/
Результат поиска


Артемова Е. Г. Духовно-музыкальное творчество свящ. Г. Я. Извекова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 116-123.
PDF
В статье впервые исследуется духовно-музыкальное творчество композитора свящ. Г. Я. Извекова. Преданный служитель Русской Православной Церкви, прот. Георгий Извеков оставил немало духовных сочинений на богослужебные тексты и переложений церковных напевов. В них нашли применение самые разнообразные средства хоровой и гармонической выразительности, обобщающие опыт московской и петербургской школ Нового направления духовной музыки. Стремясь к обновлению музыкального языка церковных песнопений, композитор создал самобытный стиль, органично сочетающий приемы народно-песенной и церковной традиций с современными музыкальными средствами. Автор статьи анализирует духовную музыку свящ. Г. Я. Извекова, как в контексте творческой деятельности композитора, так и в русле основных проблем Нового направления в русской духовной музыке рубежа XIX–XX вв.
Извеков, духовная музыка, стиль, композиции, Новое направление, музыкальный язык. Е. Г. Артемова, Духовно-музыкальное творчество свящ. Г. Я. Извекова
1. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoj pravoslavnoj cerkvi (Liturgical Singing of Russian Orthodox Church), Sergiev Posad, 1998, vol. 2.
2. Golubcov S. Cerkovnyj kompozitor G. Ja. Izvekov (Church Composer G. Ja. Izvekov), in www.rusk.ru/st.php?idar=800960 (Date: 13.05.2013).
3. Guljanickaja N. S. Pojetika muzykal'noj kompozicii: teoreticheskie aspekty russkoj duhovnoj muzyki XX veka (Poetics of Musical Composition: Theoretical Aspects of Russian Spiritual Music of XX Century), Moscow, 2002.
4. Zvereva S. G. A. Kastal'skij. Idei. Tvorchestvo. Sud'ba (Kastal'skij. Ideas. Creativity. Destiny), Moscow, 1999.
5. “Izvekov G. Ja”, in www.drevo-info.ru/articles/12988.html (Date: 12.04.2013).
6. Rahmanova M. P. 1997 “Russkaja duhovnaja muzyka v XX veke“ (Russian Spiritual Music in XX Century), in Aranovskij M. G. (ed.) Russkaja muzyka i XX vek, Moscow, 1997, pp. 371—406.
Артемова Евгения Георгиевна
Артемова Е. Г. Прот. М. А. Лисицын — идеолог Нового направления духовной музыки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 136-148. DOI: 10.15382/sturV201413.136-148
В статье исследуется литературно-критическое творчество прот. М. А. Лисицына. Он вошел в историю церковно-певческого искусства как крупнейший критик-публицист, в трудах которого нашли отражение многие вопросы теории и практики духовной музыки рубежа XIX–XX вв.: формирование нового стиля, развитие новой композиторской школы, вопросы реорганизации церковно-певческой жизни, анализ новой духовной музыки и ее историческая оценка. Будучи одним из ведущих теоретиков и идеологов Нового направления духовной музыки, Лисицын во многом способствовал систематизации современного духовно-музыкального творчества и давал определенный вектор этому движению своими публицистическими выступлениями. Автор статьи анализирует основные направления публицистического творчества Лисицына
Лисицын, публицистика, духовная музыка, стиль, композиции, Новое направление, музыкальный язык
1. Зверева С. Г. А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. М., 1999.
2. Компанейский Н. И. О стиле церковных песнопений // Русская музыкальная газета / Н. Р. Финдейзен, ред. СПб., 1901. № 37. С. 852–856; № 38. С. 886–891; № 39. С. 925–930; № 40. С. 1283–1288.
16. Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост. А. А. Наумов, М. П. Рахманова, С. Г. Зверева. М., 2002. Т. III.
Артемова Евгения Георгиевна
Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная жизнь в Петербурге на рубеже XIX-XX вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 165-178. DOI: 10.15382/sturV201415.165-178
Статья раскрывает особенности духовно-музыкальной жизни в Петербурге в кон. XIХ — нач. ХХ в. Период, когда церковное пение стало одним из главных средств народного просвещения и вышло за пределы храмов, на концертные площадки, отмечен ростом авторского творчества на основе церковных текстов и роспевов, интенсивностью развития многих духовно-музыкальных процессов в обществе, усилением роли церковной музыки в культурном пространстве страны. В статье освещаются различные стороны духовно-музыкальной жизни столицы: вопросы обучения церковно-хоровому пению вразличных учебных заведениях, регентско-певческого образования, формирование специальных обществ и братств, работа профессиональных съездов, образование и развитие новых концертно-хоровых коллективов.
церковное пение, регентское образование, церковно-певческое общество, хоровые коллективы, духовно-музыкальная жизнь, концерты, программы
1. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви: В 2 т. Сергиев Посад, 1998.
2. Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917. Энциклопедический словарь-исследование: В 2 кн. СПб., 2009–2010.
Артемова Евгения Георгиевна
Артемова Е. Г. М. А. Гольтисон: судьба, деятельность, творчество // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 165-175. DOI: 10.15382/sturV201623.165-175
В статье представлен первый наиболее полный обзор жизненного пути и творческой деятельности М. А. Гольтисона, который составлен по материалам дореволюционных периодических изданий. Духовный композитор, исполнитель, хоровой дирижер, редактор и музыкальный писатель, М. А. Гольтисон принадлежит к плеяде петербургских музыкальных деятелей нач. ХХ в. Его духовно-музыкальные сочинения, относящиеся к Новому направлению в духовной музыке, отличает стремление автора соединить древние церковные основы с современной композицией в опоре на народно-песенное начало. Характеризуя композиторские приемы и степень новаторства Гольтисона, его называли «наиболее спокойным из композиторов новой школы». Широко исполняемые в ту эпоху песнопения Гольтисона и сегодня привлекают интерес регентов и певчих.
Гольтисон, композитор, дирижер, редактор, писатель, исполнитель, духовные сочинения, Новое направление, народная песня
1. Игнатьев А., свящ. Михаил Александрович Гольтисон. Духовный композитор // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. CПб., 1914/15. № 4. С. 2–3.
2. Компанейский Н. И. О духовно-музыкальных сочинениях Гольтисона // Русская музыкальная газета / Н. Р. Финдейзен, ред. CПб., 1903. № 16. Стлб. 461–464.
3. Лисицын М. А. М. А. Гольтисон. Духовно-музыкальные сочинения // Музыка и пение / П. К. Селиверстов, ред. CПб., 1902. № 5. С. 7.
4. Лисицын М. А. Памяти М. А. Гольтисона // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. CПб., 1914. № 5. С. 3.
5. Лугаковский В. Памяти М. А. Гольтисона // Там же. С. 5.
6. Наумов А. А. Гольтисон // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. С. 727–728.
7. Никитич С. Светлой памяти М. А. Гольтисона // Там же. С. 3–4.
8. Привалов Н. И. М. А. Гольтисон // Там же. С. 1–2.
9. Рессер А. М. А. Гольтисон // Музыка и пение / Н. И. Привалов, ред. CПб., 1914. № 5. С. 4–5.
10. Чернышова Т. А. Подвижники церковно-певческой культуры ХХ века. Дмитрий Сергеевич Семенов: по материалам неопубликованной рукописи // Вестник СПбГУКИ / А. С. Тургаев, ред. CПб., 2014. № 2 (19). С. 122–126.
Артемова Евгения Георгиевна
Артемова Ю. А. Эдвард Хьюс и К. Д. Ушинский: два подхода к созданию детских учебных пособий в 1840е – 1860е гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 49-78. DOI: 10.15382/sturIV201848.49-78
Статья посвящена сравнительному анализу творческого наследия выдающихся педагогов и писателей середины — второй половины XIX в. — британца Э. Хьюса и нескольких других британских авторов, бывших его соратниками, с одной стороны, и россиянина К. Д. Ушинского — с другой. Сопоставляются подходы к организации и структурированию обучающих текстов, к использованию иллюстративного материала, а также базовые этико-идеологические установки каждого из них. Аналитическое сопоставление избранных для изучения учебных книг было бы невозможно без более или менее обстоятельного изложения их содержания. Именно оно поможет читателю оценить объемы труда, вложенного составителями, глубину и дальновидность их замыслов, дидактические приемы, а также многое другое, равно как и прочувствовать сам дух педагогических практик, моделируемых российским и британскими авторами. Для выполнения поставленных задач в статье проводится сравнительный анализ не только структуры, но и тематики, а также манеры изложения материала, избранной авторами, степени его диалогичности и наглядности.
Константин Ушинский, Эдвард Хьюс, книга для чтения, литературное наследие, педагогика, дидактика, диалогичность, образование, просвещение, обучающий материал, психология ребенка
  1. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Праздник встречи Петербурга и Берлина: к истории русско-немецких контактов в развитии учебников для начальной школы // Праздник и повседневность: эвристический потенциал детства: сборник научных трудов. СПб., 2017. С. 345–352.
  2. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Раффа к «Детскому миру» Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  3. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы. СПб., 1861.
  4. Goldsmith J. A Grammar of British Geography; being a general description of the British Empire, in Europe, and in all parts of the World. London, 1827.
  5. Goldsmith J. An Easy Grammar of Geography: Intended as a Companion and Introduction to the «Geography of a Popular Plan for Schools and Young Persons». With maps. London, 1811.
  6. Goldsmith J., Hughes E. A Grammar of General Geography, for the Use of Schools and Young Persons, With Maps and Engravings. London, 1851.
  7. Hughes E. A Manual of Explanatory Arithmetic, including numerous carefully constructed examples, for the use of elementary and other schools, and private pupils. London, 1849.
  8. Hughes E. An Atlas of Bible Lands. Designed for the Use of Schools and Scripture Students. London, 1852.
  9. Hughes E. Aritmetical Exercises, with Answers. London, 1849.
  10. Hughes E. Designed for the use of Schools, Outlines of Physical Geography, Descriptive of the Inorganic Matter of the Globe, and the Distribution of Organized Beings. London, 1849.
  11. Hughes E. Geography for Elementary Schools. First Course. London, 1861.
  12. Hughes E. Outlines of Scripture Geography and History: Illustrating the Historical Portions of the Old and New Testaments. Designed for the Use of Schools and Private Readings. London, 1853.
  13. Hughes E. Select English Poetry, with Prose Introductions, Notes, and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots; for the Use of Schools and Private Readings. London, 1851.
  14. Hughes E. Select Specimens of English Poetry, with Prose Introductions, Notes, and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots. For the Use of Schools and Private Readings. London, 1856.
  15. Hughes E. Select Specimens of English Prose, with Explanatory Notes and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots. For the Use of Schools and Private Readings. London, 1853.
  16. Hughes E., ed. Reading Lessons. First Book. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1855.
  17. Hughes E., ed. Reading Lessons. Fourth Book. Advanced Series. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1858.
  18. Hughes E., ed. Reading Lessons. Second Book. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1855.
  19. Hughes E., ed. Reading Lessons. Third Book. Advanced Series. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1856.
Артемова Юлия Александровна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125047, г. Москва, Миусская пл., 6;
Должность: доцент Учебно-научного центра социальной антропологии;
ORCID: 0000-0002-7437-8044;
Электронный адрес: redfox712002@yandex.ru.
Работа над статьей поддержана грантом ОГОН РФФИ 17-06-00066а.