/
Результат поиска


Беляев Д. В. Специфика жанра и некоторые языковые особенности ВÜTTENREDE // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 2 (24). С. 60-66.
PDF
Статья посвящена особенностям жанра и своеобразию языка Вüttenrede. Рассматривается происхождение термина Вüttenrede, конструктивные принципы жанра, а также лексический состав, инициальные формулы и некоторые стилистические фигуры. Анализируется связь Вüttenrede с народно-поэтическим стилем.
сфера и жанр речи, разговорное слово, жаргонизация речи, карнавал, Büttenrede
Беляев Денис Викторович
Беляев Л. А. Камень под головой и лестница в небо: археология, иконография, источники // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 2 (5). С. 72-84.
PDF
Статья рассматривает возможность трактовки элементов погребальной обрядности на Руси в свете средневековой библейской традиции, иконографии и книжности. Избранный сюжет неоднократно разбирался как в светской науке, так и в богословии. С помощью текстов и археологических исследований была подтверждена его связь с монастырской традицией (Н. А. Макаров, А. Е. Мусин и автор статьи). К рассмотрению возможных трактовок был привлечен основополагающий текст — «Лествица» Иоанна Синаита,– восходящий к рассказу книги Бытия (Быт 28) о сне Иакова с камнем в изголовье, где тема спасения души сплетена с видением небесной лестницы. Популярный не только среди христиан, сюжет сна Иакова оказался широко включенным в религиозное сознание средневековой Европы, Византии и Древней Руси и был обеспечен визуальным рядом, что доказано множеством иконографических примеров. Новым в данной статье стало решение вопроса о ментальной связи сюжета «лестницы Иакова» с погребальной традицией и заполнен разрыв между ветхозаветной версией видения Иакова и «Лествицей» Иоанна Синаита с помощью привлечения новых образцов модели «камень под головой». Они обнаружены в византийской и новгородской живописи XII–XIV вв. и в составе реликвий Константинополя, описанных паломниками. Иконографические программы дают возможность допустить связь видения Иакова, в числе прочего, с темой смерти и погребения. Группа текстов хождений позволяет связать средневековые толкования обряда с таким исключительно важным прообразом, как тело Иисуса Христа, — в числе реликвий Константинополя известен «камень, который лежал у головы Его во гробе», и камень, «который лежал в гробу под головой Господа нашего» (в том числе в древнерусском тексте дьякона Зосимы). Благочестивый обряд подготовки тела монаха к погребению, получивший распространение в Византии и на Руси, мог быть генетически или толковательно связан с образом погребения Иисуса, снятого с Креста или уложенного во гроб.
археология и символика погребального обряда, русские и византийские монастыри, сон Иакова и небесная лестница (Быт 28) как прообраз спасения души, «Лествица» Иоанна Синаита, иконографические программы XII–XV вв., камень под головой Иисуса Христа, реликви
Беляев Леонид Андреевич
Беляева В. А. Вопросы высшего педагогического образования в современной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 18-24. DOI: 10.15382/sturIV201433.18-24
В статье рассматриваются вопросы модернизации высшего педагогического образования России в начале XXI в. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в условиях продолжающегося роста духовного кризиса общества представлено как приоритетная задача в осуществляемых преобразованиях. В то же время автор отмечает неэффективность воспитательных систем в современных вузах, о чем свидетельствуют данные исследований становления и развития у выпускников ценностных ориентаций как в сфере отечественной культуры, так и в сфере профессиональной и личностно значимой жизнедеятельности. Основными причинами существующего положения являются: недостаточность подготовки преподавателей высших учебных заведений к выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания студентов, как в условиях академической группы, так и в образовательном пространстве вуза в целом; отсутствие в содержании общекультурных компетенций, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом для магистратуры, компетенции духовно-нравственного воспитания. Практически все дело духовного и нравственного воспитания в вузе находится в зависимости от мировоззренческих установок и профессиональной направленности самого преподавателя. Рассматриваемые в статье вопросы фрагментарного внедрения религиозных знаний в высшее образование; осмысления обучающимися иерархии духовных и нравственных ценностей жизнедеятельности человека во всей ее полноте; значимости феномена духовности и духовного идеала в становлении и развитии личности; определения цели воспитания в аспекте идеи «свободного воспитания» анализируются автором через контекст философско-педагогических идей ученых-богословов, светских ученых и реальной практики воспитания в образовательном процессе высшего учебного заведения. Материалы статьи могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, а также при организации в вузах Научно-образовательных центров духовно-нравственной культуры и воспитания, создающих благоприятную психологическую атмосферу для духовно-нравственного самовоспитания будущих специалистов.
образование, высшее образование, педагогическое образование, религиозное образование, воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, культура, отечественная культура, ценностные ориентиры, ценностно-смысловые отношения, феном
1. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
2. Зинченко В. П. Живое Знание. Самара, 1998.
3. Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ. Автореф. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2007.
4. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997.
Беляева Валентина Александровна
Беляев Л. А. Декоративные изделия из известняка в Коломенском: обзор коллекции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 95-108. DOI: 10.15382/sturV201621.95-108
В статье обращается внимание на обширную и мало исследованную до сих пор коллекцию архитектурных деталей разрушенных храмов и надгробий (в основном Москвы) периода позднего Средневековья и начала Нового времени. Рассказывается об особенностях собрания, о роли П. Д. Барановского в спасении памятников русской духовной культуры в 1920–1930-х гг., о составе коллекции. Характеризуются основные разделы собрания, описываются избранные объекты. Ставится задача продолжения разборки и атрибуции хранящихся предметов, их дальнейшего изучения (в том числе с помощью специалистов по минералогии), дается обзор литературы по предмету.
музеи архитектуры, известняк, минералы, геология, архитектурная резьба, надгробия, Львиные ворота, Красные ворота, Сухарева башня.
1. Алексеев А. С., Завьялов С. М. Алебастровый саркофаг патриарха Никона: состав и возможные источники // Anthropology & Archeology of Eurasia. Summer 2014. Vol. 53. №. 1 (Unburying the Past). P. 125–131.
2. Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. / Ин-т археологии РАН. М., 1996.
3. Беляев Л. А., Капитонова М. А. Погребение патриарха Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре: Исследования 2012 г. // Российская археология. 2013. № 4. С. 117–125.
4. Борисенкова А. А. «Львиные ворота» из собрания Государственного музея-заповедника «Коломенское»: реконструкция первоначального облика и вопросы происхождения памятника // Архитектурное наследство. Вып. 46. М., 2006. С. 96–106. Электронный ресурс 2008 г. — исправленная и дополненная версия см.: URL: http://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569765&fl =5&sl=1
5. Брусенцов О. А., Фатьков А. М., Яганов А. В. Находки заготовок белокаменных изделий из раскопок селища Большое Саврасово в 2013 г. // Археология Подмосковья: Мат-лы науч. семинара. Вып. 11. М.: Институт археологии РАН, 2015.
6. Буров В. В., Исакова Т. Н., Флоренский П. В. О происхождении известняка соловецких надгробных плит конца XVI — начала XVII в. // Соловецкое море: Историко-литературный альманах. Вып. 8. Архангельск; М.: Товарищество Северного мореходства, 2009. С. 115–117.
7. Даньшин Б. М. Геологическое строение и полезные ископаемые Москвы и ее окрестностей (пригородная зона). М.: Изд-во МОИП, 1947.
8. Звягинцев Л. И., Викторов А. М. Белый камень Подмосковья. М.: Наука, 1989.
9. Левина Т. В. Белокаменное надгробие XV — начала XVIII века. Собрание музея-заповедника «Коломенское» // Русское средневековое надгробие XIII–XVII вв.: Материалы к своду / Автор-сост. Л. А. Беляев. М.: Наука, 2006. Вып. 1. С. 82–90.
10. Новаковская С. М. Каменотесное дело Владимиро-Суздальской Руси в XII–XIII в. // Советская археология. 1986. № 3. С. 72–83.
11. Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб.: Наука, 1994.
12. Рейтлингер Е. А. Белый камень построек Древней Руси // Природа. 1964. № 4. С. 79–82.
13. Сперанский А. Н. Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства. М.: РАНИОН, 1930.
14. Флоренский П. В., Соловьева М. Н. Белый камень белокаменных соборов // Природа. 1972. № 9. С. 48–55.
15. Beliaev L. A., Kapitonova M. A. 2014 “Patriarch Nikon’s Alabaster Sarcophagus Composition and Possible Sources”, in Anthropology & Archeology of Eurasia, Summer 2014, vol. 53/1: Unburying the Past, pp. 63–84.
Беляев Леонид Андреевич