским мыслителям познакомиться с рассматриваемой концепцией.
Предвечный Человек, Адам Кадмон, иудаизм, мистицизм, неоплатонизм, ислам, Филон, Библия, Абсолют, эманация, Зоѓар, сфирот
  1. Афонасин Е. В. В начале было… Античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002.
  2. Афонасин Е. В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2008.
  3. Бурмистров К. «Он сжал Себя в Самом Себе»: Каббалистическое учение о «самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре // Историко-философский журнал. 2009. № 14. С. 3–44.
  4. Бурмистров К. Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М., 2013.
  5. Бурмистров К. Ю. Спиноза и каббала: конфликты, влияния, источники // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / отв. ред. О. В. Белова. М., 2017. С. 10–32.
  6. Ибн Араби. Избранное. Т. 1 / пер. И. Р. Насыров. М., 2013.
  7. Идель М. Каббала: Новые перспективы. М.; Иерусалим, 2010.
  8. Ириней Лионский. Сочинения / изд. свящ. П. Преображенский. М., 1871.
  9. Ислам: Энциклопедический словарь / cост. Милославский Г. В. и др. М., 1991.
  10. История арабо-мусульманской философии: Антология / ред. А. В. Смирнов. М., 2013.
  11. Мидраш раба: в 10 т. Т. 1. Берешит раба / пер. Я. Синичкин, А. Членова. М., 2012.
  12. Нечипоренко В. Н. Еврейская философия и каббала. Ростов н/Д, 2007.
  13. Орлов А. А. Зеркала Всевышнего: небесный двойник человека в иудейской апокалиптике. СПб., 2018.
  14. Премудрость Иисуса Христа. Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / пер. А. И. Еланская. СПб., 2004.
  15. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар / пер. М. А. Кравцов. М., 1994.
  16. Реутин М. Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта. Традиция платоновского «Парменида» в эпоху позднего Средневековья. М., 2011.
  17. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам. М., 2011.
  18. Смирнов А. В. Великий Шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993.
  19. Трактат Авот с комментариями р. Пинхаса Кеѓати / пер. П. Криксунов. М.: Внешторгиздат, 1990.
  20. Трехчастный трактат. Коптский гностический текст из Наг-Хаммади / пер. А. И. Еланская. СПб., 2017.
  21. Хосроев А. Л. История манихейства. Prolegomena. СПб., 2007.
  22. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.; Иерусалим, 2004.
  23. Эндель М. Проблема происхождения Каббалы и основные концепции круга “Сефер hа-ийун” // Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике. М., 1998. С. 45–55.
  24. Яглом Э. Трактат Идра Раба (Великое Собрание) // Judaica Petropolitana. 2018. № 9. С. 114–136.
  25. Affifi A. E. The Mystical Philosophy of Muhyid Din-Ibnul Arabi. Cambridge, 1939.
  26. Altmann A. Lurianic Kabbalah in a Platonic Key: Abraham Cohen Herre ra’s Puerta Del Cielo // Jewish Thought in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987. P. 1–37.
  27. Arnaldez R. Al-Insan al-Kamil // The Encyclopedia of Islam. B. Lewis et.al., ed. Vol. 3. Leiden — London, 1986. P. 1239–1241.
  28. Beltran M. The Influence of Abraham Cohen de Herrera’s Kabbalah on Spinoza’s Metaphysics. Leiden, 2016.
  29. Burmistrov K. Die hebräischen Quellen der Kabbala Denudata // Morgen-Glantz. Bern, 2002. Bd. XII. S. 341–376.
  30. El-Bizri N. The Microcosm/Macrocosm Analogy: A Tentative Encounter Between Graeco-Arabic Philosophy and Phenomenology // Islamic Philosophy and Occidental Phenomenology on the Perennial Issue of Microcosm and Macrocosm / Tymieniecka A.-T., ed. Pt. 1. Dordrecht, 2006. P. 3–23.
  31. Giulea D. A. Pre-Nicene Christology in Paschal Contexts: The Case of the Divine Noetic Anthropos. Leiden, 2014.
  32. Abraham Cohen de Herrera. Gate of Heaven / K. Krabbenhoft. transl. Leiden, 2002.
  33. Ibrahim T., Sagadeev A. Classical Islamic Philosophy. Moscow, 1990.
  34. Idel M. Absorbing Perfections: Kabbalah and Interpretation. New Haven, 2002.
  35. Idel M. Ascensions on High in Jewish Mysticism: Pillars, Lines, Ladders. Budapest, 2005.
  36. Idel M. The Image of Man above the Sefi rot // Kabbalah. 2009. Vol. 20. P. 181–212.
  37. [Knorr von Rosenroth Ch.] Kabbala Denudata, seu Doctrina Hebraeorum Transcendentalis et Metaphysique atque Theologica. Vol. 1. Sulzbach, 1677–1678; vol. 2: Frankfurt a.M., 1684.
  38. Krabbenhoft K. Syncretism and Millennium in Herrera’s Kabbalah // Millenarianism and Messianism in Early Modern European Culture. Vol. 1: Jewish Messianism in the Early Modern World / M. Goldish and R.H. Popkin, ed. Dordrecht, 2001. P. 65–76.
  39. Magid Sh. From Metaphysics to Midrash. Myth, History, and the Interpretation of Scripture in Lurianic Kabbala. Bloomington; Indianapiolis, 2008.
  40. Necker G. Humanistische Kabbala im Barock: Leben und Werk des Abraham Cohen de Herrera. Berlin; Boston, 2011.
  41. Schmidt-Biggemann W. Philosophia perennis. Historical Outlines of Western Spirituality in Ancient, Medieval and Early Modern Thought. Dordrecht, 2004.
  42. Scholem G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism, and Talmudic Tradition. N. Y., 1960.
  43. Scholem G. On the Kabbalah and its symbolism. N. Y., 1965.
  44. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974.
  45. Scholem G. Origins of the Kabbalah. Princeton, 1987.
  46. Scholem G. On the Mystical Shape of the Godhead: Basic Concepts of the Kabbalah. N. Y., 1991.
  47. Scholem G. Über einige Grundbegriff e des Judentums. Frankfurt/M., 1996.
  48. Schulte C. Zimzum: Gott und Weltursprung. Berlin, 2014.
  49. Verman M. The Book of Contemplation. Medieval Jewish Mystical Sources. Albany (N. Y.), 1992.
  50. The Wisdom of the Zohar. An Anthology of Texts / I. Tishby, ed. 3 vols. L.; Washington, 1994.
  51. Wolfson E. R. Language, Eros, Being. Kabbalistic Hermeneutics and Poetic Imagination. N. Y., 2005.
  52. Wolfson E. R. Alef, Mem, Tau: Kabbalistic Musings on Time, Truth, and Death. Berkeley, 2006.
  53. The Works of Philo Judaeus. Vol. 1 / C. D. Younge, transl. L., 1854.
  54. Авиви Й. Кабалат ѓа-Ари. [В 3 т.] (Каббала Ицхака Лурии). Иерусалим, 2008.
  55. Авраѓам Коѓен де Ѓеррера. Сэфер Шаар ѓа-шамаим (Небесные врата) / пер. Ицхак Абоаб. Амстердам, 1655.
  56. Авраѓам Коѓен де Ѓеррера. Бейт Элоѓим. Шаар ѓа-шамаим (Дом Господа. Небесные врата) / пер. с исп., введ. и коммент. Н. Йоша. Иерусалим, 2002.
  57. Зоѓар 1998 — Сэфер ѓа-зоѓар аль хамиша хумшей тора (Книга Сияния). В 10 т. Иерусалим, 5758 (1998).
  58. Идра раба кадиша [им перуше] Яфе шаар вэ-Шааре ѓа-идра (Святое великое Собрание, с комментариями Прекрасные врата и Врата Собрания). Иерусалим, 1976.
  59. Йоша Н. Митос у-метафора. Ѓа-паршанут ѓа-философит шель р. Авраѓам Коѓен Ѓеррера лекабалат ѓа-Ари (Миф и метафора. Философская интерпретация лурианской каббалы у р. Авраама Когена Герреры). Иерусалим, 1994.
  60. Мероз Р. Пэруш аноними ле-Идра раба ѓа-нимна им асколат Сарук (Анонимный комментарий к Великому Собранию, относимый к школе Сарука) // Мехкаре ирушалаим бэ-махшевет исраэль. 1996. Т. 12. С. 307–378.
  61. Мероз Р. Асколат Сарук — ѓисторья хадаша (Новая история школы Сарука) // Шалем. 2002. № 7. С. 151–193.
  62. Тишби И. Торат ѓа-ра вэ-ѓа-клипа бэ-кабалат ѓа-Ари (Учение о зле и клипе в каббале Ицхака Лурии). Иерусалим, 5752 (1992).
  63. Торат ѓа-Кана. Сэфер ѓа-Баѓир ле-р. Нехунья бен ѓа-Кана им перуш кадмон (Книга Блеска). Иерусалим, 1998.
  64. Хавер (Вильдман), Ицхак Айзек. Питхе шеарим (Створы врат). Т. 1. Варшава, 1888.
  65. Хаим Виталь. Эц хаим (Древо жизни). Иерусалим, 1866.
  66. Шолем Г. Исраэль Саруг — талмид ѓа-Ари? (Исраэль Саруг — ученик Ицхака Лурии?) // Цион. 1940. № 5. С. 214–243.
  67. Шолем Г. Авраѓам Ѓеррера — бааль шаар ѓа-шамаим (Авраам Ѓеррера, автор Небесных врат). Иерусалим, 1978.
  68. Элиор Р. Ѓа-зика га-метафорит бейн ѓа-Эль ле-Адам у-рэцифута шель ѓа-мамашут ѓа-хезьёнит бе-кабалат ѓа-Ари (Метафорическая связь между Богом и человеком и значение воображаемой реальности в каббале Ицхака Лурии) // Кабалат ѓа-Ари. Дивре ѓа-кенес ѓа-бейнлеуми ѓа-рвии / Либес Й., Элиор Р., орхим. Иерусалим, 1992. С. 47–57.
Бурмистров Константин Юрьевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0687-2531;
Электронный адрес: kburmistrov@hotmail.com.