/
Результат поиска


Аль-Фарадж Е. А. Жизнь в миру и одиночество в письмах Антуана Арно // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 101-114. DOI: 10.15382/sturI201452.101-114
В данной статье речь идет о восприятии одиночества в духовной литературе XVII в. на примере переписки видного французского теолога Антуана Арно, близкого к монастырю Пор-Рояль. Согласно его воззрениям, мир представляется отравленным, находясь в нем, человек подвержен слишком многим искушениям. Подлинно благочестивая жизнь подразумевает уход из мира, который означает не монашество, но отказ следовать законам мира, находящегося во власти у вожделения с тех пор, как человеческая природа испорчена первородным грехом. С этой точки зрения Арно говорит не только об отъединении от мира, но и от своей собственной природы и ее порочных склонностей. Осуждая мир с его соблазнами, Арно рассматривает его как поле борьбы за истину, а свою миссию видит в том, чтобы защищать ее от поругания. Несмотря на то что жизнь в удалении от мира представляется ему более достойной, он проводит аналогии между жизнью монахини в монастыре и жизнью добродетельной замужней женщины, что указывает на то, что он не исключал возможности спасения и для тех, кто вел добродетельную жизнь в миру. Его позиция по данному вопросу в 60-е гг. смягчилась, так что в одном из писем Арно выступил с апологией существующего социального порядка и потребления предметов роскоши, являющегося его приметой, видя в том проявление воли Божией. Подобная неоднородность взглядов Арно объясняется природой рассматриваемого источника, писем, в которых он находится в процессе становления, так что каждое письмо лишь фиксирует моменты этого движения.
Пор-Рояль, теология, раннее Новое время, отшельничество, религиозная антропология, Контрреформация, переписка, посттридентский католицизм, повседневное благочестие
1. Adam A. Histoire de la littérature française au XVIIe siècle, Paris, 1997.
2. Arnauld A. Œuvres de Messire Antoine Arnauld, Paris; Lausanne, 1775, vol. 1.
3. Cognet L. 1965 “Le mépris du monde à Port-Royal et dans le jansénisme” in: Revue d’ascétique et de mystique, 1965, vol. 41, pp. 387–402.
4. Lesaulnier J., McKena A. (eds.) Dictionnaire de Port-Royal. Paris, 2004.
5. Bluche F. (ed.) Dictionnaire du Grand Siècle, Paris, 1990.
6. Furetière A. (ed.) La Haye Dictionnaire universel, Rotterdam, 1690.
7. Donetzkoff D. 2002 “Sacerdoce et solitude selon Saint-Cyran” in: Chroniques de Port-Royal, 2002, vol. 51, pp. 85–119.
8. François de Sales. Œuvres, Paris, 1969.
9. Fumaroli M. L'âge de l'éloquence. Rhétorique et res litteraria de la Renaissance au seuil de l'époque moderne, Paris, 1994.
10. Levy A. French Moralists: the Theory of the Passions 1585 to 1649, Oxford, 1964.
11. Martin H.-J. Livre, pouvoirs et société à Paris au XVIIe siècle, Genève, 1999.
12. Nicole P. Essais de morale. Paris, 1999.
13. Orcibal J. La spiritualité de Saint-Cyran avec ses écrits de piété inédits, Paris, 1962.
14. Pillorget R., Pillorget S. France baroque. France classique, Paris, 1995.
15. Delaveau M., Sordet Y. (eds.) Un succès de librairie européen l’Imitatio Christi (1470–1850), Paris, 2012.
Аль-Фарадж Елизавета Абдуллаевна