/
Результат поиска


Бежанидзе Г. В. Проекты устроения высшего управления Русской Церкви середины XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 7-24.
PDF
Статья посвящена проектам устроения высшего церковного управления. Автором проведен источниковедческий анализ проектов. Некоторые из них впервые вводятся в научный оборот. В статье показано, как авторы проектов оценивали синодальное управление и какие предложения выдвигали для его реформирования.
церковно-государственные отношения, высшая церковная власть, Святейший Синод, обер-прокурор Синода, Поместный собор, святитель Филарет Московский
Бежанидзе Георгий Валентинович
Бежанидзе Г. В. Блаженный Августин и святитель Филарет об участии государственной власти в деле обращения еретиков и раскольников в православие // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 48-57. DOI: 10.15382/sturII201672.48-57
В статье рассматриваются мнения блаженного Августина и святителя Филарета Московского об участии государства в обращении еретиков и раскольников в православие. Исследование взглядов блаженного Августина и святителя Филарета на участие государственной власти в деле обращения еретиков и раскольников позволяет по-новому взглянуть на значение принудительных мер для церковной миссии. Несмотря на то что один из авторов жил на заре православной империи, а другой наблюдал ее закат, богословская проблематика вопроса о принуждении в делах веры не претерпела существенных изменений. Использование мер принуждения со стороны государства отнюдь не предполагает прекращения церковного благовестия. Без церковной активности принуждение со стороны государства вообще недопустимо. Эти меры, по их мнению, необходимы для устранения препятствий для присоединения к церковному единству тем, кто уже обратился к православной вере, но в силу укоренившейся привычки остается в расколе. Конечно, сдерживающие внешние факторы имеют значение только для немощных христиан, но для них преодолеть внешние препятствия на пути к Церкви без государственной помощи весьма затруднительно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.
святитель Филарет Московский, блаженный Августин, церковная миссия.
1. Бежанидзе Г. В. Константин Зедергольм чиновник особых поручений и духовный сын преподобного Макария Оптинского // Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским. М., 2013. С. 24–25.
2. Бежанидзе Г. В. Представления о сакральности царской власти в Русской Церкви в Новое время // Русское богословие: традиция и современность. М., 2011. С. 75–89.
3. Бежанидзе Г. В. Святитель Филарет и обер-прокурор А. П. Толстой // Филаретовский альманах. Вып. 4. М., 2008. С. 93–121.
4. Белоликов В. З. Литературная деятельность блаженного Августина против раскола донатистов. К., 1912.
5. Родников Н. П. Учение блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и церковью сравнительно с учением о том же отцов, учителей и писателей церкви первых четырех веков и средневековых теократических богословов западной церкви. Казань, 1897.
6. Bonner G. St. Augustine of Hippo. Life and Controversies. Norwich, 1986.
7. Willis G. G. Saint Augustine and the Donatist Controversy. L., 1950.
Бежанидзе Георгий Вениаминович
Бежанидзе Г. В., Фирсов А. Г. Обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев и его записки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 22-36. DOI: 10.15382/sturII201776.22-36
Статья посвящена деятельности обер-прокурора Святейшего Синода А. А. Яковлева, дяди А. И. Герцена, оставившего мемуары о своей работе в Синоде. Авторы рассмотрели его происхождение, семейную жизнь и личные качества. Сведения, приводимые в записках Яковлева, сопоставлены с архивными материалами. Авторы утверждают, что записки Яковлева нельзя считать достоверным источником. В историографии утвердилось мнение о деятельности Яковлева как первом этапе возвышения обер-прокуратуры. Однако проекты Яковлева, направленные на усиление контрольных функций обер-прокурора, не нашли поддержки императора. Монарх не стал на сторону обер-прокурора в его конфликте с епископатом. Отставка Яковлева была связана с необходимостью найти пост для А. Н. Голицына, личного друга Александра I. Яковлев считал свою отставку незаслуженной, и его обида отразилась в записках. Это обстоятельство нельзя не учитывать при использовании записок Яковлева в качестве исторического источника. Министерское начало применительно к церковному управлению действительно найдет свое воплощение в ХIХ столетии, но с деятельностью А. А. Яковлева на посту обер-прокурора этот процесс не связан
церковно-государственные отношения, высшая церковная власть, обер-прокурор Святейшего Синода А. А. Яковлев, А. И. Герцен
Бежанидзе Г. В. Фирсов А. Г. «Повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко…». Инструкция обер-прокурору Святейшего Синода 1722 г. // Исторический архив. 2017. № 2. C. 178–184.
Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры святейшего Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия. Казань, 1900.
Голохвастов Д. Д. Несколько замечаний по поводу воспоминаний Т. П. Пассек // Русский архив. 1876. Т. 2. Вып. 6.
Голохвастов Д. Д. Wahrheit und Dichtung // Русский Архив. 1874. Т. 1. Вып. 4.
Знаменский П. В. Чтения из истории русской церкви за время царствования императора Александра I. Казань, 1885.
Кондаков Ю. Е. Государство и Православная Церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века. СПб., 2003.
Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. СПб., 1894.
Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. СПб., 2001.
Бежанидзе Георгий Вениаминович
Фирсов Андрей Германович
Бежанидзе Г. В. Преамбула шестой новеллы св. Юстиниана Великого в русской письменной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 26-36. DOI: 10.15382/sturI201880.26-36
Статья посвящена исследованию восприятия в русской письменной традиции преамбулы к VI новелле св. Юстиниана Великого, содержащей знаменитую теорию «симфонии». Как следует из текста вступления к новелле, значение императора для появления «благой гармонии» весьма велико: он должен справедливо управлять православным государством, заботиться о священнослужителях, наблюдать за соблюдением догматов и канонов. Роль священства сводится к молитве и совершению таинств. Преамбула к VI новелле вошла в тематический сборник по церковной проблематике, впоследствии переведенный на славянский язык. Существуют две версии перевода новелл на славянский язык, более поздняя из которых существенно искажает смысл текста преамбулы. Согласно поздней версии, и священство и царство управляют порученным им от Бога государством. Обе редакции зафиксированы в ряде рукописей и имели хождение на Руси на протяжении нескольких веков. До определенного времени разница в переводе существенного значения для восприятия текста преамбулы не имела. Только в XVII в., когда поздняя редакция перевода вошла в состав русских печатных Кормчих, она оказала влияние на формирование концепции патриарха Никона. Его концепция предполагала существование «премудрой двоицы» в лице царя и патриарха, к которой относились все обязанности перед Богом в управлении православным народом, принадлежавшие, согласно св. Юстиниану, византийскому императору.
церковно-государственные отношения, симфония, империя, Церковь, преамбула шестой новеллы, император Юстиниан Великий, патриарх Никон
  1. Авилова О. Е. Учение о государстве Русской Православной Церкви в XX — начале XXI в. Барнаул, 2010.
  2. Белякова Е. В., Щапов Я. Н. Новеллы императора Юстиниана в русской письменной традиции. М., 2005.
  3. Белякова Е. В., Мошкова Л. В., Опарина Т. А. Кормчая книга: от рукописной традиции к печатному изданию М.; СПб., 2017.
  4. Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1.
  5. Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Петроград, 1916.
  6. Дагрон Ж. Император и священник: этюд о византийском «цезарепапизме». СПб., 2010.
  7. Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000.
  8. Законоправило, или Номоканон св. Саве (Крмчиjа): Иловички препис 1262 г. / М. М. Петровић, ред. Горњи Милановац, 1991.
  9. Корогодина М. В. Кормчие книги XIV — первой половины XVII века: В 2 т. СПб., 2017.
  10. Шевченко М. Н. К вопросу об идеале государственного устройства в сочинениях Максима Грека // Петровский сборник. Омск, 2012.
  11. Мейендорф И., протопресв. Византийское наследие в Православной Церкви. К., 2007.
  12. Мерило праведное: По рукописи XIV в. / Издано под наблюдением и со вступительной статьей академика М. Н. Тихомирова. М., 1961.
  13. Прп. Максим Грек. Сочинения: В 2 т. М., 2008, 2014.
  14. Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. СПб., 1839.a
  15. Сильвестрова Е. В. Lex Generalis. Императорская конституция в системе греко-римского права V–X вв. н.э. М., 2007.
  16. Хондзинский П., свящ. Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского: Автореф. диссертации на соискание степени кандидата теологии. М., 2017.
  17. Чичуров И. С. Политическая идеология Средневековья. М., 1990.
  18. Щапов Я. Н. Собрание новелл Юстиниана в 87 главах в древнерусской письменности // Древнее право. IVS ANTIQVVM. 1998. Вып. 1(3). С. 108–112.
  19. Corpus iuris civilis / R. Schoell, G. Kroll, rec. Berolini, 1895. Vol. 3.
  20. Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Washington, 1966. Vol. 2.
  21. Dvornik F. Byzantine Political Ideas in Kievan Russia // Dumbarton Oaks Papers. 1956. Vol. 9/10. P. 73–121.
Бежанидзе Георгий Вениаминович
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедры общей и русской церковной истории ииканоническогоо права;
ORCID: 0000-0002-9628-9528;
Электронный адрес: georgy.bezhanidze@gmail.com.