/
Результат поиска


Апполонов А. В. «Etsi Deus non daretur» («как если бы Бога не было»): Гуго Гроций и схоластическая теология // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 63-71. DOI: 10.15382/sturI201877.63-71
В современной западной теологии довольно широко распространено представление о том, что формула «etsi Deus non daretur» («как если бы Бога не было») впервые появляется у Гуго Гроция (1583–1645) и знаменует собой возникновение нового секулярного мировоззрения, для которого мир и человек автономны и независимы от трансцендентного Бога. Тем не менее исторические факты свидетельствуют о том, что эта формула была известна по меньшей мере с XIV в. и неоднократно воспроизводилась в работах представителей католической схоластики (таких, как Габриэль Биль, Доминго де Сото, Франциско Суарес и др.). По мнению автора, эта формула является не более чем мысленным экспериментом, который использовался в спорах о природе естественного нравственного закона между христианскими объективистами и волюнтаристами. Объективисты, прибегавшие к этому мысленному эксперименту, отстаивали идею о том, что начала нравственности (в форме естественного закона) укоренены в самой человеческой природе, причем укоренены в ней столь прочно, что их существование и общезначимость не зависят от наличия или отсутствия соответствующих божественных заповедей и запретов: именно в этом смысле следует понимать вышеприведенную формулу — начала нравственности существовали бы в человеке и выражались в предписаниях «здравого разума» (recta ratio) даже если бы «через невозможное» не было Бога. Это, впрочем, никоим образом не подразумевает отрицание существования Бога или даже сомнение в нем: мысленный эксперимент остается всего лишь мысленным экспериментом; в остальном же объективисты (включая Гроция) подчеркивали, что природа человека вместе с внедренным в нее естественным нравственным законом таковы, каковы они суть, лишь потому, что на то была воля Бога-Творца.
Гуго Гроций, Григорий из Римини, Франциско Суарес, Дитрих Бонхёффер, средневековая схоластика, естественное право, христианская теология, секуляризм, теизм
  1. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994.
  2. Милбанк Д. Политическая теология и новая наука политики // Логос. 2008. № 4 (67). С. 33–54.
  3. Узланер Д. Расколдовывание дискурса: Религиозное и светское в языке нового времени // Логос. 2008. № 4 (67). С. 140–159.
  4. Chroust A. H. Hugo Grotius and the Scholastic Natural Law Tradition // The New Scholasticism. 1943. Vol. 17. P. 101–133.
  5. Dilthey W. Gesammelte Schriften. B., 1922. Bd. 2.
  6. Dominicus de Soto. De iustitia et iure. Salmanticae, 1533.
  7. Duns Scotus. Opera Omnia. P., 1894.
  8. Frick Р. Bonhoeff er’s Intellectual Formation: Theology and Philosophy in His Thought. Tübingen, 2008.
  9. Gabriel Biel. Collectorium circa quattuor libros Sententiarum. Liber secundus. Tübingen, 1984.
  10. Gregorius Ariminensis. Lectura super Primum et Secundum Sententiarum. B., 1980. Vol. 6.
  11. Grotius H. De jure belli ac pacis. Traiecti ad Rhenum, 1773.
  12. Grotius H. De veritate religionis Christianae. Amstelaedami, 1709.
  13. Guillelmus de Ockham. Opera philosophica et theologica. Opera theologica. N. Y., 1981. Vol. 5.
  14. Heineccius J. G. Opera omnia nunc denuo edita. Genevae, 1771.
  15. Leger M. M. J. St. The «Etiamsi Daremus» of Hugo Grotius. R., 1962.
  16. Suarez F. De legibus ac Deo legislatore. Conimbricae, 1612.
  17. The Christian Theology Reader / A. E. McGrath, ed. Malden (MA), 2016
Апполонов Алексей Валентинович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
Должность: доцент кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета;
ORCID: 0000-0002-8140-1206;
Электронный адрес: alexeyapp@yandex.ru.
Апполонов А. В. О понятиях «светское» и «религия» у Бенедикта Спинозы в контексте гипотезы Джона Милбанка о «конструировании» светского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 86. С. 50-64. DOI: 10.15382/sturI201986.50-64
Согласно английскому теологу Джону Милбанку, «было время, когда никакого светского не существовало». «Светское», полагает он, возникло благодаря тому, что такие мыслители, как Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс и Гуго Гроций, «сконструировали» его в ходе создания «современной политики», причем в качестве инструмента ими использовалась новая библейская герменевтика. Эта новая герменевтика должна была заменить собой старую («кафолическое lectio», как называет ее Милбанк), поскольку та представляла собой перманентную угрозу для светских властей Европы раннего Нового времени. Автор статьи осуществляет проверку этой гипотезы на материале творчества Бенедикта Спинозы и приходит к следующим основным выводам. Во-первых, нет очевидных свидетельств того, что Спиноза планировал заменить «кафолическое lectio» неким новым «“научным” прочтением Библии» с целью создания «особой сферы светского» или «пространства чистой власти». Более того, имеются серьезные сомнения, что Спиноза в принципе мог испытывать беспокойство по поводу этого «lectio», поскольку в Нидерландах середины XVII в. традиционная схоластическая теология уже уступила место кальвинистской. Во-вторых, на основании анализа употребления Спинозой терминов «saeculum» и «religio» можно утверждать, что голландский философ зависел от традиционных, восходящих еще к античному стоицизму, трактовок этих ключевых терминов значительно сильнее, чем кажется на первый взгляд (кроме того, в этой связи следует обратить внимание на то, что почерпнутая Спинозой из античной (прежде всего стоической) философии концепция политических добродетелей делает крайне проблематичным утверждение Милбанка о том, что голландский философ был в числе творцов аморальной «современной политики» «чистой власти», опирающейся только на произвол и насилие). В-третьих, можно говорить о том, что основной задачей Спинозы в его политических трудах была не апология принципа светскости в какой бы то ни было форме, но сакрализация государства.
Бенедикт Спиноза, Джон Милбанк, секуляризм, понятие «religio», философия Нового времени, стоицизм, естественная теология, христианская теология
  1. Апполонов А. В. «Etsi Deus non daretur» («Как если бы Бога не было»): Гуго Гроций и схоластическая теология // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Т. 77. С. 63–71.
  2. Бейль П. Исторический и критический словарь: в 2 т. М.: Мысль, 1968. Т. 2.
  3. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985.
  4. Boxer C. R. The Dutch seaborne empire, 1600–1800. L.: Penguin, 1973.
  5. Cicero. De inventione, De optimo genere oratorum, Topica. Cambridge MA: Harvard University Press; L.: William Heinemann Ltd, 1949.
  6. DeBrabander F. Spinoza and the Stoics Power, Politics and the Passions. L.: Continuum, 2007.
  7. Gorski P. S. The Protestant Ethic Revisited: Disciplinary Revolution and State Formation in Holland and Prussia // The American Journal of Sociology. 1993. Vol. 99. No. 2. Р. 265–316.
  8. Israel J. “Radical Enlightenment” — Peripheral, Substantial, or the Main Face of the Trans–Atlantic Enlightenment (1650–1850) // Diametros 40 (2014). Р. 73–98.
  9. Israel J. Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity 1650–1750. Oxford: Oxford University Press, 2001.
  10. Israel J. Spinoza and spinozism in the western Enlightenment: The latest turns in the controversy // Araucaria. 2018. 20 (40). Р. 41–57.
  11. Milbank J. The Future of Love: Essays in Political Theology. L.: SCM Press, 2009.
  12. Milbank J. Theology and social theory. 2-nd ed. Malden, MA: Blackwell publishing, 2002.
  13. Spinoza B. Opera quae supersunt omnia. Vol. I–III. Lipsiae: Ex offi cina Bernardi Tauchniz, 1843–1846.
  14. Strauss L. Spinoza’s Critique of Religion. Chicago: University of Chicago Press, 1967.
  15. Thomas Aquinas. Opera Omnia. Vol. 3. Parisiis: apud Ludovicum Vivès, 1872.
Апполонов Алексей Валентинович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
Должность: доцент кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета;
ORCID: 0000-0002-8140-1206;
Электронный адрес: alexeyapp@yandex.ru.