/
Результат поиска


Анашкин А. В. Канонические «Ответы» патриарха Константинопольского Николая Грамматика (1084–1111): содержание, источники, история текста // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 2 (32). С. 87-113.
PDF
Во втором томе «Древнеславянской кормчей XIV титулов без толкований» есть текст на греческом языке (XV), который можно условно назвать, исходя из преамбулы самого текста, «Ответы Константинопольского патриарха Николая III Грамматика на вопросы афонских монахов». Этому памятнику византийской церковной мысли и посвящено данное исследование. Текст написан в жанре литературы, известном как вопросоответы. Этот жанр возник еще в античной литературной традиции и получил широкое распространение в Византии и странах христианского Востока. Греческий текст канонических ответов на вопросы афонских монахов состоит из 27 вопросоответов. Памятник имеет сложную рукописную традицию. К настоящему времени было подготовлено семь изданий различных редакций, тем не менее текст памятника изучен мало. Данное исследование предполагает описать «канонические ответы» с учетом изданий, подготовить русский перевод памятника, сделать анализ канонического содержания и попытаться определить первоисточники, которые использовал патриарх. Главной же целью работы является восстановление рукописной традиции греческого оригинала с параллельным славянским изводом. Значимость настоящего исследования определяется отсутствием обзорных статей или работ, посвященных рукописной традиции и каноническому содержанию памятника.
византийская литература, вопросоответы, канонические памятники, патриарх Константинопольский Николай III Грамматик

Анашкин Антон Владимирович
Анашкин А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 1 (36). С. 102-106. — Рец. на кн.: Horrocks G. С. Greek: A History of the Language and its Speakers. Chichester: Wiley-Blackwell, 2010 (2-nd ed.)
PDF
Анашкин Антон Владимирович
Анашкин А. В. Проблемы жанра вопросоответной литературы в контексте церковно¬канонической письменности поздневизантийского периода // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 4 (39). С. 7-15. DOI: 10.15382/sturIII201439.7-15
Статья посвящена малоизученному вопросу в византийском литературоведении. Предметом научного рассмотрения являются памятники канонической вопросоответной литературы поздневизантийского периода (XI–XV вв.). Основная проблематика исследования — жанр данных памятников церковно-канонической мысли. Главной целью работы является попытка определить жанр этих памятников на основе историкофилологического анализа текстов. Существующие исследования византийской литературы, известной как «вопросоответы», часто ставят своих исследователей перед проблемой жанровой специфики этих памятников, которая выражается в постановке следующего вопроса: жанром или формой являются «вопросоответы»? В силу неоднородности этого корпуса текстов по своему типу и содержанию найти од-нозначное и единственно верное решение этой дилеммы оказывается очень сложным. Настоящее исследование предполагает последовательно описать историю и причины появления вопросоответной (по преимуществу — церковно-канонической) литературы в рамках античной литературной традиции эротапокризов. Сведения, полученные в ходе исследования, позволили автору сделать вывод, что каноническая вопросоответная литература представляет собой жанр деловой церковной переписки. Значимость исследования определяется отсутствием обзорных статей или работ, посвященных изучению жанра церковно-канонических вопросоответов поздневизантийского периода
вопросоответы, эротапокризы, эпистолярный жанр, византийская литература, канонические памятники, каноническое право
1. Алмазов А. И. Канонические ответы Иоасафа, митрополита Эфесского (малоизвестный памятник права Греческой церкви XV века). Одесса, 1903.
2. Алмазов А. И. Неизданные канонические ответы Константинопольского патриарха Луки Хризоверга и митрополита Родосского Нила. Одесса, 1903.
3. Анашкин А. В. Канонические «Ответы» патриарха Константинопольского Николая III Грамматика (1084–1111): содержание, источники, история текста // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 2 (32). С. 87–113.
4. Анашкин А. В. Особенности перевода на русский язык «Канонических ответов» патриарха Константинопольского Николая III Грамматика (1084–1111) // Тезисы и материалы Второй международной конференции по классической, византийской и новогреческой филологии памяти И. И. Ковалевой. МГУ им. М. В. Ломоносова (15–17 апреля 2013 г.). М., 2013. С. 4–6.
5. Бондач А. Г. Евстафий Ромей // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 320–324.
6. Головнина Н. Г. Целостность замысла «Вопросоответов» Иоанна III Милостивого: необходимость или случайность // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 4 (22). C. 22–31.
7. Желтов Михаил, диак., Бернацкий М. М. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 23–53.
8. Марру А.-И. История воспитания в античности. М., 1998.
9. Милтенова А. Erotapokriseis. Съчиненията от кратки въпроси и отговори в старобългарската литература. София, 2004.
10. Павлов А. С. Канонические ответы Никиты, митрополита Ираклийского (XI–XII века) в их первоначальном виде и в позднейшей переработке Матфея Властаря (XIV в.) // Византийский временник. Т. 2. СПб., 1895. С. 160–176.
11. Павлов А. С. Канонические ответы Никиты, митрополита Солунского (XII века?) // Византийский временник. Т. 2. СПб., 1895. С. 381–387.
12. Anashkin A. 2011 “The Canonical Replies of the Patriarch of Constantinople Nicholas III Grammatikos (1084–1111): Content, Sources, History of the Text”, in Proceedings of the 22nd International Congress of Byzantine Studies (Sofia, 22–27 August 2011), Sofia, 2011, vol. 2: Abstracts of Round Table Communications, p. 74.
13. Blair A. 1999 “The Problemata as a Natural Philosophical Genre”, in Grafton A., Sirasi N. (eds.) Natural Particulars: Nature and Disciplines in Renaissance Europe, Cambridge, 1999, pp. 171–204.
14. Burgmann L. 2005 “Zur diplomatischen Terminologie in der Peira“, in Hoffman L. M., Monchizadeh A. (eds.) Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur, Wiesbaden, 2005, pp. 457–467.
15. Ermilov P. 2013 “Towards a Classification of Sources in Byzantine Question-and-Answer Literature”, Rigo A., Ermilov P., Trizio M. (eds.) Theologica Minora. The Minor Genres of Byzantine Theological Literature, Turnhout, 2013, pp. 110–125.
16. Freehof S. B. The Responsa Literature, Philadelphia, 1995.
17. Jacob C. 2004 “Questions sur les questions: Archéology d’une pratique intellectuelle et d’une forme discursive”, in Annelie V., Zamagni C. (eds.) Erotapokriseis: Early Christian Question-and-Answer Literature in Context (Proceedings of the Utrecht Colloquium, 13–14 October 2003), Louvain, 2004, pp. 25–54.
18. Molenberg C. 1984 “An Eighth Century Manual Išo‛Bar Nun’s Questions and Answers on the Whole Text of Scripture as a Representative of a Genre”, in IV Symposium syriacum. Literary Genres in Syriac Literature (10–12 sept.), Groningen, Oosterhesselen, 1984, vol. 48, pp. 45–55.
19. Papadoyannakis Y. 2006 “Insruction by Question and Answer: The Case of Late Antique and Byzantine Erotapokriseis”, in Johnson S. F. (ed.) Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism, Didactism, Classicism, Hampshire, 2006, pp. 91–105.
20. Schrader H. Porphyrii Quaestionum Homericarum ad Iliadem pertinentium reliquias, Leipzig, 1880.
21. The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991.
Анашкин Антон Владимирович
Анашкин Д. П. Русская Православная Церковь за границей и война во Вьетнаме (по материалам зарубежной церковной печати) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 88-100. DOI: 10.15382/sturII201564.88-100
Вскоре после окончания Второй мировой войны возникли две противоборствующие системы, одним из следствий чего стали локальные войны в различных частях мира. Крупнейшей из них была война во Вьетнаме. Для Русской Зарубежной Церкви, являющейся Церковью консервативной части русской эмиграции, вьетнамская война была войной с «мировым злом» — коммунизмом. В этой войне русской зарубежной церковной печатью Америка представлялась защитницей не только своих интересов, но и защитницей всего «свободного мира» от порабощения богоборцами, захватившими в свое время их родину — Россию. Церковная пресса с восторгом писала о «героизме» американских военных, особенно выделяя подвиги русских, сражающихся в рядах американской армии. В то же время с беспокойством отмечались проблемы американского контингента во Вьетнаме, в частности широкое распространение наркотиков. Неприятие и осуждение Русской Зарубежной Церкви вызывали всякие протесты против вооруженного присутствия во Вьетнаме и развитие антивоенного движения, которые воспринимались как «капитуляция Свободного мира перед злом». Негативно воспринимались и переговоры о достижении мира в Индокитае. В то же время столь жесткий антикоммунизм имел и свои негативные стороны, лишая возможности объективного анализа процессов и событий. На сегодняшний день не существует работ ни отечественных, ни зарубежных историков, специально посвященных отношению РПЦЗ к вьетнамской войне. Данная статья представляет собой первый опыт анализа этой проблемы.
Русская Зарубежная Церковь, война во Вьетнаме, антикоммунизм, холодная война, церковный консерватизм.
1. Минеев А. Наши на Вьетнамской войне // Эхо планеты. М., 1991. № 5.
2. Дэвидсон Филипп Б. Война во Вьетнаме (1946–1975). М.: Изографус, 2002.
3. Законодательство Русской Православной Церкви за границей. М., 2013.
Анашкин Дмитрий Павлович
Анашкин Д. П. К вопросу о выделении сирийских приходов в Северной Америке в самостоятельную епархию в 1904–1923 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 72-81. DOI: 10.15382/sturII201987.72-81
В статье рассмотрен процесс выделения сирийских приходов из состава Северо-Американской епархии Русской Православной Церкви как пример выделения национальных приходов в самостоятельную епархию и перехода их в юрисдикцию другой поместной Церкви, в данном случае Антиохийского Патриархата. Важно отметить, что процесс перехода приходов из одной юрисдикции в другую проходил в духе братской любви и понимания, а не сопровождался скандалами и взаимными обвинениями. Патриарх Антиохийский не стал образовывать свои приходы в США и Канаде явочным порядком, а обратился с посланиями к Патриарху Тихону и к Собору Русской Православной Церкви Заграницей, которые пошли навстречу нуждам Антиохийской Церкви. Осложнена церковная жизнь сирийских приходов была исключительно неурядицами среди сирийских епископов. Часть приходов пожелала перейти в юрисдикцию Антиохийского Патриархата, часть во главе с епископом Бруклинским Евфимием (Офейшем) осталась в Русской Церкви. Вскоре епископ Евфимий вступил в брак и был лишен сана, а епископ Софроний (Бишара) ушел в раскол. Вопросом сирийских приходов в Северной Америке Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей занимался в 1923 г., когда было вынесено решение, что они должны быть разделены между русскими и сиро-арабскими епископами. Спустя 13 лет, в 1936 г., Архиерейский Собор был вынужден вернуться к вопросу о взаимоотношениях с сирийскими приходами в США и Канаде. Собор принял решение не препятствовать переходу сирийских приходов в ведение Антиохийской Церкви. К статье прилагается также специально посвященный сиро-арабам в Америке доклад митрополита Антония (Храповицкого) Архиерейскому Собору РПЦЗ, проходившему в Сремских Карловцах в 1923 г. В нем митрополит поддерживал идею передачи сирийских приходов из юрисдикции Русской Церкви в подчинение Антиохийской Патриархии, обосновывая это как особенностями церковной жизни в Северной Америке, так и стремлением финансово помочь древней Антиохийской Церкви. Важно, что митрополит Антоний считал возможным отступить от буквального понимания канонов, если этого требовала реальная церковная польза.
cирийская диаспора в Америке, Антиохийский Патриархат, Патриарх Тихон, митрополит Антоний (Храповицкий), православие в Америке, Национальные епархии в США и Канаде, Синод РПЦЗ, Каноническое право
  1. Бочков П., свящ. История «Американской Православной Католической Церкви». От миссии к расколу и регрессу // Труды Перервинской Православной духовной семинарии. 2015. № 12. С. 42–44.
  2. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011.
Анашкин Дмитрий Павлович
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: науч. сотрудник Отдела новейшей истории;