/
Результат поиска


Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возниконовения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 58-66.
PDF
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. В статье отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга, выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики, подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.
Православие, приходское образование, церковно-приходские школы, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание
Агеева Антонина Владимировна
Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55.
PDF
В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. Отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга. Выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики. Подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.
Православие, приходское образование, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание
Агеева Антонина Владимировна
Агеева А. В. Организация досуга детей и подростков в кадетских корпусах Российской империи в конце ХIХ - начале ХХ в. (по материалам журнала «Военная быль») // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 32-45. DOI: 10.15382/sturIV201536.32-45
В статье рассматриваются формы организации досуга детей и подростков, практиковавшиеся в кадетских корпусах Российской империи в конце XIX — начале ХХ в. Основным источником исследования послужили воспоминания бывших воспитанников кадетских корпусов, опубликованные в журнале «Военная быль» в период с 1952 по 1974 г. Наряду с традиционными видами досуга, такими как спортивные игры, экскурсии и походы, в источниках описываются более сложные формы его организации — корпусные музеи, рукописные кадетские журналы, кадетский летний лагерь в Петергофе, литературномузыкальные вечера и спектакли. Анализ источников позволяет сделать вывод о многообразии видов досуга кадет, выявить общие формы досуга, характерные для всех учебных заведений такого рода и уникальные, встречающиеся в отдельно взятых кадетских корпусах, а также выяснить некоторые методические особенности их организации.
история педагогики, военная педагогика, военно-учебные заведения Российской империи, кадетские корпуса, гендерное воспитание, внеклассная работа с подростками, формы организации детского досуга

Агеева Антонина Владимировна
Агеева А. В., Склярова Т. В. Методологические основы исследования учебных пособий для начального православного образования детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 11-17. DOI: 10.15382/sturIV201747.11-17
Охарактеризованы ведущие научные подходы к исследованию структуры и содержания учебных пособий для начального православного образования. В качестве основных названы культурологический, литературоведческий, психолого-педагогический, деятельностный и теологический подходы для изучения литературы по начальному религиозному образованию. В статье рассматривается как совокупность названных подходов и предлагаемых методов позволяет обнаружить средства, которыми достигаются учебные цели и задачи; определять, учебные ли это цели и задачи; выявлять способы деятельности по усвоению учебного материала. Детально охарактеризованы методы контент-анализа по принципу построения синквейна и инверсии учебных задач. Материалы статьи могут быть использованы для проведения экспертизы и рецензирования, стать ориентирами для авторов учебных пособий, могут быть положены в основу разработки единого учебно-методического комплекта для начального православного образования детей.
Начальное религиозное образование, православное образование, учебные пособия, методология исследования учебной литературы, контент-анализ учебной литературы
  1. Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 15.
  2. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. М., 2005.
  3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602110
  4. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. Вып. 7. С. 97.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Склярова Татьяна Владимировна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан Педагогического факультета;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Начальная ступень православного образования: конструирование содержания, принципы разработки учебных пособий и методик преподавания», реализуемого при финансовой поддержке Фонда развития ПСТГУ 05-0616/КИП 2.
Ромашина Е. Ю., Агеева А. В. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 73-81. DOI: 10.15382/sturIV201851.73-81
Социально-экономические, политические, культурные изменения середины XIX в. «запустили» процессы ускоренного развития и становления в России начального образования как сравнительно массового явления. Внимание педагогов — теоретиков и практиков — обратилось к проблеме метода обучения первоначальной грамоте. Важнейшее место в педагогических дискуссиях занял вопрос применения наглядности в рамках этого процесса. Достаточно заметным был вклад в дело наглядного обучения в начальной народной школе известного земского деятеля, автора нескольких учебников и методических пособий Николая Александровича Корфа. В статье проанализированы: книга для чтения «Наш друг» и руководства, составленные Корфом для учителей. По словам Корфа, его пособие являлось прямым продолжением «Родного слова» Ушинского, но в отличие от него было составлено с учетом особенностей народной сельской школы. Корф считал совершенно необходимым выделение в курсе начальной школы особых уроков наглядного обучения. В статье выявлены взаимосвязи между теоретическими представлениями Н. А. Корфа об использовании наглядности при обучении грамоте и визуальным рядом его книги для чтения. Отмечено, что визуальные компоненты имели самостоятельное дидактическое значение. Описан алгоритм наглядного обучения грамоте, предложенный Корфом. Иллюстративный ряд его пособия выполнял функцию пояснения и дополнения текстов, снабжал детей прикладными полезными сведениями, знакомил с явлениями и процессами окружающего мира — как природного, так и созданного человеком. В статье подчеркивается, что хотя «Наш друг» содержал множество иллюстраций, но его визуальный ряд не был оснащен методически. Пособие включало в себя множество вопросов к текстам, но в нем практически не было заданий к визуальным материалам.
Н. А. Корф, наглядное обучение, обучение грамоте, букварь, азбука, книга для чтения, визуальный ряд, метод обучения, иллюстрация, образное мышление
  1. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. Изд. 1. СПб., 1871; изд. 11. СПб., 1882.
  2. Корф Н. А. Наши педагогические вопросы. М., 1882.
  3. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: кн. для учащих. СПб., 1881.
  4. Корф Н. А. Русская начальная школа: рук. для земских гласных и учителей сельских шк. СПб., 1879.
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Агеева Антонина Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а.