/
Результат поиска


Безрогов В. Г. Сотрапезничество как воспитание: дети крита на дисплее столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 26-39.
PDF
В статье рассмотрены инструменты и стратегии воспитания детей, принятые на античном Крите. Автор на основе сведений из античных произведений и эпиграфических данных реконструирует воспитание мальчиков в процессе их участия в общественных трапезах критских родов.
воспитание, социум, пир, группа, гендер
Безрогов Виталий Григорьевич
Куровская Ю. Г., Безрогов В. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 131-140. — Рец. на кн.: Naas Marcel. Didaktische Konstruktion des Kindes in Schweizer Kinderbibeln: Zürich, Bern, Luzern (1800–1850). Göttingen, 2012
PDF

Куровская Юлия Геннадьевна
Безрогов Виталий Григорьевич
Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Ясный взгляд на детский мир: первые годы «Детского Мира» Ушинского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 83-101. DOI: 10.15382/sturIV201433.83-101
Рассмотрена первоначальная концепция учебного пособия К. Д. Ушинского «Детский Мир и Хрестоматия»2. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы». Проанализированы принципы построения первых двух изданий, прослежена эволюция этих принципов вплоть до 11-го, последнего при жизни автора, переиздания. Начиная со второго по шестое издание учебника (1861–1865) в них идет выработка наиболее оптимального стиля, размера, состава, последовательности текстов, которые далее по преимуществу просто удерживаются, хотя пособие претерпевает непринципиальные изменения и в последующих переизданиях. Помимо сокращения и усиления оптимистичности рассказов, добавления в них фольклора, исторических сказаний, составителем вырабатывается особое доверие к рассказчику историй. Совершенствуется изначально принятый Ушинским подход, когда ученик ощущает себя соучаствующим с автором в его рассказе. Название «Детский Мир» впервые в российской практике применено к пособию для начального чтения. Оно заимствовано из немецкоязычных изданий начала и первой половины XIX в. Из этого же источника взят один из принципов подачи материала — по временам года, но применен не в философско-романтической интерпретации близости ребенка природе, а в прагматически-реалистическом ключе преподавания школьнику «реальных знаний» о мире, школе и человеке. Гармонизация материала пособия, достигнутая к 1865 г., обусловила его долгую дальнейшую популярность
К. Д. Ушинский, книга для чтения, учебник, детство, начальная школа, учебное чтение, природоведение, география, энциклопедизм в образовании, естественная история, содержание образования, методика обучения, школьный дидактический канон, Ф. А. Круммахер, «
1. Архив К. Д. Ушинского. М., 1959–1962. Т. 1–4.
2. Батюкова З. И. Сравнительное постижение зарубежного педагогического опыта в отечественной педагогике (середина XIX — начало ХХ века) // Постижение педагогической культуры человечества: В 2 т. Т.1. Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт /Г. Б. Корнетов, ред. М., 2010. С. 192–197.
3. Богомазова О. В. 150-летний юбилей В. О. Ключевского в публикациях 1991 года и поиски новой культурной идентичности // Историк, текст, эпоха: тезисы IV Междунар. научно-практ. конференции Уральского отделения Российского общества интеллектуальной истории. Екатеринбург, 2012. С. 17–19.
4. Богомазова О. В. В. О. Ключевский: актуализация памяти об историке в коммеморативных практиках научного сообщества XX века // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII — начала XXI века / Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришина, Ю. В. Краснова, ред. Челябинск, 2011. С. 303–314.
5. Буслаев А. И. Имперские юбилеи — тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом. М., 2010.
6. Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М., 1940.
7. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М., 2008.
8. К. Д.Ушинский. Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности К. Д. Ушинского (1848–1984). М., 1985.
9. Кабашева О. В. Учебные книги К. Д. Ушинского в российской науке и публицистике: библиографический указатель // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 С. 45–53.
10. Кузнецов А., Маслов А. Диктатура юбилеев: мемориальный бум как признак иной повседневности // Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет / Г. А. Бордюгов, ред. М., 2013. С. 1425–1461.
11. Лихарева Т. А. К. Д. Ушинский — автор учебников по первоначальному обучению (анлиз «Родного Слова» и «Детского Мира»). Дисс. ... канд. пед. наук. Киев, 1948. С. 316.
12. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1988.
13. Пискунов А. И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII — начала XIX века. М., 1960.
14. Поливанов Л. И. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Часть 1. /К. Ушинский, сост. 12-е изд. СПб., 1875 // Учебно-воспитательная библиотека (Обзор русской педагогической литературы). Т. 1: Литература 1875 года. М., 1876. Отдел III.
15. Ромашина Е. Ю. Школьный учебник в России XVIII — начала ХХ века: теоретический и историко-педагогический анализ. Тула, 2011.
16. Сенькина А. А. Книги для чтения и хрестоматии для начального обучения, изданные в России с 1797 по 1917 гг. (материалы к библиографическому указателю) // Ребенок XVIII — XX столетий в мире слов: история российского букваря, книги для чтения и учебной хрестоматии. М., 2009. С. 187–191.
17. Собрание сочинений К. Д. Ушинского: В 11 т. / B. Я. Струминский, сост. М., 1948–1952.
18. Ушинский К. Д. Детский мир и христоматия. 2-е изд. Ч. 1 и 2. СПб., 1861.
19. Цимбаев К Н. Гуманитарные технологии в юбилейных торжествах // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии / В. И. Тюпа, науч. ред. СПб., 2007. С.454–484.
20. Цимбаев К. Н. Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России // Отечественная история. 2005. № 6. C. 42–51.
21. Цимбаев К. Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX — начала XX века // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 98–108.
22. Koerner F. Der Mensch und die Natur, Leipzig, 1853.
23. Mann R. J. Lessons in General Knowledge, London, 1856.
24. Scherr I. T. Leichtfaßliches Handbuch der Pädagogik für Volksschullehrer, gebildete Eltern und Schulfreunde, Zürich, 1839–1847.
25. Schmidt K. Gymnasial-Pädagogik: Die Naturgesetze der Erziehung und des Unterrichts in humanistischen und realistischen gelerten Schulen, Köten, 1857.
26. Thieme K. T. Erste Nahrung für den gesunden Menschenverschtand, Leipzig, 1840.
Безрогов Виталий Григорьевич
Тендрякова Мария Владимировна
Куровская Ю. Г., Безрогов В. Г. Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ школьных пособий раннего Нового времени // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 19-31. DOI: 10.15382/sturIV201536.19-31
В статье рассматриваются пособия 1520–1530-х гг. по обучению народному немецкому языку, автором которых является Валентин Икельзамер — немецкий педагог XVI в., основатель звукового метода обучения грамоте, заключающегося в выработке у учащихся умения выделять звуки из речи. В ходе когнитивно-лингвистического анализа содержания одной из наиболее известных и значимых книг автора — пособия по чтению «Истинный способ научиться читать в кратчайший срок» (Die rechte Weis auff s kürtzist lesen zu lernen, 1527) — раскрываются особенности восприятия понятия «обучение чтению» в педагогической культуре Германии того периода и репрезентации его в учебном процессе. Анализируется композиционная логика учебника, устанавливаются его лексикограмматические контуры, языковое своеобразие и структура в связи с отражением целей и задач пособия как такового. Авторы делают предварительные выводы о степени сформированности понятия «учебник».
букварь, грамматика, начальное обучение, фонетический метод, обучение немецкому языку, Валентин Икельзамер
1. Безрогов В. Г. История педагогики в поисках аудитории: креслица на гигантах и для гигантов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. №1 (10). С. 14–29.
2. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
3. Eichler (Freyni) Birgit. 1995 “Valentin Ickelsamer und Hans Fabritius — sprachgeschichtliche Reminiszenz an zwei frühe Erfurter Schulmeister“, in Ehrhardt H., Sonntag E. (eds.) Historische Aspekte des Deutschunterrichts in Thüringen. Beiträge zur Geschichte des Deutschunterrichts, Frankfurt am Main, 1995, vol. 24, pp. 33–47.
4. Franck Jakob. 1881 “Ickelsamer, Valentin“, in Allgemeine Deutsche Biographie (ADB), Leipzig, 1881, vol. 13, p. 739.
5. Giesecke Michael. 1992 “Alphabetisierung als Kulturrevolution. Leben und Werk Valentin Ickelsamers (ca. 1500 — ca. 1547)“, in Sinnenwandel-Sprachwandel-Kulturwandel, Frankfurt, 1992, pp. 122–185.
6. Giesecke Michael. 1979 “Schriftspracherwerb und Erstlesedidaktik in der Zeit des ‘gemein teutsch’ — eine sprachhistorische Interpretation der Lehrbücher Valentin Ickelsamers“, in Osnabrücker Beiträge zur Sprachtheorie, 1979, vol. 11, pp. 48–72.
7. Klages Johanna. Die Lautiermethode, in: http://www.uni-leipzig.de/herder/projekte/alpha/frames/main5.2.htm (Date: 02.01.2014).
8. Klein Wolf Peter. 2010 “Die deutsche Sprache in der Gelehrsamkeit der frühen Neuzeit. Von der lingua barbarica zur HaubtSprache“, in Jaumann H. (ed.) Diskurse der Gelehrtenkultur in der Frühen Neuzeit: Ein Handbuch, Berlin; New York, 2010, pp. 465–516.
9. Lobenstein-Reichmann A. & Reichmann O. (Hrsg.) Frühneuhochdeutsch. Aufgaben und Probleme seiner linguistischen Beschreibung (Germanistische Linguistik 213–215), Hildesheim; Zürich; New York, 2011.
10. Looss Sigrid. 1991 “Der Rothenburger Schulmeister Valentin Ickelsamer“, in Zeitschrift für bayerische Kirchengeschichte, 1991, vol. 60, pp. 1–19.
11. Niederer Heinrich. 1974 “Ickelsamer, Valentin“, in Neue Deutsche Biographie (NDB), Berlin, 1974, vol. 10, p. 112.
12. Noll Heinrich. Der Typus des religiösen Grammatikers im 16. Jahrhundert, dargestellt an Valentin Ickelsamer, Marburg Uni, 1936.
13. Sigrid D. Die Aussprache des Fruhneuhochdeutschen nach Lesemeistern des 16. Painter Jahrhunderts, Frankfurt am Main, 1989.
14. Sigrid D. 1992 “The School Masters as a Source for the Pronunciation of Early New High Painter German”, in Rauch I., Carr G. F., Kyes R. L. (eds.) On Germanic Linguistics: Issues and Methods, Berlin; New York, 1992, pp. 233–244.
15. Rössing-Hager Monika. 1998 “Ickelsamer, Valentin“, in Killy W. (ed.) Literaturlexikon. Autoren und Werke deutscher Sprache, Gütersloh; München, 1988–1991 (CD-ROM: Berlin 1998), vol. 6, p. 31.
16. Schnurrer Ludwig. 2002 “Valentin Ickelsamer (ca. 1500–1547), Laientheologe und Pädagoge“, in Fränkische Lebensbilder, Würzburg, 2002, vol. 19 (Reihe VII A), pp. 51–64.
17. Velten Hans Rudolf. 2012 “Frühe Lese- und Schreiblernbücher des 16. Jahrhunderts. Zu Valentin Ickelsamers Die rechte weis, aufs kürtzist lesen zu lernen (1527) und Teütsche Grammatica (1532?)“, in Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, 2012, vol. 17, pp. 31–48.
18. Vice Roy L. 1995 “Valentin Ickelsamer. Seine Wandlung vom Rebellen zum Quietisten“, in Die Linde, 1995, vol. 77, pp. 65–70, 73–80.
19. Winters Margaret E., Tissari Heli, Allan Kathryn. Historical Cognitive Linguistics, Berlin; New York, 2010.
20. Wozilka Jenny. 2002 “Lesenlernen im 16. Jahrhundert: Valentin Ickelsamer“, in Arnold Grömminger (ed.) Geschichte der Fibel, Frankfurt am Main, 2002, pp. 201–215.
Куровская Юлия Геннадьевна
Безрогов Виталий Григорьевич
Безрогов В. Г. Предисловие к рубрике. Забота о себе как этическая, педагогическая и психологическая реальность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 77-79.
PDF
В данной рубрике журнала представлены четыре статьи очных и заочных участников научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность», которую 9–11 сентября 2015 г. проводит Региональная общественная организация «Сообщество профессиональных социологов» в содружестве с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом, Российским государственным гуманитарным университетом и Институтом стратегии развития образования РАО1. В статьях предложено рассмотреть дискурс «заботы о себе» в педагогике, социологии и психологии с разных точек зрения — как дискурс самопознания, самопреодоления, самотрансформации, самовоспитания, работы над собой, своим окружением, и т.д., в широко понимаемом спектре смыслов самоформирования, самосовершенствования.

Безрогов Виталий Григорьевич
Пичугина В. К., Безрогов В. Г. Образование и забота о себе в эпоху метамодерна // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 116-128. DOI: 10.15382/sturIV201538.116-128
Современное переосмысление путей, способов и средств целенаправленной социализации человека в разных пространствах объединяется с рефлексией того, насколько педагогическая реальность интегрирована в повседневную жизнь или обособлена от нее. Новые технологии предлагают множество вариантов подобной интеграции, выдвигая на первый план практики «заботы о себе» в эпоху, которая приходит на смену постмодерну. Переход к «сети» (образовательные платформы, мобильные приложения, инфографика и др.) диктует новые правила построения образовательного диалога «я–другой» и новые диапазоны «заботы» ради сохранения идентичности и обретения себя в культуре. Заботящийся о самом себе человек занимает одно из центральных мест в современной педагогике, старательно осовременивающей античный проект воспитания «заботы о себе».
забота о себе, педагогика метамодерна, образовательное пространство, образовательный выбор, образовательный успех.
1. Бабушкина Д. А. Понимание в структуре «заботы о себе»: обреченность на понимание. Доклад, представленный на VII Ассамблее молодых ученых и специалистов 23 ноября 2002 г. // Философские и духовные проблемы науки и общества. СПб., 2002 (URL: http://anthropology.ru/ru/texts/babushkina/under.html).
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / А. С. Качалова, пер. 2015 (URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml).
3. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.
4. Иванченко Г. В., Новиков В. В. Экзистенциальный опыт ученичества // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М., 2001. С. 119–122.
5. Иванченко Г. В., Новиков В. В. Экзистенциальный опыт ученичества: инвариантное и уникальное (культурные универсалии и психологические инварианты) // Библиотечное дело. 2011. 10 (148). С. 30–31.
6. Кутырев В. А. Философия постмодернизма. Н. Новгород, 2006 (URL: http://philosophy.ru/library/kutyrev/postmodernphil.html).
7. Лановский М. Ф. Современный проект «заботы о себе» // Человек. 2012. № 6. С. 116–124.
8. Лэндри Ч. Креативный город. М., 2011. С. 15.
9. Петрова Г. И. «Забота о себе»: технология или антропология? // Вестник ТГУ. 2009. 2(6). С. 140–141.
10. Платон. Горгий // Собр. соч.: В 4 т. / А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, общ. ред. СПб., 2006. Т. 1.
11. Седов В. П. Исследование феномена заботы человека о самом себе в динамике континуального сознания. Магнитогорск, 2001.
12. Скомский Л. В. Духовно-образовательные идеи Античности в свете постметафизической онтологии образования // Вестник ТГУ. 2014. № 378. С. 95, 97.
13. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
14. Фрумин И. Дети городских джунглей: как сделать их счастливыми? Лекция, проведенная в рамках Ученого совета Москвы. М., 2014 (URL: http://www.youtube.com/watch?v=Ob2VhR3rMWc).
15. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993.
16. Bingham Ch. Beyond a Schooled Epistemology. Lecture conducted from Institute of Education Higher School of Economics, December 10, Moscow, 2014, in http://www.hse.ru/news/edu/139533883.html).
17. Jin Yang, Valdes-Cotera R. (eds.) Conceptual Evolution and Policy Developments in Lifelong Learning, Hamburg, 2011.
18. De Marzio D. M. 2007 “The Care of the Self: Alcibiades I, Socratic Teaching and Ethics Education”, in The Journal of Education, 2007, vol. 187/3, pp. 109–110.
19. Mortari L. 2008 “Conoscere se stessi per aver cura di sé”, in Studi sulla formazione, 2008, vol. 2, pp. 45–58.
20. My World 2015 Analytics, in http://data.myworld2015.org/.
21. Open Culture. The Best Free Cultural & Educational Media on the Web, in http://www.openculture.com/freeonlinecourses.
22. Panattoni R. 2013 “Le direzioni di significato antropologiche dell’orizzontalità e della verticalità”, in Thaumazein. Cura sui e autotrascendimento. La formazione di sé fraantico e postmoderno, 2013, vol. 1, pp. 281–289.
23. Sharples M., Adams A., Ferguson R., Gaved M., McAndrew P., Whitelock D. Innovation Pedagogy 2014. Exploring New Forms of Teaching, Learning and Assessment, to Guide Educators and Policy Makers, in http://www.open.ac.uk/blogs/innovating/.
24. Webb P. T., Gulson K. & Pitton V. 2012 “The Neo-Liberal Education Policies of Toepimeleia Heautou: Caring for the Self in School Markets”, in Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 2012, vol. 32/5.
26. Webb P. T., Gulson K. N. 2003 “Policy Intensions and the Folds of the Self”, in Educational Theory, 2003, vol. 63/1, p. 54.
27. Welsch W. 1988 “«Postmoderne». Genealogie und Bedeutung eines umstrittenen Begriffs“, in «Postmodeme» oder Der Kampf um die Zukunft, Frankfurt am Main, 1988, pp. 9–36.
29. Zavarzadeh M. 1975 “The Apocalyptic Fact and the Eclipse of Fiction in Recent American Prose Narratives”, in Journal of American Studies, 1975, vol. 9/1, pp. 69–83.
Пичугина Виктория Константиновна
Безрогов Виталий Григорьевич
Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. В позднеантичной школе: греко-латинский разговорник как учебное пособие // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 46-61. DOI: 10.15382/sturIV201640.46-61
На примере учебных пособий поздней античности, составивших основу для раннесредневековых учебников латыни и греческого, представлен жанр раннего школьного диалога. Общий очерк и анализ сопровождаются переводом одной из версий наиболее распространенного в III–X вв. пособия. Данные пособия складываются в условиях двуязычия поздней Римской империи, а затем продолжают использоваться на латинском Западе в качестве пособий по обучению греческому языку. В состав сложного комплекса учебных материалов входили словарь (глоссарий), грамматика, сборники диалогов, изречений, басен, фрагменты руководств для обучения праву и аналогичных руководств по рассмотрению истории.
учебник, поздняя Античность, раннее Средневековье, школа, ученичество
1. Агапов Ю. В. Сократическая беседа как феномен культурного наследия и современного образования // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 83–90.
2. Воеводский Л. Ф. Мимиямбы Герода и реализм в греческой литературе. Одесса, 1894.
3. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1995.
4. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.
5. Matulis T. N. (ed.) Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli v jepohu Drevnosti, Srednevekov'ja i Vozrozhdenija (History of Education and Pedagogical Thought in Epoch of Antiquity, Middle Ages and Renaissance), Moscow, 2004.
6. Kornetov G. B. 2013 “Istorija pedagogiki segodnja” (History of Pedagogic Today), in Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2013, vol. 3/27, p. 144.
7. Kramer S. N. Istorija nachinaetsja v Shumere (History Begins in Sumer), Moscow, 1991.
8. Romanov A. A. 2013 “Fenomen VNIK «Shkola»: posleslovie spustja chetvert' veka” Phenomenon of VNIK “School”: Afterword in an Age Quarter), in Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2013, vol. 2/26, p. 153.
9. Tomashevich O. V. 2014 “Uchebnik: pervye opyty (na drevneegipetskom materiale)” (Textbook: First Experiences (on Ancient Egyptian Material)), in Bezrogov V. G., Markarova T. S. (eds.) «Nachalo uchenija detjam»: rol' knigi dlja nachal'nogo obuchenija v istorii obrazovanija i kul'tury, Moscow, 2014, pp. 11–27.
10. Chudesa i orakuly v jepohu drevnosti i srednevekov'ja (Miracles and Oracles in Epoch of Antiquity and Middle Ages), Moscow, 2007.
11. Adams J. N., Janse M., Swain S. (eds.) Bilingualism in Ancient Society: Language Contact and the Written Text, Oxford, 2002.
12. Ciccoletta F. Donati Graeci: Learning Greek in the Renaissance, Leiden, 2008.
13. Cribiore R. Gymnastics of the Mind. Greek education in Hellenistic and Roman Egypt, Princeton, Oxford, 2001.
14. Dionisotti A. C. 1984–1985 “From Stephanus to Du Cange: Glossary Stories”, in Revue d'histoire des textes, 1984–1985, vol. 14–15, pp. 308–310.
15. Ferri R. 2011 “Hermeneumata Celtis. The Making of a Late-Antique Bilingual Glossary”, in Ferri R. (ed.) The Latin of Roman Lexicography, Pisa, Rome, 2011, p. 144.
16. Ferri R. 2008 “Il latino dei Colloquia scholica”, in Bellandi F., Ferri R. (eds.) Aspetti della scuola nel mondo romano. Atti del Convegno (Pisa, 5–6 dicembre 2006), Amsterdam, 2008, pp. 112–114.
17. Cribiore R. “[Rev.:] Johannes Kramer, Glossaria bilinguia altera (C. Gloss. Biling. II). Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete, Beiheft 8. München; Leipzig, 2001. Pp. ix + 128”, in Bryn Mawr Classical Review 2002.05.08, in http://bmcr.brynmawr.edu/2002/2002-05-08.html.
18. Rochette B. Le latin dans le monde grec: Recherches sur la diff usion de la langue et des lettres latines dans les provinces hellénophones de l'Empire romain, Brussels, 1997.
Баранникова Наталья Борисовна
Безрогов Виталий Григорьевич
Безрогов В. Г. Концепция заботы о себе adversus nationеs: воцерковление Арнобия Афра // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 51-60. DOI: 10.15382/sturIV201642.51-60
Рассмотрены представления христианского апологета III–IV вв. по вопросам заботы человека о самом себе, его антропологического статуса и возможностей собственной личности как самовоспитывающегося субъекта. Показано, как в диалоге христианских и греко-римских концепций воспитания вырабатывается особая педагогическая концепция, помогающая перейти от вторых к первым. В процессе этого перехода возникает идея о невозможности позаботиться о себе без помощи христианского Бога, который помогает тем, кто активно работает над собой. Активность в практиках заботы о себе, несомненно, взята у эллинско-римских языческих теорий заботы о себе и приложена в сочинении рассматриваемого в статье Арнобия к практикам спасения себя с помощью самопреодоления и преображения. Сочинение «Против язычников» выступило важным мостом от практик самосовершенствования, центрирующихся на собственных достижениях и полисных образцах, к практикам, в которых достижения в заботе о себе были уже общими с Иисусом Христом как наставником.
забота о себе, автодидактика, христианская педагогика, Арнобий, апологетика, античная культура, эллинизм, обращение, воспитание.
1. Безрогов В. Г. Борьба за или против самого себя? Самовоспитание глазами Лактанция (в печати).
2. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004.
3. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в.: житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012.
4. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике. М.; Калуга, 2014.
5. Besley T., Peters M. Subjectivity & Truth. Foucault, Education, and the Culture of Self, New York, 2007.
6. Edwards M. 1999 “The Flowering of Latin Apologetic: Lactantius and Arnobius”, in Edwards M., Goodman M., Price S., Rowland C. (eds.) Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians, Oxford, 1999, pp. 197–222.
8. Nau P.-D. Psychological Maturity and Spiritual Maturity: A Reading of Dorotheus of Gaza, Roma, 2012.
9. Newman R. J. 1989 “Cotidie meditare: Theory and Practice of the meditatio in Imperial Stoicism”, in Haase W. (ed.) Aufstieg und Niedergang der römischen Welt, vol. 2/36/3: Principat: Philosophie, Wissenschaften, Technik: Philosophie (Stoizismus), Berlin; New York, 1989, pp. 1484 ff .
10. Pauli J. Menschen und Menschwerden nach der geistlichen Lehre des Dorotheus von Gaze, St. Ottlien, 1998.
11. Stefaniw B. 2016 “A Disciplined Mind in an Orderly World: Mimesis in Late Antique Ethical Regimes”, in Volp U., Horn F. W., Zimmermann R. (eds.) Metapher — Narratio — Mimesis — Doxologie. Begründungsformen frühchristlicher und antiker Ethik. Kontexte und Normen neutestamentlicher Ethik, Tübingen, 2016, p. 235.
12. Stroumsa G. The End of Sacrifice. Religious Transformation in Late Antiquity, Chicago, 2009.
Безрогов Виталий Григорьевич
Безрогов В. Г. Борьба за или против самого себя? Самовоспитание глазами Лактанция // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 54-67. DOI: 10.15382/sturIV201643.54-67
Рассмотрены представления христианского апологета III–IV вв. о вопросах самовоспитания человека, его антропологическом статусе и границах возможной заботы о себе. Показано, как в восполнение сил индивидуума могут быть использованы внешние ему факторы поддержки. На основе анализа ключевых сочинений Лактанция «Божественные установления» вместе с их конспективным сокращением («Извлечения из “Божественных установлений”»), а также «О гневе Божием», «О творении Божием» и «О смерти гонителей» показана убежденность их автора одновременно в возможности достижения праведной заботы человека о самом себе и в то же время невозможности достичь такой заботы, благочестивых результатов самовоспитания и борьбы с самим собой лишь в одиночку, по аналогии с античными философами. Реконструирован и проанализирован тезис Лактанция о том, что только при помощи Бога и других людей возможна христианская забота человека о самом себе.
забота о себе, автодидактика, христианская и дохристианская педагогика, поздняя Римская империя, Лактанций, латинские апологетики, самовоспитание
1. Безрогов В. Г. Учитель-ученик. Интуиция и экзистенция // Человек. 2006. № 3. С. 32–47.
2. Безрогов В. Г. Monasterium clericorum Аврелия Августина // Лихудовские чтения: Материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения» Великий Новгород, 24–26 мая 2004 года / В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич, отв. ред. Великий Новгород, 2009. С. 70–74.
3. Безрогов В. Г. Концепция заботы о себе adversus nationеs: воцерковление Арнобия Афра // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (43). С. 51–60.
4. Безрогов В. Г. Обращение и преображение как забота о себе: педагогическая парадигма христианской культуры // Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры: Материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г. В. Иванченко (1965–2009) / М. А. Козлова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2015. Ч. 2: Что-то ведет нас в глубь самих себя. С. 99–111.
5. Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.
6. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве / В. В. Петров, пер., С. В. Месяц, ред. М., 2004.
7. Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995.
8. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.
9. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
10. Лактанций. Божественные установления. Книги I–VII / В. М. Тюленев, пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указ. СПб., 2007.
11. Лактанций. О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений / В. М. Тюленев, пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указ. СПб., 2007.
12. Смирнов С. А. Карта личности. URL: http://www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov/smirnov28.
13. Солнцева В. Н. Проблема человека в сочинениях христианских апологетов III — начала IV вв. Арнобия и Лактанция: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2013.
14. Тюленев В. М. Малые сочинения Лактанция // Лактанций. О творении Божием. СПб., 2007.
15. Учитель и ученик: становление интерсубъективных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья) / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
16. Bolkestein H. Humanitas bei Lactantius: christlich oder orientalisch? // Pisciculi. Studien zur Religion und Kultur des Altertums Franz Joseph Dolger zum sechstigsten Geburtstag dargeboten von Freunden,Verehrenund Schulern / T. Klauser & A. Rucker, hrsgs. Munster, 1939. P. 62–65.
17. Bowen A. & Garnsey P. Introduction // Lactantius. Divine Institutes. Liverpool, 2003.
18. Claude B. De Lactance a Augustin: linguistique et spiritualite du “latin chretien” // M. Baratin, R. Utard, C. Levy, A. Videau, ed. Stylus: la parole dans ses formes. Melanges en l’honneur du professeur Jacqueline Dangel. Paris, 2010. P. 493–509.
19. Colot B. Humanitas et ses synonymes chez Lactance // Les problemes de la synonomie en Latin / Moussy C., ed. Paris, 1992. P. 101–121.
20. Colot B. Pietas, argument et expression d’un nouveau lien socio-religieux dans le christianisme romain de Lactance // M. F. Wiles & E. J. Yarnold, eds. Studia Patristica: Papers presented at the 13th Int.Conf.on Patristic Studies in Oxford 1999. Vol. 34. Leuven, 2001. P. 23–32.
21. Sorpus scriptorium ecclesiasticorum latinorum. Vol. XIX, XXVI, fasc. I et II. Rec. S. Brandt et G. Laubmann. Vindobonae, 1890, 1893, 1897.
22. De Palma Digeser E. The making of a Christian empire: Lactantius and Rome. Ithaca, 2000.
23. Lactantius. Divinarum institutionum libri septem. Fasc. 1–4 / E. Heck et A. Wlosok, eds. Berlin, 2007–2011.
24. Salzman M. The Making of Christian Aristocracy. Social and Religious Change in the Western Roman Empire. Camberdge, 2004.
25. Sancti Vincentii Lirinensis Commonitorium. Editio nova. Ingolstadt, 1823.
26. The Commonitorium of Vincentius of Lerins / R. S. Moxon, ed. Cambridge, 1915.
27. Thomas L. Die Sapientia als Schlusselbegriff zu den Divinae institutiones des Laktanz, mit besonderer Berucksichtigung seiner Ethik. Freiburg (Swiss.), 1959.
Безрогов Виталий Григорьевич
Безрогов В. Г. К вопросу о ранних переводах «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского на русский язык // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 11-30. DOI: 10.15382/sturIV201745.11-30
Рассмотрено возникновение интереса к учебному пособию «Мир чувственных вещей в картинках» великого моравского педагога Яна Амоса Коменского в российской педагогической культуре. На материале изучения западноевропейских изданий с рукописными маргиналиями и отдельных рукописей, содержащих переводы этого учебника с немецкого и латыни на русский, показаны этапы предыстории появления первого полного издания Orbis sensualium pictus на русском языке. Первые зафиксированные источниками попытки его перевода на русский относятся к 1710-м гг., когда в Москве прекращают работать «немецкие школы» и возникает «дидактический вакуум» в преподавании иностранных языков. Второй этап относится к 1730-м гг., когда формируется потребность в многоязычном пособии и из немецко-латинского учебника пробуют самостоятельно сделать немецко-латино-франко-русский. Примерно полвека зреющего к Orbis pictus интереса находят свой результат в пятиязычном латино-русско- немецко-итальяно-французском издании 1768 г., выполненном на основе четырехъязычного нюрнбергского 1755 г. Изучение контактов нескольких педагогических культур по поводу подготавливаемых в их среде пособий является важной частью исследования истории начального образования в православном регионе.
начальное образование, Ян Амос Коменский, школа, перевод, би- и полилингвальное обучение
Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. К истории названий учебных книг как способов организации образовательной информации: Orbis pictus Коменского // Символическая вселенная ребенка: между информацией и знанием: Сб. науч. тр. / К. В. Султанов, ред. СПб., 2016. С. 217–225.
Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: Сб. науч. тр. / К. В. Султанов, ред. СПб., 2016. С. 298–307.
Грасгофф Х. Из истории связей Берлинского общества наук с Россией в 20-х годах XVIII в. // XVIII век. Сб. 7: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. Л., 1966. С. 59–65.
Дианова Т. В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». Труды ГИМ. М., 1998.
Зырянов В. В. Что читали и где учились // Россия в эпоху Петра Великого: Путеводитель путешественника во времени. М., 2016. С. 247–287.
Иоанна Амоса Комения. Видимый свет на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках представлен, или Краткое введение, которым изъясняется, что обучающемуся юношеству лехким способом не только языку, разумным упражнением, но также и вещи достойныя знания самонужнейшия должны быть вперены, : Изо ста пятидесяти одной главы состоящее, из которых каждая вместо надписи и содержания из Священнаго Писания взятым свидетельством означена, и с реестром самых нужнейших российских слов, которой вместо лексикона для употребления российскаго юношества служить имеет, место на пяти языках дополнить может, изданное. [М.], 1768.
Каразин В. Н. Каталог славяно-российским рукописям (погибшим в 1812 году) профессора Баузе // Чтения Общества истории и древностей российских при Московском университете. М., 1862. Кн. 2. Отд. 5.
Карева Н. В. Становление традиции грамматического описания русского языка (1730–1750-е гг.) // Литературная культура России XVIII века. Вып. 4. СПб., 2011. С. 90–109.
Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производств. XVII–XVIII века. М., 1959.
Командорова Н. И. Русская Прага. М., 2009.
Куприянова Т. Г. Первая династия российских издателей. М., 2001.
Моисеева Г. Н. «Собрание российских древностей» профессора Баузе // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 35. Л., 1980. С. 301–344.
Мыльников А. С. Русские переводчики в Праге. 1716–1721 гг. // XVIII век. Сборник 9. Л., 1974. С. 279–296.
Отчет командированного за границу приват-доцента Московского университета Василия Истрина за вторую половину 1894 года (продолжение) // ЖМНП. Часть CCCVII, сентябрь. СПб., 1896. С. 1–25.
Пекарский П. П. Наука и литература въ Россіи при Петре Великомъ: изследованіе П. Пекарскаго. СПб., 1862. Т. 1.
Рыжов А. Н. Образование в «немецких» школах Москвы в первой четверти XVIII века // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 368–382.
Скорвид С. С. Слово Я. А. Коменского в России: из истории перевода // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования. СПб., 2007. С. 113–122.
Топоров В. Н. Эрнст Глюк, немецкий подвижник латышского и русского просвещения // Балто-славянские исследования. 1984. М., 1986. С. 243–262.
Фундаминский М. И. К истории библиотеки Т. Консетта // XVIII век. Сборник 21: Памяти Павла Наумовича Беркова / Н. Д. Кочетков, отв. ред. СПб., 1999. С. 40–52.
Чума А. А. Ян Амос Коменский и русская школа (до 70-х годов XVIII века). Братислава, 1970.
Яцимирский А. И. Описание южно-славянских и русских рукописей заграничных библиотек. Том. I. Вена. Берлин. Дрезден. Лейпциг. Мюнхен. Прага. Любляна // Сборник отделения русского языка и словесности Императорской академии наук: Т. 1–101. Т. 98. СПб., 1921. С. 850–856.
Averjanova L. & V. Bezrogov. Primer as the Shield of Faith: Religious Culture and Education on the Eve of the 18th Century in Russia // The History of Korean Education. 2015. Vol. 37. no. 3. P. 123–140.
Bartoš F. M. Catalogus codicum manu scriptorum musaei nationalis Pragensis. Pars secunda. Pragae, 1927. № 2533. URL: http://147.231.53.91/src/index.php?s=v&cat=36&bookid=380&page=124.
Gluck J. E. Grammatik der russischen Sprache. 1704 / Hrsg. und mit einer Einleitung versehen von H. Keipert, B. Uspenskij und V. Zivov. Koln; Weimar; Wien, 1994.
Joh. Am. Comenii Orbis Sensualium Picti Pars Prima. Hoc est : Omnium fundamentalium in mundo rerum, & in vita actionum, Pictura & Nomenclatura. Editio auctior & emendatior, cum Titulorum juxta atque Vocabulorum Indice. = Die sichtbaren Welt Erster Theil. Das ist: Aller vornehmsten Welt-Dinge, und Lebens-Verrichtungen, Vorbildung und Benahnung. Aufs neue aufgelegt, an vielen Orten, neben einem Titel- und Wörter-Register verbessert; auch mit gantz neuen, schönern und deutlichern Figuren, versehen. Editio auctior & emendatior, cum Titulorum juxta atque Vocabulorum Indice. Noribergae, 1732. [16], 315, [109] р. Joh.Am.Comenii Orbis sensualium pictus… Noribergae, sumt.Mich.et Joh.Friderici Endteri, 1682.
Johann Ernst Gluck 1653–1705: Pastor, Philologe, Volksaufklarer im Baltikum und in Russland (Fremdsprachen in Geschichte und Gegenwart) / Hrsg. H. Glück, I. Polanska. Wiesbaden, 2005.
Mach Dich auf und Werde Licht — Celies Nu, Topi Gaiss — Zu Leben und Werk von Ernst Gluck (1654–1705): Akten der Tagung Anlasslich Seines 300.Todestages vom 10. bis 13. Mai 2005 in Halle (Saale) / Hrsg. C. Shiller, M. Grudule. Wiesbaden, 2009.
Philipp Balthasar Sinold von Schütz (Hrsg.). Die europäische Fama, welche den gegenwärtigen Zustand der vornehmsten Höfe entdecket. Der 35. Theil. Leipzig, 1714 (repr.1705, 1708).
Pilz K. Die Ausgaben des Orbis Sensualium Pictus. Eine Bibliographie. Nürnberg, 1967.
Безрогов Виталий Григорьевич
Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. «Gab ihnen der liebe Gott...», или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII - начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19-48. DOI: 10.15382/sturIV201848.19-48
В последней трети XVIII и начале XIX в. преподавание религиозных представлений внутри курсов по естественной истории выступает важным свидетельством, выявляющим историко-культурный диалог педагогических традиций. В основе статьи лежит рассмотрение оригинальных и переводных учебных изданий И. Блуменбаха, Г. Гроссе, Г. Раффа, В. Зуева, Н. Озерецковского и В. Севергина, К. Ушинского. Анализ показывает сознательные и неосознанные различия в понимании и трактовке авторами роли и места Бога по отношению к природе и человеку. В переводных изданиях (например, Naturgeschichte für Kinder Раффа) мы видим три уровня присутствия Бога в природе (в отношении каждого живого существа, их групп и сообществ, всего мироздания как взаимосвязанной системы). В аналогичных российских изданиях, как правило, представлен только первый из них, если представлен вообще. Грань между природой и Богом в русских изданиях по естественной истории проведена более отчетливо, граница между книгами о Боге и о природе менее проницаема, нежели в Германии. Такое различие связано с особенностями диалога между образованием и религией, характерными для этих стран.
учебник, естественная история, религиозное образование, XVIII век, XIX век, Россия, Германия
  1. Адарюков В. Я. Книга гражданской печати в XVIII в. М., 1924.
  2. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. М., 2017.
  3. Пыпин А. Н. Книжная деятельность времен Петра Великого // Вестник Европы. Т. 4. Июль 1898. С. 236–271.
  4. Райков Б. Е. Пути и методы естественнонаучного просвещения. М., 1960.
  5. Рукоп. сборник студентов МДА 1824–1827-х гг. ОР РГБ.Ф. 173. II.л. 271 об.
  6. Учебный план кантона Ааргау в Швейцарии. URL: https://www.ag.ch/de/bks/kindergarten_volksschule/unterricht_schulbetrieb/lehrplan_lehrmittel_volksschule/realien/realien.jsp.
  7. Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
  8. Черничкина А. А. Природа и религия в романтической метафизике // Метафизика. 2013. № 2 (8). С. 35–46.
  9. Bachmann-Medick D. Cultural Turns. Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften. Reinbek bei Hamburg, 2006, 2007, 2009, 2010, 2014; рус. пер. сделан с 3-го издания 2009 г.
  10. Beschreibung der Natur-Geschichten des Schweizerlands. Erster (-dritter) Theil. Zürich, in Verlegung des Authoris, gedr. bey Michael Schaufelb(erger) und Christoff Hardmeier, 1706–1708.
  11. Beumer P. J. Der kleine Raff , oder Vater Gotthold's Unterhaltungen mit seinen Kindern über die Reiche der Natur: eine Naturgeschichte für die liebe Jugend. 4. Aufl . Wesel, 1852 (1. Aufl. 1841).
  12. Cross A. G. The British in Catherine’s Russia: A Preliminary Study // Garrard J. G., ed. The Eighteenth Century in Russia. Oxford, 1973.
  13. Idelson-Shein I. The Beginning of the End: Jews, Children and Enlightenment Pedagogy // The Jewish Quarterly Review. 2016. Vol. 106. № 3. P. 383–395.
  14. Kogman T. Baruch Lindau’s Rešit limmudim (1788) and Its German Source: A Case Study of the Interaction between the Haskala and German Philantropismus // Aleph. 2009. № 9:2. P. 277–305.
  15. Kogman T. The emergence of scientifi c literature in Hebrew for children and youth in the nineteenth century: preliminary directions for research // Jewish Culture and History. 2016. Vol. 17. № 3. P. 249–263.
  16. Oelkers J. Elementary Textbooks in the 18th century and their Theory of the Learned Child / Campi E., De Angelis S., Goeing A.-S., Grafton A.T., eds. Scholarly knowledge: textbooks in early modern Europe. Geneva, 2008. P. 409–432.
  17. Papastergiadis N. The Turbulence of Migration. Globalization, Deterriorialization and Hybridity. Cambridge, 2000. P. 125–126.
  18. Schubert G. H. von. Allgemeine Naturgeschichte, 1826.
  19. [Sigaud de la Fonde J.F.]. Wunder der Natur, eine Sammlung außerordentlicher und merkwürdiger Erscheinungen und Begebenheiten in der ganzen Körperwelt, zum Unterricht und Vergnügen nach alphabetischer Ordnung. Aus dem Französischen übersetzt und mit Zusätzen vermehret [von Christian Gotthelf Friedrich Webel]. Leipzig, 1782–1783. 2 Bände.
  20. Stalla B. J. Christian Raff (1748 bis 1788) und sein Werk «Naturgeschichte für Kinder» // Die Gestalt. Vierteljahreszeitschrift für bildnerische Erziehung. 2000. 62. Jg., H. 1. S. 20–21.
  21. Wolpe R. The True Way to Loving God: Nature in the Haskala // The University of Toronto Journal of Jewish Thought. 2013. Vol. 3. P. 1–28. URL: http://tjjt.cjs.utoronto.ca/articles-2/
Безрогов Виталий Григорьевич
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Тендрякова Мария Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Работа поддержана грантами ОГОН РФФИ 17-06-00066а и 17-06-00288а.