/
Результат поиска


Брикунова С. С., Эглит А. А. Педагогические возможности музея в художественно-эстетическом развитии личности младшего школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 9-18. DOI: 10.15382/sturIV201536.9-18
В статье раскрывается значимость музея как совокупности художественных объектов и педагогических действий, организуемых в динамически развивающейся образовательной среде. Важнейшим свойством музея является погружение человека в специально организованную предметно-пространственную, культуротворческую среду, которая может включать и весь музей в целом, и отдельные музейные экспонаты, способные воздействовать на посетившего музей человека эмоционально, вызывая чувство сопричастности. Диалог в рамках музейной педагогики рассматривается в статье как особая форма духовного общения между субъектами образовательного процесса. Музей — это пространство, в котором раскрываются процессы совместного восприятия и познания произведений искусства и связанных с ними явлений окружающего мира. В процессе совместного познания того или иного явления культуры с разных точек зрения у учащихся появляются средства для выхода за рамки обыденности, происходит накопление рефлексивного опыта согласования ценностей, что задает направленность духовного развития и вынашивания (осознанного принятия) личностно значимых ценностно-смысловых критериев бытия.
музейная педагогика, среда развития, личностно-ориентированное образование, смыслообразующие ценности, культура, диалог культур, эстетическое отношение, дети младшего школьного возраста
1. Басин Е. Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. № 2. С. 54–65.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
3. Библер В. С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31–42.
4. Брикунова C. С. Диалог с искусством как сотворчество в свете православной парадигмы // Педагогика искусства. 2012. № 1. [Электронный ресурс.] URL: http://arteducation.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2012/brikunova_18_mart.pdf
5. Брикунова С. С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования: дис. … канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2005.
6. Брикунова С. С. Теоретические предпосылки педагогики искусства в рамках личностно-ориентированного подхода в свете православной парадигмы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 5. С. 102–106.
7. Бычков В. В. Эстетика. М., 2002.
8. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. М., 2008.
9. Данилова И. Е. Об искусствознании сегодня // Свой путь в науке: коллективный портрет ИВГИ. М., 2007. С. 15–22.
10. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
11. Леонтьев А. Н. К теории развития ребенка. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 1.
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
13. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.
14. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
15. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
16. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сборник. М., 1997. С. 102–105.
17. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М., 2000.
18. Мелик-Пашаев А. А. О духовных основаниях художественного творчества. Православная культура в образовательной области «искусство» в школе // Церковное искусство. Его восприятие и преподавание. М., 2007. С. 106–118.
19. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
20. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д., 1996.
21. Пешкова Н. Г., Пешков С. П. Педагог в системе личностно ориентированного образования. Ростов-н/Д., 1997.
22. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
23. Прп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. I: Богословские и аскетические трактаты.
24. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
25. Рождественская Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Л., 1983. С. 105–122.
26. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 5–16.
Брикунова Светлана Сергеевна
Эглит Анна Александровна