/
Результат поиска


Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 201-204. — Рец. на кн.: Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903) / С.М. Половинкин, общ. ред. М.: «Республика», 2005. 543 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 189-191. — Рец. на кн.: Тарасов Б. Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 896 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М., Бернацкий М. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 192-195. — Рец. на кн.: Бибихин В. В. Алексей Феодорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. – М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы. 2004. – 416 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Бернацкий Михаил Михайлович
Антонов К. М. Славянофилы и И.В. Киреевский: Становление исследовательских традиций // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 16. С. 55-92.
PDF
Настоящий обзор представляет историю становления «науки о славянофилах», дает ее периодизацию и классификацию существовавших в ее рамках направлений и подходов в предложенных И. Лакатосом терминах развития и борьбы научно-исследовательских программ. По итогам обзора предлагаются наиболее перспективные, с точки зрения автора, направления дальнейших исследований. Вместе с тем, он предоставляет человеку, приступающему к изучению славянофильства вообще и творчества И.В. Киреевского в частности, возможность более или менее полно ознакомиться с литературой вопроса.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 16. С. 171-175. — Рец. на кн.: Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей./ пер. с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. 880 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 16. С. 175-178. — Рец. на кн.: Фудель С. И. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3 М.: Русский путь, 2005. 456 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. И. В. Киреевский и последующая русская философская традиция // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 1 (17). С. 67-76.
PDF
В статье, посвященной 200-ле тию со дня рождения выдающегося русского философа И. В. Киреевского, рассматривается ряд концепций: критика рационализма, «верующее мышление», зависимость философии от религии и др. Впервые значимым образом проявившись в творчестве Киреевского, они впоследствии стали характерными, устойчивыми чертами различных направлений русской мысли.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 179-183. — Рец. на кн.: Пылаев М.А. Западная феноменология религии: теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом. М.: РГГУ, 2006. 97 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 160-164. — Рец. на кн.: Марченко О. В. Григорий Сковорода и русская философская мысль XIX–XX ве ков. Исследования и материалы. М., 2007. Ч. 1. 276 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. Проблема веры и разума в философии религии Л. М. Лопатина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 4 (20). С. 87-102.
PDF
В статье анализируется решение проблемы веры и разума, предложенное Л. М. Лопатиным в его главном труде «Положительные задачи философии» с позиции, которую сам философ именовал «умеренный рационализм». Особое внимание уделяется критике в адрес эмпиризма, материализма, философии веры, «исключительного рационализма» Спинозы и Гегеля, теософии, вопросам о соотношении философии и веры, разума логического и разума творческого, о месте философии в системе знания. Проводится сопоставление концепции Лопатина с идеями Вл. Соловьева, славянофилов, классическими решениями данной проблемы в философии Средних веков и Нового времени.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 4 (20). С. 159-165. — Рец. на кн.: Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М.: Академический проект, 2007. 239 с. (Gaudeamus).
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 116-120. — Рец. на кн.: Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. Ладомир, 2007
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 121-128. — Рец. на кн.: Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. РХГА, 2008
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. Проблемы философии религии в "Непостижимом" С. Л. Франка. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 72-92.
PDF
Центральное философское произведение С. Л. Франка —Непостижимое —рассматривается в статье в направлении, указанном его подзаголовком, как опыт онтологического введения в философию религии. С этой точки зрения анализируются предложенный философом метод антиномистического монодуализма, понятия живого знания, трансцендирования, откровения. Далее предметом обсуждения становится осуществленный Франком феноменологический подход к выявлению Абсолютного как особого рода данности внутреннего опыта и встающие в связи с этим проблемы философии религии: достоверность Божества, Его мыслимое отношение к человеку и миру, проблема зла. С точки зрения автора, Франку удалось в своей работе показать, что рациональная неразрешимость основных проблем религиозного сознания свидетельствует не о ложности этого сознания, а о границах самой рациональности.
Непостижимое, непосредственное самобытие, откровение, трансцендирование, Абсолютное, Франк, русская религиозная философия, философия религии.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 133-137. — Рец. на кн.: Religo. Альманах Московского религиоведческого общества. 2004–007. М.: Прогресс-Традиция, 2008. Вып. 1. 309 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 146-149. — Рец. на кн.: Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах (1907–917) : В 3 т. М. : Русский путь, 2009. Т. 1. 680 с.; Т. 2. 600 с.; Т. 3. 656 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 2 (30). С. 122-127. — Рец. на кн.: Символ. Журнал христианской культуры, основанный в 1979 году Славянс- кой библиотекой в Париже. Париж; М., 2008. № 53–54.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 138-148. — Рец. на кн.: A History of Russian Philosophy. 1830–1930. Faith, Reason and the Defense of Human Dignity / G. M. Hamburg, R. A. Pool, eds. Cambridge University Press, 2010. A History of Russian Thought / W. Leatherbarrow, D. Off ord, eds. Cambridge Univer
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 39-55.
PDF
Научное изучение религии в дореволюционной России неразрывно связано с системой Духовных академий: Московской, Санкт-Петербургской, Киевской, Казанской. Статья посвящена становлению исторического подхода к этому изучению, в том числе в связи с его отношением к подходам философскому и богословскому. Значительную роль в его развитии сыграла рецепция отечественными авторами идей Фр. М. Мюллера. Автор анализирует этапные работы О. М. Новицкого, И. А. Чистовича, епископа Хрисанфа (Ретивцева), исследования профессоров МДА: В. Д. Кудрявцева-Платонова, А. И. Введенского, С. С. Глаголева. В заключение указывается место духовно-академической традиции в становлении отечественного религиоведения.
история религии, философия религии, первобытный монотеизм, эволюционизм, естественная религия, религия откровения, Фр. М. Мюллер, О. М. Новицкий, И. А. Чистович, епископ Хрисанф (Ретивцев), В. Д. Кудрявцев-Платонов, А. И. Введенский, С. С. Глаголев.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 126-136. — Рец. на кн.: Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века. М.: РГГУ. 2010. 352 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 5 (43). С. 127-136. — Рец. на кн.: Резниченко А. И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М.: Издательский дом РЕГНУМ, 2012. 416 с.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. Идея сообщества ученых и ее религиозный смысл в русской мысли конца XIX века: вопрос о коммуникативной природе науки и концепция всеединства // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 54-68.
PDF
Участие мыслителей круга Вл. Соловьева в процессах самоорганизации научного сообщества в России было не случайным фактом, а реализацией того понимания науки, которое в неявном виде содержалось в основополагающей для них концепции всеединства. Автор считает необходимым проследить смысловые связи, соединяющие эти аспекты в их мышлении и практике, показать теоретическую и практическую актуальность этого понимания. Для достижения этой цели автор представил основные моменты коммуникативного понимания науки, намеченные в программных текстах первого редактора «Вопросов философии и психологии» Н. Я. Грота и посвященных проблемам российских университетов публикациях кн. С. Н. Трубецкого; соотнес их с разработанным кн. С. Н. Трубецким учением о «соборной» природе человеческого сознания; показал его генетическую связь с концепцией всеединства и в заключение указал на точки пересечения этих идей с предложенной К. О. Апелем концепцией неограниченного коммуникативного сообщества как условия возможности социальных наук. По мнению автора, несмотря на гораздо более детальную разработку этих вопросов в современной немецкой философии, предложения русских мыслителей сохраняют свою актуальность, так как более радикально указывают на трансцендентность «идеального коммуникативного сообщества» по отношению к любому эмпирическому обществу; в большей мере учитывают импульсы к осуществлению этого идеала, исходящие из Церкви, как общества богочеловеческого.
Н. Я. Грот, С. Н. Трубецкой, Вл. С. Соловьев, К.-О. Апель, «Вопросы философии и психологии», университет, «соборность сознания», всеединство, интерсубъективность, цельное знание, этика, коммуникативное сообщество, Церковь
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. От дореволюционной науки о религии к советскому религиоведению: трансформация системы научно-исследовательских программ и формирование «советской» формации дискурса о религии.... // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 67-97.
PDF
В статье предпринимается попытка комплексного анализа формирования отечественной науки о религии советской эпохи. При рассмотрении перехода от дореволюционного периода развития религиоведения к советскому автор предлагает отказаться от прогрессивных схем развития научного знания и мыслит этот переход как трансформацию и разрыв. В первой части статьи автор, опираясь на ряд ключевых понятий, предложенных М. Фуко в «Археологии знания», стремится проследить трансформацию основных характеристик дискурса о «религии», произошедшую в конце 1910-х — начале 1930-х гг. Затем, используя в качестве основного технического термина, предложенного И. Лака-тосом, понятие «научно-исследовательской программы», он описывает вклад, внесенный в этот процесс основными направлениями религиоведческой мысли того времени: духовно-академической, религиозно-философской и антропологической программами. В заключение предлагается описание основных моментов становления, характерных черт и особенностей советского подхода. Проведенное рассмотрение позволяет автору детализировать его тезис о радикальной трансформации дискурса о религии в указанный период и приводит к выводу, согласно которому советское религиоведение ни в каком смысле не может считаться продолжением дореволюционного научного изучения религии и должно рассматриваться как специфическая и уникальная, по принципам своей организации весьма далекая от общепризнанного понимания «нормальной науки» формация дискурса. 0 религии, в развитии которой внешние факторы явно преобладают над внутренними.
советское религиоведение, наука о религии, история религиоведения, история науки, формация дискурса, научно-исследовательская программа, религия, идеология, прерывность, М. Фуко, И. Лакатос
1. A. I. Gercen ob ateizme, religii i cerkvi (A. Herzen about Atheism, Religion and Church), Moscow, 1977.
2. Abramov A. I. (2001) “D. I. Anichkov” in: Pravoslavnaja jenciklopedija, 2001, vol. 2, pp. 444–445.
3. Al'kor Ja. P. “Predislovie redaktora” (Editor’s Preface) in: Shternberg L. Ja. Pervobytnaja religija, pp. III–XV.
4. Antonov K. M. (2011) “Istoricheskoe izuchenie religii v duhovnyh akademijah v dorevoljucionnoj Rossii” (Historical Study of the Religion in Theological Academies in Prerevolutionary Russia) in: Vestnik PSTGU. Ser. 1. Bogoslovie. Filosofija, 2011, vol. 33, pp. 39–55.
5. Antonov K. M. (2011) “Kn. S. N. Trubeckoj i ego programma issledovanija religii v kontekste istorii otechestvennogo religiovedenija” (S. N. Trubetskoy and His Program of Research of the Religion in the Context of the History of the Russian Religious Study) in: Tochki-Puncta, 2011, vol. 1–2, pp. 17–26.
6. Antonov K. M. (2012) “Stanovlenie religiovedenija v SSSR: 1920–30-e gody” in: Tochki-Puncta, 2012, vol. 1–4, pp. 17–25.
7. Antonov K. M. (2007) “Filosofija religii V. S. Solov'eva” (V. S. Soloviev’s Philosophy of Religion) in: Filosofskie nauki, 2007, vol. 11. pp. 32–50.
8. Bogdanov A. A. Vseobshhaja organizacionnaja nauka. Mehanizm rashozhdenija i dezorganizacii (General Organizing Science: The Mechanism of Divergence and Disorganization), Moscow, 1917.
9. Vajskopf M. Pisatel' Stalin (Stalin the Writer), Moscow, 2001.
10. Vishlenkova E. A. Duhovnaja shkola v Rossii v pervoj chetverti XIX veka (Theological School in Russia in the First Quarter of the XIX Century), Kazan, 1998.
11. Vol'nej Fr. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1962.
12. Glagolev S. S. (1915) “Kritika: [Rec. na] Bogoljubov N. Filosofija religii. Kiev, 1915. T. 1. Ch. 1.” (Critical Review of the Book: Bogoljubov N. Filosofija religii. Kiev, 1915. T. 1. Ch. 1.) in: Bogoslovskij vestnik, 1915, vol. 3/9, pp. 91–222.
13. Glagolev S. S. “Religija kak predmet istoricheskogo i filosofskogo izuchenija: [Rec.na]: Menzis A. Istorija religii. SPb., 1897” (Religion as the Subject of Historical and Philosophical Study. Book Review on: Menzis A. Istorija religii. SPb., 1897) in: Bogoslovskij vestnik, 1897, vol. 3/7, pp. 76–95.
14. D. I. Pisarev ob ateizme, religii i cerkvi (D. I. Pisarev about Atheism, Religion and Church), Moscow, 1984.
15. Didro D. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1956.
16. Dobroljubov N. A. O religii i cerkvi. Izbrannye proizvedenija (On Religion and Church. Selected Works) Moscow, 1960.
17. (1912) “Zhurnaly sobranij Soveta Moskovskoj Duhovnoj Akademii za 1912 g.” (Journals of Meetings of the Council of Moscow Theological Academy in 1912 Year) in: Bogoslovskij vestnik, 1912, vol. 7/8, pp. 1–48.
18. Zybkovec V. F. (1959) “I. I. Skvorcov-Stepanov. Ocherk zhizni i literaturnoj ateisticheskoj dejatel'nosti” (I. I. Skvortsov-Stepanov. Essay of the Life and Literary Atheistic Activity) in: Skvorcov-Stepanov I. I. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija, Moscow, 1959, pp. 5–38.
19. Zybkovec V. F. (1959) “Ob odnoj diskussii” (About a Discussion) in: Voprosy istorii religii i ateizma, 1959, vol. 7. pp. 303–312.
20. Zybkovec V. F. (1958) “Problema proishozhdenija religii v sovetskoj nauke (Postanovka voprosa; trudy A. V. Lunacharskogo, E. M. Jaroslavskogo, I. I. Skvorcova-Stepanova)” (The Problem of the Origin of the Religion in the Soviet Science) in: VIRA. 1958, vol. 6, pp. 322–348.
21. Kotrelev N. V. (ed.) (2007) “Iz perepiski knjazej S. N. i E. N. Trubeckih. S. N. Trubeckoj v Berline, zimnij semestr 1890/1891 gg.” (From the Correspondence of S. N. and E. N. Trubetskoy. S. N. Trubetskoy in Berlin, Winter Semester 1890-1891) in: Voprosy filosofii, 2007, vol. 11, pp. 88–104.
22. K. Marks i F. Jengel's ob ateizme, religii i cerkvi (K. Marx and F. Engels about Atheism, Religion and Church). Moscow, 1986.
23. Kagarov E. G. (1913) “Smotr sovremennikam.[Rec. na:] Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Munsteri, 1912” (Show for Contemporaries. Review of the Book: Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Munsteri, 1912) in: Bogoslovskij vestnik, 1913, vol. 3/12, pp. 821–832.
24. Kautskij K. Antichnyj mir, iudejstvo i hristianstvo (Ancient World, Judaism and Christianity), Saint-Petersbourg, 1909.
25. Klibanov A. I. Religioznoe sektantstvo i sovremennost' (Religious Sectarianism and the Present), Moscow, 1969.
26. Klibanov A. I. Religioznoe sektantstvo v proshlom i nastojashhem. M, 1973.
27. Kolkunova K. Ateisticheskaja propaganda v hudozhestvennoj literature 1950–1960-h gg. in:
Vestnik PSTGU. Ser. 1. Bogoslovie. Filosofija. 2013. Vyp. 5 (49), pp. 113–132.
28. Kostylev P. N. Institualizacija religiovedenija v Moskovskom universitete v
pervoj polovine XX veka in: Vestnik PSTGU. Ser. I: Bogoslovie. Filosofija. 2013.
Vyp. 5(49), pp. 79–95.
29. Krasikov P. A. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1970.
30. Krasnikov A. N. (2006) “Redukcionizm v religiovedenii” in: Religiovedenie: Jenciklopedicheskij slovar', Moscow, 2006.
31. Krupskaja N. K. Iz ateisticheskogo nasledija (From the Atheistic Heritage), Moscow, 1964.
32. Lavrov P. L. O religii (On Religion), Moscow, 1989.
33. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij (Complete Works), Moscow, 1964, vol. 45.
34. Lenin V. I. Ob ateizme, religii i cerkvi (On Atheism, Religion and Church), Moscow, 1969.
35. Losskij N. O. Istorija russkoj filosofii (History of the Russian Philosophy), Moscow, 2007.
36. Lukachevskij A. T. (1932) “Vozniknovenie religii i nachal'nye jetapy ee razvitija” (The Origin of the Religion and First Stages of Its Development) in: Pervobytnoe obshhestvo, 1932, pp. 116–144.
37. Lukachevskij A. T. Izuchenie social'nyh kornej religii v SSSR (Study of Social Roots of the Religion in the USSR), Moscow, 1930, pp. 25.
38. Lukachevskij A. T. Marksizm-leninizm kak voinstvujushhij ateizm (Marxism and Leninism as Bellicose Atheism), Moscow, 1933.
39. Lukachevskij A. T. Ocherednye zadachi bor'by s religiej i mezhdunarodnaja rabota SVB (Current Tasks of the Struggle against Religion an the International Work of League of Militant Atheists). Moscow, 1931;
40. Lukachevskij A. T. Proishozhdenie religii (obzor teorij) (The Origin of the Religion (Theoretical Review)). Moscow, 1930.
41. Lukachevskij A. T. Rekonstruktivnyj period i ocherednye zadachi sojuza voinstvujushhih bezbozhnikov (Reconstructive Period and Currents Tasks of the League of Militant Atheists), Moscow, 1930.
42. Lukachevskij A. T. Religija. Programma-konspekt dlja antireligioznyh kruzhkov samoobrazovanija povyshennogo tipa (Religion. Prospectus for Antireligious Circles of Self-Education of Higher Type), Moscow, 1925.
43. Lunacharskij A. V. Ob ateizme i religii (On Atheism and Religion), Moscow, 1972.
44. Lunacharskij A. V. Religija i socialism (Religion and Socialism). Saint-Petersbourg, 1908–1911, vol. 1–2.
45. Mareshal' S. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1958.
46. Matorin N. M. (1932) “Vvedenie. Pervobytnyj kommunizm” (Introduction to Primitive Communism) in: Pervobytnoe obshhestvo, 1932, pp. 21–22.
47. Matorin N. M. “Izuchenie kornej religioznosti i zadachi antireligioznoj raboty” (Study of the Roots of the Religiosity and Tasks of the Atheistic Work) in: Voinstvujushhij ateizm, 1931, vol. 4, pp. 20–28.
48. Matorin N. M. Religija u narodov Volzhsko-Kamskogo kraja prezhde i teper'. Jazychestvo — Islam — Pravoslavie — sektantstvo (Religion of Peoples in Volzhsko-Kamsky Region in Past and Present. Paganism – Islam – Orthodoxy – Sectarianism), Moscow, 1929.
49. Matorin N. M. (1931) “Sovremennyj jetap i zadachi sovetskoj jetnografii” (Modern Stage and Tasks of Soviet Ethnography) in: Sovetskaja jetnografija, 1931, vol. 1–2, pp. 3–38.
50. Matorin N. M.. Pravoslavnyj kul't i proizvodstvo (Orthodox Cult and Manufacture), Moscow, 1931.
51. Men'shikova E. V. Osnovnye napravlenija religiovedcheskih issledovanij v otechestvennoj literature 1920–1930-h godov (General Tendencies of Religious Studies in Russian Literature 1920–1930-s). Moscow, 2009.
52. Men'shikova E. V., Jablokov I. N. (2011) “O periodah v istorii otechestvennogo religiovedenija” (On Periods in the History of Russian Religious Studies) in: Vestnik MGU. Ser. 7. Filosofija, 2011, vol. 5, pp. 98–116.
53. Mitrohin L. N. Filosofskie problemy religiovedenija (Philosophical Problems of Religious Studies), Saint-Petersbourg, 2008.
54. Nikol'skij V. K. Ocherk pervobytnogo chelovechestva (Essay on Primitive Manhood), Moscow, 1926.
55. Nikol'skij V. K. Proishozhdenie religii (Origin of the Religion), Moscow, 1940.
56. Nikol'skij N. M. Religija kak predmet nauki (Religion as an Object of the Science), Minsk, 1923.
57. Plehanov G. V. O religii i cerkvi (On Religion and Church), Moscow, 1957.
58. Pokrovskij A. M. Programma antireligioznogo seminarija dlja pedagogov i samoobrazovanija (Program of the Antireligious Seminar for Pedagogues and Self-Education), Moscow, 1930.
59. Pokrovskij M. N. (1923) “Otvet tov. Stepanovu” (Answer to com. Stepanov) in: Pod znamenem marksizma, 1923, vol. 1, pp. 142–159.
60. Pokrovskij M. N. Ocherk istorii russkoj kul'tury (Essay of the History of the Russian Culture), Moscow, 1915, vol. 1.
61. Preobrazhenskij P. F. Kurs jetnologii (Course of Ethnology), Moscow, 1929.
62. Put' uchenogo. Nikolaj Semenovich Gordienko (N. G. Gordienko), Moscow, 2013.
63. Reznichenko A. A. O smyslah imen: Bulgakov, Losev, Florenskij, Frank et dii minors (On Scences of Names: Bulgakov, Losev, Florensky, Frank et dii minors). Moscow, 2012.
64. Reshetov A. M. (2003) “Tragedija lichnosti: Nikolaj Mihajlovich Matorin” (Tragedy of a Person: N. M. Matorin) in: Repressirovannye jetnografy, 2003, vol. 2, pp. 269–300.
65. Gaponenkov A. A., Nikitina E. P. (eds.) S. L. Frank: saratovskij tekst (S. L. Frank: Saratov’ Text), Saratov, 2006.
66. Savel'ev S. N. (1964) “Em. Jaroslavskij i preodolenie anarhistskih vlijanij v antireligioznoj rabote v SSSR” (E. Yaroslavsky and Overcoming of Anarchical Influences in Antireligious Work in the USSR) in: Ezhegodnik Muzeja istorii religii i ateizma, Moscow, 1964, vol. VII.
67. Safronov R. O. “Izuchenie sekt v sovetskom religiovedenii: terminologija i podhody” (Research of Sects in Soviet Religious Study: Terminology and Approaches) in: Vestnik PSTGU. Ser. I: Bogoslovie. Filosofija, 2013, vol. 5(49), pp. 96–112.
68. Skvorcov-Stepanov I. I. Izbrannye ateisticheskie proizvedenija (Selected Atheistic Works), Moscow, 1959.
69. Skvorcov-Stepanov I. I. Ocherk razvitija religioznyh verovanij (Essay of Development of Religious Beliefs), Moscow, 1921.
70. Skvorcov-Stepanov I. I. Proishozhdenie nashego boga (po G. Kunovu) (Origin of Our God (by G. Kunov)), Moscow, 1919.
71. Skvorcov-Stepanov I. I. (1922) “Strah smerti protiv istoricheskogo materializma” (Fear of Death against Historical Materialism) in: Pod znamenem marksizma, 1922, vol. 11–12, pp. 83–113.
72. Slezin A. A. Za ≪novuju veru≫: gosudarstvennaja politika v otnoshenii religii i politicheskij kontrol' sredi molodezhi RSFSR (1918–1929 gg.) (For “New Belief”: State Politics towards Religion and Political Control amongst Youth of the USSR (1918–1929)) in: http:in:www.rae.ru/monographs/60-2384).
73. Smirnov M. Ju. Ocherk istorii rossijskoj sociologii religii (Essay of History of the Russian Sociology of Religion). Saint-Petersbourg, 2008.
74. Smirnov M. Ju. (2013) “Religija i Biblija v trudah V. I. Ul'janova (Lenina)” (Religion and Bible in Lenin’s Works) in: Smirnov M. Ju. Religija i religiovedenie v Rossii. Saint-Petersburg, 2013, pp. 273–336.
75. Smirnov M. Ju. (2013) “Rossijskoe religiovedenie: problema samoidentifikacii” (Russian Religious Studies: Problem of the Self-Identification) in: Smirnov M. Ju. Religija i religiovedenie v Rossii, Saint-Petersburg, 2013, pp. 151–170.
76. Solov'ev V. S. (1988) “Kritika otvlechennyh nachal” (Critics of Abstract Principles) in: Solov'ev V. S. Sochinenija: V 2 t. Moscow, 1988.
77. Solov'ev V. S. “Pervobytnoe jazychestvo — ego zhivye i mertvye ostatki” (Primitive Paganism — Its Live and Dead Remains) in: Solov'ev V. P. Sobr. soch., Moscow, vol. 6, pp. 158–214.
78. Suhova N. Ju. (2007) “Nauchnye komandirovki rossijskih bogoslovov za granicu i ih znachenie
dlja rossijskogo duhovnogo obrazovanija i bogoslovskoj nauki (vtoraja polovina XIX —
nachalo XX v.)” (Academic Trips of Russian Theologies to Foreign Countries and Its Significance for Russian Theological Education and Theological Science (Second Half of XIX – Beginning of XX C.)) in: Suhova N. Ju. Vertograd nauk duhovnyj: Sb. statej po istorii vysshego duhovnogo obrazovanija v Rossii (XIX — nachalo XX veka), Moscow, 2007, pp. 172–216.
79. Suhova N. Ju. Sistema nauchno-bogoslovskoj attestacii v Rossii v XIX — nachale XX v. (System of Theological Scientific Evaluation in Russia in XIX — Beginning of XX C.), Moscow, 2010, pp. 555.
80. Suhopljuev I. Antireligioznaja propaganda. Programma dlja gorodskih i okruzhnyh antireligioznyh seminarov i klubnyh kruzhkov (Antireligious Propaganda. Program for Urban and Provincial Antireligious Seminars and Circles), Kharkov, 1925.
81. Tazhurizina Z. A. Ateisticheskoe dvizhenie v SSSR v 20–30-e gody (Atheistic Movement in USSR in 20–30-s) in: http:in:www.ateism.ru/articles/tazhurisina02.htm.
82. Tokin N. Ocherk proishozhdenija religioznyh verovanij (Essay on Origin of Religious Beliefs), Moscow, 1930.
83. Tolstov S. P. (1938) “Rasizm i teorija kul'turnyh krugov” (Racism and Theory of Cultural Circles) in: Nauka o rasah i rasizm, Moscow, 1938, vol. 4, pp. 125–168.
84. Trubeckoj S. N. Sobranie sochinenij (Collected Works), Moscow, 1908.
85. Fedoseev P. N. Marksizm-leninizm o religii i ee preodolenii (Marxism-Leninism on Religion and Its Overcoming), Moscow, 1941.
86. Fedoseev P. N. (1939) “Gnoseologicheskie korni religioznyh verovanij” in: Antireligioznik, 1939, vol. 9, pp. 5–10.
87. Fedoseev P. N. O religii i bor'be s nej (On Religion and Struggle with It), Moscow, 1938.
88. Fedoseev P. N. Protiv mehanicizma i men'shevistvujushhego idealizma v antireligioznoj propagande (Against Mechanism and Menshevistic Idealism in the Antireligious Propaganda), Moscow, 1934.
89. Fejerabend P. Protiv metoda. Ocherk anarhistskoj teorii poznanija (Against Method. Essay of Anarchistic Theory of Cognition), Moscow, 2007.
90. Frank S. L. Neprochitannoe… (Non Read), Moscow, 2001.
91. Francev Ju. P. U istokov religii i svobodomyslija (At the Source of Religion and Freethinkig), Moscow, 1959.
92. Francev Ju. P. Fetishizm i problema proishozhdenija religii (Fetishism and Problem of the Origin of Religion). Moscow, 1940.
93. Frejdenberg O. M. (1985) “Budet li moskovskij Njurnberg? Iz zapisok 1946–1949 godov” (Be Moscow Nürnberg? From Notes of 1946–1949 years) in: Sintaksis. Publicistika. Kritika. Polemika, Paris, 1985, vol. 16, pp. 49–164.
94. Fuko M. Arheologija znanija (Archeology of Knowledge), Saint-Petersbourg, 2012.
95. Fuko M. (1996) “Chto takoe avtor?” (What is Author) in: Fuko M. Volja k istine: po tu storonu znanija, vlasti I seksual'nosti, Moscow, 1996, pp. 7–46.
96. Hondzinskij P., prot. Svjatitel' Filaret Moskovskij: bogoslovskij sintez jepohi (St Philaret of Moscow: Theological Synthesis of the Epoch), Moscow, 2010.
97. Hrisanf (Retivcev), ep. Religii drevnego mira v ih otnoshenii k hristianstvu (Religions of Ancient World in Their Relation to Christianity), Saint-Petersbourg, 1878, vol. 3, pp. 653–673.
98. Chistovich I. A. Istorija SPb. Duhovnoj Akademii (History of Saint-Petersbourg Theological Academy), Saint-Petersbourg, 1857.
99. Shahnovich M. I. (1967) “Issledovanie sovetskoj naukoj problem proishozhdenija religii I ee rannih form” (Soviet Research of Problem of the Origin of Religion and Its Early Forms) in: Voprosy nauchnogo ateizma, 1967, vol. 4, pp. 242–266.
100. Shahnovich M. M. Antropologicheskoe religiovedenie v rossijskoj akademicheskoj nauke v pervoj chetverti XX veka (Anthropological Religious Study in Russian Science in the First Quarter of XX C.) in: http:in:anthropology.ru/ru/texts/shakhn/anthropp.html.
101. Shahnovich M. M. (2006) “Istorija otechestvennogo religiovedenija XVIII vek” (History of Russian Religious Study XVIII C.) in: Shahnovich M. M. Ocherki po istorii religiovedenija, Saint-Petersbourg, 2006, pp. 24–72.
102. Shahnovich M. M. (2012) “L. Ja. Shternberg i «nauka o religii»” (L. Ya. Sternberg and the “Science about Religion”) in: Lev Shternberg — grazhdanin, uchenyj, pedagog. K 150-letiju so dnja rozhdenija, Saint-Petersbourg, 2012, pp. 190–200.
103. Shahnovich M. M. Ocherki po istorii religiovedenija (Essay on History of Religious Studies), Saint-Petersbourg, 2006.
104. Shejnman M. M. (1958) “Propagandist ateizma Em. Jaroslavskij” (Propagandist of Atheism E. Yaroslavsky) in: Voprosy istorii religii i ateizma, 1958, vol. 6, pp. 75–104.
105. Shirjaev B. N. Neugasimaja lampada (Unquenchable Lamp), New York, 1954.
106. Shirjaev B. N. Otec Arsenij (Father Arseny) Moscow, 1993.
107. Shternberg L. Ja. (1926) “Sovremennaja jetnologija, novejshie uspehi, nauchnye techenija i metody” (Contemporary Ethnography, Newest Successes, Scientific Trends and Methods) in: Jetnografija, 1926, vol. 1–2, pp. 15–43.
108. Shternberg L. Ja. Pervobytnaja religija v svete jetnografii (Primitive Religion in the Light of Ethnography), Moscow, 1936.
109. Jelbakjan E. S. Fenomen sovetskogo religiovedenija (Phenomenon of Soviet Religious Study) in: http:in:www.religiopolis.org/religiovedenie/3935-fenomen-sovetskogo-religiovedenij a.html#_ednref34
110. Jel'muratov R. Zarubezhnye komandirovki kak sredstvo podgotovki nauchno-prepodavatel'skih kadrov v duhovnyh akademijah Rossii (1869–1914 gg.) (Foreign Scientific Trips as a Means for Preparing of Scientific-Pedagogical Personnel in Russian Theological Academies (1869–1914)) in: http:in:ru.convdocs.org/docs/index-205266.html.
111. Jablokov I. N. (2011) “K diskussii o sovremennom sostojanii i istorii otechestvennogo religiovedenija” (On the Discussion about Contemporary Condition and History of Russian Religious Studies) in: Gosudarstvo, religija, Cerkov' v Rossii i za rubezhom, 2011, vol. 1, pp. 165–173.
112. Jakushev A. N. Organizacionno-pravovoj analiz podgotovki nauchnyh kadrov i prisuzhdenija uchenyh stepenej v universitetah i akademijah Rossii (1747–1918): istorija i opyt realizacii (Organasing-Low Analysis of the Preparation of Scientific Personnel and of the Graduation in Universities and Theological Academies of Russia (1747–1918): History and Experience of Realisation), Saint-Petersbourg, 1998.
113. Jaroslavskij Em. (1940) “Antimarksistskie izvrashhenija i vul'garizatorstvo tak nazyvaemoj ≪shkoly≫ Pokrovskogo” (Antimarxist Distortion and Vulgarization of So Called “Pokrovsky’s School”) in: Protiv antimarksistskoj koncepcii M. N. Pokrovskogo, Moscow, 1940, vol. 2.
114. Jaroslavskij Em. O religii (On Religion), Moscow, 1958.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. Кульпабилизация кульпабилизации: несколько слов по поводу реплики В. К. Шохина на статью И. П. Давыдова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 4 (54). С. 149-151.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. Рецепция классического психоанализа в русской религиозной мысли и современные психоаналитические теории религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 47-67. DOI: 10.15382/sturI201455.47-67
В статье рассматриваются основные моменты восприятия и интерпретации понимания религии в психоанализе, намеченные русскими мыслителями первой половины и середины XX века. Автор указывает условия и контекст восприятия психоанализа в России конца XIX — начала XX века, основные точки соприкосновения между психоаналитическим пониманием религии и ее трактовкой в русском символизме, прежде всего, у Вяч. Иванова, после чего рассматривает восприятие и критику психоанализа у русских мыслителей первой половины и середины XX века: отца П. Флоренского, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева и С. А. Левицкого. В заключение формулируются выводы относительно общего смысла этой рецепции и ее возможного значения для отечественной психологии религии. Русским философам, несомненно, удалось обогатить свое понимание религии использованием достижений психоанализа, при этом они продуктивно применялись даже те идеи, которые самим основателем указанного движения предлагались в контексте критики религии. Наряду с воспроизводством общих мест критики психоанализа, ими был предложен ряд оригинальных аргументов, исходящих из имманентного анализа психоаналитических идей, выявляющих внутренние проблемы психоаналитического подхода к религии, намечены пути их преодоления в рамках христианской мысли. В ряде случаев они, очевидно, предвосхитили интерпретацию психоаналитических доктрин в западной христианской мысли.
психоанализ, бессознательное, подсознательное, воображение, фантазия, либидо, эрос, символ, культ, редукционизм/антиредукционизм,Фрейд, Юнг, Франкл, Вяч. Иванов, Флоренский, Бердяев, Франк, Вышеславцев, Левицкий.
1. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX — начала XX века. М., 2009.
2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека. Париж, 1931.
4. Бонецкая Н. К. «Homo faber» и «Homo liturgus» (Философская антропология о. П. Флоренского) // Вопросы философии. 2010. №. 3. С. 90–109 (http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 114&Itemid=52 (дата обращения: 11.08.2014)).
5. Братусь Б. С. и др. Начала христианской психологии. М., 1995.
6. Ворожихина К. В. Лев Шестов и история психоанализа // Вестник Московского государственного университета. Сер. 7. Философия. 2012. № 3. С. 28–38.
7. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1993.
8. Горяченко Е. А. Методология исследования религии и религиозного опыта в постклассическом психоанализе // Религиоведение. 2010. № 1. С. 150–156.
9. Горяченко Е. А. Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа. Дальнегорск, 2010.
10. Дамте Д. С. Исследователи советского периода о сближении психологии бессознательного и теологии // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 101–111.
11. Дамте Д. С. Психоанализ в деле пастырского служения: сравнительный анализ подходов Оскара Пфистера и Ойгена Древермана // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2013. №1. С. 74–85.
12. Дронов М., прот. Отец психоанализа против святых отцов. Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме (http://www.xpa-spb.ru/libr/Dronov/otec-psihoanaliza.html (дата обращения 25.09.2014)).
13. Зенько Ю. М. Психология религии (смотровой вариант). СПб., 2009.
14. Иванов В. И., Гершензон М. Переписка из двух углов. М., 2006.
15. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Париж, 1957.
16. Кондратьев В. Ю. Б. П. Вышеславцев и Л. С. Выготский: два взгляда на психоанализ З. Фрейда // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 108–116.
17. Левицкий С. А. Сочинения. М., 1995.
18. Лейбин В. М. Фрейд и Россия // Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. М.; Воронеж, 2000. С. 305–518.
19. Маслин М. А. [рец. на]: Crone A. L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal. Leiden; Boston: Brill, 2010 // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2 (34). С. 117–123.
20. Павлюченков Н. Н. Психология религии в трудах священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2011. Вып. 5(37). С. 99–112.
21. Попова М. А. Фрейдизм и религия. М., 1985.
22. Религиоведение / М. М. Шахнович, ред. СПб., 2006.
23. Рязанова Е. В. Психология религии // Введение в общее религиоведение / И. Н. Яблоков, ред. М., 2008. С. 255–327.
24. Рязанова Е. В. Священник Ойген Древерманн и некоторые проблемы проникновения психологии в католическую Церковь // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 1998. № 1–2. С. 105–112.
25. Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 1996.
26. Сербиненко В. В. Философско-психологический диалог: В. Зеньковский и З. Фрейд // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2013. № 2(16). С. 374–377.
27. Соловьев В. С. Собрание сочинений: В 2 т. СПб., б.г.
28. Сторчак В. М. Психоаналитическая концепция религии К. Г. Юнга и современность // Религиоведение. 2006. № 1. С. 138–151.
29. Сурова А. Б. Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретация проблемы пола: В. В. Розанов и З. Фрейд. М., 2014.
30. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия // Духовно-нравственное воспитание. 2001. № 3. С. 3–94.
31. Флоренский П. А. Философия культа. М., 2004.
32. Флоренский. П. А. Сочинения: В 4 т. М., 1994–2000. Т. 1–3.
33. Франк С. Л. Душа человека // Он же. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1996. С. 419–632.
34. Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь. 1930. № 25. С. 22–51.
35. Фрейд З. Собрание сочинений: В 10 т. М., 2008. Т. 9.
36. Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М., 1994.
37. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
38. Юнггрен М. Русский Мефистофель: жизнь и творчество Э. Метнера. СПб., 2001.
39. Яблоков И. Н. Основы религиоведения. М., 2004. С. 168–175.
40. Corvelyen J., Leuten P. Psychodynamic Psychologies and Religion: Past, Present, and Future // Handbook of the psychology of religion and spirituality / R. F. Paloutzian, C. L. Park, ed. N. Y., 2005. P. 80–100.
41. Crone A. L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal. Leiden; Boston: Brill, 2010.
42. Vergote A. Psychoanalysis, Phenomenological Anthropology and Religion. Luven, 1998.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М., Забаев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 149-157. — Рец. на кн.: Ситников А. В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. Алетейя, 2012
PDF
Антонов Константин Михайлович
Забаев Иван Владимирович
Пиккеринг-Антонова К. Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева о воспитании как о службе государству // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 59-71. DOI: 10.15382/sturIV201537.59-71
Шуйский помещик «средней руки» А. И. Чихачев (1798–1875) оставил после себя необычайно богатый личный архив. С большим интересом Чихачев занимался вопросами воспитания, которое он понимал как основное занятие дворянина, его обязанность. Деятельность дворянина-воспитателя противопоставлялась им материнскому «вскормлению», т. е. обеспечению детей всем необходимым, включавшему в себя не только ведение домашнего хозяйства, но в некоторых случаях и управление всем имением и семейными финансами. Мужская роль в процессе воспитания понималась Чихачевым как интеллектуальное занятие, олицетворение идеала службы государству, а также ее важнейшая разновидность, ставшая доступной для дворян как следствие Манифеста о вольности дворянства 1762 г. Для Чихачева надлежащее воспитание детей стало единственным способом привить нравственные добродетели русскому народу в целом (как дворянам, так и крестьянам), а также противодействовать разрушительным, по его мнению, влияниям городской культуры и секуляризма. В газетных статьях он стремился выразить свои идеи как часть мировоззрения небогатого поместного дворянства, подчеркивая особое значение воспитания и образования молодежи для преодоления трудностей сельского хозяйства в России и для аграрных реформ в целом. Однако доминировавший в то время столичный политический и интеллектуальный дискурс в целом просто не заметил эти голоса из провинции. Воззрения, схожие со взглядами Чихачева, так и не стали преобладающими в ходе дальнейшего развития образования в России, но некоторые из них все же нашли отражение в деятельности первых генераций профессиональных педагогов конца XIX в., которые, в частности, придавали особое значение роли родителей в образовательном процессе.
Чихачев Андрей Иванович, Владимирская губерния, Земледельческая газета, Владимирские губернские ведомости, Московское общество сельского хозяйства, Тейково, поместное дворянство, крепостное право, воспитание, образование, государственная служба, Манифест
1. Cavender M. Nests of the Gentry: Family, Estate, and Local Loyalties in Provincial Russia, Newark, 2007.
2. Engel B. Breaking the Ties that Bound: The Politics of Marital Strife in Late Imperial Russia, Ithaca, 2011.
3. Frazier M. Romantic Encounters: Writers, Readers, and the Library for Reading, Stanford, 2007.
4. Grigoryan B. Noble Farmers: The Provincial Landowner in the Russian Cultural Imagination. Ph.D. Diss., Columbia University, 2011.
9. Kelly C. 2001 “Educating Tat’yana: Manners, Motherhood and Moral Education (Vospitanie), 1760–1840”, in Gender in Russian History and Culture, New York, 2001, pp. 1–28.
10. Kelly C. Refining Russia: Advice Literature, Polite Culture, and Gender from Catherine to Yeltsin, Oxford, 2001.
11. Marrese M. A. Woman’s Kingdom: Noblewomen and the Control of Property in Russia, 1700–1861, Ithaca, 2002.
12. Marrese M. 2010 “The Poetics of Everyday Behavior’ Revisited: Lotman, Gender, and the Evolution of Russian Noble Identity”, in Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 2010, vol. 4, pp. 701–739.
13. Antonova K. An Ordinary Marriage: The World of a Gentry Family in Provincial Pickering Russia, New York, 2012.
14. Smith A. Recipes for Russia: Food and Nationhood under the Tsars, DeKalb, 2011.
15. Smith-Peter S. 2004 “Books Behind the Altar: Religion, Village Libraries, and the Moscow Agricultural Society”, in Russian History, 2004, vol. 3, 2004, pp. 213–233.
16. Smith-Peter S. 2007 “Educating Peasant Girls for Motherhood: Religion and Primary Education in Mid-Nineteenth Century Russia”, in Russian Review, 2007, vol. 3, pp. 391–405.
17. Wortman R. 1978 “The Russian Empress as Mother”, in Ransel D. (ed.) The Family in Imperial Russia: New Lines of Historical Research, Urbana, 1978, pp. 60–74.
Пиккеринг-Антонова Кэтрин
Антонов К. М. Концепция религиозного опыта У. Джеймса в русской религиозной мысли первой трети XX в // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 91-111. DOI: 10.15382/sturI201561.91-111
В статье рассматривается роль дискуссии вокруг книги американского философа и психолога У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта» в становлении отечественной философии и психологии религии. Осуществляется аналитический обзор российской рецепции философии и психологии религии Джеймса, поскольку они связаны с понятием религиозного опыта. Основное внимание уделяется восприятию идей американского философа в начале XX в. (и его продолжению в русской эмиграции). Автор представляет краткие резюме обсуждения идей Джеймса в крупнейших русских философских и богословских изданиях: «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Русская мысль», «Богословский вестник», «Вера и разум», а затем обращает внимание на тех авторов, которые представили свое осмысление идей американского философа вне периодики. Несмотря на то, что рецепция в целом имела в большей степени философский характер (развивать психологию религии «в духе Джеймса» в наибольшей степени оказались готовы представители духовных академий), можно говорить о том, что в ее рамках намечалось формирование психологии религии как особого поля исследования и, что может быть еще важнее, психологизма как определенной формы познавательного интереса в религиоведческом поле. Не только философы и психологи, но и богословы на уровне «само собой разумеющегося» приучались смотреть на религию прежде всего как на психологический феномен, «переживание». Именно это понятие постепенно выдвигалось в центр психологического изучения религии как его собственный, специфический предмет.
религиозный опыт, переживание, психология религии, философия религии, мистицизм, У. Джеймс, русская религиозная философия, духовные академии.
1. Grossman J. D., Rischin R. (eds.) William James and Russian Culture, Oxford, 2003.
2. Антонов К. М. Религиозный опыт, творчество и догмат в русской мысли начала XX века // Религиоведение. 2007. № 1. С. 128–142.
3. Библиография // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1910. Кн. 1. С. 273.
4. Ванчугов В. В. Русская философия конца ХIХ — начала ХХ в. и американские мыслители «золотого века»: Главные направления теоретического взаимодействия. Дис. … д-ра филос. наук. 09.00.03. М., 2002.
5. Гаристова Е. Ю. Критика западноевропейского философского позитивизма и прагматизма в русском духовно-академическом теизме XIX — нач. XX века. Дис. … канд. филос. наук. 09.00.03, Хабаровск, 2010.
6. Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: проект и памятник. М., 2005. С. 13–72.
7. Марченко О. В. К истокам замысла «Истории русской философии» В. В. Зеньковского // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2006. Вып. 1 (16) С. 105–113.
8. Марченко О. В. Спор В. Ф. Эрна и С. Л. Франка о специфике русской философии (к вопросу о метафизике социокультурного бытия в русской мысли XX века // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С. Л. Франка. М., 2015. С. 22–37.
9. Мотовникова Е. Н. «Под знаменем марксизма» — «Мысль»: герменевтическая коллизия 1922 г. // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 123–136.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. Академическое религиоведение между теологией и ≪научным атеизмом≫: пути Восточной Европы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 2 (64). С. 125-132. — Рец. на кн.: Studying Religions with the Iron Curtain Closed and Opened. The Academic Study of Religion in Eastern Europe / T. Bubik, H. Hoff mann, ed.
PDF
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. Психология // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 5 (67). С. 73-98. DOI: 10.15382/sturI201667.73-98
В статье предлагается концептуальный анализ состоявшейся в 1922–1923 гг. на страницах журналов «Молодая гвардия» и «Под знаменем марксизма» полемики И. И. СкворцоваСтепанова (1870–1928) и М. Н. Покровского (1868–1932) о происхождении и природе религии. В первой части статьи автор анализирует политический и интеллектуальный (антирелигиозные кампании, «философские пароходы», создание журнала «Под знаменем марксизма»), социально-биографический контексты полемики. Вторая часть посвящена изложению основных моментов религиоведческих концепций рассматриваемых авторов: их концепциям науки вообще, их интерпретациям «исторического материализма», пониманию ими соотношения практики «борьбы с религией», антирелигиозной пропаганды и научного изучения религии в контексте классовой борьбы, их решениям вопросов о происхождении религии, основных моментах ее истории и т. п. В третьей части предметом рассмотрения становится сама полемика: ее общий ход, основные идеи, аргументация авторов, их система ценностей, предложенные ими варианты марксистского подхода к изучению религии, их понимание истории религии, ее отношения к экономическому базису, их отношение к идеям А. А. Богданова, А. В. Луначарского, других авторов. В заключение делаются предварительные выводы о значении полемики, ее месте в истории «научного атеизма», ее этосе, роли в становлении отечественной психологии религии.
религия, исторический материализм, психология религии, история религии, научный атеизм, страх смерти, марксизм, И. И. СкворцовСтепанов, М. Н. Покровский, А. А. Богданов, «Под знаменем марксизма».
1. Антонов К. М. От дореволюционной науки о религии к советскому религиоведению: становление «советской» формации дискурса о религии // «Наука о религии», «научный атеизм», религиоведение»: актуальные преоблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI века. М., 2014. С. 27–58.
2. Богданов А. А. На полпути // Научные известия. Сб. 1: Экономика. История. Право. М., 1922. С. 185–191.
3. Богданов А. А. Праздник бессмертия. СПб., 2014. С. 351–369.
4. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 2003. С. 250.
5. Богданов А. А. Философия живого опыта. СПб., 1912.
6. Булгаков С. Н. О закономерности социальных явлений // Он же. От марксизма к идеализму. СПб., 1903. С. 6–7.
7. Бухарин Н. И. Теория исторического материализма. М., 1921.
8. Горин П. О. М. Н. Покровский — большевик-историк. Минск, 1933.
9. Губанов Н. И. Разработка проблем атеизма в советской философской науке // Вопросы научного атеизма. М., 1967. Вып. 4. С. 183–204.
10. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. С. 33.
11. Зыбковец В. Ф. И. И. Скворцов-Степанов: Очерк жизни и литературно-атеистической деятельности //
12. Зыбковец В. Ф. Об одной поучительной дискуссии // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Вып. 7. С. 303–313.
13. Кунов Г. Возникновение религии и веры в Бога / И. Степанов, пер. М.; Петроград. 1919.
14. Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Под знаменем марксизма. 1922. № 3. С. 5–12.
15. Луначарский А. В. Религия и социализм. СПб., 1908. Т. 1. С. 44–45; 1911. Т. 2. С. 364.
16. Максимов М. В. К 90-летию философского парохода // Соловьевские исследования. 2013. Вып. 1(37). С. 184–189.
17. Малевич Т. В., Фолиева Т. А. Естественность религии и естественная религия в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 2014. № 11 (83) С. 1605–1617.
18. Малиновский Бр. Научная теория культуры. М., 2005.
19. Маркс К. Письмо к П. В. Анненкову // Он же. Нищета философии. М., 1987. С. 147.
20. Мотовникова Е. Н. «Под знаменем марксизма» — «Мысль»: герменевтическая коллизия 1922 г. // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 123–136.
21. От редакции // Под знаменем марксизма. 1922. № 1–2. С. 3–4.
22. Письмо тов. Л. Д. Троцкого // Под знаменем марксизма. 1922. № 1–2. С. 5–7.
23. Покровский М. Н. История религии на холостом ходу (Нечто вроде резюме) // Под знаменем марксизма. 1923. № 2–3. С. 202–210.
24. Покровский М. Н. Ответ т. Степанову // Под знаменем марксизма. 1923. № 1. С. 142–159.
25. Покровский М. Н. Очерк истории русской культуры. Курск, 1924.
26. Покровский М. Н. Страх страха смерти и производственное значение религии // Под знаменем марксизма. 1922. № 9–10. С. 113–125.
27. Рейснер М. А. Фрейд и его школа о религии // Печать и революция. 1924. № 1. С. 40–60; № 2. С. 81–106.
28. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
29. Рингер Ф. К. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890–1933. М., 2008.
30. Скворцов-Степанов И. И. Избранные атеистические произведения. М., 1959.
31. Скворцов-Степанов И. И. О душе, загробной жизни, о боге и бессмертии // Молодая гвардия. 1922. № 4–5. С. 105.
32. Скворцов-Степанов И. И. Поповский поход против народа // Он же. Избранные атеистические произведения. М., 1959. С. 42–46.
33. Скворцов-Степанов И. И. Страх смерти против исторического материализма // Под знаменем марксизма. 1922. № 11–12. С. 82–113
34. Скворцов-Степанов. Смерть страха смерти как итог моей полемики с т. М. Н. Покровским // Под знаменем марксизма. 1923. № 2–3. С. 192–202.
35. Т. В. Естественность религии и естественная религия в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 2014. № 11 (83) С. 1605–1617.
36. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 2005.
37. Шейнман М. М. И. И. Скворцов-Степанов (К 100-летию со дня рождения) // Вопросы научного атеизма. М., 1970. Вып. 10. С. 253–269.
38. Эйльдерман Г. Первобытный коммунизм и первобытная религия (в историко-материалистическом освещении). М., 1923.
39. Belzen J. The Historicocultural Approach in the Psychology of Religion: Perspectives for Interdisciplinary Research // Journal for the Scientifi c Study of Religion. 1997. Vol. 36, no. 3. P. 358–371.
40. Studying Religions with the Iron Curtain Closed and Opened. The Academic Study of Religion in Eastern Europe / T. Bubik, H. Hoff mann, eds. Brill. Leiden; Boston, 2015.
41. Thrower J. Marxist-Leninist scientifi c atheism and the study of religion and atheism in the USSR. B., 1983.
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: зав. кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ;
Электронный адрес: email: konstanturg@yandex.ru.
Статья написана в рамках гранта РГНФ № 16-03-00799 «Психология религии в России XIX — начала XXI века»
Антонов К. М. «Русские могилы»: И. А. Сикорский и В. В. Розанов о психологии сектантства // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 72. С. 103-125. DOI: 10.15382/sturI201772.103-125
В статье осуществляется сравнительный анализ подходов к изучению сектантства, намеченных конце 19 начале 20 века в рамках отечественной психиатрии, с одной стороны, и в рамках религиозно философской мысли с другой. В качестве основного представителя психиатрического направления рассматривается один из ведущих российских психологов и психиатров того времени И.А. Сикорский 1842 1919, репрезентантом религиозно-философского направления является В.В. Розанов 1856 1919. В первой части статьи рассматриваются произведенные Сикорским исследования маргинальной религиозности: движения «малеванцев» и случаев самозакапываний под Тирасполем. Анализируются предпосылки и результаты исследований, общий подход, роль метафор «внушения», «заражения», «психологической эпидемии» в его объяснительной модели, скрытые отсылки к идеям Тарда и Лебона, критерии различения нормальной и маргинальной религиозности у Сикорского, роль его идей в становлении психиатрического подхода в целом. Рассматриваются дискуссии, развернувшиеся вокруг публикаций Сикорского. Во второй части предметом анализа становятся посвященные той же теме тексты В.В. Розанова. Выявляются общие принципы розановского подхода к анализу религиозной проблематики вообще и маргинальной религиозности в особенности, указывается влияние полемического контекста на конкретные оценки и суждения мыслителя. В центре внимания автора оказывается текст Русские могилы реплика Розанова на очерк Сикорского, посвященный трагедии под Тирасполем. Предметом анализа становится специфическая форма и стилистика розановского текста, применение описанных методологических принципов, использование данного случая в антихристианской полемике мыслителя. Подход Розанова и его критика в адрес «психиатрии» вписываются в контекст развития гуманитарной мысли 20 века. В заключение предлагаются выводы относительно значения рассмотренных подходов в истории отечественной психологии религии.
Сикорский, Розанов, психология религии, психиатрия, заражение, психологическая эпидемия, маргинальная религиозность, сектантство, христианство
  1. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX – начала XX века. М., ПСТГУ, 2013.
  2. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб, 1908.
  3. Бирюков П. И. Малеванцы. История одной русской секты. М., 1907.
  4. Б-ский. К вопросу о тираспольских заживо замурованных раскольниках // Братское слово. 1898. Т. 1. № 2. С. 255-270;
  5. Вижевский М., свящ. О расколе в Тираспольском уезде Херсонской губ. и заживо похороненных здесь раскольниках // Братское слово. 1897. Т. II, № 7. С. 244-263;
  6. Казанский К. К. Мистицизм в исламе. Самарканд, 1906.
  7. Казанский К. К. Суфизм с точки зрения современной психопатологии. Самарканд, 1905;
  8. Каннабих Ю. В. История психиатрии. М., 1928
  9. Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Ч. 1. В. 1: Физические явления. Сергиев Посад, 1908.
  10. Лахтин М. Ю. Бесоодержимость в современной деревне. М., 1917.
  11. Лопатин Л. М. Личность и мировоззрение С.С. Корсакова // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи…
  12. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви.
  13. Менжулин В. Другой Сикорский. Неудобные страницы истории психиатрии. Киев, 2004.
  14. Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX-начала XX в. М., 2010.
  15. Ореханов Г. Л., прот. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников. М., ПСТГУ, 2010.
  16. Розанов В. В. Психология русского раскола // он же. Т. 1. Религия и культура. М., 1990. С. 47–81, здесь с. 51.
  17. Розанов. Апокалипсическая секта (хлысты и скопцы) // он же. Собрание сочинений. Возрождающийся Египет. М., 2002. С. 325–440
  18. Розанов В. В. Русские могилы // Розанов В.В. Полное собрание сочинений. Т. 3. В темных религиозных лучах. М., 1994. С. 192-252.
  19. Сикорский А. И. Психопатическая эпидемия 1892 г. в Киевской губернии. Киев, 1893.
  20. Сикорский И. А. Нравственное значение личности Вл. Соловьева. Киев, 1901
  21. Сикорский И. А. Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский и его пребывание в Киеве. Киев, 1893;
  22. Сикорский И. А. Эпидемические вольные смерти и смертоубийства в Терновских хуторах (близ Тирасполя). Психологическое исследование. Киев. 1897.
  23. Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1904.
  24. Сикорский И. А. Душа ребенка. СПб, 1901.
  25. Сикорский И. А. Основы теоретической и клинической психиатрии с кратким очерком судебной психологии. Киев, 1910.
  26. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания и обучения. Киев, 1909.
  27. Сироткина И. Классики и психиатры: Психиатрия в российской культуре конца XIX — начала XX века. М., 2008.
  28. Сироткина И. Рецензия на кн.: В.И. Менжулин. Другой Сикорский. Неудобные страницы истории психиатрии. Киев: Сфера, 2004 // Вопросы истории естествознания и техники, 2005, №1, С. 153-154.
  29. Стрельбицкий И. В разъяснение вопроса о секте тираспольских изуверов // Миссионерское обозрение. Январь, 1898. С. 92–98.
  30. Субботин Н. И. По вопросу о заживо похороненных раскольниках Тираспольского уезда // Братское слово. № 8. С. 387-392;
  31. Субботин. По поводу суждений казанского миссионерского съезда о заживо похороненных тираспольских раскольниках // Братское слово. № 9. С. 519-530;
  32. Субботин. К вопросу о тираспольских изуверах // Братское слово. № 10. С. 638-643;
  33. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.
  34. Эткинд А. Хлыст: секты, литература и революция. М., 2013.
  35. Э. Я. К какому раскольничьему толку принадлежат тираспольские, заживо замурованные изуверы // Миссионерское обозрение. Авг. 1897. С. 657–660.
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Статья написана в рамках проекта «Психология религии в России XIX — начала XXI века» (грант РФФИ № 16-03-00799).
Антонов К. М. Актуализация классики vs научная история философии (по поводу статьи диакона М. Е. Буланенко) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 74. С. 113-119. DOI: 10.15382/sturI201774.113-119
Данный материал является дискуссионным откликом на статью диак. М. Буланенко, опубликованную в данном номере.
Киреевский, философия, идеализм, автономия, вера, платонизм
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет. Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Антонов К. М., Колкунова К. А. Василий Васильевич Зеньковский: религиозное переживание как основа психологии религии и идеи религиозного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 107-120. DOI: 10.15382/sturIV201848.107-120
Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962), известный философ, богослов, педагог, рассматривается в данной статье как создатель одной из первых в России систем психологического анализа религии. Его идеи оказываются связаны с важнейшими достижениями психологии религии начала прошлого века, с работами Уильяма Джеймса и Теодора Флурнуа. В полемике с ними и складывается особая система взглядов В. Зеньковского, на которую оказали влияние и феноменология Э. Гуссерля и идеи В. Дильтея. В статье описывается роль, которую в ее формировании сыграла интеллектуальная культура русской эмиграции, в частности характерная для нее рефлексия событий в России, критическое отношение к теории и практике воинствующего атеизма. Рассматриваются основные методологические принципы психологии религии (биологический, феноменологический, социально-психологический), предложенные Зеньковским, его понимание структуры религиозной жизни и места чувства и интеллекта в этой структуре, его понимание детской религиозности и основных факторов и проблем религиозного воспитания. В заключение делаются выводы о значении психолого-религиозных идей Зеньковского, их месте в развитии отечественной психологии религии.
Зеньковский, психология детства, психология религии, религиозный опыт, религиозное чувство, религиозное воспитание, Флурнуа
  1. Вульф Д. М. Феноменологическая психология и религиозный опыт // Современная западная психология религии. Хрестоматия. М., 2017. С. 311–335.
  2. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. Париж, 1931.
  3. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. 1911. Кн. 1. С. 1–56.
  4. Дамте Д. С. Г. И. Челпанов и проблемы психологии религии. URL: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/37974287/
  5. Дети эмиграции / В. В. Зеньковский, ред. Прага, 1925.
  6. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта / С. В. Лурье, ред. М., 1910.
  7. Зеньковский В. В. Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1929.
  8. Зеньковский В. В. Delacroix. La religion et la foi и др. книги // Путь. 1926. № 2. С. 149–152.
  9. Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, январь. С. 24–42.
  10. Зеньковский В. В. О значении воображения в духовной жизни. (По поводу книги Б. П. Выше славцева «Этика преображенного эроса». Париж, 1931.) // Путь. 1932. № 32. С. 90–102.
  11. Зеньковский В. В. Психология детства. Лейпциг, 1924.
  12. Зеньковский В. В. На пороге зрелости. Париж, 1948.
  13. Зеньковский В. В. Памяти проф. Г. И. Челпанова // Путь. 1936. № 50. С. 53–56.
  14. Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996.
  15. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
  16. Зеньковский В. В. Религиозное движение среди русской молодежи за границей // Путь. 1925. № 1. С. 121–127.
  17. Зеньковский В. В. Факты и наблюдения (Психология современной молодежи) // Путь. 1926. № 2. С. 149–152.
  18. Летцев В. М. Изучение наследия В. В. Зеньковского в России и Украине: критический обзор источников. URL: http://lettsev.kiev.ua/personal/data/ru/Lettsev_Izuchenie_nasledia_Zenkovskogo.pdf
  19. Летцев В. М. Киевский период творчества В. В. Зеньковского. Реформа метафизических оснований психологии // Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. 2006. I: 16. С. 93–104.
  20. Лосский Н. О. История русской философии. М., 2007.
  21. Сербиненко В. В. Философско-психологический диалог: В. Зеньковский и З. Фрейд // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2013. Т. 16. № 2. С. 374–377.
  22. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии // Religo: Альманах Московского религиоведческого общества. М., 2008. Вып. 1. Т. 1. C. 203–222.
  23. Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. М.; Пг., 1923.
  24. Юнг К.-Г. Избранные труды по аналитической психологии. Т. 1–4. Цюрих, 1929–1939.
  25. Zenkovskiyj V. Die religiose Erfahrung // Dеr Russische Gedanke. 1930 № 2.
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-03-00799 «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века».
Антонов К. М. Философия религии и философская теология между верой и знанием: русский философский спиритуализм конца XIX в. (А. А. Козлов) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 79. С. 43-55. DOI: 10.15382/sturI201879.43-55
В статье анализируются проект философии религии и философской теологии, намеченный представителем такого влиятельного направления русской метафизической мысли кон. XIX в., как философский спиритуализм, — А. А. Козловым. Основное внимание уделяется проблеме отношений между верой и знанием, религией и разумом и роли философской рефлексии в их нормализации. Данный проект рассматривается в контексте русской религиозной мысли своего времени. Анализируется предложенное Козловым на основе идей Г. Тейхмюллера базовое различение «сознания Бога» и «знания о Боге». Рассматривается намеченное им понятие религии, его структура, его понимание отношения религии и рациональности, предложенное им понятие Церкви как института организации религиозного сознания, отношения Церкви и государства, Церкви и институтов знания. Философская теология Козлова рассматривается в контексте его критического анализа онтологического доказательства бытия Бога и формулы credo ut intelligam Ансельма Кентерберийского. В заключение указывается место спиритуалистических концепций религии и философских теологий в дискуссионном поле русской мысли, их особенности и значение.
спиритуализм, А. А. Козлов, религия, философия религии, философская теология, вера, знание, онтологическое доказательство бытия Божия, сознание Бога, знание о Боге
  1. Аскольдов С. А. Алексей Александрович Козлов. М., 1912; СПб., 19972.
  2. Астафьев П. Е. Вера и знание в единстве мировоззрения. М., 1893.
  3. Бердникова А. Ю. Неолейбницеанство в России: Историко-философский анализ: Дис. … канд. филос. наук. М., 2016.
  4. Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001.
  5. Козлов А. А. Беседы с петербургским Сократом. Беседа девятая // Свое слово. К., 1890. № 3. С. 57–86.
  6. Козлов А. А. Религия графа Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви. СПб., 1895.
  7. Козлов А. А. Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Ч. I // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 29. С. 445–460.
  8. Козлов А. А. Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия. Ч. II // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 30. С. 558–567.
  9. Лопатин Л. М. Курс психологии. М., 1903.
  10. Половинкин С. М. Иерархический персонализм Н. О. Лосского // Вестник ПСТГУ. 2004. № 3. С. 48–80.
  11. Соловьев А. П. Проблема соотношения веры и знания в русском религиозно-философском персонализме XIX века // Язык науки и язык религии: Тематический сборник. Уфа, 2006. С. 122–136.
  12. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I: Вопросы 1–64. М., 2006.
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Статья написана в рамках проекта «Философия религии и философская теология в русской религиозной мысли XIX – XX веков», поддержанного Благотворительным фондом св. Григория Богослова.