/
Результат поиска


Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. В позднеантичной школе: греко-латинский разговорник как учебное пособие // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 46-61. DOI: 10.15382/sturIV201640.46-61
На примере учебных пособий поздней античности, составивших основу для раннесредневековых учебников латыни и греческого, представлен жанр раннего школьного диалога. Общий очерк и анализ сопровождаются переводом одной из версий наиболее распространенного в III–X вв. пособия. Данные пособия складываются в условиях двуязычия поздней Римской империи, а затем продолжают использоваться на латинском Западе в качестве пособий по обучению греческому языку. В состав сложного комплекса учебных материалов входили словарь (глоссарий), грамматика, сборники диалогов, изречений, басен, фрагменты руководств для обучения праву и аналогичных руководств по рассмотрению истории.
учебник, поздняя Античность, раннее Средневековье, школа, ученичество
1. Агапов Ю. В. Сократическая беседа как феномен культурного наследия и современного образования // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 83–90.
2. Воеводский Л. Ф. Мимиямбы Герода и реализм в греческой литературе. Одесса, 1894.
3. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1995.
4. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.
5. Matulis T. N. (ed.) Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli v jepohu Drevnosti, Srednevekov'ja i Vozrozhdenija (History of Education and Pedagogical Thought in Epoch of Antiquity, Middle Ages and Renaissance), Moscow, 2004.
6. Kornetov G. B. 2013 “Istorija pedagogiki segodnja” (History of Pedagogic Today), in Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2013, vol. 3/27, p. 144.
7. Kramer S. N. Istorija nachinaetsja v Shumere (History Begins in Sumer), Moscow, 1991.
8. Romanov A. A. 2013 “Fenomen VNIK «Shkola»: posleslovie spustja chetvert' veka” Phenomenon of VNIK “School”: Afterword in an Age Quarter), in Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2013, vol. 2/26, p. 153.
9. Tomashevich O. V. 2014 “Uchebnik: pervye opyty (na drevneegipetskom materiale)” (Textbook: First Experiences (on Ancient Egyptian Material)), in Bezrogov V. G., Markarova T. S. (eds.) «Nachalo uchenija detjam»: rol' knigi dlja nachal'nogo obuchenija v istorii obrazovanija i kul'tury, Moscow, 2014, pp. 11–27.
10. Chudesa i orakuly v jepohu drevnosti i srednevekov'ja (Miracles and Oracles in Epoch of Antiquity and Middle Ages), Moscow, 2007.
11. Adams J. N., Janse M., Swain S. (eds.) Bilingualism in Ancient Society: Language Contact and the Written Text, Oxford, 2002.
12. Ciccoletta F. Donati Graeci: Learning Greek in the Renaissance, Leiden, 2008.
13. Cribiore R. Gymnastics of the Mind. Greek education in Hellenistic and Roman Egypt, Princeton, Oxford, 2001.
14. Dionisotti A. C. 1984–1985 “From Stephanus to Du Cange: Glossary Stories”, in Revue d'histoire des textes, 1984–1985, vol. 14–15, pp. 308–310.
15. Ferri R. 2011 “Hermeneumata Celtis. The Making of a Late-Antique Bilingual Glossary”, in Ferri R. (ed.) The Latin of Roman Lexicography, Pisa, Rome, 2011, p. 144.
16. Ferri R. 2008 “Il latino dei Colloquia scholica”, in Bellandi F., Ferri R. (eds.) Aspetti della scuola nel mondo romano. Atti del Convegno (Pisa, 5–6 dicembre 2006), Amsterdam, 2008, pp. 112–114.
17. Cribiore R. “[Rev.:] Johannes Kramer, Glossaria bilinguia altera (C. Gloss. Biling. II). Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete, Beiheft 8. München; Leipzig, 2001. Pp. ix + 128”, in Bryn Mawr Classical Review 2002.05.08, in http://bmcr.brynmawr.edu/2002/2002-05-08.html.
18. Rochette B. Le latin dans le monde grec: Recherches sur la diff usion de la langue et des lettres latines dans les provinces hellénophones de l'Empire romain, Brussels, 1997.
Баранникова Наталья Борисовна
Безрогов Виталий Григорьевич