/
Результат поиска


Абрамов С. И. Христианское понимание принципа субъектности в процессе духовно-нравственного воспитания личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 127-136.
PDF
Говоря о значении православной веры в деле воспитания ребенка, автор рассматривает такое понятие в педагогике, как «принцип субъектности», то есть «развитие способности ребенка осознавать свое «я» во взаимоотношениях с Богом и миром». Осуществление процесса «самоопределения и саморазвития ребенка на основе принципа субъектности» возможно, по мнению автора, только при наличии цельной образовательной деятельности, включающей в себя педагогическую поддержку совместно со священником. Такая деятельность в наибольшей степени осуществима, утверждает С.И. Абрамов, в области дополнительного образования. Она оказалась наиболее устойчивой в период многочисленных реформаторских процессов и остается самостоятельной сферой для развития индивидуальных качеств ребенка, «соотносимых с творчеством и способностями личности».
Абрамов Сергей Иванович
Абрамов С. И. Исследование влияния православно-ориентированной педагогики на процесс личностного развития младшего школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 155-164.
PDF
Сопоставляя цели и задачи православного и нерелигиозного воспитания, автор ищет сферу их пересечения. Статья отвечает на вопросы – противоречит ли светская секулярная педагогика идеям педагогики православной и нужно ли православному педагогу развивать индивидуальность ребенка. Автором интерпретируются результаты проведенного им экспериментального исследования личностного развития младших школьников и сопоставляются с аналогичными данными, описанными исследователями ранее. Для исследования были выбраны два третьих класса городских общеобразовательных школ и два класса православной гимназии. Цель исследования – выяснить, существуют ли различия в личностном развитии детей, обучающихся в условиях городских общеобразовательных школ и православных гимназий.
Абрамов Сергей Иванович
Абрамов С. И. Значение эстетической деятельности в духовно-нравственном воспитании детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 7-15.
PDF
Автор статьи считает, что эстетическая деятельность имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения и входит важнейшей составляющей в процесс духовно-нравственного становления личности. При этом она не может не опираться на принятые во всем христианском мире культурные ценности. Обращаясь к эстетическим категориям, С.И. Абрамов рассматривает такое понятие, как «красота» с позиции западноевропейского, религиозно-мистического духа и с позиции православного богословия.
Абрамов Сергей Иванович
Абрамов С. И. Роль педагогической деятельности духовно-просветительского центра малого города в развитии личности старшего школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 46-56.
PDF
В статье автор обращается к изучению роли православного духовно-просветительского центра (ДПЦ) в процессе духовно-нравственного воспитания старшего школьника. Была исследована эффективность такой работы в условиях малого города. Полученные результаты проведенной автором научно-исследовательской работы показали, что школьник, посещающий занятия ДПЦ, имеет более благоприятные условия для развития личности, чем его сверстник, посещающий занятия светского учреждения дополнительного образования. Что говорит о необходимости включения ДПЦ в современный процесс духовно-нравственного воспитания в условиях малого города.
духовно-нравственное воспитание, старший школьник, условия малого города, православный духовно-просветительский центр, ценностные ориентации старшего школьника, личностный рост.
Абрамов Сергей Иванович
Абрамов С. И. Агиография и фольколор как средство духовно-нравственного воспитания школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 62-70.
PDF
Сегодня, когда все более ширится сотрудничество Русской Православной Церкви с государственной школой и появление священника в светском учебном заведении уже не является событием из ряда вон выходящим, возникает вопрос о взаимодействии принципов, методов, форм и средств светского и религиозного подхода к педагогической деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников. Одним из таких средств является воспитание на материалах святоотеческой литературы.
агиография, церковно-житийная литература, фольклор, святоотеческая литература, православное воспитание, духовно-нравственное воспитание, взаимодействие светского и религиозного подходов к педагогической деятельности.
Абрамов Сергей Иванович
Абрамов С. И. К вопросу о духовности в патриотическом воспитании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 85-93.
PDF
Патриотическое воспитание —вопрос первостепенной важности. Без этого базиса невозможно становление полноценной личности. В данной статье рассматривается роль духовности в процессе воспитания. Автор на примере стихотворений русских поэтов показывает, что духовность —это, в первую очередь, вера в Бога и любовь к своей Родине, без которых невозможна реализация лучших качеств во всех сферах жизни человека.
воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовность, русская поэзия, первообраз.
Абрамов Сергей Иванович
Абрамов С. И. Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 33-44. DOI: 10.15382/sturIV201432.33-44
В данной работе на основании историко-философского подхода рассматривается понятие «досуг» и делаются следующие выводы. В античности понятие досуг было жестко связано со школой, в центре образовательной деятельности которой стояло развитие личности ученика. Такой подход разделил общество на два слоя: образованных — досужих людей и трудящихся — несвободных. Христианская педагогическая парадигма рассматривает не только досуг, но и всю жизньчеловека как путь обретения свободы во Христе, в связи с чем в патриархально-аграрный период развития отечественного общества духовная составляющая превалировала как в выборе, так и в проведении досуга. В период становления капитализма городской пролетарий обретает урезанный, спорадический досуг, духовно-нравственное содержание которого строится на утилитарных «Женевских идеях». При социалистическом обустройстве общества в Советском Союзе происходит четкое разделение свободного и рабочего времени человека, что дает основание для систематического нравственного развития личности школьника в досуговый период на основании атеистического подхода в педагогике.Во время становления общества постмодерна досуг и труд поменялись местами в сфере формирования личности человека, и перед педагогами встали вопросы дальнейшего развития досуговой педагогики в аспекте духовно-нравственного развития личности. Далее делается попытка определения ответов на эти вопросы на примере деятельности Педагогического факультета ПСТГУ в ДОСК г. Анапа.
педагогическая наука, досуг, формирование личности, духовно-нравственное воспитание, свободный выбор человека, нерабочее время, греческая система образования, православный педагогический подход, «Женевские идеи», коммунистическая педагогика, педагогика п
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2006. С. 7.
2. Бросалов А. О Марксе и марксизме. А также о наших целях и нашем будущем. [Электронный ресурс.] URL: http://eot.su/smi/analitika/aktualnost-marksizma
3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. [Электронный ресурс.] URL: http://nkozlov.ru/library/pd/d4447/
4. Достоевский Ф. М. Подросток. [Электронный ресурс.] URL: http://www.klassika.ru/read.html?proza/dostoevskij /podr.txt&page=45
5. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений: В 50 т. 2-е изд. М., 1969. Т. 46. Ч. 2. С. 217.
6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М., 2003. Кн. 2. С. 58–60.
7. Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М., 2013. С. 105.
8. Маркс К. Критика Готской программы. [Электронный ресурс.] URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_m/kritika_got.html
9. Слободчиков В. И. Решительный шаг на пути к христианской психологии. Предисловие к книге М. Н. Мироновой «К сближению психологии с христианской антропологией: трактат об умной силе души и доминанте». Калуга, 2013. С. 15.
10. Советский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari.yandex.ru/
11. Сократ Платонов. После коммунизма. Книга, не предназначенная для печати. М., 1989. [Электронный ресурс.] URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PLATONOV_S/_Platonov_S..html
12. Толковый словарь живаго Великорускаго языка. В. И. Даля. [Электронный ресурс.] URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=7687&sl=oj
Абрамов Сергей Иванович
Абрамова М. А. Куртуазный идеал в позднесредневековом нарративе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 4 (44). С. 7-15. DOI: 10.15382/sturIII201544.7-15
Статья посвящена одному из ключевых в истории развития романного жанра произведений — «Маленькому Жану де Сентре» Антуана де ля Саля, которое рассматривается в контексте парадигматических конфликтов рыцарского романа в целом. Автор сосредотачивается на тех элементах поэтики «Маленького Жана», которые восходят к ранним образцам рыцарского романа (прежде всего XII столетия, в частности Кретьена де Труа), что позволяет выявить семантические константы жанра, проявляющиеся на разных этапах его развития. В первую очередь они связаны с осмыслением отношений Дамы и героя-рыцаря. Показывается также, что переосмысление куртуазных идеалов и псевдоисторизм персонажей в «Маленьком Жане» способствуют формированию понятия «литература» в новом, близком к современному смысле.
Позднее Средневековье, трансформация куртуазных идеалов, парадигматические конфликты рыцарского романа, образ рыцаря, отношения героя и Дамы, соотношение вымысла и реальности, создание художественной реальности нового типа
1. Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М.: Наука, 1993.
2. Евдокимова Л. В. Французская поэзия позднего Средневековья (XIV – первая треть XV в.) М., 1990.
3. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 1993.
4. Клюева Е. В. Мельница мысли. Поэзия Карла Орлеанского. М.: ПСТГУ, 2005.
5. Лукасик В. Ю. Куртуазная эстетика в поэме Алена Шартье «Немилосердная красавица» // Начало: Сб. статей. Вып. 6. М.; ИМЛИ РАН, 2003. С. 75–93.
6. Чекалов К. А. Антуан де ла Саль: между вымыслом и истиной // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001. С. 239–273.
7. Blanchard J. 1995 “Introduction” // Аntoine de la Sale. Jehan de Saintré, Paris, 1995, p. 8.
8. Desonay F. Antoine de la Sale aventureux et pédagogue — Essai de biographie critique, Liège, Paris, 1940.
9. Jamme А. 1995 “Bâtardise et patrimoine: les débuts dans la vie d’Antoine de La Sale (1386–1411)”, in Bibliothèque de l’École des chartes, 1995, vol. 153, pp. 161–175.
10. Kristeva J. Le texte clos, Paris, 1968.
11. Lefèvre S. Antoine de la Sale. La fabrique de l’œuvre et de l’écrivain, Genève, 2006.
12. Szkilnik M. Jean de Saintré. Une carrière chevaleresque au XVe siècle, Genève, 2003.
Абрамова Марина Анатольевна
Абрамов С. И. Проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 32-40. DOI: 10.15382/sturIV201643.32-40
В данной работе на основании светского и религиозного педагогических подходов рассматривается проблема взаимодействия педагога и воспитанника в процессе духовнонравственного воспитания. И делаются следующие выводы: педагогическое взаимодействие зависит от гармонического сочетания трех факторов: деятельности, организации деятельности, педагогических отношений — объективных (внешнее педагогическое воздействие) и субъективных (внутренний настрой) педагога и учащегося. Эти положения наиболее актуальны в сфере духовно-нравственного воспитания, требующего построения определенной системы, базирующейся на синтезе идей религиозной и светской педагогики, что может быть осуществлено на основе трех педагогических принципов: культурно-антропологическом, интерактивности и дополнительности. Религиозное воспитание как компонент духовно-нравственного имеет два уровня: рациональный и сакральный, освоение которых требует свободного выбора воспитанника, осуществляемого на уровне внешней (нравственной) и внутренней (духовной) свободы. Освоение данных уровней воспитанником мыслится как гармоническая связь развития нравственности (внешняя свобода на рациональном уровне развития) со становлением его духовности (внутренняя свобода на сакральном уровне), обусловленная свободным, творческим духовным взаимодействием педагога и воспитанника в детско-взрослом пространстве.
воспитательные отношения, педагогическое взаимодействие, рациональный и сакральный уровни религиозного воспитания, духовнонравственное воспитание, свободный выбор, саморазвитие
1. Материалисты Древней Греции. М., 1956.
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / В. А. Сластенин, ред. М., 2000.
3. Писаренко В. И. Проблема воспитания в современной педагогике // Известия ЮФУ: Технические науки. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-vospitaniya-vsovremennoy-pedagogike.
4. Склярова Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.
5. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1905. Т. 11. Кн. 2.
6. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 2: Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.; Л., 1948. С. 446.
7. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, статья 2. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/.
Абрамов Сергей Иванович