/
Результат поиска


Авдеев А. Г. Памятники книжности XVII века из Галичского уезда. "Сказание о явлении образа Божьей Матери Казанской в волости Бушнево" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 7-41.
PDF
В статье речь идет о редком памятнике древнерусской книжности, созданном в 40-е гг. XVII в. Его автором является крестьянин Макарий — уроженец починка Филино, непосредственный свидетель и участник явления чудотворной иконы. В приложении к статьте публикуется текст памятника.
Авдеев Александр Григорьевич
Авдеев А. Г. Надгробие архиепископа Ростовского и Ярославского Тихона // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 4 (41). С. 99-104.
PDF
Публикация посвящена новооткрытому памятнику средневековой русской эпиграфики — надписи на надгробии архиепископа Тихона, сообщающей о его кончине в 1512 г. В статье подробно описаны параметры плиты, расположение надписи на ней, то есть приводится полная документация источника. Изучение палеографических особенностей надписи позволило автору датировать ее происхождение более поздним временем, чем указанная в надписи дата смерти архиепископа, а именно второй четвертью XVI в. Надпись рассмотрена в широком историческом контексте, для сравнения приведены сведения письменных (летописных) источников и прослежены основные вехи биографии архиепископа. Благодаря открытию нового памятника автору удалось заполнить некоторые лакуны в судьбе ярославского и ростовского владыки и установить, что он прожил на покое более восьми с половиной лет, что из других источников неизвестно.
надгробие, надпись, архиепископ Тихон
Авдеев Александр Григорьевич
Авдеев А. Г. Новые эпиграфические источники о моровом поветрии 1654 г. в Московской Руси // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 1 (44). С. 121-132.
PDF
В статье публикуются два памятника эпиграфики из г. Галича (современный районный центр Костромской обл.) — валунное надгробие середины 50-х гг. XVII в. из некрополя посадской церкви Богоявления и надпись 1778/79 гг., отчеканенная на окладе иконы Спаса Нерукотворного, находящейся в иконостасе кафедральной Введенской церкви. Оба памятника эпиграфики связаны с моровым поветрием, охватившим Русское госу- дарство в 1654–1655 гг. В статье также ставятся вопросы о хронологии и границах рас- пространения данной эпидемии.
Московская Русь, древнерусская эпиграфика, надгробие, некрополь, Костромская обл., г. Галич, древнерусская иконопись, эпидемия, чума
Авдеев Александр Григорьевич
Авдеев А. Г. Эпиграфика и древнерусское градостроительство: надгробия конца XV—XVI в. и градостроительная структура Кашина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 147-169. DOI: 10.15382/sturII201456.147-169
В статье рассматриваются надгробия конца XV–XVI в. из Кашина (совр. Тверская обл.), которые являются важным источником по топографии средневекового Кашина конца XV — начала второй четверти XVI в. В этой связи в статье исследуется вопрос об истории городской структуры Кашина и направлениях ее развития в XV — конце XVI в. В основу исследования наряду с эпиграфическими памятниками положены опубликованные к настоящему времени источники и в их числе — летописи, жития кашинских святых, акты из монастырских архивов, Переписная книга церковных земель Кашина 1621 г., а также результаты археологических исследований, которые сообщают о наиболее ранних элементах городской застройки Кашина — крепости, храмах и монастырях, которые существовали в последней трети XIV — начале XVII в. Из них наиболее древними являются острог (выстроен заново в 1392/93 г.) и Успенский монастырь (первое упоминание — 1368 г.). Подписные надгробия, связанные с древними некрополями, добавляют в этот список первые упоминания Димитровского монастыря (1491 г.), церкви свв. Сорока мучеников Севастийских (1537), свв. Иоакима и Анны (1594) и Знамения Божьей Матери (1594). Сведения источников показывают, что в последней трети XIV — конце XVI в. территория посада Кашина развивалась от центра города в четырех направлениях. Северное, восточное и южное направления очевидно синхронны друг другу. Менее документировано источниками юго-западное направление, которое, видимо, развивалось менее интенсивно. Сохранившиеся источники демонстрируют разновременность возникновения отдельных участков городской застройки и опровергают распространившееся в краеведческой литературе представление о существовании «сакрального плана» Кашина, якобы положенного в основу застройки города. В статье выделяются периоды активного городского строительства, связанные с деятельностью кашинских князей Василия Михайловича (1319–1349/50) и Юрия Ивановича (1504–1533), а также тверского князя Бориса Александровича (после 1398–1461).
древнерусская эпиграфика, надгробия, Тверская область, Кашин, древнерусское градостроительство, посад, церкви, монастыри, преподобный Макарий Калязинский
Авдеев Александр Григорьевич
Авдеев А. Г. Идеальная стихотворная эпитафия для идеального архипастыря: из века XVII в век XVIII // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 41-62. DOI: 10.15382/sturII201774.41-62
В статье исследуются русские силлабические эпитафии эпохи барокко, активно бытовавшие в «кладбищенской» поэзии с последней четверти XVII в. до начала 1770-х гг. Сравнительный анализ эпитафий патриарху Никону, написанных в 1681/82 г. архимандритом Ново-Иерусалимского монастыря Германом, с эпитафиями провинциальным архиереям, созданными в конце XVII — начале 1770-х гг., показывает, что им была разработана структура эпитафии идеальному архипастырю, сочетавшая агиотипы и биографические факты. В XVIII в. ей в той или иной степени следовали авторы эпитафий епархиальным архиереям. В основу создаваемого ими образа идеального архипастыря были положены агиотипы следования тезоименитым святым и доброго пастыря, кротко, милостиво и смиренно пасущего «словесное стадо».
эпиграфика Московской Руси, русская эпиграфика XVIII в., стихотворная эпитафия, силлабическая поэзия, агиотип, патриарх Никон, архимандрит Герман, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви
Авдеев А. Г. Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
Авдеев А. Г. Первая эпитафия патриарху Никону архимандрита Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Германа // Человек и мир человека: Сб. статей Всероссийской научной конференции 26 июня 2006 г. Вып. III. Ч. I. Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2006. С. 197–208.
Авдеев А. Г. Барочные и агиографические черты в первой эпитафии Патриарху Никону архимандрита Германа // Человек в культуре русского барокко: Сб. статей по материалам международной конференции. М., 2007. С. 299–317.
Авдеев А. Г. Барочные и агиографические черты в первой эпитафии патриарху Никону архимандрита Германа // Вопросы теологии. Вып. 4: Материалы IV международной богословской научно-практической конференции 16 марта 2007 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007. С. 142–160.
Авдеев А. Г. Стихотворная эпитафия черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба // «Отголосок прошедшего в будущем»: Сб. научных статей преподавателей и аспирантов Исторического факультета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 80–92.
Авдеев А. Г. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как фактор культуры восточнославянского барокко // Истоки и традиции славянской письменности и культуры: Материалы областной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (МГОГИ, 23 мая 2012). Орехово-Зуево, 2012. С. 70–101.
Авдеев А. Г. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как феномен культуры восточнославянского барокко // Антропология литературы: методологические аспекты проблемы: Сб. научных статей: В 3 ч. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. Ч. 3. С. 14–22.
Авдеев А. Г. Стихотворная эпитафия Черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба // W kręgu problemów antropologii literatury. W stronę antropologii niezwykłości. Studia pod red. W. Supy. Białystok: wyd. Uniwersytetu w Białymstoku, 2013. S. 19–30.
Авдеев А. Г. Некоторые проблемы изучения русской стихотворной эпитафии последней четверти XVII — начала XVIII в. // ВЭ. Вып. VII: Материалы I Международной конференции «Вопросы эпиграфики»: В 2 ч. М., 2013. Ч. 2. С. 206–230.
Александрова И. Б. Поэтическая речь XVIII века: Учеб. пособие. М.: Флинта Наука, 2005.
Богданов А. П. Стих и образ меняющейся России. Последняя четверть XVII — начало XVIII в. М.: ИРИ РАН, 2005.
Брюсова В. Г. Холмогорский летописец и художник XVII в. (об одном из авторов Двинской летописи) // ТОДРЛ. 1961. Т. XVII. С. 445–453.
Василёв И. И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей (с рисунками и планами). СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1898.
Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века: Церковно-исторический очерк. СПб.: тип. И. В. Леонтьева, 1908.
Доба гетьмана Iвана Мазепи в документах / С. Павленко, сост. Київ: Вид. дім “Києво-Могилянська академія”, 2008.
Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского, с присовокуплением плана города Пскова. Ч. 3–4. Киев: тип. Киево-Печерской лавры, 1831.
Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М.: Северный паломник, 2002.
Зеленская Г. М., Святославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима: Историко-семиотическое исследование. М.: Древлехранилище, 2006.
Лабынцев Ю. А. Греко-«славенские» эпитафии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 1992. № 2. С. 102–108.
Макарий (Миролюбов) архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии. СПб.: Синодальная типография, 1857. VI, II, 514 c., илл.
Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей: История Нижегородской иерархии. Н. Новгород, 1999.
Мильчик М. И. Разгадка загадки портретов архиепископа Афанасия, или Еще раз об их атрибуции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. научных статей. Вып. III / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП — Принт, 2013. С. 254–257.
Новосадский Н. И. Греческая эпиграфика. Ч. I. М.: Изд. Московского археологического ин-та, 1915.
Полякова С. Византийские жития как литературное явление // Жития византийских святых. СПб.: Cоrvus, Terra Fantasnica, Росско, 1995. С. 5–38.
Преосвященные архиереи, погребенные в Вологодском Софийском соборе // ВолГВ, 1852. Часть неофиц.
Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006.
Сербина К. Н. Двинской летописец // ВИД. Т. V. Л.: Наука, 1971. С. 196–214.
Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. М.: тип. Бахметьева, 1863.
Сукина Л. Б. «Эпитафия Димитрию Ростовскому» Стефана Яворского в контексте культуры переходного времени // История и культура Ростовской земли. 2004. Ростов, 2005. С. 125–130.
Сукина Л. Б. От «учителя» и «учительства» к «ученому мужу» и «учености»: образ «ученой» деятельности в русской эпитафии XVII века // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 3. С. 68–72.
Таирова-Яковлева Т. Г. Повседневная жизнь, досуг и традиции казацкой элиты украинского гетманства. СПб.: Алетейя, 2016.
Фёдоров Анания. Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале. О построении и наименовании его, и о бывшем прежде в нем великом княжении, и о протчем к том потребном ради любопытных собранное из различных показаний в кратце // Временник ОИДР. 1855. Кн. 22: Материалы. С. 1–212.
Фёдоров Анания. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. Владимир: Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2012 (Публикация музейного памятника).
Царькова Т. С. Русская стихотворная эпитафия XIX–XX веков: Источники. Эволюция. Поэтика. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 1999.
[Шереметевский В. Н.]. Русский провинциальный некрополь. Т. 1: Губернии Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербурская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. М.: Изд-во Т-ва И. И. Кушнерев и Ко, 1914 (репр.: СПб., 2006).
Авдеев Александр Григорьевич
Авдеев А. Г. Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 61-80. DOI: 10.15382/sturII201986.61-80
В статье анализируются нарративные источники и памятники эпиграфики Московской Руси, свидетельствующие о разных случаях насильственной («напрасной») смерти (утопление, убийство и др.), которые традиционно считались препятствием для погребения на христианском кладбище и последующего церковного поминовения. Данные, зафиксированные этнографами во второй половине XIX — ХХ в., дали повод связать эти представления с пережитками язычества. В статье на основе анализа расширения информативных полей в эпитафиях XVI — начала XVIII в., а также окружных посланий иерархов Русской Православной Церкви делается вывод об отсутствии препятствий к погребению на кладбище и регулярном поминовении погибших насильственной смертью. При этом надписи на поминальных крестах, установленных на месте гибели человека, символизировали его мученическую кончину. Проанализированные источники позволяют считать, что гибель на государевой службе с 60-х гг. XVI в. стала восприниматься как одна из базовых ценностей служилого сословия. Все это позволяет считать, что суеверные представления о «заложных» покойниках на Руси не связаны с язычеством. Они возникли в христианскую эпоху и были постепенно преодолены в поминальной культуре на протяжении XVI–XVII вв., сохранившись на периферии народного сознания.
эпиграфика Московской Руси, погребальная обрядность, насильственная смерть, «заложные» покойники, поминальная культура, язычество, христианские суеверия
  1. Авдеев А. Г. К вопросу об иерусалимской символике древнерусских погребальных памятников // ВЭ. Вып. I. М., 2006. С. 202–215.
  2. Авдеев А. Г. К истории старорусской эпитафии: Надгробие князя Фёдора Ивановича Троекурова // XIII Тихомировские краеведческие чтения. К 150-летию со дня рождения Илариона Александровича Тихомирова: Материалы научной конференции, Ярославль, 21–22 октября 2011 г. Ярославль, 2012. С. 209–222.
  3. Алексеев А. И. Под знаком конца времён: Очерки русской религиозности конца XIV — начала XVI в. СПб.: Алетейя, 2002.
  4. Алексеев А. И. Установление «общей памяти» при митрополите Макарии. Исторический экскурс: церковное поминовение умерших «напрасною» смертью // Макарьевские чтения. Вып. VI: Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвящённой Памяти Святителя Макария (10–12 июня 1998 года). Можайск: Можайск — Терра, 1998. С. 102–122.
  5. Афанасьева И. А. Поминовение умерших всякого рода смертями (по материалам древнейших Синодиков-помянников) // Исторический журнал: научные исследования. 2018. № 5. С. 19–35. DOI: 10.7256/2454–0609. URL.:http://npublish.com/library_read_article.php?id=27290. Заглавие с экрана. (Дата обращения: 20.09.2018).
  6. Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М.: Модус Граффити, 1996.
  7. Беркович В. А., Егоров К. А. Московское белокаменное надгробие: Каталог. М.: ООО «ТМ Продакш», 2017.
  8. Булычев А. А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М.: Знак, 2005. (Studia historica).
  9. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978.
  10. Владимир, иером. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Ярославль, 1913.
  11. Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб.: изд-во Олега Абышко, 2010.
  12. Гордон П. Дневник 1677–1678 / Д. Г. Федосов, пер. с англ., статья и примеч. М.: Наука, 2005. (Памятники исторической мысли).
  13. Дергачёва И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М.: Кругъ, 2004. (Памятники древнерусской книжности IX–XVII вв.: исследования и публикации).
  14. Дергачёва И. В. Древнерусский Синодик. Исследования и тексты. М.: Кругъ, 2011. (Памятники древнерусской мысли. Исследования и тексты. Вып. VI).
  15. Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 2: Переславский и Александровский уезды. Владимир: типо-лит. В. Паркова, 1895.
  16. Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды. Владимир: типо-лит. В. Паркова, 1896.
  17. Ерусалимский А. А. Между канонизированными и демонизированными: казни Ивана Грозного в культурно-символической интерпретации // Одиссей: Человек в истории. 2009: Путешествие как историко-культурный феномен / А. О. Чубарьян, гл. ред.; С. И. Лучицкая, сост. М.: Наука, 2010. С. 361–390.
  18. Житие и страдание святого и праведного Иоанна убиенного Углецкого. Рыбинск: изд-во «ОАО Рыбинский Дом печати», 2011. (Письменные памятники древнего Углича. Вып. V).
  19. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественною смертию и русалки / Н. И. Толстой, вступ. ст.; Е. Е. Левкиевская, подг. текста, коммент., указат. М.: Наука, 1995. (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения).
  20. Золотов Ю. М. Каменный крест XVII в. со станции Жилево // СА. 1960. № 3. С. 333–335.
  21. Калайдович К. Письма к Алексею Федоровичу Малиновскому об археологических исследованиях в Рязанской губернии с рисунками найденных там в 1822 году древностей. М.: в Университетской тип., 1823.
  22. Клейн В. К. Надписи на гробницах в церкви Николая на Столпах. М.: печ. А. И. Снегиревой, 1905.
  23. Курбатов О. А. Военные реформы в России второй половины XVII века. Конница. М.: Квадрига, 2017. (Исторические исследования).
  24. Лебедев А. Е., свящ. Историко-статистический очерк Псковоградской Варлаамовской церкви. Псков: тип. Псковского губернского правления, 1895.
  25. Левина Т. В. Белокаменное надгробие XV — начала XVIII века. Собрание музея-заповедника «Коломенское» // РСН–1. М.: Наука, 2006. С. 82–123.
  26. Левкиевская Е. Е. Покойник «заложный» // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4: П (Переправа через реку) — С (Сито). М.: Международные отношения, 2009. С. 118–124.
  27. Логинов К. К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М.; Петрозаводск: Университет Дмитрия Пожарского, 2010.
  28. Лукин П. В. Народные представления о государственной власти в России XVII века. М.: Наука, 2000.
  29. [Максим Грек] Инока Максима Грека послание на безумную прелесть и богомерскую мудръствующих, яко погребания для утопленаго убитаго бывают плодотлительны стужы земных прозябений // Сочинения преподобного Максима Грека. Ч. III. Казань, 1897. С. 138–145.
  30. Мартынов А. А. Каменная летопись Москвы // Русский архив. 1895. Кн. 2. С. 97–109, 219–240, 383–395, 521–528.
  31. Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича (по документам РГИА). Вып. 1. Екатеринбургская, Оренбургская и Пермская епархии / Публ. Д. Н. Шилова. СПб.: ВИРД, 2003. (Русский некрополь. Вып. 14).
  32. Миллер Г.-Ф. История Сибири. Т. III / Изд. подг. С. И. Вайнштейн, Е. П. Батьянова. М.: Восточная литература, 2005.
  33. Мусин А. Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. (Militaria Antiqua, VIII).
  34. Надписи с Русских древних памятников до конца XVII века // Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии / К. Тихонравов, сост. и изд. М., 1857. С. 43–72.
  35. Николаева С. В. Поминания воинов, жертв военных действий и репрессий как отражение социальной функции монастырей (на примере синодиков Троице-Сергиева монастыря) // Софiйськi читання. Матерiали VI Мiжнародноï науково-практичноï конференцiï «Християньскi святыни — скрижалi Вiчностi, Мудростi й Краси: новi гранi пiзнання» (м. Киïв, 26–27 травня 2011 р.). Киïв: ВД «АДЕФ-Украïна», 2013. С. 117–127.
  36. Николаева Т. В. К изучению некрополя Троице-Сергиевой лавры // СЗГИХМЗ. 1960. Вып. 3. С. 181–190.
  37. Новгородская I летопись младшего извода // ПСРЛ. Т. III. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 101–427.
  38. Новгородские писцовые книги. Т. VI: Книги Бежецкой Пятины. I. 1501 г. — II. 1551 г. — III. 1564 г. СПб.: Сенатская типография, 1910.
  39. Новгородские синодики XIV–XVII веков / Т. И. Шаблова, подг. текстов, исследование СПб.: Алетейя, 2017.
  40. Определения Владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла II // РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV в. СПб.: Археографическая комиссия, 1908. Стб. 83–102.
  41. Панченко В. Б., Фёдоров И. А. Каменные кресты из д. Войносолово: новые исследования // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 31: Материалы XXXI научной конференции, посвящённой 85-летию археологического изучения Новгорода. Великий Новгород, 25–27 января 2017 г. / Е. В. Носов, отв. ред. Великий Новгород: Любавич, 2017. С. 80–88.
  42. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1999. (Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. XV).
  43. Плешанова И. И. Керамические надгробные плиты Псково-Печерского монастыря // НЭ. 1966. Т. VI. С. 149–206.
  44. Плешанова И. И. Каменные надгробные плиты Псково-Печерского монастыря // НЭ. 1978. Т. XII. С. 63–185.
  45. Русская вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы / Изд. Н. Полевой. Т. 1. М.: в тип. А. Семена при Императорской Медицинско-Хирургической Академии, 1833.
  46. Русский провинциальный некрополь. Картотека Н. П. Чулкова из собрания Государственного Литературного музея // Река времён. Кн. IV. М.: «Эллис Лак», «Река времён», 1996.
  47. С. А. Древний каменный крест (близ г. Шуи) // Владимирские губернские ведомости. 1846. № 34. Часть неоф. С. 156.
  48. Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М.: Древлехранилище, 2000.
  49. Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  50. Синодик Иосифо-Волоколамского монастыря (1479–1510-е годы). Подг. текста и иссл. Т. И. Шаболовой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. (Святые и святыни Русской земли).
  51. Слова и Поучения Серапиона Владимирского // БЛДР. Т. 5: XIII век. СПб.: Наука, 1997. С. 370–375.
  52. Топорков А. Л. Магические тексты в устных и рукописных традициях России XVII–XVIII вв. // Одиссей: Человек в истории–2008: Script / Oralia: взаимодействие устной и письменной традиций в Средние века и раннее Новое время / А. О. Чубарьян, гл. ред. М.: Наука, 2008. С. 13–28.
  53. Уставная грамота патриарха Адриана, данная архимандриту Троицкого Сергиева монастыря Евфимию / Сообщ. А. Н. Попов // Временник ОИДР. 1851. Кн. 11: Смесь. С. 30–46.
  54. Устюжский летописец // ПСРЛ. Т. 37. М.: Наука, 1982. С. 104–125.
  55. [Шереметевский В. Н.]. Русский провинциальный некрополь. Т. 1: Губернии Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербурская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. М.: изд-во Т-ва И. И. Кушнерев и Ко, 1914. (репр.: СПб., 2006).
  56. Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. (Kunstkamera Petropolitana).
  57. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.
  58. Яганов А. В. По поводу происхождения памятного креста по стряпчему С. М. Пустошкину // ВЭ. Вып. V. М., 2011. С. 362–369.
Авдеев Александр Григорьевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедры истории России;
ORCID: 0000-0001-7253-9126;
Электронный адрес: avdey57@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Corpus Inscriptionum Rossicorum / Свод русских надписей» при поддержке Фонда развития ПСТГУ. См.: URL: http: //cir.rssda.su.