/
Результат поиска


Александрова К. А. «Другому как понять тебя?» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 209-216.
PDF
Статья представляет собой возражение на публикацию Е. Павленко «Имяславие и византийская теория образа», появившуюся в 8 выпуске «Богословского сборника» и содержащую, по мнению автора настоящей работы, целый ряд некорректных богословских и филологических формулировок.
Александрова Ксения Алексеевна
Александрова К. А. Тематическое vs поэтическое в структуре стихотворения М. Цветаевой "Роландов рог" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 3 (21). С. 116-125.
PDF
В статье предпринят комплексный анализ стихотворения М. И. Цветаевой Роландов рог. Рассмотрев образную структуру, композиционные особенности, мотивы цветаевского текста, обратившись к его тематическому источнику —Песне о Роланде, —автор статьи приходит к выводу о наличии принципиальной оппозции между пафосом средневекового произведения и идейной подоплекой разбираемого стихотворения.
Марина Цветаева, «Роландов рог», поэтика, образ, мотив, композиция, «Песнь о Роланде», романтизм
Александрова Ксения Алексеевна
Александрова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 3 (21). С. 129-132. — Рец. на кн.: Chantal Crespel-Houlon. «Azur, azur, seconde terre…» Marina Tsvétaeva, poète. — P.: Les editions du Cerf, 2009. — 176 с.
PDF
Александрова Ксения Алексеевна
Александрова Е. А. Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 52-59. DOI: 10.15382/sturIV201435.52-59
В статье представлены результаты анализа социокультурных возможностей образовательного пространства для формирования у детей духовно-нравственной культуры в процессе разновозрастного событийного взаимодействия. Доказано, что к социокультурным возможностям образовательного пространства в данном контексте следует отнести вариативные культурные практики и пробы; модернизированные формы организации занятий и внеурочной деятельности детей (игра как спонтанный порядок); ситуации, требующие обсуждений и дискуссий. Показано, что для развития духовно-нравственной культуры важны разновозрастные сообщества детей и взрослых, вневозрастная встреча детей и взрослых, совместное проживание и переживание, что предполагает особый вид педагогической деятельности — педагогическое сопровождение. Выделены виды предтеч-ощущений, которые позволяют человеку воспринять моменты общения с человеком иного возраста как ситуацию встречи (Я вижу в Другом себя…). Представлены принципы организации вневозрастных встреч.
социокультурные возможности, образовательное пространство, детско-взрослое сообщество, вневозрастная встреча, духовно-нравственная культура, предтечи-ощущения, принципы.
1. Александрова Е. А. Как открыть школу родителям и для родителей // Народное образование. 2008. № 5. С. 219–224.
2. Александрова Е. А. Дети и родители в учреждении дополнительного образования: чем объединить? // Дополнительное образование и воспитание. 2009. № 10. С. 3.
3. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в образовательном пространстве // Новые ценности образования. 2009. № 1. С. 129–139.
4. Александрова Е. А. Взаимодействие детей и взрослых и создание открытого детсковзрослого сообщества // Новые ценности образования. 2009. № 4. С. 28–32.
5. Александрова Е. А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 2. С. 41–44.
6. Метлик И. В. Изучение религии в системе образования // Педагогика. 2003. № 7. С. 71–78.
7. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4. С. 7–13.
Александрова Екатерина Александровна
Александрова Т. Л. Парадоксы Федососия II // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 2 (42). С. 135-139. — Рец. на кн.: Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity. Ed. C. Kelly. Cambridge, 2013
PDF
Александрова Татьяна Львовна
Александрова Т. Л. Эпиграммы императрицы Евдокии в контексте ее первого паломничества в Иерусалим // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 3 (43). С. 9-31. DOI: 10.15382/sturIII201543.9-31
В данной статье эпиграммы, атрибутируемые императрице Евдокии (ок. 401–460), рассматриваются в контексте ее биографии и событий эпохи, в тесной связи с сохранившимися источниками, прежде всего с «Житием св. Мелании», принадлежащим перу современника Евдокии, пресвитера Геронтия. Предпринимается попытка связать эпиграммы с первым паломничеством царицы в Иерусалим. Уточняются сроки и датировка самого паломничества. Наиболее вероятным временем его представляется весна 438 г. Особое внимание обращается на то, что сроки паломничества царицы, судя по дошедшим временным указаниям в «Житии Мелании», «Житии Петра Ивера» и эпиграмме из Евхаит, оказываются весьма сжатыми: апрель — июнь. Сопоставление содержания эпиграмм с другими источниками позволяет соотнести их с известными эпизодами биографии Евдокии. На основе этих сопоставлений гипотетически реконструируется маршрут, которым следовала императрица (возможно, что в Иерусалим она ехала путем, описанным в итинерарии «Бордосский путник», а из Иерусалима — другим, восточным, через Пальмиру, Самосату, Мелитину и Евхаиты). Подтверждается, что основной целью ее паломничества было благодарение Богу за брак дочери, Евдоксии, с императором Запада Валентинианом III, явившийся важнейшим достижением внешней политики Феодосия II, но, помимо этого, путешествие было приурочено к торжествам, проводимым иерусалимским епископом Ювеналием, о чем умалчивают Геронтий и другие авторы-антихалкидониты, для которых имя епископа Ювеналия стало одиозным. Отвергается предположение Э. Кларк о том, что Евдокия и Мелания соперничали из-за обладания мощами мч. Стефана. Ни один из сохранившихся источников (в том числе рассматриваемая эпиграмма Палатинской антологии) не свидетельствует о существовании в этот период наследника престола, Аркадия II, однако при датировке паломничества Евдокии 438 г. остается вероятность его появления на свет в конце 438 — начале 439 г. Аутентичная эпиграмма Евдокии из Хамат-Гадара могла быть написана в период первого паломничества. Ее текст, а также текст спорной эпиграммы из Евхаит, содержащей благодарение мч. Стефану, коррелирует с рассказом о травме, полученной Евдокией во время церемонии, как он изложен в греческой версии повествования Геронтия (а не в латинской и не в метафрастовском пересказе всей истории), и со сроками пребывания Евдокии в Палестине, поэтому данная эпиграмма может быть подлинной. Вторая, спорная, эпиграмма из Хамат-Гадара теоретически может принадлежать царице, но определенных доказательств нет. Высказывается предположение, что спорная эпиграмма из Пафлагонии, написанная в технике центона, может представлять собой фрагмент стихотворного жития мч. Полиевкта Мелитинского, в честь которого Евдокия впоследствии построила храм.
императрица Евдокия, эпиграммы, паломничество, авторство, датировка, Геронтий, Мелания, мч. Стефан, Феодосий II, Аркадий II, Ювеналий, епископ Иерусалимский, Хамат-Гадер, Пафлагония, позднеантичная литература, византийская литература, христианство
1. Benedum J. 1978 “Der Badearzt Asklepiades und seine bithynische Heimat“, in Gesnerus, 1978, vol. 35, pp. 20–43.
2. Broise H. 2003 “A propos des thermes de Hammat Gader”, in Syria, 2003, vol. 80, pp. 217–235.
3. Burman J. 1994 “The Athenian empress Eudocia”, in Post-Herulian Athens. Aspects of life and culture in Athens A. D. 267–529, Helsinki, 1994, pp. 63–87.
4. Cameron A. 1982 “The empress and the poet: Paganism and Politics at the Court of Theodosius II”, in Yale Classical Studies, 1982, vol. 27, pp. 217–289.
5. Clark E. 1982 “Claims on the Bones of Saint Stephen: the Partisans of Melania and Eudocia”, in Church History, 1982, vol. 51/2, pp. 141–156.
6. Devos P. 1987 “Ľ année de la dédicace de saint Ėtienne à Jérusalem: 439”, in Analecta bollandiana, 1987, vol. 105, pp. 265–279.
7. Di Segni L. 1997 “The Greek Inscriptions of Hammat-Gader:, in The Roman Thermae at Hammat-Gader, Jerusalem, 1997, pp. 228—233.
8. Fagan G. Bathing in Public in the Roman World, Ann Arbor, 2002.
9. Green J., Tsafir Y. 1982 “Greek inscriptions from Hammat Gader”, in Israel Exploration Journal, 1982, vol. 32, pp. 77–96.
10. Holum K. G. Theodosian Empresses: Women and Imperial Dominion in Late Antiquity, Los Angeles, 1982.
11. Hunt Е. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire: AD 312–460, Oxford, 1982.
12. Janine R. Constantinople byzantine, Paris, 1950.
13. Klein K. 2014 “Do good in thy good pleasure unto Zion: the patronage of Aelia Eudokia in Jerusalem”, in Wiener Jahrbuch für Kunstgeschichte, 2014, vol. 60/6, pp. 85–95.
14. Livrea E. 1994 “Eudocianum”, in Paideia Cristiana, Roma, 1994, pp. 141–145.
15. Livrea E. 1996 “La slogatura di Eudocia in un̓inscrizione paflagone“, in Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 1996, vol. 119, pp. 43–49.
16. Livrea E. 1996 “La slogatura di Eudocia in un̓inscrizione paflagone“, in Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 1996, vol. 113, pp. 71–76.
17. Livrea E. 1997 “L’imperatrice Eudocia santa?“, in Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 1997, vol. 119, pp. 50–54.
18. Lurié B. 2005 “The Time of Poets or Praeparationes Areopagiticae. Dionysian Context in the Byzantine Holy Fool Conceptology”, in Amsterdam International Journal for Cultural Narratology, 2005, vol. 1, pp. 1–23.
19. Mango C. A. 2004 “Fake Inscription of the Empress Eudocia and Pulcheria’s Relic of Saint Stephen”, in Nea Rhome, 2004, vol. 1, pp. 23–34.
20. Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire, Cambridge, 1980, vol. 2: A.D. 395–527.
21. Nau F. 1914 “Résumé de monografies syriaques“, in Revue de lʼOrient chrétien, 1914, vol. 19, pp. 113–134.
22. Nutton V. Ancient Medicine, Routledge, 2013.
23. Sharf R. 1990 “Die „Apfel-Affäre“ oder gab es einen Kaiser Arcadius II?“, in Byzantinische Zeitschrift, 1990, vol. 83, pp. 435–450.
24. Sironen E. 1990 “An Honorary Epigram for Empress Eudocia in the Athenian Agora”, in Hesperia, 1990, vol. 59, pp. 371–375.
25. Sowers B. P. Eudocia: The Making of a Homeric Christian, Cincinnati, 2008.
26. Kelly C. (ed.) Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity, Cambridge, 2013.
27. Vanderlingen S. 1946 “Revelatio Sancti Stephani”, in Revue des Etudes Byzantines, 1946, vol. 4, pp. 178—217.
Александрова Татьяна Львовна
Александрова Т. Л. ГЕРОНТИЙ Житие преподобной Мелании (вступ. ст., пер. и коммент. Т. Л. Александровой) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 3 (43). С. 71-107. DOI: 10.15382/sturIII201543.71-107
Житие прп. Мелании, написанное в середине V в. пресвитером Геронтием, — выдающийся памятник житийной литературы. Оно дошло в двух редакциях — греческой и латинской. Обе редакции были обнаружены только в конце XIX — начале XX в.; с тех пор было осуществлено несколько изданий. По поводу того, какая редакция первична, высказывались разные мнения; в настоящее время более ранней считается греческая версия, хотя признается, что ни одна из дошедших редакций не является первоначальной. Предлагаемый перевод греческой версии «Жития прп. Мелании» выполнен по изданию Sources chrétiennes, сопровождается кратким вступлением и комментариями.
прп. Мелания Младшая, Геронтий, агиография, Феодосий II, Евдокия, мч. Стефан, Рим, Иерусалим, паломничество, позднеантичная литература, византийская литература, христианство

Александрова Татьяна Львовна
Александрова Т. Л. "Поэма о св. Киприане" императрицы Евдокии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 2 (47). С. 93-129. DOI: 10.15382/sturIII201647.93-129
Стихотворное житие свв. Киприана и Иустины, написанное императрицей Евдокией, дошло до нас в единственном списке XI в. Из трех частей, известных в пересказе патриарха Фотия, сохранились две (вторая — не до конца). Первые 99 стихов поэмы из того же списка сохранились отдельно и были опубликованы веком позже, чем основная часть. Считается, что поэма представляет собой парафраз уже существовавшего жития, однако выясняется, что сами святые неисторичны и что культ их на момент написания поэмы еще не был развит. Так что, возможно, поэма представляет собой древнейшую обработку бытовавшей ранее легенды и является плодом компиляции и переработки разнородных и разнообразных источников, прозаические же версии жития появились в результате школьного использования поэмы.
императрица Евдокия, «О св. Киприане», житие Киприана и Иустины, Киприан Антиохийский, Киприан Карфагенский, Фотий, Феодосий II, поэма, позднеантичная литература, византийская литература, христианство.
Александрова Татьяна Львовна
Александрова Т. Л. Гомеровский центон императрицы Евдокии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 50. С. 63-97. DOI: 10.15382/sturIII201750.63-97
Публикация представляет собой перевод на русский язык гомеровского центона пространной редакции, предположительно атрибутируемого императрице Евдокии. Перевод составлен в центонной технике из переводов «Илиады» Н. И. Гнедича и «Одиссеи» В. А. Жуковского. Во вступительной статье дается краткий обзор различных редакций христианских Гомеровских центонов. Первая и наиболее полная редакция (1НС) в значительной мере атрибутируется императрице Евдокии (V в.), которая переработала первоначальную редакцию епископа Патрикия в соответствии со своими эстетико-богословскими установками («благоволение Отца и послание Сына», «церковь от язычников»). Евдокия значительно расширила текст, используя так называемые δοιrδες (двойные строчки). С их помощью она создавала различные описания (экфразы), которые характеризуют эту редакцию.
гомеровский центон, Гомер, Патриций, Евдокия, византийская литература, христианство
Александрова Т. Л. «И дам тебе венец жизни…» Пруденций и его цикл Peristephanon // Поэты имперского Рима. М., 2013. С. 80–106.
Александрова Т. Л. Императрица Евдокия и 1-я редакция Гомеровского центона // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. № 6 (15) – Arbor mundi. Вып. 22. С. 81–100.
Поздняя латинская поэзия / Сост. М. Л. Гаспаров. М., 1982.
Agosti G. Alcuni Problemi relativi alla cesura principale nell̕ esametro greco tardoantico // Autour la césure. Actes du cillique Damon des 3 et 4 novembre 2000. Bern 2004. P. 61–80.
Eudocia Augusta. Homerocentones / Ed. М. D. Usher // Bibliotheca Graecorum et Romanorum Teubneriana. Lpz., 1999.
Homeri Ilias / Ed. T. W. Allen. Vols. 2–3. Oxford, 1931.
Homeri Odyssea / Ed. P. von der Mühll. Basel, 1962.
Homerocentones / Ed. R. Schembra // Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 62. Turnhout: Brepols, 2007.
Patricius, Eudocie, Optimus, Côme de Jérusalem. Centons homériques (Homerocentra) / Ed. A.-L. Rey // Sources Chrétiennes 437. P., 1998.
Sowers B. Retelling and misreading Jesus. Eudocia̕ s Homeric cento // Breaking boundaries. Female biblical interpreters who challenged the status quo / Ed. N. Calvert-Koyzis, H. Weir. N. Y.; L., 2010. P. 14–33.
Usher M. Homeric Stitchings. The Homeric Centos of the Empress Eudocia. Lanham, 1998.
Witby M. The Bible Hellenized: Nonnus' Paraphrase of St. John' Gospel and «Eudocia's» Homeric Centos // Texts and culture in late antiquity: inheritance, authority and change / Ed. J. H. D. Scournfild. Swansea, 2007. P. 195–232.
Witby M. Writing in Greek: classicism and compilation, interaction and transformation // Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity / Ed. C. Kelly. Cambridge, 2013. P. 195–218.
Александрова Татьяна Львовна
Александрова Т. Л. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 50. С. 167-170. — Рец. на кн.: Kaldellis A. The Byzantine republic. People and power in New Rome. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, and London, England, 2015
PDF
Александрова Татьяна Львовна
Александрова Т. Л. Императрица Евдокия — читательница Нонна Панополитанского? // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 55. С. 9-19. DOI: 10.15382/sturIII201855.9-19
В данной статье рассматриваются обнаруженные автором совпадающие словесные формулы в сочинениях двух поэтов V в. н. э., Нонна Панополитанского и императрицы Евдокии. Это лексические пересечения, обращение к одним и тем же редким словам, а также совпадения эпических формул, клише. Часть из них объясняется использованием общих источников, в первую очередь Гомера, а также единообразием поэтического языка эпохи. Однако при этом насчитывается более десятка уникальных совпадений. Даже если предполагать, что часть из них объясняется обращением к не дошедшим до нас общим источникам, очевидно, можно говорить о некоем творческом взаимодействии между двумя поэтами. Возникает вопрос, чьи сочинения первичны и кто у кого заимствовал. С точки зрения автора статьи, вероятнее, что Евдокия заимствовала лексику и готовые эпические формулы у Нонна, а не наоборот. У нее можно усмотреть также некоторые аллюзии на отдельные темы и образы поэзии Нонна. Поскольку датировка сочинений обоих авторов довольно ненадежна, уточнить ее при помощи этих совпадений не представляется возможным. Однако можно говорить об интересе к поэзии Нонна в константинопольских придворных кругах.
Нонн, Евдокия, эпические формулы, клише, лексические совпадения, позднеантичная поэзия, византийская литература
  1. Александрова Т. Л., пер., прим. Евдокия Августа. О св. Киприане // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 47. С. 93–133.
  2. Александрова Т. Л. Последние годы императрицы Евдокии в Палестине // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. Вып. 4. С. 55–64.
  3. Александрова Т. Л. Судьба творческого наследия Кира из Панополя в свете его биографии // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2017. Т. 16. № 1. С. 15–28.
  4. Александрова Т. Л. О времени и причинах удаления императрицы Евдокии во Святую Землю // Вестник Древней истории. 2017. № 77 (1). С. 106–125.
  5. Александрова Т. Л. Об авторстве предисловий к Гомеровскому центону // Восточные чтения: религии, культуры, литературы. Материалы IV Международной научной конференции 17–18 ноября 2017 г. Москва. Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. М., 2017. С. 11–17.
  6. Александрова Т. Л. Феодосий II и Пульхерия в изображении Созомена (к проблеме датировки «Церковной истории») // Вестник Древней истории. 2016. № 76 (2). С. 371–387.
  7. Захарова А., Торшилов Д. Глобус звездного неба. Поэтическая мастерская Нонна Панополитанского. М., 2003.
  8. Accorinti D. The Poet from Panopolis. An obscure biography and a controversial fi gure // Brills Companion to Nonnus of Panopolis / Ed. D. Accorinti. Leiden; Boston, 2016.
  9. Agosti G. Alcuni Problemi relativi alla cesura principale nell̕ esametro greco tardoantico // Autour la césure. Actes du colloque Damon des 3 et 4 novembre 2000. Bern, 2004.
  10. Agosti G. Greek poetry // The Oxford Handbook of Late Antiquity / Ed. S. Johnson. Oxford, 2012.
  11. Beckby H. Anthologia Graeca. 4 vols. Munich, 1965–1968.
  12. Cameron A. The empress and the poet: Paganism and Politics at the Court of Theodosius II // Yale Classical Studies. 1982. Vol. 27. P. 217–289.
  13. Deun van, P. The poetical writings of the empress Eudocia. An evaluation / Ed. J. den Boeft, A. Hilhorst // Early Christian Poetry. A Collection of Essays. Leiden, 1993. (Vigiliae Christianae Supplementa, 22.) P. 273–282.
  14. Livrea E. Ľ imperatrice Eudocia e Roma. Per una datazione del De S. Cypr. // Byzantinische Zeitshrift. 1998. Vol. 91 (1). P. 70–91.
  15. Ludwich А. Eudociae Augustae, Procli Lycii, Claudiani carminum Graecorum reliquiae. Leipzig, 1897.
  16. Magnelli E. The Nonnian Hexameter // Brills Companion to Nonnus… P. 361.
  17. Scheindler A. Paraphrasis s. evangelii Ioannei, Leipzig: Teubner, 1881.
  18. Schembra R. Homerocentones. Turnhout, 2007.
  19. Simelidis Ch. Nonnus and Christian literature // Brills Companion to Nonnus… P. 290–306.
  20. Tissoni F. The Reception of Nonnus in Late Antiquity, Byzantine and Renaissance literature // Brillòs Companion to Nonnus… P. 691–714.
  21. Witby M. Writing in Greek: classicism and comilation, interaction and transformation // Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity / Ed. C. Kelly. Cambridge. P. 195–217.
Александрова Татьяна Львовна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-6963-2263;
Электронный адрес: tatianaalexandrova@yandex.ru.
Александрова Т. Л. Императрица Евдокия. Гомеровский центон // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 55. С. 89-125. DOI: 10.15382/sturIII201855.89-125
В публикации представлена вторая часть Гомеровского центона. Первая часть, до стиха 851, опубликована в выпуске 50 за 2017 год. Там же содержатся вступительная статья и библиография.
Гомеровские центоны, Гомер, Патрикий, Евдокия, византийская литература, христианство
Александрова Татьяна Львовна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-6963-2263;
Электронный адрес: tatianaalexandrova@yandex.ru.
Александрова Т. Л. "Видение Дорофея" (pap. Bodmer, 29) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 59. С. 57-72. DOI: 10.15382/sturIII201959.57-72
Публикация представляет собой перевод раннехристианской поэмы «Видение Дорофея», сохранившейся в папирусном списке из Бодмеровского собрания (Pap. Bodmer, 29). Поэма написана гекзаметром и относится к середине IV в. Ее автор — предположительно сщмч. Дорофей Тирский, претерпевший мучения при Юлиане Отступнике. В поэме от первого лица рассказывается о видении дворца Бога, устроенного так же, как императорский дворец. Протагонист несет службу стражника, покидает свой пост, за что терпит наказание и вновь получает должность привратника, а также получает повеление в песнях воспеть свое видение. Символика «Видения» близка к гностической. Поэма содержит многочисленные лакуны. Это сочинение является одним из самых ранних христианских поэтических произведений, написанных гекзаметром.
«Видение Дорофея», видение, гекзаметр, Дорофей Тирский, императорский дворец, раннехристианская поэзия, позднеантичная литература
  1. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Дорофей, сщмч. // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 23–24.
  2. Agosti G. Contributi critico-testuali all’interpretazione della Visio Dorothei // Analecta papyrologica. Vol. VIII–IX. 1996–1997. P. 47–60.
  3. Bremmer J. An Imperial Palace Guard in Heaven: The Date of the Vision of Dorotheus // Zeitschrift fűr Papyrologie und Epigraphik. 1988. Bd. 75. P. 82–88.
  4. Gelzer Th. Zur Visio Dorothei. Pap. Bodmer, 29 // Museum Helveticum: schweizerische Zeitschrift für klassische Altertumswissenschaft. 1988. Bd. 4. H. 4. S. 248–250.
  5. Jones A. H. M., Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. 1: A.D. 260–395. Cambridge, 1971.
  6. Livrea E. Esichio e la Visione di Dorotheos // Glotta. 1992. Vol. 70. P. 71–81.
  7. Livrea E. Review: Vision de Dorothéos. Édité avec une introduction, une traduction e des notes par André Hurst, Olivier Reverdin et Jean Rudhardt // Gnomon. 1986. Bd. 58. H. 8. P. 687–711.
  8. Moreschini C. Norelli E.: Early Christian Greek and Latin Literature. Vol. 2. Peabody, 2005.
  9. Papyri Bodmer XXX–XXXVII: “Codex des Visions”: poè mes divers (Bibliotheca Bodmeriana) / Ed. A. Hurst, J. Rudhardt. München, l999.
  10. Papyrus Bodmer XXIX, Vision de Dorothéos, édité avec une introduction, une traduction et des notes par A. Hurst, O. Reverdin et J. Rudhardt. Cenéve: Cologny, 1984.
  11. The Vision of Dorotheus (Pap. Bodmer 29) / Ed., trans. A. H. M. Kessels., P. W. Van der Horst // Vigiliae Christianae. 1987. Vol. 41. № 4. P. 313–359.
  12. Van Berchem D. Des soldats chrétiens dans la garde imperial: observations sur le texte de la Vision de Dorothéos (Papyrus Bodmer XXIX) // Studii clasice. 1986. 24. P. 155–163.
  13. Vian F. A propos de la Vision de Dorothéos // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1985. 60. P. 45–49.
Александрова Татьяна Львовна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-6963-2263;
Электронный адрес: tatianaalexandrova@yandex.ru.