/
Результат поиска


Байкова Е. Н. К 85-летнему юбилею Владимира Минина // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 199-205.
PDF

Байкова Елена Николаевна
Байкова Е. Н. Проблема духовности в исполнительском творчестве современных хоровых коллективов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 134-145. DOI: 10.15382/sturV201518.134-145
В данной статье исследуется проблема духовности, актуальная для современной хоровой практики, на примере ведущих певческих коллективов. В центре внимания — русская духовная музыка в интерпретационной технике выдающихся российских дирижеров. Рассматриваются вопросы эстетических установок, репертуарные тенденции, исполнительские нюансы. В связи с этим выделяются два аспекта: звуковая эстетика — отношение интонируемого слова и хоровой тембрики — и художественная направленность на слушательское восприятие. Кроме того, в статье дается ретроспективный взгляд на традиции, сформировавшиеся в сфере композиторского творчества и области исполнительского искусства.
русская музыка, духовность, дирижер, современные хоровые коллективы, интерпретация, репертуар, авторский текст, исполнительское искусство.
1. Гуляницкая Н. С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). М.: Языки славянской культуры, 2014.
2. Ершов А. Старейший русский хор. Ленинград: Советский композитор, 1978.
3. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. Вторая половина ХVII — начало ХХ века. СПб.: Композитор, 2007.
4. Минин В. Н. Соло для дирижера. СПб.: Композитор, 2010.
5. Мусин И. Язык дирижерского жеста. М.: Музыка, 2006.
6. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа: от древности до ХХI века: Учеб. пособие. М.: Владос, 2003.
7. Памяти А. В. Свешникова: Статьи, воспоминания / Сост. С. С. Калинин. М.: Музыка, 1998.
8. Семенюк В. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. М.: Композитор, 2008.
9. Тугаринов Е. С. Русские регенты. Т. 1. М.: Паломник, 2014.
10. Юрлов А. А. Сб. статей, материалов, воспоминаний / Сост. И. Марисова. М.: Сов. композитор, 1983.
Байкова Елена Николаевна
Байкова Е. Н. Хор как оркестр человеческих голосов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 166-174. DOI: 10.15382/sturV201622.166-174
Данная статья посвящена актуальному вопросу о ведущей роли формы и содержания в отечественном певческом искусстве. Этот вопрос представлен в историческом ракурсе (связь современности с певческой традицией) и в рамках исследования творческой деятельности известных отечественных хоровых коллективов, в частности Московского государственного академического камерного хора под управлением В. Н. Минина. В центре внимания автора — феномен отечественного хорового музыкального искусства, произведения русских композиторов XIX–XX столетий. Понятие А. В. Никольского «тембризация» проецируется на музыкальную практику прославленных хоровых коллективов: Государственного академического хора п/у А. В. Свешникова, Республиканской академической хоровой капеллы п/у А. А. Юрлова, Санкт-Петербургской хоровой капеллы п/у В. А. Чернушенко, Московского камерного хора п/у В. Н. Минина. Данное понятие изучается в таких областях отечественной культуры, как народнопесенное творчество, церковно-певческое искусство. В связи с этим обсуждается организующая и направляющая роль дирижера, создающего художественное целое. Феномен голоса и ансамблевой слитности становятся решающим моментом в определении стилевых особенностей национального хорового искусства.
«хор как оркестр человеческих голосов», певческая традиция, вокальное мастерство, тембр, хоровой дирижер.
1. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 2-я половина XVII — начало XX века. СПб., 2007.
2. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 1-я половина XX века. СПб., 2003.
Байкова Елена Николаевна