/
Результат поиска


Баёва Л. В. Летописное наследие Вятского края как первоисточник православных литературных традиций региона (историкокниговедческий анализ на основании архивных документов) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 9-22. DOI: 10.15382/sturII201566.9-22
В статье произведен комплексный анализ летописного наследия Вятского края, которое рассматривается в качестве первоисточника православных литературных традиций в регионе. Проанализированы рукописные традиции в Вятском крае. «Повесть о стране Вятской» и другие памятники духовного наследия региона рассмотрены на предмет православного содержания. Выявленные в ходе исследования летописные источники фондов Государственного архива Кировской области проанализированы в ракурсе типологии православной литературы по признаку функционального назначения.
летописное наследие Вятского края, история литературы, рукописные традиции, летописи как первоисточник православной литературы, типология православной литературы.
1. Мосин А. Г. Книжная культура и рукописная традиция русского населения Вятского края (XVII — сер. XIX в.): Автореф. дис. … канд. ист. наук. 1986.
2. Поздеев В. А. Энциклопедия земли Вятской. Откуда мы родом? Т. 2: Литература. Киров: Вятка, 1995.
3. Спицын А. Повесть о стране Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае. Киров, 1993.
4. Баёва Л. В., Мосунова Л. А. Книга и книжное дело в России. Киров, 2014. C. 29–56.
5. Злыгостева М. Н. Православная книга Западной Сибири (вторая пол. XIX — нач. XX в.): Автореф. дис. … канд. филол. наук. 2011.
Баёва Лада Владимировна
Серикбаева О. О. Стефан Иванович Бабицкий и его "Соборник Рижский" // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 166-178. DOI: 10.15382/sturV201624.166-178
Настоящая статья посвящена Стефану Ивановичу Бабицкому, знатоку церковнопевческих традиций Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Сведений о его жизни почти не сохранилось. По документам, обнаруженным в Национальном архиве Латвии в г. Риге, можно установить, что уже в 20-е гг. его жизнь была связана с рижской общиной. В 1944 г. Стефан Бабицкий составляет тетрадь для левого клироса, и предположительно тогда же им создается «Соборник Рижский» — певческая рукопись, находящаяся в частной коллекции. Изучение состава рукописи Бабицкого позволяет сделать вывод о том, что этот новооткрытый источник является удивительным образцом поздней старообрядческой культуры, отражающим особенности богослужебно-певческой практики 1-й пол. ΧΧ в.
Стефан Бабицкий, «Соборник Рижский», Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, РГСО, старообрядцы, староверие, знаменные нотации, знаменный распев (роспев)
1. Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, 2005.
2. Бегунов Ю. К. Обзор собраний древнерусских рукописных книг города Риги. URL: http://annales.info/rus/small/ae61_beg.htm (дата обращения: 22.05.16).
3. Бубнов Н. Ю. Рукописи из собрания Рижской Гребенщиковской общины в библиотеке АН СССР // Сборник научных трудов БАН. Л., 1980. С. 99–104.
4. Григорьева В. Ю. Чтобы пробудить интерес к древнерусскому пению, требуется длительное воспитание вкуса. URL: http://ruvera.ru/articles/interes_drevnerusskomu_peniyu (дата обращения: 22.05.16).
5. Марии Иерофеевне Пепеляевой 70 лет // Поморский вестник. № 22–23. Рига, 2010. C. 146–147 (Издание старообрядческого общества Латвии. № 22–23, декабрь 2009 — февраль 2010).
6. Поташенко Г. В. Роль и значение РГСО в истории староверия // Латвийские староверы: Исторический опыт сохранения идентичности / Гаврилин А. В., ред. Рига, 2014. С. 23–53.
7. Поташенко Г. В. Рижская федосеевская община и принятие браков в XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы. М., 2002. С. 488–497.
8. Яблоков Н. А. Рижская Гребенщиковская старообрядческая община и ее молитвенный дом: Воспоминания // Рижский старообрядческий сборник. Вып. II. Рига, 2011. С. 192.
Серикбаева Оксана Оскенбаевна
Разбаева Е. В. Цели, стандарты и педагогические подходы к проблеме религиозного образования в современной Европе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 22-38. DOI: 10.15382/sturIV201849.22-38
В статье рассматривается современная проблематика, связанная с организацией религиозного образования в европейских странах. Проведенный анализ позволил выделить основные модели взаимодействия государства, религиозных организаций и общества в сфере образования в зависимости от историкополитических предпосылок конкретной страны. Выявленные модели варьируются от полного отказа государством предоставлять религиозное образование до делегирования обязанностей по обучению религиозным институтам. Устоявшийся «баланс сил» в этом взаимодействии постоянно корректируется современной тенденцией к европеизации. Кроме того, статья раскрывает особенности текущей дискуссии, касающейся выбора педагогического подхода. Превалирующие подходы (религиоведческий, феноменологический и конфессиональный) исходят из разных, подчас конкурирующих, образовательных или идеологических задач. Помимо этого, каждый из них имеет определенные ограничения: технические (специальная подготовка кадров), педагогические (соответствие интеллектуальным способностям и возрастным задачам) или политико-мировоззренческие. Последние связаны либо с противоречием идеям мультикультурализма и плюрализма, либо с усилением политики секьюритизации национальной идентичности.
религиозное образование, конфессиональное образование, катехизация, индоктринизация, религиоведение, феноменологический подход, плюрализм, мультикультурализм, стандартизация и европеизация религиозного образования
  1. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 89–97.
  2. Йенсен Т. Религиозное образование в государственных школах: важнейшие тенденции (преимущественно на примере Скандинавии) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 46–71.
  3. Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. СПб., 2010.
  4. Наезд перед Рождеством. URL: https://www.svoboda.org/a/28931569.html
  5. Религиозное образование в Нидерландах. URL: http://mmiweb.org.uk/eftreold/reeurope/netherlands_2008.html
  6. Склярова Т. В., Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9–23.
  7. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. № 4 (27). С. 7–12.
  8. «Троянский конь» исламизма. URL: https://www.svoboda.org/a/25359609.html
  9. Шахнович М. М. Религия в школе: современный европейский ландшафт // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 30–45.
  10. Шахнович М. М. Феноменологическое религиоведение: история и метод // Miscellanea Humanitaria Philosophiae: Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Ю. Н. Солонина. СПб., 2001. С. 301–308.
  11. Andreassen B.-O. Religion education in Norway: tension and harmony between human rights and christian cultural heritage // Temenos. 2013. Vol. 49(2). P. 137–164.
  12. Berglund J. Swedish religion education: objective but marinated in lutheran protestantism // Temenos. 2013. Vol. 49(2). P. 165–184.
  13. Cox E. Changing aim in religious education. London, 1966.
  14. Cox E. Sixth form religion: a study of the beliefs and of the attitudes to religion, religious instruction, and morals, of a sample of grammar school sixth form pupils. London, 1967.
  15. Davie G. Europe: the exception that proves the rule? // The desecularization of the world / P. L. Berger, ed. Washington, D. C., 1999. P. 65–83.
  16. Grimmitt M. Religious education and human development: the relationship between studying religions and personal, social and moral education. Great Wakering, 1987.
  17. Grimmitt M. What can I do in RE? A consideration of the place of religion in the twentieth-century curriculum with suggestions for practical work in schools. Great Wakering, 1973. Р. 73.
  18. Guidelines for teaching about religion in K-12 public schools in the United State. URL: https://rlp.hds.harvard.edu/publications/guidelines-teaching-about-religion-k-12-public-schoolsunited-states
  19. Jackson R. Addressing religious extremism: A positive approach for policy makers and practitioners // In religion and confl ict: responding to the challenges / T. Thorp, D. Cere, eds. London, 2014. P. 70–77.
  20. Jackson R. Inclusive study of religions and other worldviews in publicly-funded schools in democratic societies // The future of religious education in Europe / K. Stoeckl, O. Roy, eds. San Domenico di Fiesole, 2015. P. 7–18.
  21. Jackson R. Religious education: an interpretive approach. London, 1997.
  22. Jackson R. Rethinking religious education and plurality // Issues in diversity and pedagogy. Routledge. 2004. P. 22–39.
  23. Jackson R., Weisse W. Religion in education. A contribution to dialogue or a factor of confl ict? // The REDCo-project: Presentation to European Parliament. Hamburg, 2009. P. 30–36.
  24. Joppke C. The Retreat is real — but what is the alternative? Multiculturalism, muscular liberalism, and islam // Constellations. 2014. Vol. 21 (2). P. 286–295.
  25. Kay W. K. Religious education in Great Britain // Religious education in Great Britain, Sweden and Russia: presentations, problem inventories and commentaries / E. Almén, H. C. Øster, eds. Linköping, 2000.
  26. Loukes H. New ground in Christian education. London, 1965.
  27. McGheea D., Zhangb Sh. Nurturing resilient future citizens through value consistency vs. the retreat from multiculturalism and securitisation in the promotion of British values in schools in the UK // Citizenship studies. 2017. Vol. 21 (8). P. 937–950.
  28. Religious еducation: The non-statutory national framework. London, 2004.
  29. Schreiner P. Religious education in the european context // Issues in religious education / B. Lynne, A. Brown, eds. London; New York, 2002. P. 87.
  30. Signposts: policy and practice for teaching about religions and nonreligious worldviews in intercultural education. Strasbourg, 2014.
  31. Teaching Christianity in dialogue with other faith traditions. URL: https://www.oikoumene.org/en/resources/documents/wcc-programmes/interreligious-dialogue-and-cooperation/christian-identity-in-pluralistic-societies/teaching-christianity-in-dialogue-with-otherfaith-traditions
  32. Toledo guiding principles on teaching about religions and beliefs in public schools. Warsaw, 2007.
  33. White Paper on intercultural dialogue. Strasbourg, 2008.
  34. Willaime J.-P. Different models for religion and education in Europe // Religion and education in Europe. Developments, contexts and debates / R. Jackson et al., eds. Münster, 2007. P. 57.
Разбаева Екатерина Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115054, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23б;
ORCID: 0000-0002-5733-842X;
Электронный адрес: kirasiry@ya.ru.
Выражаю благодарность своему научному руководителю Дивногорцевой С.В. за поддержку, помощь в редактировании и советы по улучшению статьи.
Серикбаева О. О. Особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 136-158. DOI: 10.15382/sturV201831.136-158
В данной статье рассматриваются особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО), которая относится к одному из самых консервативных согласий староверов-беспоповцев — поморскому и воспроизводит наиболее архаичный вариант знаменного распева — наонную редакцию. Статья основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиций в Рижскую Гребенщиковскую старообрядческую общину в 2013, 2015, 2017 гг. Материалом статьи послужили также аудиозаписи из архива Е. А. Григорьева, любезно им предоставленные, и консультации головщиков РГСО — Е. А. Григорьева, Н. Л. Васильева и А. Г. Деликатного. Автор выражает огромную благодарность всем упомянутым выше лицам. Цель настоящей статьи — выявить яркие, характерные черты богослужения РГСО с помощью сопоставления живой практики общины с письменным Уставом. Анализ аудиозаписей и материалов экспедиции показал, что в изучаемой общине сочетаются особенности богослужебной практики поморских старообрядцев и старообрядцев федосеевского согласия, к которому ранее относилась РГСО. Особым вопросом является исполнение циклов стихир на великой вечерне. Изучение состава текстов циклов показало, что помимо стихир из великой вечерни в этот список также входят стихиры из малой вечерни, которая в силу особенностей служения общины выпала из круга совершаемых чинопоследований. Помимо этого, изучение исполнения стихир всех рассмотренных циклов приводит к мысли, что в РГСО сформировался свой пласт стихир, которые принято петь по крюковой книге. В статье также изложен целый ряд ярких, характерных черт Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.
Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, великая вечерня, всенощное бдение, староверы, знаменный распев, знаменная нотация, Выговский устав, устав «Савины главы»
  1. Агеева Е. А. Беспоповцы // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/78246.html (дата обращения: 20.12.2017).
  2. Боровова Ж. А. К вопросу о соотношении устного и письменного компонентов в певческой практике старообрядцев Поморского согласия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы. М., 2003. С. 478–484.
  3. Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI–XVII вв. (на материале певческой рукописной книги «Обиход»): Дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Ленинград, 1984.
  4. Ваконя И. У. Воспоминания об общине. Внешний быт и состояние общины в последние 70 лет // Рижский старообрядческий сборник. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2011. Вып. II. С. 270–271.
  5. Владышевская Т. Ф. Традиции древнерусского церковного пения в современной практике старообрядцев // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения: Материалы музыковедческого конгресса (Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 27 сент. — 1 окт. 1989 г.). М., 1989. С. 415–418.
  6. Владышевская Т. Ф. Старообрядческое пение как источник изучения древнерусской церковной музыки // Dzelo muzyczhe: teoria, historja, interpretacij a. Krakow, 1984. S. 117–192.
  7. Владышеская Т. Ф. Экспедиции к старообрядцам. Образовательный портал «Слово». URL: https://www.portal-slovo.ru/art/36105.php?ELEMENT_ID=36105&SHOWALL_1=1.
  8. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. Т. I. С. 110–111.
  9. Григорьев Е. А. Богослужебный устав: Конспект лекций. Рига: Гребенщиковское старообрядческое училище, 2017.
  10. Дементьев А. В. Праздничное богослужение и система роспевов в литургической традиции Выго-Лексинского общежительства: Дис. … магист. богословия. МДА. М., 2015.
  11. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  12. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1996.
  13. Дубовская Е. В.., Иванов И. И. К истории издания в Латвии старообрядческих календарей (первая половина XX века) // Староверие Латвии. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2005. С. 230.
  14. Дынникова И. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX в.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008.
  15. Заволоко И. Н. О старообрядцах г. Риги. Рига: Изд-во Рижского кружка ревнителей старины при О-ве «Гребенщиковское училище», 1933.
  16. Карпенко А. Е. Традиции заупокойного богослужения в церковно-певческой практике старообрядцев поморского согласия: дипломная работа специалиста. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
  17. Макаровская М. В. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева: на материале нотированной литургии св. Иоанна Златоустого XVI–XX вв.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2000.
  18. Панченко Ф. В. Рукописное наследие Выговских мастеропевцев: история, традиция, творчество: Дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2002.
  19. Перелешина (Григорьева) В. Ю. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура: на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008.
  20. Петляк И. Погласицы в певческой традиции старообрядцев. Выявление исторических изменений // Староверие Латвии. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2005. C. 127–132.
  21. Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте: Дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02. Саратов, 2009.
  22. Поташенко Г. Роль и значение Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в истории староверия // Латвийские староверы: исторический опыт сохранения идентичности. Рига: LU FSI, 2014. С. 28.
  23. Серикбаева О. О. Стефан Иванович Бабицкий и его «Соборник Рижский» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 4 (24). С. 168, 170.
  24. Старикова И. В. Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. № 2 (5). С. 87, 90.
  25. Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004.
  26. Фаттахова Л. Р. Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 2002.
  27. Федоренко Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 1995.
  28. Чуванов М. И. Памяти Ковылина // Старообрядческий церковный календарь на 1985 г.: Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщиковская старообр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община, Москва; Ленинградская Поморская старообрядческая община, г. Ленинград, 1985. С. 51–52.
  29. Шамарин В. В. Устав соборной службы. СПб.: Российский совет Древлеправославной поморской церкви, 1992.
  30. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Литература и духовная жизнь: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. СПб., 1999.
  31. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 2.
Серикбаева Оксана Оскенбаевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Универститет; Российская Федерация,127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-3369-9079;
Электронный адрес: o.serikbaeva@yandex.ru.