/
Результат поиска


Аникеева Е. Н. О доказательствах существования Бога/Ишвары в индийской философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 4 (54). С. 49-63. DOI: 10.15382/sturI201454.49-63
В индийской культуре, как и в других политеистических религиях и философиях, имеется тенденция относительного теизма в отличие от христианского теизма как абсолютного, или монотеизма. Данные различия проецируются автором на противоположность политеистической и монотеистической религиозных парадигм. Понятию «личный Бог» в индийской философии наилучшим образом соответствует термин «Ишвара»; а учение о личном Боге, или индийский теизм, называется ишвара-вада. Доказательства существования Бога в индийской философской традиции по правилам логической аргументации (Ишваранумана) развернуты наиболее широко в традиционных индуистских даршанах няье и вайшешике (ньяе-вайшешике). Здесь доказываются как сущностные атрибуты Ишвары (Источник движения вселенной, разумности и целесообразности мира), так и его личностные свойства (благой Попечитель и Промыслитель живых существ). Вершиной Ишварануманы принято считать произведение «Ньяя-кусуманджали» найяика X в. Удаяны. После детального опровержения ниришвара-вадинов (индийских антитеистов) Удаяна выдвигает знаменитые восемь аргументов доказательства существования Бога: в силу 1) действующей причины (kārya), 2) первичного соединения атомов (āyojana), 3) опоры (dhŗti) и разрушения (samhāra) мира; от 4) слов (padāt) и 5) предложений (vacyāt); в силу 6) авторитета (pratyaya), 7) откровения (shruti), 8) числа, или числовой структуры вселенной (samkhya). 1-й, 2-й, 3-й и 8-й аргументы космологические, а 4-й, 5-й, 6-й и 7-й аргументы имеют этико-практический характер.
теизм, Ишвара, ишвара-вада, ниришвара-вада, ньяя, вайшешика, Ишваранумана
1. Bronkhorst J. 1996 “God’s Arrival in the Vaişeşika System” in: Journal of Indian Philosophy, 1996, vol. 24, pp. 281–294.
2. Bulcke C. The Theism of Nyaya-vaisesika, its Origin & Early Development, Delhi, 1968.
3. Carpenter J. E. Theism in Medieval India, New York, 1980.
4. Chemparathy G. 1968 “The Īśvara Doctrine of Praśastapāda” in: Vishveshvaranand Indological Journal, 1968, vol. 6, pp. 65–87.
5. Cultural Heritage of India, London, 1958.
6. Dasgupta S. N. History of Indian Philosophy, Delhi, 1975.
7. [Gaņgeša]Tattvacintāmaņi. Delhi, 1974r.
8. Jacobi H. Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern, Berlin, 1923.
9. Langbauer D. Indian Theism and Process Philosophy in: http://www.religion-online.org/showarticle.asp?title=2357.
10. Macdonell A. A. India’s Past: A Survey of her Literature, Religions, Languages, and Antiquities, London, 1956.
11. Macnicol N. Hindus Theism: from the Vedic to the Muhammadan Period, Bombay, 1955.
12. Thakur A. (ed.) Nyāyā Bhāşyavārttika of Bhāradvāja Uddyotakara, N. Delhi, 1997.
13. Sinha B. (ed.) Nyayakusumanjali: Hindus Rational Enquiry into the Existing of God — Interpretative Exposition of Udayanachacharya’s Auto Commentary with translations of Karikas, N. Delhi, 1999.
14. Jha V. N. (trans.) Nyayamanjari of Jayantabhatta. Ahnika I, Patna; Satguru, 1995.
15. Sharma S. Theistic and non-theistic Hindus Philosophiers in: http://www.oocities.org/lamberdar/aastika_nastika.html.
16. The Nyāyakusumaņjali of Udayanāchācharya / N. S. Dravid, trans., ed. N. Delhi, 1996. Vol. 1
17. Dravid N. S. (ed.) Udayana Ātmatattvaviveka, Shimla, 1955.
18.Woods J. H. (ed.) [Vāchaspatimiçra. Tattva-Vaiçāradī] The Yoga System of Pataņjali, or… Yoga-Sūtras of Pataņjali and the Comment, Called Yoga-Bhāshya,.. and the Expanation, called Tattva-Vaiçāradī, of Vāchaspatimiçra, Delhi, 1992r.
19. Visvesvari A. Udayana and his Philosophy, Delhi, 1985.
20. Jelty J. S. (ed.) [Udayana. Kiranāvalī] Prabhāşyam Prašastsapādabhāshyam with the Commentary Kiranāvalī of Udayanāchācharya, Baroda. 1971.
21. Raviraj G., Šastri D. (eds.) Vyomavatī, Benares, 1924–1931.
22. Аникеева Е. Н. Основы индийской религиозности: диалектика личного — безличного. М., 2010.
23. Аникеева Е. Н. Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ. М., 2013.
24. Ансельм Кентерберийский. Сочинения / И. В. Купреева, пер., послесл. и коммент. М., 1995.
25. Бхагавадгита / В. С. Семенцов, пер., исслед., примеч. М., 19992.
26. Канаева Н. А. Навья-ньяя // Индийская философия: Энциклопедия. М., 2009. С. 544–545.
27. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. М., 1978.
28. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья / В. К. Шохин, исслед., пер., коммент. М., 2001.
29. Прашастапада. «Собрание характеристик категорий» («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары / В. Г. Лысенко, предисл., пер., коммент. М., 2005.
30. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М., 1956–1957.
31. Упанишады: В 3 кн. / А. Я. Сыркин, пер., коммент., прил. М., 20002.
32. Шохин В. К. Теистическая доктрина Шридхары. Шридхара. Ньяякандали / В. К. Шохин, пер. // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2008. № 3. С. 72–83.
33. Шохин В. К. Удаяна // Индийская философия: Энциклопедия. М., 2009. С. 807–810.
34. Шохин В. К. Философский теизм Уддйотакары. Уддйотакара. Ньяя-вартика IV. 1. 19–21 / В. К. Шохин, пер. // Философия религии: Альманах. 2012–2013. М., 2013. С. 290–332.
Аникеева Елена Николаевна