/
Результат поиска


Беляева В. А. Вопросы высшего педагогического образования в современной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 18-24. DOI: 10.15382/sturIV201433.18-24
В статье рассматриваются вопросы модернизации высшего педагогического образования России в начале XXI в. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в условиях продолжающегося роста духовного кризиса общества представлено как приоритетная задача в осуществляемых преобразованиях. В то же время автор отмечает неэффективность воспитательных систем в современных вузах, о чем свидетельствуют данные исследований становления и развития у выпускников ценностных ориентаций как в сфере отечественной культуры, так и в сфере профессиональной и личностно значимой жизнедеятельности. Основными причинами существующего положения являются: недостаточность подготовки преподавателей высших учебных заведений к выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания студентов, как в условиях академической группы, так и в образовательном пространстве вуза в целом; отсутствие в содержании общекультурных компетенций, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом для магистратуры, компетенции духовно-нравственного воспитания. Практически все дело духовного и нравственного воспитания в вузе находится в зависимости от мировоззренческих установок и профессиональной направленности самого преподавателя. Рассматриваемые в статье вопросы фрагментарного внедрения религиозных знаний в высшее образование; осмысления обучающимися иерархии духовных и нравственных ценностей жизнедеятельности человека во всей ее полноте; значимости феномена духовности и духовного идеала в становлении и развитии личности; определения цели воспитания в аспекте идеи «свободного воспитания» анализируются автором через контекст философско-педагогических идей ученых-богословов, светских ученых и реальной практики воспитания в образовательном процессе высшего учебного заведения. Материалы статьи могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, а также при организации в вузах Научно-образовательных центров духовно-нравственной культуры и воспитания, создающих благоприятную психологическую атмосферу для духовно-нравственного самовоспитания будущих специалистов.
образование, высшее образование, педагогическое образование, религиозное образование, воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, культура, отечественная культура, ценностные ориентиры, ценностно-смысловые отношения, феном
1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
2. Зинченко В. П. Живое Знание. Самара, 1998.
3. Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ. Автореф. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2007.
4. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997.
Беляева Валентина Александровна