/
Результат поиска


Булах М. С. Христианская терминология в "Арабско-эфиопском Глоссарии"XIV в. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 20-29. DOI: 10.15382/sturIII201545.20-29
«Арабско-эфиопский глоссарий» — уникальный лексический список, датируемый XIV в. и содержащий арабские слова из важнейших семантических групп, сопровожденные переводами на «эфиопский» язык — в реальности на различные, преимущественно эфиосемитские, языки Эфиопии. В данной работе рассматривается лексика Глоссария, связанная с христианской религией. Сюда входят названия для двух наиболее важных в эфиопском контексте христианских праздников (Пасхи и Дня Обретения Креста Господня), слово матэб (шелковый шнур, надеваемый на шею при крещении ― эфиопский аналог нательного креста), обозначения священника, монаха и, наконец, Бога. Наличие этой лексики свидетельствует об интересе составителя Глоссария к христианской Эфиопии.
эфиосемитские языки, тигре, тигринья, амхарский язык, харари, языки гураге, арабский язык, эфиопско-йеменские контакты, Расулидская династия, христианство в Эфиопии, арабская лексикография.
1. Bulakh M., Kogan L. 2013 “Towards a Comprehensive Edition of the Arabic-Ethiopic Glossary of al-Malik al-Afḍal”, in Aethiopica, Wiesbaden, 2013, vol. 16, pp. 138–148; 2014, vol. 17, pp. 151–168; 2015, vol. 18 (in print).
2. Cerulli E. Studi Etiopici, Roma, 1936, vol. 1: La lingua e la storia di Harar.
3. Girma A. Demeke. Amharic-Argobba Dictionary, S. l., 2013.
4. Kane Th. L. Amharic-English Dictionary, Wiesbaden, 1990.
5. Kane Th. L. Tigrinya-English Dictionary, Springfield, 2000.
6. Lane E. W. Arabic-English Lexicon, London, 1863–1893.
7. Leslau W. Comparative Dictionary of Ge’ez (Classical Ethiopic), Wiesbaden, 1987.
8. Leslau W. Ethiopic Documents: Argobba. Grammar and Dictionary, Wiesbaden, 1997.
9. Leslau W. Étude descriptive et comparative du Gafat (éthiopien méridional), Paris, 1956.
10. Leslau W. Etymological Dictionary of Gurage (Ethiopic), Wiesbaden, 1979, vol. 3: Etymological Section.
11. Leslau W. Etymological Dictionary of Harari, Berkeley, Los Angeles, 1963.
12. Littmann E. 1943 “Altamharisches Glossar: Der Wortschatz in den «Canzoni Geez-Amariña»”, in Rivista degli studi orientali, Roma, 1943, vol. 20, pp. 473–505.
13. Littmann E., Höfner M. Wörterbuch der Tigrē-Sprache: Tigrē-Deutsch-English, Wiesbaden, 1962.
14. Ludolf H. Lexicon Amharico-Latinum, cum Indice Latino copioso, Francofurti ad Moenum, 1698.
15. Muth F.-Ch. 2009–2010 “Frühe Zeugnisse des Amharischen und der Gurage-Sprachen in einer polyglotten Wortliste von Al-Malik Al-Afḍal (gest. 778/1377)”, in Folia Orientalia, Wroclaw, Warszawa, Krakôw, 2009–2010, vol. 45/46, pp. 87–109.
16. Piamenta M. A. Dictionary of Post-Classical Yemeni Arabic, Leiden, 1990.
17. Golden P. (ed.) The King’s Dictionary: The Rasûlid Hexaglot: Fourteenth Century Vocabularies in Arabic, Persian, Turkic, Greek, Armenian and Mongol, Leiden, Boston, Köln, 2000.
18. Varisco D. M., Smith G. R. (eds.) The Manuscript of al-Malik al-Afḍal al-Abbās b. ™Alī b. Dāʔūd b. Yūsuf b. ™Umar b. ™Alī Ibn Rasūl: A Medieval Arabic Anthology from the Yemen, Warminster, 1998.
19. Wagner E. Harari-Texte in arabischer Schrift mit Übersetzung und Kommentar, Wiesbaden, 1983.
Булах Мария Степановна
Булах М. С. «Поучение о бренности мира» как жанр староамхарской поэзии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 24-36. DOI: 10.15382/sturIII201857.24-36
статье рассматриваются четыре староамхарских поэтических текста, которые можно отнести к общему жанру «поучения о бренности мира». В рамках исследования подробно обсуждаются как общие черты, объединяющие все четыре текста, так и особенности, характеризующие лишь некоторые из них. К общим чертам относятся стиль рифмованной прозы, жанр увещания, обращенного к верующему, разделение между говорящим и слушающим. Среди параметров, которые указывают на более или менее тесные связи между отдельными текстами поучений, в статье обсуждаются рифма, наличие и тип рефренов, вводящих новые части текста, степень вовлеченности говорящего, использование темы «порицание богатства» как заглавной темы произведения, набор тем, охваченных произведением, наличие дополнительных прозаических фрагментов.В заключение приводится предварительная оценка существующих гипотез о происхождении текстов «поучений о бренности мира» и о взаимосвязях между ними. Два текста обнаруживают обширные общие фрагменты и, по-видимому, восходят к единому архетипу. Третий текст отстоит от них несколько дальше, но и он связан с одним из первых двух текстов общим фрагментом. Четвертый текст представляет собой самостоятельное произведение и объединяется с другими поучениями лишь общей темой и некоторыми принципами построения текста. Наличие не зависящих друг от друга поучений дает основание выделить «поучение о бренности мира» как особый жанр. На формирование этого жанра, по всей вероятности, определенное влияние оказала европейская средневековая литература о презрении к миру, ставшая известной в Эфиопии благодаря католической миссионерской деятельности в XVI–XVII вв.
Эфиопия, христианство в Эфиопии, амхарский язык, староамхарский язык, cтароамхарская литература, амхарская литература, амхарская поэзия, амхарская религиозная литература, литература Эфиопии, средневековая христианская литература, литература о презрении к миру
  1. Титов Е. Г., Булах М. С. Амхарский язык. // Языки мира. Семитские языки. Эфиосемитские языки / Ред. М. С. Булах, Л. Е. Коган, О. И. Романова. М., 2013. C. 311–374.
  2. Фридман И. А. Староамхарский трактат «Виды творения» как одно из сочинений цикла «Красота творения» // Вестник ПСТГУ. Cер. III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 70–78.
  3. Bulakh M., Nosnitsin D. An Old Amharic Poem from Northern Ethiopia: One More Text on
  4. Condemning Glory // Bulletin of the School of Oriental and African Studies (в печати).
  5. Cowley R. A Text in Old Amharic // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1974. Vol. 37. P. 597–607.
  6. Cowley R. Ludolf’s Fragmentum Piquesii: an Old Amharic Tract about Mary who Anointed Jesus’ Feet // Journal of Semitic Studies. 1983. Vol. 28, Issue 1. P. 1–46.
  7. Getatchew Haile. Panegyrics in Old Amharic, EMML* 1943, f. 3v // Israel Oriental Studies. 1979. Т. 9. P. 228–236.
  8. Getatchew Haile. Some Archaic Features of Amharic // Proceedings of the Fifth International Conference of Ethiopian Studies, Session B, April 13–16, 1978 / Еd. R. L. Hess. Chicago: Office of Publications Services, University of Illinois, 1979. P. 111–124.
  9. Getatchew Haile. Old Amharic Features in a Manuscript from Wollo (EMML 7007) // Ethiopian Studies dedicated to Wolf Leslau / Eds. S. Segert, A. J. E. Bodroglieri. Wiesbaden, 1983. P. 157–169.
  10. Getatchew Haile. Materials on the Theology of Qəbʿat or Unction // Ethiopian Studies. Proceedings of the Sixth International Conference. Tel-Aviv, 14–17 April 1980 / Еd. G. Goldenberg. Rotterdam; Boston: A. A. Balkema, 1986. P. 205–250.
  11. Getatchew Haile. An Archaic Amharic Poem on Condemning Wealth and Glory // Semitic Studies in Honour of Edward Ullendorff / Ed. G. Khan. Leiden; Boston: Brill, 2005. P. 255–275.
  12. Getatchew Haile. One more text in ‘older Amharic’ // Rassegna di Studi Etiopici. Nuova Serie. 2011. Vol. 3. P. 63–74.
  13. Getatchew Haile. One More Archaic Amharic Poem on Christian Virtues and Vices // Linguistic, Oriental and Ethiopian Studies in Memory of Paolo Marrassini / Eds. A. Bausi, A. Gori and G. Lusini. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2014. P. 445–475.
  14. Girma Awgichew Demeke. Grammatical Changes in Semitic: A Diachronic Grammar of Amharic. Princeton; Addis Ababa, 2014. (Afroasiatic Studies; 4).
  15. Goldenberg G. ምሥጢረ፡ ጽጌያት። The Old Amharic Mysteries of the Rosary // Idem. Further Studies in Semitic Linguistics. Münster: Ugarit-Verlag, 2013. P. 155–175.
  16. Griaule M. Regles de l’Eglise // Journal Asiatique. 1932. Т. 221. P. 1–42.
  17. Guidi I. Le canzoni geez-amariña in onore di re abissini // Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei. Classe di scienze morali, storiche e filologiche, ser. 4, 5. 1889. P. 53–66.
  18. Le Livre des mystères du ciel et de la terre / Text éthiopien, publié et traduit par J. Perruchon avec le concours de M. I. Guidi. Paris: Firmin-Didot, 1903. (Patrologia Orientalis; I/1).
  19. Leslau W. Comparative Dictionary of Geʿez (Classical Ethiopic). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1987.
  20. Strelcyn St. Ethiopian Medical Treatises as a Source for the Study of Early Amharic // Proceedings of the First International Congress of Africanists, Accra: 11th–18th December 1962 / Eds. L. J. Bown, M. Crowder. London: Longmans, 1964. P. 105–112.
  21. Strelcyn St. Les mystères des Psaumes, traité éthiopien sur l’emploi des Psaumes (amharique ancien) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1981. Vol. 44: 1. P. 54–84.
  22. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since the Year 1847. London: Gilbert and Rivington, 1877.
Булах Мария Степановна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6; НИУ Высшая школа экономики; Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная 21/4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-5490-6674;
Электронный адрес: mbulakh@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ (грант № 17-06-00391).