/
Результат поиска


Алехина Е. В. Профилактика родительского экстремизма в образовательных отношениях между инклюзивной школой и родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 20-26. DOI: 10.15382/sturIV201744.20-26
Статья посвящена проблеме родительского экстремизма в инклюзивной школе. Родительский экстремизм — это крайняя форма реализации родительских функций, являющаяся следствием социальных и психологических факторов.В статье рассмотрены причины родительского экстремизма в образовательных отношениях: гиперпротекция, собственная несостоятельность, «комплекс отличника», потребность занять определенную социальную нишу, нереализованные социокультурные притязания, неприятие собственного ребенка, страх за дальнейшую судьбу своего ребенка, переход на систему оказания образовательных услуг, развитие инклюзивного образования. Наиболее распространенные случаи родительского экстремизма можно разделить на следующие типы: вмешательствов образовательный процесс, противоправные действия, оказание давления на преподавателей и администрацию. Родительский экстремизм не имеет ярко выраженных гендерных особенностей. Работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет предупредить случаи родительского экстремизма, направить деятельность родителей в полезное для школы русло, увеличивает вероятность совпадения ожиданий школы и семьи, позволяет родителям лучше понять цели и задачи школьного образования.
родительский экстремизм, родители ребенка с ОВЗ, виды родительского экстремизма, инклюзивная школа
Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/73256/.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
Конт-Спонвиль А. Философский словарь. М., 2012.
Алехина Екатерина Валентиновна
Алехина Е. В. Социально-педагогическая адвокация в контексте защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 65-72. DOI: 10.15382/sturIV201851.65-72
Современная социально-правовая действительность в России включает в себя процессы формирования правовой культуры общества и усиление правовой и социальной защищенности отдельных категорий граждан, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей одна из наиболее уязвимых, требующих дополнительных мер по защите их прав и законных интересов. В связи с рассогласованием терминологии в законодательстве, защита прав детей с ОВЗ традиционными способами становится затруднительной. В таком случае защита прав и интересов детей с ОВЗ может осуществляться с помощью технологий социально-педагогической адвокации. Адвокация по правам человека — технология, активно используемая общественными и правозащитными организациями. Социальнопедагогический характер адвокация приобретает в ситуации, когда защита прав и законных интересов выходит за рамки традиционного понимания, становясь частью социального воспитания. Потенциал ее может быть использован и в социальной педагогике. Теоретическое изучение и обоснование ее взаимосвязи с социально-педагогической деятельностью является актуальным. В связи с активизацией родительского сообщества, повышением спроса на адвокационные услуги социально-педагогической практикой востребованы научно обоснованные рекомендации по проведению социально-педагогической адвокации. Автором были проанализированы методические пособия по различным видам адвокации, нормативно-правовая база международного, федерального и регионального (на примере Воронежской области) уровней, а также литература по социально-педагогической деятельности. Автор выявляет особенности социально-педагогической адвокации. Результаты данного исследования будут способствовать повышению качества социально-педагогической деятельности и, в конечном итоге, улучшению качества жизни детей с ОВЗ.
социально-педагогическая деятельность, социальная защита, социально-педагогическая адвокация, защита прав, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, правозащитная деятельность
  1. Закон Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/819075666
  2. Конвенция о правах инвалидов. URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability
  3. Пособие по адвокации: Власть и участие народа. URL: http://mognovse.ru/viw-advokaciyavlaste-i-uchastie-naroda.html
  4. Практический гид по развитию навыков действия для осуществления общественных перемен. URL: http://docplayer.ru/26941723-Uchebnik-po-advokasi-prakticheskiy-gid-porazvitiyu-navykov-deystviya-dlya-osushchestvleniya-obshchestvennyh-peremen.html
  5. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
  8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167365/
Алехина Екатерина Валентиновна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
Должность: доцент кафедры общей и социальной педагогики;
ORCID: 0000-0001-8609-3962;
Электронный адрес: ev_alekhina@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00545.