/
Результат поиска


Беликов А. В. Эволюция рефлексии зрительного опыта от досократиков к Новому Завету // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 7-28.
PDF
Статья рассматривает некоторые аспекты рефлексии зрительного опыта в древнегреческой и эллинистической традиции. Автор основывается на источниках, содержащих непосредственные описания рефлексии зрительного опыта. Механизм создания произведения изобразительного искусства требует от художника глубокой рефлексии зрительного опыта, осознания собственного восприятия. Изучение этих паттернов не теряет своей актуальности и по сей день. Особенное значение оно приобретает для ученых, специализирующихся в области изучения средневекового изобразительного искусства, такого, например, как икона, поскольку средневековое искусство в значительной степени основывается на античных представлениях о зрительном восприятии. В статье рассматриваются основные этапы становления и развития этих представлений от досократиков до времени формирования евангельских текстов.
рефлексия зрительного опыта, зрительный акт, описания рефлексии зрительного восприятия, механизм создания произведения искусства, рефлексия восприятия, эстема, эпистема, ноэма, теория зрительных лучей, религиозная оптика, интуиции восприятия
Беликов Антон Витальевич
Беликов А. В. Теофания как структурообразующий аспект рефлексии зрительного опыта // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 148-170.
PDF
Статья посвящена изучению изменений в системе эстетической терминологии, связанных с новозаветными теофаниями, и особенно с темой Преображения. Центральное место занимает вопрос о специфике трансформации античных представлений о восприятии, базирующихся на платонизме, под влиянием идеи Боговоплощения, и связанных с ним концепций теозиса и кенозиса. В основе анализа лежит изучение текста синоптических евангелий и посланий апостолов Петра и Павла. Статья разбирает вопросы относительно влияния Павловых посланий на христианскую теорию образа через его рассуждения, связанные с представлениями о перцепции, изобразительности, мистическом опыте. Особое внимание уделено анализу теории образа у апостола Павла и того смысла, который он вкладывает в термины: Образ (ε¥κ§ν, σχήμα, μορφή), Слава (δόξα), Подобие (ομοιωσις), Образ Ипостаси (χαρακτήρ τής μποστάσεως).
теофания, зрительный опыт, созерцание, форма, образ, икона, анагогия, Преображение, эпистема, воплощение, характер ипостаси, схема, репрезентация, перцепция, подобие, изобразительность, зрительный луч, отражение, богообщение, откровение
Беликов Антон Витальевич
Беликов Г. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2 (46). С. 151-154. — Рец. на кн.: Альберт К. О понятии философии у Платона / Пер. с немецкого, предисловие и примечания М. Е. Буланенко. Изд-во ДВФУ, 2012
PDF
Беликов Григорий Сергеевич
Белик Ж. Г. Иконостас русского храма-памятника в Лейпциге: история создания и историко-культурное значение // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 89-110. DOI: 10.15382/sturV201727.89-110
Статья посвящена исследованию художественного убранства Свято-Алексеевского храма-памятника Русской Славы в Лейпциге, в котором в настоящее время сохранился значительный комплекс икон, написанный в московской мастерской Николая Сергеевича Емельянова в 1912–1913 годах и включающий семиярусный иконостас, алтарные и храмовые образы. Местный ряд и несколько других икон украшены серебряными басменными окладами и венцами, выполненными поставщиком Императорского Двора «Товариществом производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И. П. Хлебникова сыновья и К°». Реставратор и иконописец Н. С. Емельянов известен своими работами в Федоровском Государевом соборе в Санкт-Петербурге и Федоровском соборе в Царском Селе – резиденции Императорской Семьи. Статья вводит в научный оборот крупный иконный ансамбль, сохранившийся в «родном интерьере» за пределами России, остальные выявленные работы иконописца хранятся в музейных и частных собраниях. В статье приведена архивная биографическая информация о мастерах иконостаса, в частности неизвестная ранее дата рождения иконописца – 28 апреля 1879 года. Стиль икон отражает происходившие тогда процессы научного изучения древнерусского искусства и попытки реконструкции средневековой живописи в иконе. Вместе с тем художественные процессы проходили в рамках господствующего стиля модерн, что также нашло отражение в неожиданных цветовых решениях и композиционных построениях, свободном и одновременно осмысленном использовании иконографии. Иконы Емельянова показывают стиль, пришедший на смену мстерскому письму в предпочтениях культурной элиты. Работа Н. С. Емельянова в обоих Федоровских соборах и в Лейпциге свидетельствует о несомненной личной поддержке выработанного им стиля на высочайшем государственном уровне. Взлет иконописца прервала революция. Сохранившихся работ сравнительно немного. Храм в Лейпциге представляет собой крупнейшее собрание.
икона, иконостас, иконописец Николай Сергеевич Емельянов, русский храм-памятник, Лейпциг, святитель Алексий митрополит Московский, Свято-Алексеевский храм-памятник к Лейпциге, Феодоровский собор, Хлебников, басма, русский стиль, модерн, поставщик Императорского Двора, архитектор В. А. Покровский
  1. Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. СПб, 2005. С. 88–91.
  2. Басова М. В. Емельянов Николай Сергеевич // Православная энциклопедия. Том XVIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 438–440.
  3. В. П. (Воронов Павел Николаевич). Храм-памятник на поле сражения под Лейпцигом // Русская старина, 1913. Кн. 4. С. 5–6.
  4. Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. Каталог. М., 2001.
  5. Русский храм-памятник в Лейпциге: сборник научных трудов / сост., отв. ред.: М. Э. Дмитриева. СПб, 2015.
  6. Русский храм-памятник в Лейпциге 1813–1913–2013. СПб, 2015 (Gedächtniskirche zur Russischen Ehre in Leipzig 1813–1913–2013).
  7. Русский храм-памятник на поле Лейпцигской битвы // Странник. 1914, № 5. С. 784–789.
  8. Федотов А. С. Москва в начале XX века. М., 1997.
  9. Юдин М. О. Золото-серебрянная фирма Овчинникова. Русский стиль и национальные традиции в изделиях предприятия: диссертация ... кандидата : 17.00.04].– Москва, 2016.– 239 с.
Белик Жанна Григорьевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 105120 Москва, Андроньевская площадь, д.10; зав. сектором экспертизы;
Электронный адрес: zhanna_belik@mail.ru.