/
Результат поиска


Арутюнова-Фиданян В. А. Сирийцы в Тароне (по данным "Истории Тарона") // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 1 (7). С. 7-25.
PDF
В истории формирования Армянской Церкви видную роль сыграли сирийские книжники и духовные лица. Богословские споры V в. привели к ощутимому ослаблению армяно-сирийских контактов в церковной области, однако память о существовавшей в начальную эпоху армянского христианства близости двух народов и культур сохранилась в позднейшей армянской традиции, представленной, в частности, таким литературным памятником, как «История Тарона». В статье демонстрируются примеры армяно-сирийского сотрудничества в деле просвещения Армении и рассматривается фактическое и концептуальное содержание «Истории Тарона». На основании сопоставления содержания памятника с исторической обстановкой в раннесредневековой Армении автор приходит к выводу о правильности датировки «Истории» Х веком.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 4 (14). С. 11-25.
PDF
В статье идет речь об армянском ономастиконе Тарон (Tarawn, Taron), связанном с индоевропейскими мифами. Название гавара и области Тарон —очевидно, одно из самых архаичных топонимов Армянского нагорья, т. к. Тарон —это имя и удел бога грома. Сак- ральная топография Тарона демонстрирует преобладание церквей в честь св. Карапета, заменивших храмы бога-громовника (Ваагн, Куар, Гисанэ). Во многих христианских конфессиях можно проследить генетическую связь святых с образом Громовержца. Армяне не столько вошли в новый христианский мир, сколько стали его важной составляющей. Переход от язычества к христианству —обычно коренная ломка менталитета и появление новой культуры, однако в Армении, по мнению автора статьи, процесс замещения языческих богов христианскими святыми, вероятно, отличался определенной мягкостью трансформации исходного образа.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. Православные армяне и армяно-византийская контактная зона // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 7-18.
PDF
Изучение армяно-халкидонитской общины приводит автора статьи, вопреки традиционной точке зрения, к выводу о ее ключевой роли в армяно-византийских отношениях эпохи средневековья.
средние века, Армения, Византия, халкедониты и монофиситы.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. Полемика между халкидонитами и монофизитами и переписка патриарха Фотия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 2 (30). С. 23-33.
PDF
Статья посвящена вопросам аутентичности, датировки, композиции и содержания ряда посланий, приписываемых патриарху Фотию и адресованных к представителям Армянской Церкви, а также аутентичности Ширакаванского Собора в контексте армяно-византийской полемики IX в.
патриарх Фотий и его послания, армяно-византийская богословская полемика IX в., антихалкидонская полемика, Халкидонский Собор, Ширакаванский Собор
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. К вопросу о существовании халкидонитской Церкви в Армении // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 4 (22). С. 7-22.
PDF
история армянского этноса, армяне-монофиситы, армяне-халкидониты, Византия, Грузия
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. На службе империи: Апокапы и Вхкаци // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 4 (26). С. 66-76.
PDF
Настоящая статья является одним из этапов многолетнего исследования роли армян- халкидонитов на Христианском Востоке. На основании анализа их социального стату- са и административной деятельности автор приходит к выводу о необходимости рас- сматривать этот феномен как целостное явление, существование и эволюция которого представляют собой процесс, зависящий не только и не столько от внешнего событий- ного ряда их пребывания в империи, сколько от внутренних характеристик. Переходя на службу Византии, православные армяне скорее связывали себя с имперской идеей и христианской (ортодоксальной) доктриной, чем с греческим этносом или с тем или иным из императоров. Такая позиция была, разумеется, продиктована особенностями этноконфессионального облика, имманентными группе в целом.
армяно-халкидонитская община, армяно-халкидонитская элита, средневековый менталитет, Христианский Восток
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-халкидонитская аристократия на службе империи: полководцы и дипломатические агенты Константина VII Багрянородного // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 3 (29). С. 7-17.
PDF
Работа посвящена исследованию социального статуса и административной деятельности армян-халкидонитов на службе империи в IX–X вв. по трактату Константина Багрянородного «Об управлении империей». «Закавказское досье» трактата отличается точностью и скрупулезностью, поскольку было предоставлено непосредственными участниками событий — армянами-халкидонитами на службе Византии. Имперская ортодоксия гарантировала Константинополю лояльность его армянских дипломатов, военачальников и переводчиков, а их принадлежность к армянскому этносу, языку и культуре давала им возможность ориентироваться в армянском мире с легкостью, недоступной их греческим коллегам. Армянская аристократия, органично вошедшая в состав византийского господствующего класса (из среды которой вышли информаторы Константина), является синтезным феноменом — результатом взаимодействия и взаимовлияния двух миров и двух культур. Именно эти люди сформировали идеологическую составляющую генезиса синтезной контактной зоны.
взаимодействие Византийской и армянской цивилизаций, Константин Багрянородный, политическая идеология, полководцы, дипломатические агенты
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты. Терминология // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 9-20.
PDF
Армяне-халкидониты — это ученый термин нового времени, удачно и функционально заменивший двойные этнонимы средневековых греческих и армянских источников. Термин не является просто соединением этникона и конфессионема, придуманным с единственной целью отличить армянина-халкидонита от нехалкидонита. Армяне-халкидониты (как и средневековые аналоги этого термина) — это этно-конфессиональный и политико-культурный концепт с заданной полисемантичностью содержания, в котором закодированы генезис и эволюция армянской православной общины, ее социальные, политико-административные, конфессиональные и культурные характеристики.
армяно-халкидонитская община, явление и терминология, армяне-ромеи, грузины, цаты
1. Adonc N. Armenija v jepohu Justiniana (Armenia in Time of Justinian), Erevan, 1971.
2. Alishan G. Hajapatum, Venice, 1901 (na arm. jazyke).
3. Arutjunova-Fidanjan V. A. 1973 “«Ivir» v vizantijskih istochnikah XI v.” (“Ivir” in Byzantine Sources of XI Cent.), in Vestnik Matenadarana, Erevan, 1973, vol. 11, pp. 46-66.
4. Arutjunova-Fidanjan V. A. Armjane-halkidonity na vostochnyh granicah Vizantijskoj imperii (XI v.) (Armenians-Chalcedonians in Eastern Frontiers of Byzantine Empire (XI Cent.)), Erevan, 1980.
5. Arutjunova-Fidanjan V. A. Armjano-vizantijskaja kontaktnaja zona (X-XI vv.). Rezul'taty vzaimodejstvija kul'tur (Armenian-Byzantian Contact Zone (X–XI Cent.). Results of Culture Connections), Moscow, 1994.
6. Arutjunova-Fidanjan V. A. «Povestvovanie o delah armjanskih» (VII v.). Istochnik i vremja (“Narration about Armenian Affairs” (VII Cent.). Source and Time), Moscow, 2004.
7. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2007 “Armjane-halkidonity: identichnost' na styke jetnosa i konfessii” (Armenians-Chalchedonians: Identity at the Turn of Ethnos and Confession), in Dialog so vremenem, Moscow, 2007, vol. 21, pp. 322-344.
8. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2010 “K voprosu o sushhestvovanii halkidonitskoj Cerkvi v Armenii” (To Question of Existence of Chalcedonian Church in Armenia), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2010, vol. 4/22, pp. 7-22.
9. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2011 “Armjane-halkidonity na sluzhbe Vizantijskoj imperii: Pakuriany” (Armenians-Chalchedonians on Service of Byzantine Empire: Pakurians), in Vizantijskie ocherki: Trudy rossijskih uchenyh k XXII Mezhdunarodnomu kongressu vizantinistov, Saint-Petersburg, 2011, pp. 5-22.
10. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2011 “Na sluzhbe imperii: Apokapy i Vhkaci” (On Service of Empire: Apokaps and Vhkacs), in Vestnik PSTGU, Serija III: Filologija, Moscow, 2011, vol. 4/26, pp. 66-67.
11. Arutjunova-Fidanjan V. A. 2012 “Armjano-halkidonitskaja aristokratija na sluzhbe imperii: polkovodcy i diplomaticheskie agenty Konstantina VII Bagrjanorodnogo” (Armenian-Chalchedonian Nobility on Empire Service: Commanders and Diplomatic Agents of Constantine VII Porphyrogenitus), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2012, vol. 3/29, pp. 7-17.
12. Arutjunjan S. 2006 “Osnovnye cherty drevnearmjanskoj mifologii” (Main Traits of Old Armanian Mythology), in Istoriko-filologicheskij zhurnal, Erevan, 2006, vol. 173, pp. 57–65.
13. Vseobshhaja istorija Stepanosa Taroneci-Asolika, Saint-Petersburg, 1885 (na arm. jaz.).
14. Danieljan Je. L. Politicheskaja istorija Armenii i Armjanskaja Apostol'skaja Cerkov' (V-VII vv.) (Politic History of Armenia and Armenian Apostolic Church (V–VII Cent.)), Erevan, 2000.
15. Dmitrievskij A. A. Puteshestvie po Vostoku i ego nauchnye rezul'taty (Journey in East and Its Scientific Results), Kiev, 1890.
16. Karpov S. P. 2003 “«Ljudi iz Pajperta»” (“Men from Pajpert”), in Antidoron: K 75-letiju G. G. Litavrina, Saint-Petersburg, 2003, pp. 66-73.
17. Akopjan V. A. (ed.) Malye hroniki (Small Chronicles), Erevan, 1956, vol. 2.
18. Marr N. Ja. 1900 “Iz poezdki na Afon” (From Journey to Athos), in Teksty i razyskanija po armjano-gruzinskoj filologii, Saint-Petersburg, 1900, vol. 1.
19. Marr N. Ja. 1911 “Ob armjanskoj illjustrirovannoj rukopisi iz halkidonitskoj sredy” (About Armenian Illustrated Manuscript from Chalcenodian Sphere), in Izvestija Imperatorskoj Akademii nauk, Saint-Petersburg, 1911, vol. 12, pp. 1294-1301.
20. Marr N. Ja. 1996 “Arkaun, mongol'skoe nazvanie hristian v svjazi s voprosom ob armjanah-halkidonitah” (Arkaun, Mongolian Name of Christians in Connection with Question about Armenians-Chalchedonians), in Marr N. Ja. Kavkazskij kul'turnyj mir i Armenija, Erevan, 1996, pp. 209-276.
21. Marr N. Ja. 1996 “Caty paleontologicheski”, in Marr N. Ja. Kavkazskij kul'turnyj mir i Armenija, Erevan, 1996, pp. 288-298.
22. Matteos Urhaeci. Hronografija, Valarshapat, 1898 (na arm. jazyke).
23. Muradjan P. M. 1988 “Hronologija sistem letoschislenij po armjanskim istochnikam” (Chronology Systems according to Armenian Sources), in Kavkaz i Vizantija, Erevan, 1988, vol. 6, pp. 61-71.
24. Ter-Gevondjan A. N. 1981 “Novonajdennye arabskie redakcii «Istorii Armenii» Agafangela” (New Found Arabic Redactions of “Armenian History” of Agathangelos), in Pis'mennye pamjatniki Vostoka, Moscow, 1981, pp. 105-109.
25. Arutjunova-Fidanyan V. A. 1992 “Les Armeniens chalcedoniens en tant que phenomene culturel de l'Orient chretien”, in Atti del quinto simposio internationale di arte armena, 1988, Venezia, 1992, pp. 463-477.
26. Charanis P. 1959 “Ethnic Changes in Seventh-Century Byzantium”, in DOP, 1959, vol. 13, pp. 25-44.
27. Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire, Lisbon, 1963.
28. Dedeyan G. 1981 “Les armeniens en Cappadoce aux Xe et XIe siecles”, in Foncesca C. (ed.) Le aree omogenee della civilta rupestre nell'ambito dell'imperio bizantino: la Cappadocia, Galatina, 1981, pp. 75-95.
29. Dedeyan G. 1981 “Mleh le Grand stratege de Lykandos”, in REA, 1981, vol. 15, pp. 73-102.
30. Dedeyan G. 1999 “Le role des Arm6niens en Syrie du Nord pendant la Reconquete (vers 945-1031)”, in ByzF, 1999, vol. 25, pp. 249-284.
31. Dedeyan G. 2005 “Le stratege Symbatikios et la colonisation armenienne dans le theme de Langobardie”, in Atti de XVII Congresso internazionale di studio sull'alto medioevo, Ravenna 2004, Spoleto, 2005, pp. 461-489.
32. Dorfmann-Lazarev I. Armeniens et Byzantins a l'epoque de Photius: Deux debats theologiques apres le Triomphe de l'Orthodoxie, Louvain, 2004.
33. Garsoi'an Nina G. 1998 “The Problem of Armenian integration into the Byzantine Empire”, in Ahrweiler H., Laiou A. (eds.) Studies on the Internal Diaspora of the Byzantine Empire, Washington, D.C., 1998, pp. 53-124.
34. Kaegi W. 1968 “Al-Baladuri and the Armeniac Theme”, in Byzantion, Bruxelles, 1968, vol. 38, pp. 273-277.
35. Lidov A. M. 1992 “L'art des Armeniens chalcedoniens”, in Atti del quinto simposio internationale di arte armena, 1988, Venezia, 1992, pp. 479-495.
36. Maksoudian K. 1988/1989 “The Chalcedonian Issue and the Early Bagratids The Council of Sirakawan”, in REA, 1988/1989, vol. 21, pp. 333-344.
37. Oikonomides N. 1974 “L'Organisation de la frontiere orientale de Byzance aux Xe-XI e siecles et le Taktikon de l'Escorial”, in Actes du XIVe Congres International des Etudes Byzantines, Bucharest, 1974, vol. 1, pp. 295-296.
38. Rosenquist O. The Hagiographic Dossier of St. Eugenios of Trebizond in Codex Athos Dionisiou / A Critical Edition with Introduction, Translation, Commentary and Indexes, Uppsala, 1996.
39. Hovanissian R. G. (ed.) The Armenian People from Ancient to Modern Times, New York, 2004.
40. Mathews T., Wieck R. (eds.) Treasures in Heaven: Armenian Art, Religion and Society, New York, 1998.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.) и «Типик Григория Пакуриана» (XI в.): греческий язык армяно-халкидонитских памятников // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 9-21. DOI: 10.15382/sturIII201440.9-21
Языки соседних стран входили в армянский мир как средство политического и дипломатического общения. Догматические разногласия сделали греческий язык, как впоследствии и грузинский, еще и маркером конфессиональной принадлежности. Но эти языки, входя в употребление армян-халкидонитов, не вытесняли армянский и служили культурной, а не этнической трансформации. Источниковедческий анализ двух армяно-халкидонитских источников показывает, что армянский лингвистический субстрат проявляется и в произведении Анонима, жившего в VII в. в Армении, и в Типике ГригорияПакуриана для его монастыря на Балканах, построенного в XI в. Эти наблюдения могут заметно поколебать априорно принятое утверждение о денационализации представителей армяно-халкидонитской общины, в особенности на территории Византийской империи за пределами Армении.
Христианский Восток, армяно-халкидонитская община, этно-конфессиональное самосознание, взаимодействие языков культуры и конфессии, источниковедческий анализ, «Повествование о делах армянских» (VII), «Типик Григория Пакуриана» (XI).
1. Акинян Н. Симеон Плиндзаханеци и его переводы с грузинского. Вена, 1951 (на арм. яз.).
2. Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении (V–VI вв.). Ереван, 1973.
3. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980.
4. Арутюнова-Фиданян В. А. Закавказское досье Константина Багрянородного. Информация и информаторы // Византийские очерки. СПб., 2006. С. 5–18.
5. Арутюнова-Фиданян В. А. К вопросу о двух редакциях Типика Пакуриана // Кавказ и Византия. Ереван, 1986. Вып. 6. С. 90–101.
6. Арутюнова-Фиданян В. А. К вопросу о существовании халкидонитской Церкви в Армении // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. М., 2010. Вып. 4 (22). С. 7–22.
7. Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.): Источник и время. М., 2004.
8. Бакрадзе А. Археологическое путешествие по Грузии и Адчаре. СПб., 1878.
9. Дагрон Ж. Формы и функции языкового плюрализма в Византии (IX–XII вв.) // Чужое: опыты преодоления / Р. М. Шукуров, ред. М., 1999. С. 160–193.
10. Марр Н. Я. Иоанн Петрицкий, грузинский неоплатоник XI–XII века // Марр Н. Я. Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1995. С. 324–384.
11. Мирумян К. Культурная самобытность в контексте национального бытия. Ереван, 1994.
12. Мурадян П. М. Грузинская эпиграфика Армении. Ереван, 1977 (на арм. яз.).
13. Мурадян П. М. К вопросу о первичности греческой и грузинской редакций Типика Григора Пакуриана // Историко-филологический журнал АН Армянской ССР. Ереван, 1968. № 1. С. 111–120 (на арм. яз.).
14. Мурадян П. М. К предыстории литературного полиглоттизма в средневековой Армении // Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 2012. Вып. 2. С. 237–250.
15. Мурадян П. М. Новое в «Кавказском культурном мире» в XI–XIII вв. // Кавказ и Византия. Ереван, 1984. Вып. 4. С. 142–158.
16. Тер-Саркисянц А. Е. История и культура армянского народа. М., 2008.
17. Худобашев А. Армяно-русский словарь: В 2 т. М., 1838.
18. Шанидзе А. Г. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Грузинская редакция типика. Тбилиси, 1971.
19. Finck F. N. 1907 “Geschichte der armenischen Literatur“, in Geschichte der christlichen Literaturen des Orients, Leipzig, 1907, pp. 75–130.
20. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1972.
21. Lemerle P. Cinq études sur le Xe siècle byzantine, Paris, 1977.
22. Terian A. 1982 “The Hellenizing School: Its Time, Place and Scope of Activities Reconsidered”, in Garsoïan N. G., Mathews Th. F., Thomson R. W. (eds.) East of Byzantium: Syria and Armenia in the formative Period. DO Symposium, Washington, 1982, pp. 175–186.
23. Thomson R. W. The Formation of the Armenian Literary Tradition.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. Богословская полемика в Армении VII-IX вв // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 9-19. DOI: 10.15382/sturIII201545.9-19
Статья посвящена многовековой бескомпромиссной борьбе армяно-халкидонитской общины за Халкидонский орос. Автор «Повествования о делах армянских» (VII в.) излагает не «историю уний», а скорее историю единений и разрывов Армянской и Греческой Церквей. Автор «Повествования» и его персонажи были последовательными сторонниками православной Церкви. Одним из основных этапов защиты и утверждения Халкидонитской Церкви в Армении была жесткая полемика с юлианитством. На Каринском соборе (633) вся Армянская Церковь приняла Халкидонский символ веры, а позднее при католикосе Нерсесе III влиятельный монофиситский деятель, теолог и вардапет, Иоанн Майрагомеци был объявлен не только юлианитом, но даже актиститом, заклеймен и изгнан из Армении. На Маназкертском Соборе (726) было осуждено крайнее юлианитство, однако в символе веры, которого и поныне придерживается Армянская Церковь, исповедуется, что «тело Христово было нетленным от Рождения, что от Девы, вплоть до вечности, не по природе, но по неизреченному соединению». Со второй половины IX в. (с ослаблением Халифата и воссозданием Армянского царства) возобновляются не только межгосударственные контакты Византии и Армении, но и теологические споры. В конце IX в. предпринимается попытка выработать унию между монофиситами и халкидонитами. Некоторые арменоведы отмечают стремление монофиситов смягчить риторику и выработать общую с халкидонитами терминологию. Подготавливается соответствующий собор в Ширакаване, однако приходится констатировать, что Ширакаванский Собор так и остался в «Ширакаванском досье», поскольку соборы Всеармянской Церкви не могут не упоминаться в «Книге канонов», а Ширакаван там не упомянут. Иными словами, не случилось унии в конце IX в. между халкидонитами и монофиситами.
халкидонитство, нехалкидонитство (монофиситство), уния, юлианитство, актистизм, II Двинский Собор (555), Каринский Собор (633), «Шаракаванское досье» (кон. IX в.), католикос Езр (630–641), католикос Нерсес III Строитель (641–661), Иоанн Майрагомеци
1. Аннинский А. История Армянской Церкви. Кишинев, 1900.
2. Армянская Апостольская Церковь. Вероучение // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 340–347.
3. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
4. Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.). Источник и время. М., 2004.
5. Давыденков О., свящ. Традиционная христология нехалкидонитов. М., 1998.
6. Давыденков О., свящ. Юлиан Галикарнасский. Догматические фрагменты // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 9. С. 47–58.
7. Кипарян К. Иоанн Майраванеци, прозывавшийся также Майрагомеци. Ереван, 1973 (на арм. яз.).
8. Лурье В. М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // Христианский Восток. СПб.; М., 1999. Т. 1(7). С. 317–358.
9. Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах // Он же. Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1996. С. 209–276.
10. Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад, 1915.
11. Тер-Минасянц Е. Взаимоотношения Армянской Церкви с сирийскими Церквями. Эчмиадзин, 1908 (на арм. яз.).
12. Тер-Минасянц Е. Из истории появления и расцвета средневековых ересей. Ереван, 1968.
13. Троицкий И. Изложения веры Церкви Армянския. СПб., 1875.
14. Юзбашян К. Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX–XI вв. М., 1988.
15. Dorfmann-Lazarev J. Arméniens et byzantins à l’époque de Photius: Deux débats théologiques après le triomphe de l’ortodoxie, Louvain, 2004 (Corpus scriptorium christianorum orientalium; 609, Subsidia; 117).
16. Esbroeck M., van. 1987 “Un court traité pseudo-basilien de mouvance aaronite conservé en arménien”, in Le Muséon, Louvain, 1987, vol. 100, pp. 385–395.
17. Frivold L. The Incarnation: A Study of the Doctrine of the Incarnation in the Armenian Church in the 5th and 6th Centuries according to the «Book of letters», Oslo, 1981.
18. Maksoudjan K. 1988/1989 “The Chalcedonian Issue and the Early Bagratids: The Council of Širakawan”, in Revue des études arméniennes, Paris, 1988/1989, vol. 21, pp. 333–344.
19. Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought, Crestwood, New York, 1987.
20. Meyendorff J. 1992 “L’aphtharodocétisme en Arménie: un imbroglio doctrinal et politique”, in Revue des études arméniennes, Paris, 1992, vol. 23, pp. 27–37.
21. Samuel V. C. 1973 “The Christology of Severus of Antioch”, in Abba Salama, Athens, 1973, vol. 4, pp. 126–190.
22. Thomson R.W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD, Turnhout, 1995.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. Христианизация на цивилизационном пути Армении // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 9-23. DOI: 10.15382/sturIII201649.9-23
Автор статьи рассматривает возможности, инструменты и сроки первичного этапа сближения цивилизаций на материале исторического взаимодействия Восточно-РимскойВизантийской империи и Армении, которые изначально принадлежали к разным цивилизационным типам (греко-римский и ирано-закавказский), что исключало, повидимому, возможность создания общего интерпространства (синтезной контактной зоны) между ними. Эта модель, тем не менее, начала возникать уже в VI–VII вв. в доарабской Армении и достигла расцвета в X–XI вв. Началом их цивилизационного сближения следует считать появление в начале III в. политических и конфессиональных факторов отчуждения Армении от иранского мира. Иными словами, можно констатировать убедительный результат успешного диалога между двумя государствами и культурами при исходной невозможности даже вступить в такой диалог. В начале IV в. Армения приняла христианскую веру, однако языческие верования долго жили и среди народа, и среди знати. Принятие христианства не только как государственной, но и народной религии и дальнейшее дистанцирование от иранского мира стали возможными только при появлении армянской письменности. Переводческая деятельность эллинофилов включала сочинения, обеспечивающие идейную и литургическую деятельность Церкви, а также философские, риторические и научные труды, охватывающие образовательную палитру Средневековья. Переводчики эллинофилы были и первыми оригинальными писателями. Историческая проза Армении является началом христианского историописания. Защита веры и обычаев, сопротивление культурной и религиозной ассимиляции органично сочетались в трудах вардапетов с борьбой за государственную независимость и за возрождение древнего Армянского царства.
Византийская империя, Иран, Армения, греко-римская и ирано-закавказская цивилизации, цивилизационные типы, цивилизационное сближение, христианизация, создание письменности, национальная историография V в., эллинофильская школа, устная традиция
1. Агафангел. История Армении / Г. Тер-Мкртчян и С. Канаянц, ред. Тифлис, 1903 (на арм. яз.).
2. Адонц Н. Маштоц и его ученики по иностранным источникам // Месроп Маштоц. Ереван, 1962. С. 199–241 (на арм. яз.).
3. Акопян П. А. Армянское историописание в V–VII вв.: возникновение, развитие и специфика: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Белгород, 2016.
4. Анасян А. Армянская библиология V–VIII вв. Ереван, 1959. Т. I (на арм. яз.).
5. Анасян А. Армянская библиология. Ереван, 1976. Т. II (на арм. яз.).
6. Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении (V–VI вв.). Ереван, 1973.
7. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
8. Арутюнова-Фиданян В. А. Божество Куар и «северные племена» // Цивилизация и варварство. / В. П Буданова, отв. ред. М., 2012. С. 266–296.
9. Арутюнова-Фиданян В. А. Государственность и письменность в раннесредневековой Армении // Восточная Европа в Древности и Средневековье. Письменность как элемент государственной инфраструктуры / Е. А. Мельникова, отв. ред. М., 2016. С. 26–30.
10. Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских (VII в.): Источник и время. М., 2004.
11. Арутюнова-Фиданян В. А. Устная история в ранней армянской историографии: к вопросу о механизмах культурной преемственности // Древнейшие государства Восточной Европы. Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья / Д. Д. Беляев и Т. В. Гимон, отв. ред. М., 2016. С. 7–33.
12. Бычков В. В. Эстетика поздней античности (II–III вв.). М., 1981.
13. Даниелян Э. Л. Духовные истоки провозглашения христианства государственной религией Армении и его историческое значение. Ереван, 1997 (на арм. яз.).
14. Елишэ. О Вардане и армянской войне / Е. Тер-Минасян, подг. к печати и предисловие. Ереван, 1957 (на др.-арм. яз.).
15. Иоанн Мамиконян. История Тарона / А. Абраамян, крит. текст и предисловие. Ереван, 1941 (на арм. яз.).
16. История Армении Фавстоса Бузанда / М. А. Геворгян, пер. и коммент. Ереван, 1953.
17. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.
18. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
19. Корюн. Житие Маштоца / Ш. В. Смбатян и К. А. Мелик-Оганджанян, пер. с др.-арм. Ереван, 1962.
20. Маркварт И. Происхождение армянского алфавита и биография св. Маштоца (пер. с нем. на арм.) // Месроп Маштоц. Ереван, 1962. С. 117–180.
21. Марр Н. Я. Кавказский культурный мир и Армения // Кавказский культурный мир и Армения / П. М. Мурадян, ред. Ереван, 1995. С. 53–103.
22. Мовсес Хоренаци. История Армении / Г. Х. Саркисян, пер. с др.-арм., введ. и примеч. Ереван, 1990.
23. Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказский культурный мир и Армения / С. П. Мурадян, сост. и ред. Ереван, 2012. Вып. II. С. 5–20.
24. Мурадян П. М. К предыстории литературного полиглотизма в средневековой Армении // Кавказский культурный мир и Армения / С. П. Мурадян, сост. и ред. Ереван, 2012. Вып. II. С. 237–250.
25. Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980.
26. Саркисян Г. Х. К предыстории армянской письменности // Кавказ и Византия. Ереван, 1980. Вып. 2. С. 15–27.
27. Суриков И. Е. «В круге первом»: появление древнейших памятников Европейского историописания (Греция VI–V вв. до н. э.) // Древнейшие государства Восточной Европы / Е. А. Мельникова, отв. ред. М., 2016. С. 168–201.
28. Суриков И. Е. Письменность и политогенез в античном греческом мире: сравнительный анализ трех разнохарактерных вариантов (Аттика, Крит, Кипр) // Восточная Европа в Древности и Средневековье / Е. А. Мельникова, отв. ред. М., 2016. С. 272–277.
29. Тер-Петросян Л. Древнеармянская переводная литература. Ереван, 1984.
30. Тер-Саркисянц А. Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998.
31. Тер-Саркисянц А. Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. М., 2005.
32. Тойнби А. Вызовы и ответы. М., 2016.
33. Фавстос Бузандаци. История Армении. СПб., 1883 (на др.-арм. яз.).
34. Юзбашян К. Н. Армянская эпопея V века: От Аварайрской битвы к соглашению в Нуарсаке. М., 2001.
35. Esbroeck М., van. Agathangelos // Reallexikon fur Antike und Christentum. Supplement band 1/2. Stuttgard, 1985.
36. Garsoian N. G. Le role del’hierarchie chretienne dans les rapports diplomatiques sentre Byzance et les Sassanides // Revue des etudes armeniennes. 1973–1974. T. 10. P. 119–138.
37. Garsoian N. G. Prolegomena to a Study of Iranian Aspects in Arsacid Armenia // Handes Amsorya. 1976. Vol. XC. P. 177–234.
38. Garsoian N. G. The Locus of the Death of Kings: Iranian Armenia — The Inverted Image // The Armenian Image in History and Literature / R. G. Hovannisian, ed. Malibu, Calif.: Undena Publications, 1981. P. 27–64 (Studies in Near Eastern culture and society, 3).
39. Garsoian N. G. The Iranian Substratum of the “Agathangelos” Cycle // Armenia between Byzantium and the Sasanians. Variorum Reprints. London, 1985. P. 131–164
40. Jones А. Н. М., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge, 1971. Т. 1.
41. Russel J. Zoroastrianism in Armenia. Cambridge, Mass., 1987.
42. Setton К. М. Christian Attitude toward the Emperor in the Fourth Century. N. Y., 1941.
43. Terian А. The Hellenizing School: Its Time, Place and Scope of Activities Reconsidered // East of Byzantium. Dumbarton Oaks Papers Symposium / N. G. Garsoian, ed. 1982. Р. 175–186.
44. Thomson R. W. А Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995.
45. Zekiyan L. B. Elišē as Witness of the Ecclesiology of the Early Armenian Church // East of Byzantium. Dumbarton Oaks Symposium / N. G. Garsoian, ed. 1982. Р. 187–197.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Арутюнова-Фиданян В. А. Объекты экспансии Византийской империи на Восток (X–XI вв.). Терминология // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 11-23. DOI: 10.15382/sturIII201753.11-23
В статье анализируется генезис основных терминов, обозначающих пространственно-административные объекты экспансии Византии на Восток. В «Кавказском досье» Константина Багрянородного чаще всего встречаются термины «хора» и «хорион». В обыденной речи эти лексемы синонимичны, но авторы «Кавказского досье» различают их (во всяком случае, по объему). Анализ вербальных элементов на этом материале усложняется тем, что армяно-халкидонитская знать привычно пользовалась словосочетанием «ašxarh hayoċ» для обозначения земель армянских владетелей, попавших в сферу влияния империи, и в своих докладах византийскому двору на греческом языке употребляла лексему «хора» как эквивалент «ашхар». «Земля» Таронитов, «Земля» Ивирских Багратидов — это общее владение знатных фамилий, и попытки византийских императоров завладеть землями того или другого аристократа обычно встречали активное сопротивление со стороны его семьи. Договоры этого периода с Таронитами и Ивирскими Багратидами демонстрируют начальные этапы процесса перехода от союзнических отношений — к вассальным. Все крупные города «Кавказского досье» продолжают именоваться крепостями (κάστρον) — это отголосок арабской организации захваченных городов, но уже в сер. Χ в. наблюдается некая трансформация облика и роли города-крепости, военно-административного центра региона в город серьезного геополитического и торгового значения. В 46-й главе впервые возникает χωρόπολις (не калька с армянского), а новый термин, созданный информаторами сразу на греческом языке как отражение новых реалий.
Византийская империя, средневековая Армения, терминология объектов экспансии империи, хора, хорион, хорополис, взаимодействие разных цивилизаций, территории соприкосновения
  1. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.). Результат взаимодействия культур. М., 1994.
  2. Арутюнова-Фиданян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2008. Вып. 4 (14). С. 11–25.
  3. Арутюнова-Фиданян В. А. «Закавказское досье» Константина Багрянородного. Информация и информаторы // Византийские очерки. СПб., 2006. С. 5–18.
  4. Арутюнова-Фиданян В. А. Христианизация на цивилизационном пути Армении // Вестник ПСТГУ. Сер. ΙΙΙ: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 9–23.
  5. Большаков О. Г. Средневековый город Ближнего Востока VII–XIII вв. М., 1984.
  6. Каждан А. П. Деревня и город в Византии в IX–X вв. М., 1960.
  7. Капанцян Г. Историко-лингвистические работы. Т. 1. Ереван, 1956.
  8. Кекавмен. Советы и рассказы / Подг. текста, введение, перевод и коммент. Г. Г. Литаврин. СПб., 2003.
  9. Литаврин Г. Г. Некоторые особенности этнонимов в византийских источниках // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М. 1976. С. 198–217.
  10. Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. М., 1977.
  11. Тер-Гевондян А. Н. Арабские эмираты в Багратидской Армении. Ереван, 1965 (на арм. яз.).
  12. Тер-Гевондян А. Н. Арабская зона пограничных укреплений (Сугур) // Историко-филологический журнал. 1981. № 2. С. 134–148.
  13. Шукуров Р. М. Земли и племена: византийская классификация тюрок // Византийский временник. 2010. Т. 69 (94). С. 132–163.
  14. Arutyunova-Fidanyan V. A. Byzantine Armenia. The Armenian impact on Byzantine life in the 10th and 11th centuries // Mare et litora. Esssays presented to S. Karpov / Ed. R. Shukurov. M., 2009. P. 645–658.
  15. Constantine Porhyrogenitus. De administrando imperio / Еd. Gy. Moravcsik; transl. R. J. H. Jenkins. Vol. 1. Wash, 1967.
  16. Constantine Porhyrogenitus. De administrando imperio / Comment. F. Dvornik, R. J. H. Jenkins, B. Lewis, Gy. Moravcsik, D. Obolensky, S. Runciman. Vol. 2. London, 1962.
  17. Honigmann E. Die Ostgrenze des Byzantinishen Reiches von 363 bis 1071. Bruxelles, 1961.
  18. Martin-Hisard B. Constantinople et les archontes du monde caucasien dans le Livre des cérémonies, II, 48 // Travaux et mémoires. T. 13. Paris, 2000. P. 359–530.
  19. Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian History. Georgetown, 1963.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Институт мировой истории, Российская академия наук; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32А;
ORCID: 0000-0003-4900-1736;
Электронный адрес: nikitatal@mail.ru.
Арутюнова-Фиданян В. А. Субъекты экспансии Византийской империи на Восток (X–XI вв.). Терминология // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 11-23. DOI: 10.15382/sturIII201857.11-23
Статья посвящена терминологии субъектов экспансии Византии в Малую Азию, возникших в начале движения империи на Восток и сопровождавших этот процесс в X–XI вв. Появление новых терминов (клисурарх/греч. κλεισουράρχης, топарх / греч. τοπάρχης), трансформация старых (топотирит/ греч. τοποτηρητής), а также их ситуативно многозначное содержание отвечало условиям генезиса и функционирования интерпространства между разными цивилизационными мирами, т. е. контактной зоны, магистральные социо-административные и культурные процессы которой определялись синтезом византийских и армянских институтов. Клисурарх, топарх и топотирит — термины, которые возникают и сопровождают этапы движения и закрепления Византии на армянских землях. Клисурарх принадлежит первому этапу реконкисты и исчезает во втор. пол. X в. Топарх маркирует генезис и функционирование контактных зон в Армении и на Балканах в XI в. К XI же веку топотирит утрачивает свою генетическую связь с военной системой фем и становится синонимом топарха. Византийские источники X–XI вв., в особенности труды Константина Багрянородного и Кекавмена, предоставляют исследователю уникальные данные, которые позволяют увидеть и проанализировать живую взаимосвязь цивилизационных типов и механизмы, сформировавшие новую общественную модель как результат встречи и глубокого взаимодействия двух цивилизаций.
Византийская империя, средневековая Армения, Малая Азия, экспансия империи, терминология субъектов экспансии, клисурарх, топарх, топотирит, взаимодействие цивилизаций, территория соприкосновения культур
  1. Анна Комнина. Алексиада / Перев. Я. Н. Любарский. СПб., 1996.
  2. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
  3. Арутюнова-Фиданян В. А. Объекты экспансии Византийской империи (XI в.). Терминология // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 11–23.
  4. Бартикян Р. М. Критические заметки о завещании Евстафия Воилы (1059 г.) // Византийский временник. 1961. Т. XIX. С. 26–37.
  5. Василий Дигенис Акрит / Перев. и коммент. Р. М. Бартикян. Ереван, 1978. (на арм. яз.).
  6. Дигенис Акрит / Введ., перев. и коммент. А. Н. Сыркин. М., 1994.
  7. Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI–XII вв. Ереван, 1975.
  8. Кекавмен. Советы и рассказы / Подготовка текста, введение, перевод и комментарий Г. Г. Литаврина. СПб., 2003.
  9. Маттеос Урхаеци. Хронография. Вагаршапат, 1898 (на др.-арм. яз.).
  10. Повествование Аристакеса Ластивертци / Крит. текст подг. К. Н. Юзбашян. Ереван, 1963 (на др.-арм. яз.).
  11. Смбат Спарапет. Летопись. Венеция, 1963 (на др.-арм. яз).
  12. Типик Григория Пакуриана / Введ., перев. и коммент. В. А. Арутюнова-Фиданян. Ереван, 1978.
  13. Ферлуга Я. Византиска управа у Далмациjи. Београд, 1957.
  14. Хвостова К. В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб., 2009.
  15. Adontz N. Études armèno-byzantines. Lisbonne, 1965.
  16. Cheynet J.-Cl. Toparque et topotèretes à la fi n du 11e siècle // Revue des Études Byzantines. 1984. P. 215–224.
  17. Cheynet J.-Cl., Vannier J.-F. Études prosopographiques. P., 1986.
  18. Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio / Ed. Gy. Moravcsik; transl. R. J. H. Jenkins. Washington, 1967.
  19. Dédéyan G. L’immigration arménienne en Cappadoce au XIe siè siècle // Byzantion. 1975. XIV. P. 41–117.
  20. Dédéyan G. Les Arméniens en Cappadoce aux Xe et XIe siècles // Le aree omogenee della civiltá rupestre nell’ambito dell’imperio Bizantino: la Cappadocia. Galatina, 1981. P. 75–95.
  21. Dédéyan G. Mleh le Grand, stratège de Lykandos // Revue des Études Arméniennes. 1981. T. 15. P. 73–102.
  22. Dédéyan G. Le rôle des Arméniens en Syrie du Nord pendant la Reconquête (vers 945–1031) // Byzantinishe Forschungen. 1999. Vol. 25. P. 249–284.
  23. Dédéyan G. Les Arméniens entre Grecs, Musulmans et Croisés. Vol. 2. Lisbonne, 2000.
  24. Dédéyan G. Le stratège Symbatikios et la colonisation arménienne dans le thème de Langobardie // Atti de XVII Congresso internazionale di studio sull’alto medioevo. Ravenna. 2004. Spoleto, 2005. P. 461–489.
  25. Ioannis Scylitzae Synopsis Historiarum / Ed. J. Thurn. Berlin, 1973.
  26. Glycatzi-Ahrweiler H. Recherches sur l’administration del’Empire byzantine aux IX–XI siècles // Bulletin de correspondence hellénique. 1960. LXXXIV. P. 1–111.
  27. Histoire du peuple arménien / Sous la direction de G. Dédéyan. Toulouse, 2008.
  28. Jordanov I. The Collection medieval seals from the national archaeological Museum Sofia. Sofia, 2011.
  29. Lemerle P. Cinq études sur le XIe siècle byzantin. Paris, 1977.
  30. Margetiċ L.Toparque, tep’ci (topotèrètès) et dad en Croatie au 11e siècle // Revue des Études Byzantines. 1986. Vol. 44. P. 257–262.
  31. Oikonomidès N. L’Organisation de la frontier orientale de Byzance aux Xe–XIe siècles et le Taktikon del’Escorial // Actes du XIVe Congrès International des Études Byzantines. Bucarest, 1974. T. I. P. 285–302.
  32. Vrionis S. The Will of a Provincial Magnate EustathiusBoilas (1059) // Dumbarton Oaks Papers. 1957. Vol. II. P. 263–277.
Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Институт мировой истории, Российская академия наук; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32А;
ORCID: 0000-0003-4900-1736;
Электронный адрес: nikitatal@mail.ru.