/
Результат поиска


Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. Человек в глубинах смыслов (три конспекта лекций С. Л. Франка) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 107-133. DOI: 10.15382/sturI201769.107-133
Публикация представляет три конспекта докладов С. Л. Франка 1920– 1930-х гг. — «Смысл жизни», «Смысл любви», «Смысл страдания», — проливая дополнительный свет на деятельность Франка-лектора в обществах и организациях эмигрантской Европы. Все три конспекта в целом посвящены этической проблематике, из чего можно предположить, что они предназначались для студенческой аудитории. Темы докладов являются центральными для творчества зрелого Франка, его главных сочинений, и конспекты отражают процесс формирования ряда идей, в законченном виде вошедших в «Смысл жизни», «Непостижимое», «С нами Бог» и другие работы. Однако можно найти в них и оригинальные сюжеты: так, в конспекте «Смысл любви» содержится сравнительный анализ и критика двух концепций любви — платоновской и фрейдовской; «Смысл страдания» решает заявленную тему через типологизацию различных национально-культурных подходов к восприятию и осмыслению страдания, а также через различение двух подходов уже в рамках типично русского отношения к страданию, которые Франк называет «путем Достоевского» и «путем Пушкина». Кроме того, поскольку публикуемые тексты содержат отсылки к литературе, они отражают увлечения и интересы Франка-читателя в данный период его жизни, демонстрируя важность для Франка такого источника вдохновения, как русская и немецкая литература: Тютчев, Боратынский, Пушкин, Достоевский, Рильке. В этих текстах раскрыт взгляд Франка на тему, принципиальную для его творчества, — Россия и Европа. Доклад «Смысл страдания» добавляет, кроме того, важные штрихи к роли М. Шелера как интеллектуального единомышленника Франка.
смысл жизни, любовь, страдание, русская религиозная философия, С. Л. Франк, М. Шелер
Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877–1950. М., 2001.
Зак Л. В. Семен Людвигович Франк — мой брат // Сборник памяти Семёна Людвиговича Франка / прот. В. Зеньковский, ред. Мюнхен, 1954.
Переписка С. Л. Франка с В. Б. Ельяшевичем и Ф. О. Ельяшевич / Г. Аляев, Т. Резвых, публ., коммент. // Исследования по истории русской мысли [12]: Ежегодник за 2015 год. М., 2016. С. 125.
Резвых Т. Н. «Моя судьба меня не беспокоит…»: С. Л. Франк в оккупированной Франции // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С. Л. Франка: Сб. науч. ст. / К. М. Антонов, сост. М., 2015. С. 195–240.
Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Нью-Йорк, 1988.
Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Франк С. Л. Макс Шелер (Некролог) // Путь. 1928. № 13.
Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., 1990.
Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь. 1930. № 25. С. 40–50.
Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918–1941 / K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum, Hrsg. B., 1999.
Аляев Геннадий Евгеньевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Полтавский национальный технический университет им. Юрия Кондратюка Украина 36011 г. Полтава, Первомайский проспект, 24;
Электронный адрес: email: gealyaev@mail.ru.
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: препод. кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Факультета дополнительного образования ПСТГУ 109651 г. Москва, ул. Иловайская, д.9 к.2;
Электронный адрес: email: hamster-70@mail.ru.
Статья выполнена в рамках гранта Фонда развития ПСТГУ «Генеалогия идей богословского персонализма (на материале русской религиозной мысли XIX — начала XX века), договор No04-1215/КИП
Резвых Т. Н., Аляев Г. Е. С. Л. Франк о религиозном смысле и нравственной основе демократии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 82. С. 111-127. DOI: 10.15382/sturI201982.111-127
Публикуется архивный текст С. Л. Франка, в котором демократия рассматривается с точки зрения ее онтологического смысла. В предисловии к публикации идеи текста анализируются в контексте эволюции взглядов Франка на демократию — от Первой русской революции до 1930-х гг. Публикуемый текст отражает этап, когда философ под воздействием событий 1917 г. приходит к идее двух сторон в демократии — созидательной и разрушительной — и настаивает на необходимости ее религиозно-нравственного обоснования. Текстологический анализ позволяет датировать публикуемый текст маем 1917-го г. и связать его с рядом статей Франка в еженедельнике «Русская свобода», а также с его публичной лекцией «Нравственные основы демократии» 6 мая 1917 г. Архивный текст, однако, отличается от опубликованных статей более выраженным теоретическим содержанием, стремлением выявить онтологические основания происходящих событий и уйти от текущей политики. В нем также гораздо рельефнее выразился религиозный характер общественного идеала русского философа. Идею религиозно обоснованного служения как фундамента общественного строительства Франк подробно развивает в своей социальной философии уже в 20-е гг., но впервые она появляется в статье «Демократия на распутье» и в публикуемом тексте «Нравственные основы демократии». Обоснование религиозного смысла демократии сочетается у Франка с утверждением безусловности принципа свободы совести и предупреждением о теократической опасности. Концепция демократии Франка сравнивается с идеями Вл. Соловьёва, С. Булгакова и П. Струве, а также с образом демократии для «новой Европы» Томаша Масарика, о встрече с которым Франк пишет в своих воспоминаниях. Отмечено характерное для Франка использование художественных образов и поэтических метафор. В целом публикуемый текст позволяет дополнить представление об эволюции социально-философских идей С. Л. Франка и о разнообразии российских теорий демократии, а также актуализировать религиозно-нравственное понимание демократии, недостаток которого остро ощущается в современном мире.
С. Л. Франк, демократия, свобода, право, служение, революция, нравственность, религиозный общественный идеал, социализм, идея государства
  1. Аксаков И. С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.
  2. Булгаков С. Н. О даре свободы // Русская свобода. 1917. № 2. С. 12–15.
  3. Булгаков С. Н. Человечность против человекобожия. Историческое оправдание англо-русского сближения // Русская мысль. 1917. № 5–6. С. 1–32.
  4. Ибсен Г. Враг народа. Пьеса // Собр. соч.: в 4 т. М., 1957. Т. 3. С. 530–632.
  5. Иванов Вяч. Старая или новая вера? // Собр. соч. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 311–320.
  6. Колеров М. А. От марксизма к идеализму и церкви (1897–1927): Исследования. Материалы. Указатели. М., 2017.
  7. Масарик Т. Россия и Европа. СПб., 2000.
  8. Масарик Т. Г. Мировая революция. Воспоминания / Пер. Н. Ф. Мельниковой-Папоушек. Т. 1. Прага, 1926.
  9. Письма С. Л. Франка к А. П. Татариновой / Публ. А. А. Гапоненкова // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 2000 год. СПб., 2004. С. 368–382.
  10. Платон. Горгий // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 477–574.
  11. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917: в 3 т. / О. Т. Ермишин, О. А. Коростелев, Л. В. Хачатурян и др. сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М., 2009. Т. 3.
  12. Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика // Соч.: в 2 т. Т. 1: Философская публицистика. М., 1989. С. 59–173.
  13. Соловьев В. С. Право и нравственность // Собр. соч. 2-е изд. СПб., 1914. Т. 8. С. 519–658.
  14. Струве П. Б. В чем революция и контрреволюция? Несколько замечаний по поводу статьи И. О. Левина // Русская мысль. 1917. № 11–12. С. 57–61.
  15. Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков. М., 2012.
  16. Франк С. Л. Воспоминания о П. Б. Струве // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 394–582.
  17. Франк С. Л. Демократия на распутье // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма,воспоминания. М., 2001. С. 200–206.
  18. Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж,1930.
  19. Франк С. Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990. С. 111–180.
  20. Франк С. Л. Молодая демократия // Свобода и культура. 1906. № 2 (10 апр.). С. 67–82.
  21. Франк С. Л. Нравственный водораздел в русской революции // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 207–214.
  22. Франк С. Л. Пред историческими днями // Дума. 1906. 27 апр. (10 мая). № 1. С. 2.
  23. Франк С. Л. Религиозные основы общественности // Путь. 1925. № 1 (сент.). С. 9–30.
  24. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма // Франк С. Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 137–165.
  25. Masarik T. G. Das neue Europa. Berlin, 1922.
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651 г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, корп. 2;
Должность: доцент кафедры новых технологий в гуманитарном обрзовании;
ORCID: 0000-0003-4429-5405;
Электронный адрес: hamster-70@mail.ru.
Аляев Геннадий Евгеньевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка; Украина, 36011, г. Полтава, Первомайский проспект, 24;
Должность: зав. кафедрой философии и социально-политических дисциплин;
ORCID: 0000-0001-6713-2014;
Электронный адрес: gealyaev@gmail.com.
Работа выполнена по гранту Фонда развития ПСТГУ № 01-0718/н «С. Л.Франк между неокантианством и абсолютным реализмом: политика, культура, философия, религия».