/
Результат поиска


Беленцов С. И. Духовно-нравственные основы гражданского воспитания юношества в России конца ХIХ — начала ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 88-95.
PDF
Статья посвящена рассмотрению духовно-нравственных основ гражданского воспитания юношества в Россиии конца ХIХ — начала ХХ в.
духовно-нравственные основы, гражданское воспитание
1. Bashilov B. Istorija russkogo masonstva (History of Russian Masonry), Moscow, 1995, vol. 16–17.
2. Izgoev A. S. 1990 “Ob intelligentskoj molodezhi“ (About Intelligent Youth People), in Vehi: Sbornik statej o russkoj intelligencii, Moscow, 1990.
Беленцов Сергей Иванович
Беленцов С. И. Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 40-49.
PDF
Статья посвящена рассмотрению проблемы становления юношеского самоуправления в контексте времени.Ее методологическую базу составили принципы историзма, предусматривающего рассмотрение историко-педагогических фактов и явлений в конкретных исторических условиях и с учетом уровня социально-экономического, культурного и политического развития общества; системности, предполагающей изучение социальных и образовательных институтов, структур в их взаимодействии и взаимовлиянии; междисциплинарности, обусловливающей применение концепций смежных наук. Автор рассматривает основные этапы самоуправления юношества.XVI в. — начало формирования самоуправления связывается с именем Валентина Тро-цендорфа, немецкого педагога, который организовал школьную республику. В XVIII в. швейцарский педагог Мартин Планта основал в Швейцарии семинарию, в которой на общих собраниях выбирались основные органы школьной власти. В 1774 г. в Дессау Иоганн Бернхард Базедов разработал воспитательный проект «Филантропин». В 1784 г. Христиан Готгильф Зальцман, один из последователей Базедова, открыл в Шнеп-фентале школу, где также вводились элементы самоуправления. Новшеством в его школе явилась оплата труда учеников, занимавших школьные должности.В XIX в. интересные мысли о развитии ученического самоуправления высказывали французский философ, социолог Шарль Фурье, немецкий философ и общественный деятель Иоганн Готлиб Фихте.Достаточно широко был известен опыт организации самоуправления в американских школах — «система школьных городов» (school-city-sistem).В XX в. элементы самоуправления вводились в школах Швейцарии, Франции, Англии, Соединенных Штатах Америки. В России принципы самоуправления также не вызывали отрицания.
гражданственность, юношеское самоуправление, добровольное исполнение общественных функций, опыт самоуправления, история образования, разумная дисциплина, соблюдение прав личности, педагогический эффект введения самоуправления.
1. Belencov S. I. Vlijanie pedagogicheskih faktorov na grazhdanskuju aktivnost' shkol'nikov v Rossii vtoroj poloviny XIX — nachala XX v. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk (Influence of Pedagogical Factors on Civil Activity of School Pupils in Russia of Second Half of XIX — Begin of XX Cent. Dissertation Abstract), Kursk, 2007.
2. Zorgenfrej G. G. Samoupravlenie v shkolah (Self-Government in School), Saint-Petersburg, 1912.
3. Krupskaja N. K. 1910–1911 “K voprosu o shkol'nyh sudah” (To Question of School Courts), in Svobodnoe vospitanie, 1910–1911, vol. 10.
4. Krupskaja N. K. Sobranie sochinenij (Collection of Works), Moscow, 1959, vol. 3.
5. Spasskaja K. 1917 “O samoupravlenii uchashhihsja v shkole” (About Self-Government of Pupils in School), in Psihologija i deti, 1917, vol. 5.
6. Ferster F. V. Svoboda voli i nravstvennaja otvetstvennost' (Freedom of Will and Moral Responsibility), Moscow, 1905.
7. Holl St. Social'nye instinkty u detej i uchrezhdenija dlja ih razvitija (Social Instincts by Children and Institutions for Their Development), Saint-Petersburg, 1913.
8. 1913 “Shkol'noe samoupravlenie uchashhihsja” (School Self-Government of Pupils), in Dlja narodnogo uchitelja, 1913, vol. 2.
Беленцов Сергей Иванович
Беленцов С. И. Гражданское воспитание в зарубежной реформаторской педагогике конца ХIХ — начала ХХ в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 53-64. DOI: 10.15382/sturIV201433.53-64
Статья посвящена рассмотрению идей гражданского воспитания подрастающего поколения в России конца ХIХ — начала ХХ в. в зарубежной реформаторской педагогике. Начало исследованию данной проблемы было положено в нашей работе «Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце ХIХ — начале ХХ века»2, продолжено — в работе «Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ — начала ХХ в.»3. Методологической основой служат общенаучные принципы развития, целостности, системности, детерминизма, единства исторического и логического в исследовании педагогических явлений; положения педагогической антропологии о воспитании как социокультурном феномене; культурно-исторический и антропологический подходы к изучению педагогических и социально-педагогических процессов. В конце ХIХ — начале ХХ в. русская педагогическая мысль и практика интенсивно обогащались идеями «новой» зарубежной педагогики, обращенными к цели, принципам и средствам гражданского воспитания подрастающего поколения. Работы Л. Гурлитта, Э. Демолена, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, П. Наторпа, Ф. Ферстера, А. Ферьера, Ст. Холла, Э. Эртли и др., становясь достоянием педагогической общественности России, утверждали представление о цели гражданского воспитания как о формировании в детях солидарности и взаимной ответственности, чувства законности и уважения к общественному порядку, способности жертвовать своими интересами в пользу общих, готовности служить общественным идеалам, любви к Отечеству. Обращение к идеям зарубежной «новой» педагогики показывало, что в центре воспитания, в целом работы школы должен находиться ребенок со своими особенностями внутреннего мира, неповторимостью, индивидуальностью мышления. Данный подход актуализировал задачу воспитания «нового человека»: это должна быть личность творческая,инициативная, с развитой самодеятельностью. Идеи «новой» педагогики вращались вокруг того, что человек будет своим умом, интеллектом, трудом, солидарностью с другими укреплять мощь своего государства. В целом воспитание должно приближать юношу к жизни, укреплять назначение человека в соответствии с потребностями государства. В качестве принципиальных оснований процесса гражданского воспитания рассматривались принципы веры в природные силы ребенка, единой и трудовой школы. Вслед за европейскими и американскими коллегами отечественные педагоги признавали важную роль таких средств гражданского воспитания, как совместные игры детей, творческая самодеятельность школьников, ученическое самоуправление; настаивали на их широком применении в воспитательной практике.
гражданское воспитание, реформаторская педагогика, идеи «новой» европейской и американской педагогики, принципы гражданского воспитания, средства воспитания гражданских качеств, совместная деятельность, игра, семейное воспитание, трудовое воспитание.
1. Беленцов С. И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХIХ — начала ХХ в. Автореф. … д-ра пед. наук. Курск, 2007.
2. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогике и школе в конце ХIХ — начале ХХ века. Автореф. … канд. пед. наук. Курск, 2000.
3. Демолен Э. Как воспитывать и устраивать наших детей / Н. С. Ланской, пер. СПб., 1895.
4. Демолен Э. Новая школа. М., 1898.
5. Золотарев С. А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. Вологда, 1922.
6. Ильин Н. Н. О воспитании общественности в школе. М., 1916.
7. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Прага, 1917.
8. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. СПб., 1911.
9. Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1910.
10. Левитин С. А. Трудовая школа — школа будущего. М., 1916.
11. Лозинский Е. Поворотный пункт в развитии современной педагогики // Образование. 1903. № 8.
12. Наторп П. Социальная педагогика. М., 1910.
13. Румянцев Н. Е. Хроника // Вестник воспитания. 1917. № 6–7.
14. Соколов П. А. История педагогических систем. СПб., 1913.
15. Ферстер Ф. В. Школа и характер. М., 1910.
16. Холл Ст. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. СПб., 1913.
Беленцов Сергей Иванович
Беленцов С. И. Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 78-87. DOI: 10.15382/sturIV201849.78-87
В статье анализируется социально-педагогическая система, предложенная известным немецким педагогом второй половины ХIХ — начала ХХ в. Георгом Кершенштейнером, апологетом гражданского воспитания. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются системный, исторический и культурологический, позволившие установить сущностные характеристики, особенности процесса воспитания в Германии рассматриваемого периода. Суть гражданского воспитания Г. Кершенштейнер изложил в своих трудах «Основные вопросы школьной организации», «О воспитании гражданственности», «Трудовая школа». Целью гражданского воспитания, по Г. Кершенштейнеру, было формирование гуманистического общежития. Работы Г. Кершенштейнера утверждали представление о гражданском воспитании как формировании солидарности, законности, умения жертвовать собственными интересами, уважения к общественному порядку, любви к Родине. Материалы статьи могут быть полезны педагогическим работникам, организаторам воспитательной работы с учащейся молодежью для знакомства с жизнью и деятельностью известного германского педагога и общественного деятеля Г. Кершенштейнера.
Георг Кершенштейнер, гражданское воспитание, трудовая школа, начальная народная школа, образование
  1. Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2006.
  2. Ильин Н. Н. О воспитании общественности в школе. М., 1916.
  3. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Пг., 1917.
  4. Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. СПб., 1911.
  5. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.
  6. Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1910.
  7. Левинсон К. А. Модернизация и школа в Германии на рубеже XIX и XX вв. // Новое литературное обозрение. 2010. № 105. С. 33–56.
  8. Образцова О. Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX — начала XX в.: Дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 1996.
  9. Рыжов А. Н. Новые подходы к воспитанию и воспитанию ребенка в теории образования и практике западноевропейских стран и России в конце XIX — начале XX в. М., 2006.
  10. Соколов П. А. История педагогических систем. Пг., 1916.
  11. Тутикова И. А. Фундаментальные идеи гражданского образования Георга Кершенштейнера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 4. С. 14–22.
Беленцов Сергей Иванович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Курский государственный университет; Российская Федерация, 305038, г. Курск, Майский бульвар, 28–28;
Должность: проф. кафедры непрерывного профессионального образования;
ORCID: 0000-0003-4844-5343;
Электронный адрес: si_bel@mail.ru.
Работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00013).