/
Результат поиска


Антоненко Е. Ю. "Немецкая обедня" Д. С. Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 126-150. DOI: 10.15382/sturV201623.126-150
Русская церковная музыка 1-й пол. XIX в. поставлена нами в общеевропейский контекст и соотнесена с важным на тот момент движением «цецилианства», что позволило выявить ее значение для европейского хорового исполнительства эпохи. В статье впервые публикуется перевод переписки будущего императора Николая I и Вильгельма Фридриха III, позволяющей установить датировку «Немецкой обедни» Д. С. Бортнянского — январьмарт 1824 г. Удалось установить, что «Немецкая обедня» была заказана Бортнянскому прусским монархом, питавшим особую любовь к русскому богослужебному пению, в ходе его работы по реформированию прусской Литургии. Скорректировав ошибочное суждение А. Шуберта, нам удалось показать, что известное в Германии сочинение «Ehre sei Gott in der Höhe» («Великое славословие») является частью «Немецкой обедни», подтвердив тем самым авторство Бортнянского, что позволило уточнить его влияние на развитие немецкой литургической музыки.
Бортнянский, Немецкая обедня, цецилианство, Николай I, Вильгельм Фридрих III, русская церковная музыка, немецкая литургическая музыка
1. Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. Т. II: История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.
3. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: загадочное произведение // Музыкальная академия. 2006. № 1. С. 180–189.
4. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: первая публикация произведения // Множественность научных концепций в музыкознании: Сборник статей, нотные публикации к 60-летию Е. М. Левашева: Мат-лы междунар. конференции «Келдышевские чтения — 2005». М.: Композитор, 2009. С. 135–144 (текст), 406–440 (ноты).
5. Плотникова Н. Ю. Обработки древних роспевов в творчестве Д. С. Бортнянского // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Мат-лы междунар. науч. конференции. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. С. 35–49.
6. Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Композитор, 2015. 392 с., [24] с. ил., нот.
7. Сапонов М. А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана. М.: Дека-ВС, 2004.
8. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. М.; Л., 1929. Переиздание: Directmedia, 2013. Т. 2. В. 6.
9. Brodbeck D. 1992 “A Winter of Discontent. Mendelssohn and the Berliner Domchor”, in Todd R. L. (ed.) Mendelssohn Studies, Cambridge MA, 1992, pp. 1–32.
10. Brusniak F. 1995 “Chor und Chormusik”, in Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Sachteil, Kassel, 1995, vol. 2, col. 766–823.
11. Frumkis T. 2000 “Bortnjanskij”, in Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Personenteil, Kassel, 2000, vol. 3, col. 455–460.
12. Gmeinwieser S. 2001 “Cecilian Movement”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 5, pp. 333–334.
13. Grove G., Musgrave M. 2001 “Neithardt”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 17, p. 746.
14. Holmes W. C. 2001 “A¡cappella”, in Sadie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 1, p. 46.
15. Leupold U. Die liturgischen Gesänge der evangelischen Kirche im Zeitalter der Aufklärung und der Romantik, Kassel, 1933.
16. Rettinghaus K. Studien zum geistlichen Werk Otto Nicolais, Berlin, 2014.
17. Schubert A. 2013 “Liturgie der Heiligen Allianz. Die liturgischen und politischen Hintergründe der Preußischen Kirchenagende von 1821/22”, in Zeitschrift für Theologie und Kirche, 2013, vol. 110, pp. 337–361.
18. Schubert A. 2015 “Dimitrij Bortnjanskijs Vertonung der Preußischen Kirchenagende von 1823/24”, in Jahrbuch für Liturgik und Hymnologie, 2015, vol. 54, pp. 35–41.
19. Young P. M., Smith J. G. 2001 “Chorus (i) [Choir]. The Baroque. From the mid-18th Century to the Later 19th”, in ie S. (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London, 2001, vol. 5, pp. 773–783.
Антоненко Екатерина Юрьевна
Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и музыка для православной Литургии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 49-66. DOI: 10.15382/sturV201728.49-66
В настоящей работе собраны и проанализированы документы эпохи, указывающие на создание венецианским композитором Б. Галуппи цикла песнопений для православной Литургии во время его пребывания в России (1765–1768). Наряду с песнопением «Слава и ныне. Единородный Сыне» Галуппи, опубликованным Д. С. Бортнянским в 1818 г., можно также предположить принадлежность перу Галуппи «Херувимской» и «Милости мира» из рукописи «Службы Божией Галуппиевой». Рассмотрев рукописные источники песнопения «Слава и ныне. Единородный Сыне» из архивов Москвы, Киева, Берлина и Вены, предшествующие его первому изданию, мы проследили «исправления» Бортнянского, оказавшиеся незначительными. На основании исторических свидетельств и архивных источников мы приходим к заключению, что Литургия Галуппи, по всей видимости, существовала, и скорее всего этот материал нам доступен — вполне возможно, что написанные им песнопения находятся в ряду отдельных песнопений Литургии, которыми часто открываются рукописи конца XVIII в.
Галуппи, Бортнянский, Литургия, русская духовная музыка, хоровая музыка
  1. Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2. С. 34–67.
  2. Гуревич В. А. Творчество Д. С. Бортнянского на страницах немецкой музыкальной прессы (1800–1840) // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы международной конференции. М.: Московская консерватория, 2003. С. 137–148.
  3. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.
  4. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): Каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  5. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: В 2 т. М., 1952–1953.
  6. Малинина Г. М. Венская находка: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Музыковедение. 2008. № 7. С. 21–27.
  7. Малинина Г. М. Неизвестный Бортнянский в Вене: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Австрийской национальной библиотеке // Наследие: Русская музыка — мировая культура. Вып. I. М., 2009. С. 37–46.
  8. Порфирьева А. Л. Галуппи // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь: XVIII век. Т. I. Кн. 1. СПб.: Композитор, 2000. С. 226–232.
  9. Рыжкова Н. А. Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского. СПб.: Российская национальная библиотека, 2001.
  10. Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Композитор, 2015.
  11. Сводный каталог Российских нотных изданий. Т. II. XIX век (первая четверть): 2 кн. СПб.: Российская национальная библиотека, 2005. 391, 212 с.
  12. Штелин Я. Известия о музыке в России // Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Пер. с нем. и вступ. ст. Б. И. Загурского. Л.: Тритон, 1935.
  13. Hohnbaum D. Noch etwas über russische Kirchenmusik // Allgemeine Musikalische Zeitung. 1806. Februar. № 21. Sp. 331–334.
  14. Iвченко Л. В. Справа № 907 // Музика. 2001. № 4–5. С. 28–30; № 6. С. 25–26.
  15. Kuzma M. Bortnyans’ky Dmytro Stepanovych // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. / S. Sadie, ed. L.: Macmillan, 2001. Vol. 4. P. 43–45.
  16. Monson D. E. Galuppi // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed.: in 29 vols. / S. Sadie, ed. L.: Macmillan, 2001. Vol. 9. P. 483–489.
  17. Ritzarev (Ritzareva) M., Porfirieva A. The Italian Diaspora in Eighteenth-Century Russia // The Eighteenth-Century Diaspora of Italian Music and Musicians / Ed. by R. Strohm. Turnhout: Brepols, 2001. P. 211–253 (Speculum Musicae, 8).
Антоненко Екатерина Юрьевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Никитская, 13;
Должность: преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства;
Электронный адрес: antonenko@mosconsv.ru.
Мусхелишвили Н. Л., Антоненко А. К. О структурном изоморфизме концепций ноэмы и образа-организатора // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 81. С. 89-101. DOI: 10.15382/sturI201981.89-101
В данной статье рассматривается соотношение между теорией интенциональности сознания Э. Гуссерля, в особенности ее ядром, понятием ноэмы, и концепцией образа-организатора (образа-ростка) Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдера, изложенной в статье «Значение текста как внутренний образ», в их назначении и структурных особенностях. Целью данного исследования является демонстрация изоморфизма обозначенных в названии работы концептов, что может послужить методологическим и идейным заделом для объединения феноменологической, психологической и семиотической методологий при анализе различных феноменов, включая состояния измененного сознания. Основными элементами методологии исследования являются анализ текстов Э. Гуссерля и Н. Л. Мусхелишвили, их интерпретация, структурное сравнение их смысловых аспектов и последующий синтез полученных результатов. Статья имеет форму поэтапной компаративистики данных концептов в рамках значения, смысла, объекта и интеллигибельности с последующим синтетическим выводом.По результатам данного исследования нами было обнаружено сходство ноэмы и образа-организатора (образа-ростка) по всем существенным структурным аспектам. Сходство как в отношении значения и смысла, так и внутренней структуры ноэмы и образа-организатора (образа-ростка) демонстрируется как на понятийном уровне, так и на нескольких примерах. Также показывается существенная схожесть в принципах созерцания обоих феноменов в актах сознания индивида. Единственным различием между ноэмой и образом- организатором оказывается лишь методологический аппарат, в которые сравниваемые теории встроены. Однако концептуальная база схожих теорий интенциональности сознания демонстрирует возможность объединения феноменологической и семиотико-психологической методологий, что было ранее обозначено Г. Г. Шпетом в его проекте положительной философии.
Гуссерль, феноменология, феноменологическая психология, ноэма, ноэматический смысл, образ-организатор, образ-росток, значение, сознание
  1. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. Духовный дневник. М., 2006.
  2. Гуссерль Э. Письмо к Г. Г. Шпету от 15.III.1914 // Логос. 1992. Вып. 3. C. 236–237.
  3. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. Вып. 3. С. 79–91.
  4. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Молитва: семиотика текста и психология деяния // Логос. 1999. Вып. 3. C. 379–402.
  5. Мусхелишвили Н. Л., Базлев М. М. О видениях в «Духовном Дневнике» Игнатия Лойолы // Религиоведение. 2018. Вып. 3. С. 128–139.
  6. Мусхелишвили Н. Л. Традиция lectio divina: когнитивно-психологическое прочтение // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 51. С. 99–120.
  7. Шпет Г. Г. Мудрость или разум? // Мысль и слово. 1917. Вып. 1. С. 1–69.
  8. Шпет Г. Г. Письмо к Э. Гуссерлю от 14.XII.1913 // Логос. 1997. Вып. 7. С. 123–128.
  9. Føllesdal D. Husserl’s Notion of Noema // Journal of Philosophy. 1969. Vol. 66. P. 680–687.
  10. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Hague, 1950.
Мусхелишвили Николай Львович
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: профессор Учебно-научного центра изучения религии;
ORCID: 0000-0002-6253-6244;
Электронный адрес: muskh.symbol@mail.ru.
Антоненко Андрей Кириллович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
ORCID: 0000-0001-9800-1252;
Электронный адрес: akantonenko1145@gmail.com.