/
Результат поиска


Алфеев Г. В. (Митрополит Волоколамский Иларион). К вопросу о демифологизации новозаветной науки // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 9-19. DOI: 10.15382/sturI201664.9-19
На протяжении веков ни одна историческая личность не привлекала к себе такого внимания, ни одна не вызывала столько ожесточенных споров и противоречивых мнений о себе, как личность Иисуса Христа. Эти споры начались еще при Его жизни, и они ярко отражены на страницах Евангелий и других книг Нового Завета. В настоящее время перед ученым сообществом стоит насущная задача демифологизации новозаветной науки, т. к. в течение более двухсот лет новозаветная наука развивалась под воздействием мифов, создаваемых учеными. Тот или иной миф сначала возникал в уме исследователя или группы исследователей, затем другие ученые его подхватывали, начинали анализировать, дополнять, развивать, оспаривать. В результате сюжетом научного поиска становился миф, а не сам евангельский текст, который использовался лишь в качестве подспорья для доказательства правоты создателей мифа. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее направление новозаветных исследований. Автор обозначает некоторые основные мифы новозаветной науки, освобождение от которых откроет перспективы дальнейшего развития библеистики.
Иисус Христос, Новый Завет, Евангелие, евангелисты, христианство, Марк, Лука, Матфей, Иоанн, апостолы, мифы, догмы, иудеи, община, библеистика.
1. Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2013.
2. Bauckham R. 1998 “For Whom Were the Gospels Written?”, in Bauckham R. (ed.) The Gospels for All Christians. Rethinking the Gospel Audiences, Grand Rapids, 1998. P. 9–48.
3. Blackburn B. Theios Anēr and the Marcan Miracle Tradition, Tübingen, 1991.
4. Bultmann R. The History of the Synoptic Tradition, Oxford, 1963.
5. Carruth S., Garsky A. Documenta Q. Reconstructions of Q Through Two Centuries of Gospel Research Excerpted, Sorted and Evaluated. Q 11: 2b-4, Leuven, 1996.
6. Carter W. Matthew. Storyteller, Interpreter, Evangelist, Peabody (Massachusetts), 2004.
7. Childs H. The Myth of the Historical Jesus and the Evolution of Consciousness, Atlanta (Georgia), 1988.
8. Conzelmann H. The Theology of St Luke, New York, 1961.
9. Deutsch C. Hidden Wisdom and the Easy Yoke, Sheffield, 1987.
10. Dibelius M. From Tradition to Gospel, New York, 1935.
11. Edwards J. R. The Hebrew Gospel and the Development of the Synoptic Tradition, Grand Rapids, 2009.
12. Ehrman B. D. How Jesus Became God. The Exaltation of a Jewish Preacher from Galilee, New York, 2014.
13. Farrer A. M. A Study in St. Mark, Westminster, 1951.
14. Farrer A. M. 1955 “On Dispensing with Q”, in Nineham D. E. (ed.) Studies in the Gospels: Essays in Memory of R. H. Lightfoot, Oxford, 1955, pp. 55–88.
15. Farrer A. M. St. Matthew and St. Mark. Westminster, 1954.
16. Goulder M. D. Luke: A New Paradigm, Sheffield, 1989, vol. 1–2.
17. Hahn F. The Titles of Jesus in Christology, London, 1969.
18. Keener C. H. The Historical Jesus of the Gospels, Grand Rapids, 2009
19. Kloppenborg J. S. Q, the Earliest Gospel. An Introduction to the Original Stories and Sayings by Jesus, Louisville, 2008.
20. Leisegang H. 1950 “Der Gottmensch als Archetypus“, in Eranos Jahrbuch, 1950, vol. 18, pp. 9–45.
21. Linnemann E. Biblical Criticism on Trial: How Scientific is “Scientific Theology”?, Grand Rapids, 1998.
22. Luz U. Studies in Matthew, Grand Rapids, 2005.
23. Mack B. L. The Lost Gospel. The Book of Q and Christian Origins, New York, 1993.
24. Manson W. Jesus the Messiah, London, 1943.
25. Meier J. P. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus, New York, 1994, vol. 2.
26. Meier J. P. Matthew, Collegeville (Minnesota), 1990.
27. Meier J. P. The Vision of Matthew: Christ, Church, and Morality in the First Gospel, Eugene (Oregon), 2004.
28. Nolland J. The Gospel of Matthew. A Commentary on the Greek Text, Grand Rapids, 2005.
29. Petersen D. N. The Origins of Mark. The Markan Community in Current Debate, Leiden, 2000.
30. Reicke B. Synoptic Prophecies on the Destruction of Jerusalem, Leiden, 1972.
31. Richardson A. The Miracle Stories in the Gospels, London, 1941.
32. Stanton G. N. A Gospel for a New People. Studies in Matthew, Edinburgh, 1992.
33. Stendahl K. The School of Matthew and Its Use of the Old Testament, Uppsala, 1954.
34. Taylor V. The Formation of the Gospel Tradition, London, 1935.
35. Thompson M. 1998 “The Holy Internet”, in Bauckham R. (ed.) The Gospels for All Christians. Rethinking the Gospel Audiences, Grand Rapids, 1998, pp. 49–70.
36. Thompson W. G. Matthew’s Advice to a Divided Community. Mt. 17:22–18:35, Rome, 1970.
37. Tuckett Ch. M. Q and the History of Early Christianity. Studies on Q, London; New York, 1996.
38. Turner D. L. Matthew, Grand Rapids, 2008.
39. Viviano B. T. What Are They Saying about Q?, New York, 2013.
40. Weinreich O. 1926 “Antikes Gottmenschentum“, in Neues Jahrbuch für Wissenschaft und Jugendbildung, 1926, vol. 2, pp. 633–651.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Г. В.)